«Роль семьи и школы в вопросах сохранения и укрепления здоровья школьников».


Семинар «Роль семьи и школы в вопросах сохранения и укрепления здоровья школьников».
Выступление подготовила
Учитель начальных классов
МАОУ «Первомайская СШ»
Фияшкина М. А.
Слайд 2, 3
Притча.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец на него не смог ответить.
И он пошёл на луг, поймал бабочку. Посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?»
Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.
Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, – живая или мёртвая?» И тогда мудрец сказал «Всё в твоих руках, человек!» именно эти слова еще раз подтверждают мысль о том, что только совместными усилиями и действиями мы можем воспитать не только физически, но и эмоционально здоровую личность.
Слайд 4.
 В период нового этапа реформирования школы в центре внимания, как и прежде, стоит ребёнок. Но без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, определять значимость своих поступков, находить собственный смысл в жизни, принимать решения, брать ответственность на себя, осознавать себя и в итоге найти своё дело, но самое главное - здоровую личность. Здоровье детей должно быть всегда в центре нашего внимания.                       В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное президентом России  В.В. Путиным постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни  населения» показывает беспокойство государства за будущее страны. Значимость данной проблемы определена в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.41) «Охрана здоровья обучающихся», (ст.28) «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»,
Слайд 5,6.ФГОС НОО и ООО и Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года .
Слайд 7.
Взаимодействие семьи и школы – традиционная проблема педагогики. Если обучить ребенка школа может и без помощи родителей, то эффективно осуществить процесс воспитания без поддержки со стороны семьи – крайне редко. Родители являются важным звеном  в общей цепи учебно-воспитательного процесса. Работа классного руководителя невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в этот процесс.
Ведущую роль в повышении уровня педагогической культуры родителей в вопросах здоровьесбережения должен взять на себя именно учитель. Начав вести кружок «Азбука здоровья» по программе «Уроки здоровья» я наметила план работы с родителями…
Важным условием успешной работы с семьей по вопросу здоровьесбережения стало выдвижение первоочередных целей:
Повышение уровня педагогической культуры родителей в вопросах
здоровьесбережения.
Осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости проводимой
учителем работы по формированию у детей навыков здорового образа жизни,
их заинтересованность в проводимой работе;
Привлечение как можно большего количества родителей к совместной работе.
Слайд 8,9
Привлекая родителей к воспитанию у детей навыков здорового образа жизни, параллельно решался еще и ряд немаловажных задач:
- помочь родителям осознать своё поведение в отношении собственного здоровья;
- напомнить о существовании неоспоримого факта, что поведение, в том числе, и образ жизни взрослых членов семьи – это пример для ребёнка.
Ознакомление родителей с содержанием работы классного руководителя  по сохранению и укреплению здоровья детей я проводила через систему родительских собраний.
Тематика родительских собраний следующая:
«Здоровье детей в наших руках»
«Соблюдение детьми правил личной гигиены»
«Как вырастить ребенка здоровым»
«Режим дня школьника»
«Эмоциональное общение в семье»
Слайд 10.
В III четверти я провела мониторинг среди учащихся по теме «Знание о своем здоровье». Данные мониторинга видны на диаграмме.
Слайд 11.
Формы работы с родителями многообразны: групповые и индивидуальные беседы, лекции на родительских собраниях, специальные лектории по формированию культуры здоровья у родителей, мастер-классы, участие родителей в оздоровительных мероприятиях и т.д. Главное в этой работе, чтобы родители понимали, что только единство требований к ребенку в школе и семье может дать положительные результаты в формировании культуры здоровья детей.
Проведение открытых занятий -  один из самых популярных форм взаимодействия учителя с родителями.  В феврале в классе проведён открытый классный час, куда были приглашены родители. Тема «Вредные и полезные привычки»
В марте  проведён  открытый урок окружающего мира, куда так же были приглашены желающие родители. Тема «Органы чувств, их значение и гигиена».
В своей работе с родителями я использую такие формы:
Совместные классные часы ( слайд 12)
Открытый урок, Дни открытых дверей;
Экскурсии (слайд 13)
Семейные праздники (слайд 14);
Мастер – классы (слайд 15);
творческие лаборатории  родителей и детей (слайд 16;)
урок - соревнование между детьми и родителями (слайд 17);
Слайд 19.
Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни. Школа никогда не сможет добиться положительных результатов в данном вопросе без поддержки семьи. А.С. Макаренко обращаясь к родителям воспитанников, говорил: “…Вы родили и воспитываете сына или дочь не только для вашей родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец, …всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно переходить к детям”.
Слайд 20.
Работа по формированию здорового образа жизни младших школьников продолжается и во внеурочной деятельности.
Прогулки на природу.
Организация экскурсий на природу.
Участие в массовых городских спортивных соревнованиях.
Организация Дня здоровья в классе и школе.
Слайд 21.
Благодаря совместной работе школы и семьи, а также готовности родителей участвовать в процессе формирования здоровьесберегающего поведения, удалось добиться следующих результатов:
Формирование положительной мотивации здорового образа жизни, активное включение родителей в оздоровление детей.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в школе и семье.
Слайд 22.
Свое выступление хочу закончить словами В.А. Сухомлинского. «Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического здорового воспитания».