Использование метода проектов для организации самостоятельной работы учащихся


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №85
г. Тольятти Самарской области.





Использование метода проектов для организации самостоятельной работы учащихся.


Выступление на заседании методического объединения
учителей иностранного языка.


Подготовлено
учителем английского языка
Никулиной Е.В.











Метод проектов возник в США в конце 19 века. Интересен тот факт, что поначалу его применяли только в сельскохозяйственных школах, а в конце первого десятилетия 20 века он был перенесен в общеобразовательную школу. К тому времени в педагогической литературе появился и сам термин «метод проектов». Профессор Колумбийского университета У. Килпатрик разработал психолого-педагогическое обоснование данного метода. Пол проектом он понимал всякий целевой проект, всякий случай целевой активности, где «господствующее намерение как внутреннее побуждение:
устанавливает цель действия;
руководит его процессом;
обосновывает его направление, его внутреннюю мотивировку.
Интересно следующее высказывание: «Ребенок, который хотел бы поднять камень и не в силах этого сделать, может не продолжать бесплодных усилий ради цели, явно недостижимой и, вместе с тем, не отказываться от своего намерения; он может додуматься до какого-либо иного способа, сдвинуть камень с места; он может, например, попытаться покатать его шестом».
Вот на такой основе и строилась структура проекта. Она содержала четыре элемента:
чувство реальной, жизненной потребности, способной вылиться в вопрос, который должен возникнуть у самого ученика;
возрастающий интерес и энтузиазм, в результате которого появляется активность;
поиск соответствующих средств и материалов;
организация для выполнения, образовавшегося проекта.
Главными целями использования проектной методики при организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку являются:
-показать умение отдельного ученика или целой группы использовать приобретенный в процессе обучения исследовательский опыт;
-реализовать свой интерес к предмету исследования;
-приумножить знания о выбранном предмете исследования и донести все это для других учащихся своего класса или учащихся соседних классов;
-продемонстрировать уровень владения иностранным языком;
-создать прочную языковую базу у обучаемых;
-научить учащихся принимать личную ответственность за продвижение в обучении;
-создавать условия для развития личности учащегося, так как проект развивает активное самостоятельное мышление и учит ученика не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике;
-дать возможность ученику при защите проектов почувствовать, что он выступает как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проектировать какие-то необходимые изменения для улучшения владения иностранным языком;
-совершенствовать умения участвовать в коллективных формах работы, т.е. умение работать в сотрудничестве;
-научить самостоятельно, добывать знания.
Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для каждого ученика, участвовавшего в разработке проекта, а также разработку проблемы целостно с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов.
Е, С. Полат предлагает следующую типологию проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентировочные.
По признаку предметно-содержательной области проекта выделяют: монопроекты и межпредметные проекты.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.
Все эти элементы имеют существенное значение для правильной организации самостоятельной работы учащихся.
С учетом специфики формирования коммуникативной компетенции проекты по английскому языку можно разделить на:

I. Cоциокультурные:

1. Социолингвистические

2. Культуроведческие (страноведческие):

а) историко-географические;

б) этнографические;

в) политические;

г) экономические.

3. Социальные.

II. Ролево-игровые и игровые:

а) воображаемые путешествия;

б) имитационно-деловые;

в) драматические;

г) имитационно-социальные





Анализ практики использования метода проектов показал, что для продуктивной совместной или индивидуальной деятельности в проекте учащиеся должны владеть целым рядом общеучебных умений:

1) интеллектуальными: работать с информацией, анализировать, систематизировать, обобщать ее, устанавливать ассоциации с ранее изученным, делать выводы;

2) творческими: генерировать идеи, находить многовариантные решения проблемы, предвидеть возможные последствия принимаемых решений;

3) коммуникативными: вступать в общение, слушать партнера по общению, адекватно влиять на собеседника, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс с собеседником, прогнозировать результат своего высказывания и др.

4) социальными: сотрудничать с другими, принимать точку зрения других, нести ответственность за результаты своего труда, подчиняться решению группы, доверять членам команды.

Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка (ИЯ), следствием чего является повышение интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе “добывания знаний” и их сознательного применения в различных иноязычных речевых ситуациях, а значит, способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их языковой личности, высокой мотивированности обучаемых.

В поурочном планировании по предмету после изучения разделов предусмотрено выполнение проекта. (примеры)
2 класс- «Веселая азбука» - книга- азбука
5 класс- «Парад животных» -не существующее животное
«Пенал моей мечты»
6 класс- «Я- директор ТВ»- придумать ТВ передачу и представить ее.
8 класс- «День изобретений» - придумать новое изобретение, помогающее по дому.
9 класс- «Школа моей мечты»
10 класс- «Идеальная политическая система»
11 класс – «Хочу быть критиком»- рейтинговая система фильмов в России, ремейк фильма.