Нравственное воспитание учеников начальной школы


Нравственное воспитание.
В современном мире есть множество проблем, необходимость решения которых очень остра. К ним относятся терроризм, расизм, жестокое обращение с животными… Этот список можно вести долго. Но если посмотреть в корень каждой из приведенных проблем, то можно с уверенностью сказать, что все они основаны на безнравственности общества. Поэтому, я считаю, что самой главной проблемой современного мира является нравственное воспитание, а точнее его отсутствие.В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат общечеловеческие ценности, моральные нормы, что делает его важным как для общества, так и для государства. Но государство ставит перед родителями задачу воспитать в своем ребенке нравственные качества, не уточняя при этом их важность. Родители же, в свою очередь, «вбивают» в свое чадо необходимость вести себя правильно, по предусмотренным обществам нормам. В чем же вообще состоит цель нравственного воспитания? Как стоит начать формировать личность будущего члена социума? Во-первых, всем известно, что образование не «вылепляет» из индивида личность. Личностные качества формируются на основе поступков, мыслей, черт характера, привычек человека. И это главное в воспитании ребенка – понять, что нет ничего ценнее уникальности. Нам всем часто приходится слышать, как школьники, по мере взросления, стремятся изменить себя, подражая какому-то герою. Первоклассницы мечтают стать принцессами, мальчики в том же возрасте ищут у себя шрам на лбу и ждут письмо с совой. Заканчивается начальная школа, и дети берут пример с героев сериалов или фильмов К концу школьной жизни, подростки стремятся стать «бизнесменами как Стив Джобс», «балеринами как Волочкова» или «актерами как О’Брайн». На главном этапе формирования личности не ценится индивидуальность личности. И давайте будем честны, кто из нас не шутил при ребенке «смотри, этот дядя черный»? А ведь это абсолютно безнравственно. В школе, в семье, дети понимают, что оскорбление других это нормально. И а каком нравственном воспитании может идти речь? Поэтому первая задача нравственного воспитания – научить ребенка ценить в других людях их индивидуальные особенности, проявлять терпимость и уважения к другим членам общества. И так, ребенок толерантен к окружающим, но он пока не знает о порядках социума. Это и есть вторая задача – обучить детей традициям общества. А так же показать, что бывает за нарушения определенных социальных установок. Нравственное воспитание не только формирует личность, оно помогает личности адаптироваться в обществе.Третья задача нравственного воспитания – оградить ребенка от дурного влияния общества. Мы уже воспитали в ребенке терпимость, объяснили азы общественной жизни, показали ему минусы девиантного поведения, но его все еще подстерегает опасность. Неокрепший интеллект ребенка окружен обилием информации и, только нравственно-воспитанный индивид, сможет отличить негативное воздействие от позитивного. Какую роль в нравственном воспитании должна играть школа? Это, на самом деле, очень сложный вопрос. Школа – основной институт социализации, именно она определяет, какой человек выйдет из ее стен через 11 лет. Для начала давайте решим, для кого школа учит детей. С одной стороны государство, с его законами и представлением об идеальной личности. С другой стороны мировое общество, чьи взгляды на личность немного не совпадают. Есть еще семья, которая вряд ли хочет видеть в первокласснике будущего строителя или монтажника. Задача школы – ходить по тонкому лезвию, угадывая именно то, что нужно самому ребенку. Цели учителей воспитать не часть социума, а личность. Если педагог видит, что ребенку нравится тяжелый рок, то он не может заставить его играть на скрипке, не может заставить гуманитария полюбить математику. Не потому что все дети упрямы, а потому что, учитель вынужден уважать индивидуальность ребенка, а не штамповать идеальных людей. Однако, если учитель замечает, что ребенок нарушает установленные обществом правила, то он обязан вмешаться. Современные родители привыкли, что нравственное воспитание целиком зависит от школы и можно не вмешиваться в формирование личности ребенка, полностью полагаясь на 11 лет обучения и ожидая от них «готовый продукт». Но это не так, мозг ребенка не компьютер, он не отключается в тот момент, когда ребенок приходит домой и не перестает воспринимать информацию. Дети, особенно учащиеся в начальной школе, берут основную модель поведения у родителей, считая их идеалами во всем. Поэтому ценность нравственного воспитания в семье не может быть преувеличена. Нравственное воспитание формирует в ребенке личность, заставляет ценить индивидуальность в других, одновременно с этим подготавливая его стать частью социума. Как писал в предисловии к своему роману «По ком звонит колокол» Эрнест Хемингуэй «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка». Эти слова принадлежавшие Джону Донну, утверждают, что человек, несмотря на свои личностные качества всегда является частью общества. На основе моих рассуждений можно сделать вывод, что духовно-нравственное воспитание – это и связь поколений, роль педагога и семьи в моральном облике как государства, так и общества в целом.