Презентация по теме Исследовательская работа школьников под руководством учителя


Исследовательская работа школьников под руководством современного учителя Горкун И.В.учитель начальных классов и музыки МАОУ СОШ с.Натальино Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим.Карл РОДЖЕРС Поисково-исследовательская деятельность помогает самостоятельно добывать знания, повышает успеваемость за счет обобщения, закрепления и повторения учебного материала, формирует адекватную самооценку, развивает навыки самоорганизации. Исследовательская деятельность учащихся - образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование. Целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации, приобретения учащимися функционального Исследовательская и проектная деятельность учащихся - процесс совместной работы учащегося, педагога-руководителя. навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте. Это и создание проблемных ситуаций, и активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Практика показывает, что применение исследовательского метода на уроках часто позволяет осваивать новые формы организации деятельности учащихся и в значительной мере способствует повышению качества знаний. Примерные этапы организации урока музыки с использованием исследовательского метода:1) подготовительная беседа; 2) самостоятельная формулировка учащимися темы урока - исследования (пример: «Музыка на мольберте», «Музыка на картине» и т.п.); 3) коллективное выдвижение гипотезы (пример: «мы предполагаем, что музыку можно нарисовать»; 4) самостоятельная постановка вопросов (задач), ответив на которые в процессе урока, учащиеся придут к опровержению или доказательству гипотезы (пример: «Кто рисовал музыку?», «Как нарисовать музыку?», «Зачем музыку рисуют?» 5) групповая работа по обработке информационных источников, подбор соответствующих примеров или доказательств 6) этап создания рисунков к музыке, исследование принимает форму опытно-экспериментального. Главной задачей и результатом целенаправленной исследовательской деятельности является изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению. Самостоятельность музыкального мышления учащихся, которые включаются в процесс активного познания музыкального искусства.Поисковая деятельность: неизвестное (о композиторе, инструменте, эпохе и т.д.), которое должно быть открыто. Методическими основами исследовательского метода на уроках музыки являются В процессе работы применяются следующие методы: поисковый метод ( …«можем ли мы «увидеть» музыку», «загадка смерти Моцарта», …);наблюдение (…за изменением эмоционального состояния…);собеседование (…обсуждение в парах…);опрос (анкетирование, интервью, беседа) (…конкретные и непосредственно высказанные впечатления и оценки…);обобщения и самооценки (…после изучения темы или в конце урока…);тестирование (…муз.способности, уровень обученности ,…);анализ и синтез (…формы в музыке, средства муз. выразительности, …);сравнение (…одна тема – разные авторские раскрытия, одно произведение – разные интерпретации, …). Для успешного выполнения проектных и исследовательских работ учащимися необходимы определенные условия: Самой значимой оценкой для учащихся является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. личный интерес учащегося;четкость и конкретность постановки цели работы;констатация исходных данных; определение планируемых результатов. В рамках исследовательской работы учащиеся сами выбирают тему, формулируют гипотезу и проблему, цели и задачи, определяют актуальность проблемы, последовательность работы, предполагают ожидаемые результаты, перспективы дополнительной возможности развития исследовательской работы. За период исследовательской работы учащиеся нередко выполняют творческие задания:выразить в стихах гипотезу, проблему, вывод для использования их в презентации;подобрать стихи, созвучные музыкальным произведениям;написать сочинение по прослушанному произведению;проанализировать музыкальные произведения;подобрать музыкальные произведения для озвучивания презентации. 1классперед темой «Музыкальные инструменты», предлагается создать мини - исследовательский проект «Мой музыкальный инструмент». Групповая форма работы. Учащиеся мастерят на уроке шумовые инструменты, презентуют их на уроке классу, показывают способы игры на них. Работа заключается в исследовании того, что может издавать необычные шумовые звуки: баночки, крышечки, пуговки, столовые принадлежности. После представления инструментов исполняем необычным шумовым оркестром ритмический аккомпанемент к любой известной детской песни, можно с репертуара, исполняемого на уроке. В 4 классе можно провести исследовательский проект по теме «Опера». Цель этого проекта - разработка и сочинение своего либретто к новой опере. Сначала на уроках по этой теме ставится задача - найти и прочитать либретто опер и балетов, показывается, как тесно связаны искусство театра, литературы и музыки. А для закрепления пройденного материала предлагается написать либретто к небольшой опере. В 5 классе можно предложить исследовательский проект «Музыкальная сказка». Цель этого проекта - разработка и сочинение своих сказок о музыке. В начале ставим задачу - найти литературные жанры, где можно услышать о музыке, показать, как тесно связаны два вида искусств литература и музыка. Для закрепления пройденного материала предлагается 2 варианта творческого задания:провести исследовательскую работу. Найти стихотворение, где присутствует музыка.попробовать самим сочинить стихотворение, где музыке будет отведена главная роль. В предлагаемых проектах могут взаимодействовать формы урочной и внеурочной деятельности учащихся, включающие в себя индивидуальное и коллективное музицирование (хор, вок.группы, солисты на уроках и конкурсах), участие в городских и областных музыкальных мероприятиях, организация концертов и праздников в школе, театрализацию (драматизацию) художественных произведений (в том числе вечера, посвященные юбилейным датам композиторов, писателей, отдельным произведениям и т.д.), жизненных впечатлений школьников, изготовление тематических альбомов, газет, создание видеофильмов, электронных презентаций, составление коллекций; рисование, конструирование, литературное творчество (сочинения, эссе и т.д), музыкальные викторины по параллелям, КВН и др. Вывод: Творчество - это результат труда и усилий самого ребенка. Исследование - всегда творчество. Оно имеет высокую ценность для современного образования. Использование на уроках исследовательской деятельности решает главную задачу - открывает креативные способности каждого ребенка, ведь «именно она – музыка, ни с чем не сравнимое средство воспитания творческих сил разума». (В. А. Сухомлинский) Поэт, художник, музыкант -Такими сразу не родятся, В любом из нас зарыт талант, Лишь стоит только покопаться. Э. Севрус «Гениальные идеи приходят тем, кто заслужил их упорным трудом» В. И. Вернадский Использованные источники:Шаблон презентации: http://elenaranko.ucoz.ru/load/shablony/shablony_prezentacij/shablon_quot_mudraja_sova_2_quot/9-1-0-60сова: http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/1000000/735000/734039-8f53ddc9c9751a99.jpg иллюстрации: https://www.google.ru/imgresафоризмы: www.detskiysad.ru/aforizm/citaty_o_nauke.htmlАлиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. Издательство: Владос. Год издания: 2000 г. - 336 стр.Брызгалова С.И Проблемное обучение в начальной школе: Учеб. пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. / Калинингр. ун-т. - Калининград.1998 - 91 с.Каптерев П.Ф. Дидактические очерки // Избр.Пед.соч. – М.: Педагогика, 1982.-С.582.- 592с.Лебедева, Л. И. Метод проектов в продуктивном обучении [Текст] / Л. И. Лебедева, Е. В. Иванова // Школьные технологии. – 2002. - № 2. – С. 116 -120.Статьи по теме «Исследовательская деятельность школьников»:https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-shkolnikov-pod-rukovodstvom-sovremennogo-uchitelya-940067.html http://www.zavuch.ru/news/announces/729/ http://xn--45-6kc5a8as3a.xn--p1ai/3125-2/ http://gigabaza.ru/doc/53591.html