Сопровождение к презентации «Мир глазами света и добра в творчестве А. П. Платонова»
Сопровождение к презентации
«Мир глазами света и добра в творчестве А. П. Платонова»
3 слайд. « Человечество одно дыхание… Больно одному – больно всем. Умирает один – мертвеют все… Будем человечеством, а не человеками в действительности », — призывал Андрей Платонов.
4 слайд. «Ты кто? Отчего ты живешь? Хорошо тебе или нет?», - такие вопросы задает мальчик Егор — герой рассказа Андрея Платонова «Железная старуха», написанного в 1951 году. Не эти ли вопросы ставит перед нами сам Платонов? На первый взгляд рассказ кажется детским, на самом же деле, используя образ ребенка, Платонов ставит перед нами важные, глубокие философские вопросы.
Что же это за писатель, который заставляет во время чтения думать и чувствовать одновременно, останавливаясь на каждой строчке, даже на каждом слове? Здесь не только тайна мастерства, это тайна человека, разгадывание которой, по убеждению Достоевского, есть единственное дело, достойное того, чтобы посвятить ему жизнь.
5 слайд. Открываешь все «тайны» Платонова, когда читаешь его маленькие рассказы: «Неизвестный цветок», «Корова», «Юшка», «Третий сын», «Железная старуха».
6слайд. Запоминается первое предложение рассказа «Железная старуха»: «Шумели листья на дереве; в них пел ветер, идущий по свету». Складывается впечатление, что это начало волшебной сказки, ведь поет «ветер, идущий по свету», чудится слабый шепот листвы (может быть, благодаря звукописи). И таким светом и добром веет от каждой платоновской строки…
7 слайд. Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в «жизненное творчество добра», в «мир и свет», хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории «зарю прогресса человечества». Писатель-реалист, Платонов понимал, почему «жизнь на время оставляет» того или иного человека, подчиняя его без остатка ожесточенной борьбе, почему «неугасимая жизнь» то и дело гаснет в людях, порождая вокруг мрак и войну. И все же именно Платонов смотрит на мир глазами света и добра более чем кто-либо. И в этом легко убедиться.
8 слайд. Ведь у него даже есть рассказ с названием «Свет жизни», в котором автор вместе с главным героем Акимом повествует о безмерной любви к жизни. А.Платонов горячо любит свою Родину, родной край. Он пристально всматривается в глубины человеческой души, улавливая любые, даже еле заметные, проявления нравственности. Писатель увидел народ во всей его душевной глубине и искренне поражался человеческой красоте, хлынувшей оттуда сильным и ясным светом.
9 слайд. На сегодняшний день имя Андрея Платонова широко известно как у нас, так и за рубежом, и со временем читательский интерес к его творчеству не спадает, а, скорее, идет по нарастающей. Что и не удивительно – ведь круг проблем, очерченных в книгах писателя, ведется от изначальных представлений человека о мире – но при этом рассматривается с позиций современности, с позиций человека, вобравшего в себя культурный и исторический пласт России и мира в целом. Подтверждением этого является факт проведения Международного Платоновского фестиваля искусств.
Литературное направление Платоновского фестиваля отмечено разнообразием интересных проектов – Платоновский клуб, призванный объединить под знаком Андрея Платонова литературное, научное и культурное сообщества России и других стран, «Мастерская перевода», эстафета-чтение произведений Андрея Платонова, уникальные издательские проекты, творческие встречи с известными российскими писателями и поэтами, среди которых Алексей Варламов, Виктор Ерофеев, Захар Прилепин, Сергей Гандлевский, Лев Рубинштейн, Евгений Гришковец, Дмитрий Быков, Павел Басинский, Марина Москвина, Вера Павлова, Владимир Шаров, Юрий Нечипоренко и другие. В рамках фестиваля впервые в истории Воронежа стала проводиться Книжная ярмарка с участием независимых книжных издательств, детской программой, уличными шоу и открытыми бесплатными концертами.
10 слайд. Фотографии
11 слайд. Уже открыта шестая выставки «Мир Андрея Платонова глазами художников разных поколений». Ее основная идея - собрать под одной крышей разные взгляды на творчество Платонова. Для работы над каждым из произведений художники ищут свой особенный метод – адекватный свет и цвет, технику, особенности перспективы. Интересной кажется идея вешать под каждым рисунком те отрывки текста, который он иллюстрирует. Зритель получает возможность сравнить, как одна и та же идея воплощена в слове и в живописи. Вот где мир глазами света (и цвета) в прямом смысле!
12 слайд. Когда читаешь произведения Платонова, создается такое впечатление, что писатель смотрит на мир не со стороны, а изнутри его: глазами цветка, соринки, листа, жука, червяка; он знает их мысли и чувства. Вспомним рассказ «Неизвестный цветок». Цветок трудится день и ночь, чтобы не умереть, он превозмогает терпением свою боль от «голода и усталости». Так можно сказать только о живом, разумном существе. Вероятно, дело в том, что Платонов сострадал всему живому, что есть в мире: листу, животному, человеку. И если для обычного человека мир может предстать только олицетворенным, то у Платонова все вокруг живет своей собственной жизнью, как и человек.
13-14 слайды.
Вернемся к рассказу «Железная старуха», сюжет его таков: мальчик Егор вступает в диалог с миром, чтобы понять его, и, кроме того, он хочет убить «железную старуху» (судьбу? смерть?). Кажется, замысел рассказа вполне ясен, но это только первое впечатление. Поэтому непременно нужно разобраться, почему мальчик всем: жуку, червяку, ветру, матери, себе, «железной старухе» - задает вопросы: «Ты кто?», «Отчего ты живешь?» В этих вопросах открывается основная мысль рассказа: человек хочет понять, кто он в мире. Платонов подводит нас к мысли о том, что человек не хочет быть одиноким в мире, и эпизод с жуком здесь символичен. В описании насекомого невольно замечаешь такие детали, как «маленькое неподвижное лицо», «добрые глаза», «ноги и руки». Не случайно Егору «стало скучно», когда жук улетел. Мальчик интуитивно чувствует, что одинок в мире, но он не хочет «скучать» и пытается приникнуть к круговороту жизни, ощутить свою зависимость от ветра, звезд, лопуха, жука. Поразительно, но крохотный эпизод, рассказывающий о встрече мальчика с неразговорчивым жуком, больше напоминающим человека, чем насекомое, столько открывает в рассказе.
15 слайд. Для Платонова главное, чтобы его герои чувствовали себя частью огромного целого, считали равным себе по «телу» и «духу» все, на что бы ни пал их взгляд. Именно таким видит мир Егор - родным, живым. Мальчику не страшно ночью одному. Вспоминается эпизод, где обыкновенный лопух избавил малыша от страха только потому, что растение было такое же, как у Егора во дворе. Мальчик думает о травах, живущих в овраге: «…ничего, они ведь все живут здесь и не боятся, и он будет с ними».
16 слайд. Рассказ «Железная старуха» фокусирует основные черты платоновской прозы: сострадание всему живому, поиск «вещества существования», ощущение целостности мира, мотивы скуки, дороги как попытки осмыслить мир и идею спасения умерших.
17 слайд. Рассказ «Третий сын» известен как своего рода художественный канон прозы Андрея Платонова. Еще при его жизни он вошел в антологию русского рассказа на английском и французском языках, вышедшую во Франции и Англии. В то же время это произведение послужило причиной резких критических нападок на писателя, обвиняемого в «ущербности» его гуманизма. (А. Гуревич). Меня же оно привлекло тем, что именно в этом рассказе наиболее полно раскрывается Платонов, как носитель глубочайшей гуманистической философии. В «Третьем сыне» заключены дорогие писателю мысли, о единстве семьи-родины-человечества, сберегаемые памятью и любовью.
Рассказ не велик по объему и читается на одном дыхании. Он поражает простотой и какой-то будничностью изображенных в нем событий. «В областном городе умерла старуха» - так начинается повествование А. Платонова. Это похоже на сказочный зачин – только наоборот. Все действия связаны не с тем, что старуха «жила-была», а с ее смертью. В том, как изображает писатель героиню, чувствуется его личное отношение к матери, Марии Васильевна, память о которой он пронес через всю свою жизнь.
18 слайд. К теме семьи, детства, проблемам сиротства – духовного и физического – Платонов возвращается постоянно. Но именно в этом произведении ему удалось с большей теплотой и любовью рассказать о матери, которая так долго старалась сберечь свое тепло «ради того, чтобы любить своих детей и гордится ими».
19 слайд. И весь рассказ поражает соединением на первый взгляд таких различных состояний героев: отчаяния и неуместной радости, одиночества и гордости, страха и восторга убежденности.
20 слайд. Очень важно присутствие в этом пейзаже начала рассказа солнца, света. Вполне реальный свет, пришедший из «второй» профессии А.Платонова (электротехник) был для него синонимом духовного, мужественного, просветляющего.
21 слайд. Андрей Платонов – художник победившей музы: «темная воля к творчеству» и сокрушительная мощь слова многократно перекрыли узость времени и идей, которым он был предан.
22 слайд. С 30-ых годов окликает нас Платонов своим особенным, честным и горьким, талантливым голосом, напоминая, что путь человека, при каком бы социальном и политическом устройстве тот ни жил, всегда труден, полон обретений и потерь. Своеобразие взгляда и слога делают этот голос совершенно неповторимым, непохожим ни на какой другой, но запоминающимся сразу и на всю жизнь. В основе произведений А. Платонова лежат те же гуманистические идеалы, которые всегда проповедовала русская литература.
23 слайд. Вслушайтесь в строчки стихотворения Андрея Платоновича Климентова «Мысль». Я уверена, они созвучны и вашим чувствам, и ощущениям моих сверстников:
Пред нами солнце, и в нас рассвет,
Все реки светлые до дна,
И в нас восходит светлейший свет,
Ничья не будет душа одна.