Доклад на темуЯ, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей, взаимодействие ДОУ с семьей.
Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей, взаимодействие ДОУ с семьей.
Специфика дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Приоритетом в настоящее время является личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, развитие творческих способностей, забота об эмоциональном благополучии.
Программа педагогической работы с детьми включает разделы: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды», «Социальные навыки».
Содержательно-целевой компонент программы обусловлен требованиями российского общества, предъявляемыми к воспитанию порастающего поколения, которое должно отличаться свободой, ответственностью, чувством собственного достоинства, уважением к другим, умением совершать выбор, воспринимать мнения и предпочтения окружающих. Будущие граждане должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим, быть способными на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих.
Раздел программы «Уверенность в себе» направлен на то, чтобы помочь осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он уникален и неповторим, как каждый человек. Для того, чтобы достичь успеха, уметь общаться с разными людьми , ребенок должен знать, что он может и что ему пока не удается. Его возможности еще ограничены, но они совершенствуются и развиваются – завтра он обязательно сделает то, чего не смог сделать сегодня. Педагогу необходимо постоянно поддерживать каждого ребенка в разных ситуациях – как успеха, так и неудачи, помогая ему поверить в сои силы.
Цель раздела «Чувства, желания, взгляды»- научит детей осознанно воспринимать эмоции, чувства, переживания (собственные и чужие); познакомить с языком эмоции ( позы, мимика, жесты), научить пользоваться им для проявления своих чувств. Способствовать осознанию того, что одинаковые предметы, действия, события могут быть причиной разных эмоций, настроений, что внутренние сходства и различия с другими людьми познаются при сравнении чужих и своих чувств, переживаний.
Цель раздела «Социальные навыки» - обучение детей этически ценным формам, способам поведения и отношений с людьми: формирование коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтов; знакомство с моральным нормами и правилами поведения; помощь ребенку в осознании причин конфликтов, обучение способам и приемам из разрешения.
Воспитатель помогает им понять, что дружба дает радость общения и надо уметь доставлять эту радость другому: вовремя поздравить с праздником или днем рождения, изготовить и преподнести подарок другу или просто проявить внимание, сказав хорошие, добрые слова.
Дети знакомятся с нормами и правилами поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения.
Педагоги помогают ребенку понять, как легко может возникнуть ссора или даже драка, способствуют осознанию причин конфликтов, обучают способам и приемам из самостоятельного разрешения.
Пока ребенок мал, взрослые, как правило , не задумываются, что станет в его жизни главным, вырастет ли он целеустремленным, общительным, добрым и терпимым к людям. Но сложный процесс формирования личности нельзя откладывать на будущее и предоставлять воле случая.
Эмоциональное благополучие человека – уверенность в себе, чувство защищенности, положительное самоощущение и жизненные успехи- во многом зависит от того, как складываются его отношения с окружающими людьми. Для каждого важно иметь хороших и верных друзей, которые не только дарят нам радость общения, делая нашу жизнь богаче и разнообразнее, но и могут выручить в трудных ситуациях.
Любая работа педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его единомышленниками и активными помощниками. Взаимодействие в воспитании и обучении детей в детском саду и в семье являются непременным условием социально - эмоционального развития ребенка.
Главное внимание в программе уделяется воспитанию, которое в своей основе базируется на положительных приемах в поведении взрослых. Поэтому педагогам дошкольного учреждения необходимо не только учитывать это самим, но и особо пристальное внимание уделять работе с родителями. По некоторым вопросам крайне важно достичь общего понимания: например, нельзя требовать от детей соблюдения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Несогласованность в требованиях, предъявляемых детям в детском саду и дома, может вызвать у ребенка чувство растерянности, обиды и даже агрессии. Родителям это легче объяснить с помощью самых простых примеров: очевидно, что определенные правила культуры поведения за столом, правило личной гигиены детям привить невозможно, если родители сами не соблюдают. Или как поддерживать уверенность ребенка в своих возможностях, если дома от близких он чаще получает порицания, чем похвалу и одобрение? Поэтому перед педагогом стоит особая задача: заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе. Родителей надо постоянно держать в курсе событий, создавать возможности для ознакомления с работой дошкольного учреждения. При этом важно, чтобы родители выступали в качестве полноправных участников образовательного и воспитательного процесса.
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны.
Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время ни как не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предположения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется это взаимодействие.
Это учет индивидуальности ребенка. Педагог постоянно, поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педпроцесса.
Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
Это укрепление внутри семейных связей, эмоционального и семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.
Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей:
открытость детского сада для семьи(каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть; как живет и развивается его ребенок);
сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
создание активной развивающейся среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;
диагностика общих и частичных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Функции работы ДОУ с семьей:
ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого в ДОУ;
психолого-педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
помощь отдельным семьям в воспитании детей;
взаимодействие родителей с общественными организациями села.
Работа с родителями – это прцесс общения разных людей, которые не всегда проходят гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей:
конфликты между родителями из-за детей;
родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам воспитания ;
жалобы воспитателей на пассивность родителей
невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта работы.
Социально-эмоциональное развитие ребенка на завершающем этапе дошкольного образования.
Рассмотрим свойства и качества личности ребенка к концу дошкольного возраста, на которые должен ориентироваться педагог в процессе работы с данной программой.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает чувством собственного достоинства, осознает на доступном ему уровне свои права. Он может проявлять достаточную независимость в суждениях, в выборе друзей и рода занятий, проявляет инициативу в разных видах деятельности. При благоприятной эмоциональной атмосфере у него сохраняется способность к естественному и раскрепощенному поведению. Все эти качества необходимы ребенку для того, чтобы перейти в новую социальную ситуацию развития. Личная свобода, самостоятельность и инициативность помогают ему включиться в учебную деятельность и занять позицию ученика.
Открытость миру выражается в стремлении ребенка активно познавать действительность, но боясь неуспеха и неудач, чувствовать уверенность в себе.
Ребенок вступает в диалог с окружающими по собственной инициативе; задает тему беседы; пользуется речевыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов. Он способен оценить достижения других и свои собственные, терпимо относится к чужим промахам и ошибкам, воспринимает доброжелательную критику со стороны.
Ребенок делится со взрослыми своими чувствами и переживаниями; сочувствует старикам, слабым, больным; с уважение и терпимостью относится к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности.
При создании благоприятных условий к концу дошкольного детства ребенок начинает проявлять это качество в разных сферах деятельности. Он уже способен чувствовать ответственность за живое существо, начатое дело, данное слово.
15