Воспитательная программа «Воспитание толерантности младших школьников»

Департамент образования Нижнеилимского района Иркутской области
Муниципальное образовательное учреждение
«Рудногорская средняя общеобразовательная школа»










Воспитательная программа
проблемно –ценностного общения:

«Развитие толерантности и культуры мира
в начальной школе»



Программу составила
Каптюк Т.В.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории

























Введение.
Духовно – нравственное воспитание и развитие личности начинается в семье. Ценности семейной жизни усваиваются ребенком с первых лет жизни. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Одна из ступеней развития гражданина России – осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культуры – духовной жизни его родного села. района, области, края. Через семью, родственников, друзей и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «моя семья», «мой дом».
Традиционным источником нравственности опредиляются и базовые национальные ценности:
патриотизм – любовь к Россиии, семье, своему народу
социальность – свобода личности, справедливости, милосердия, чести, достоинства
гражданственность – права и обязанности
семья – здоровье, уважение к родителям, забота о старших и младших
российские религии – представление о духовности и нравственности
природа – родная земля, экологическое сознание

Сделать себя нравственнее, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.


Пояснительная записка.
Актуальность.
Данная программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на развитие установок толерантности и культуры мира у учащихся.
Необходимость ведения такой программы с 1 класса продиктована современной ситуацией в российском обществе. Меняется национальный состав школы, большое количество больных детей. В программе сочетается психологический материал и системно-деятельностная педагогика, изучение народных традиций . игр и сказок, обладающих огромным воспитательным потенциалом. Программа работает на создание дружного сообщества детей и родителей, не зависимо от их национальности и физического развития.
Практическая значимость.
В процессе общения ребенок сам выбирает индивидуальный способ самопрезентации. Сохранение и развитие индивидуальности каждого –вот основная задача, каторая требует кропотливого ежедневного решения учителем для создания дружного классного коллектива.
Лучшее воспитание- это воспитание в детях добра и милосердия на основе конкретных человеческих отношений. Предлагаемая программа представляет собой систему мероприятий для всех субъектов учебно-воспитательного процесса: детей, учителей, родителей. Построена она на основных принципах воспитательной системы Н.Е. Щурковой и концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности в свете требований ФГОС НОО.


В основе программы следующие идеи:
понятие толерантность
формирование способности ребенка оценивать и выстраивать свои отношения на основе моральных норм.
признание и уважение других культур.


Цель программы: формирование толерантного сознания учащихся, развитие толерантного взаимодействия и сотрудничества.
Задачи:
Достижение самим ребенком элементарной грамотности в области собственной этнической культуре ( уклад жизни, обычаи, традиции)
Помощь детям – инвалидам и детям с ограниченными возможностями
Развитие психологической компетентности ( навык активного слушателя, рефлексия своих чувств, эмпатия прогнозирование своего поведения)

Формы и методы работы: наряду с традиционными методами используются адаптированные психологические методы:
групповая дискуссия
создание проблемных ситуаций
ролевые игры
драматизация
тестирование и диагностика
тренинги
развивающие игры

Утверждаемые ценности взгляда на жизнь формируют в первую очередь Универсальные Учебные Действия:

субъективная позиция ребенка (ребенок учится оценивать ситуации)
толерантности, как умения принимать разное, отличное от собственного
рефлексивной оценки как способа решения жизненых задач

Учащимся начальной школы данная программа поможет:
адаптироваться в современном жизненном пространстве
осознавать разные ситуации жизни
вырабатывать способы действий в поведении

Педагогу данная программа позволит:
поднять воспитательную работу на новый уровень
использовать широкий диапазон адаптированных психологических форм
создать в классе атмосферу благополучия, комфорта.

Ожидаемый результат:
Первый уровень: - приобретение социальных знаний
Второй уровень – получение опыта
Третий уровень – получения школьником самостоятельного общественного действия

Критерием эффективности программы можно считать формироввние у учащихся социально-личностной компетентности. К ним относятся:
усвоение основных понятий
освоение навыков анализа жизненных проблем
освоение основных технологий решения конфликта
формирование установки на сотрудничество
перенос полученных навыков в ситуацию общения в повседневной жизни .



Учебно – тематический план

1 класс
Тема: «Я и моя семья»
Цель: помочь каждому ребенку осознать неповторимость своей личности, а так же личности каждого
Задачи:
воспитывать уважение к себе, сверстникам, старшим
помочь легче перенести адаптационный период.
Ориентировочные мероприятия:

сентябрь – сказки народов Сибири; я и моя семья
октябрь – моя любимая игрушка; я и мое имя
ноябрь – мой двор; я и мои друзья
декабрь – мастерская Деде Мороза; я и мое здоровье
январь – я и моя школа; моя страна
февраль – мой дом; моя вселенная
март – праздник для мам и учителей; я и мой характер
апрель – что я знаю о себе что я узнал о себе
май – подведение итогов года (диагностика)

Школа для родителей:
Роль и возможности семьи
эмоции и здоровье
причины возникновения конфликтов у детей , пути их решения

2 класс
Тема: «Ты да я да мы с тобой»
Цель: формирование и развитие чувства сплоченности классного коллектива
задачи:
учить взаимодействию при решении проблем
учить жить в коллективе и считаться с мнением других
формировать традиции класса

Ориентировочные мероприятия:

сентябрь – диагностика надо ли учиться дружить?
октябрь – уважая себя, учимся уважать других;
ноябрь – дружба – главное чудо; учимся увидеть в друге хорошее
декабрь – КТД
январь – как избавиться от прозвищ; тайны души
февраль – из чего же сделаны наши мальчишки
март – из чего же сделаны наши девчонки
апрель – как положено друзьям, все мы делим пополам
май – подведение итогов, диагностика

Школа для родителей:
Учимся договариваться
круглый стол : «Толерантное сознание»
воспитание у детей чуткости, внимания, милосердия

3 класс
тема «Вместе лучше»
цель: формирование толерантных отношений между детьми развивать желание быть лучше
задачи:
формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принять
воспитывать любовь к Родине, изучить ее историю, традиции, обычаи

Ориентировочные мероприятия:

сентябрь – диагностика. общение через игру
октябрь – русские посиделки; добро и зло
ноябрь – культура мира человека ; День толерантности
декабрь – святки; Мы такие разные – такие похожие
январь – на чем основано взаимопонимание
февраль – масленица; великие сыны Отечества
март – что делать с обидой
апрель – волшебники добра
май – ветераны рядом с нами; итог (диагностика)

Школа для родителей:
Требовательность разумная и излишняя
умеем ли мы дружить со своим ребенком?
конкурс семейного фото

4 класс
Тема: «Учимся договариваться»
цель: формировать умение вести диалог.
задачи:
формировать атмосферу дружбы
развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальной жизни

Ориентировочные мероприятия:
сентябрь – знакомство с Конвенцией о правах ребенка
октябрь – я и мои цели; я и моя будущая профессия
ноябрь – качества важные для общения; научись управлять собой
декабрь – правила доброго общения; радужный камень
январь – что значит конфликтовать ? Учусь понимать людей
февраль – навыки разрешения конфликта; 6 шагов решения конфликта
март – учимся сотрудничать; самопрезентация в обществе
апрель – развиваем доверие; мой личный вклад в дело сотрудничества
май – подведение итогов Выпускной

Школа для родителей:
формирование у детей успешного жизненного сценария
проектирование будущего.
15