Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. Операционные системы
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Государственное образовательное бюджетное учреждение
среднего профессионального образования Воронежской области
«РОССОШАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ МЯСНОЙ И МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. Операционные системы
Специальность 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
Базовая подготовка
Очная форма обучения
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. Операционные системы разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
Организация-разработчик: ГОБУ СПО ВО «Россошанский колледж мясной и молочной промышленности»
Разработчик: Мамедова Наталья Ивановна, преподаватель ВКК
Рецензент: Журавлева Ирина Владимировна, преподаватель ВКК
Рассмотрено на заседании предметно-цикловой методической комиссии математических и общих естественнонаучных дисциплин
Протокол №_____ от «____» _____________________ 2014 г.
Председатель ПЦМК __________________ /Н. В. Захарова /
Утверждено:
Зам. директора по учебной работе __________________ /А. Н. Житинская/
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ PAGEREF _Toc384806435 \h 42. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ PAGEREF _Toc384806436 \h 73. условия реализации программы дисциплины PAGEREF _Toc384806437 \h 124. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины PAGEREF _Toc384806438 \h 14
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.04 Информационные системы (по отраслям).
Программа учебной дисциплины может быть использована в основной программе подготовки специалистов в области информационных систем, а так же в подготовке и переподготовке специалистов при освоении профессии рабочего 16199 «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл и относится к общепрофессиональным дисциплинам (ОП.01)
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
устанавливать и сопровождать операционные системы;
учитывать особенности работы в конкретной операционной системе, организовывать поддержку приложений других операционных систем;
пользоваться инструментальными средствами операционной системы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
понятие, принципы построения, типы и функции операционных систем;
операционное окружение;
машинно-независимые свойства операционных систем;
защищенность и отказоустойчивость операционных систем;
принципы построения операционных систем;
способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования, сетевые операционные системы.
В результате освоения учебной дисциплины техник по информационным системам должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины техник по информационным системам должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 1.2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.
ПК 1.7. Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ.
ПК 1.9. Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией.
ПК 1.10. Обеспечивать организацию доступа пользователей информационной системы в рамках своей компетенции.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 168 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 112 часа;
самостоятельной работы обучающегося 56 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 168
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 112
в том числе: лабораторные занятия практические занятия 50
контрольные работы –
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 56
в том числе: просмотр видеороликов по теме и проработку дополнительного материала из электронных учебников
подготовка доклада в виде презентации;
подготовка к ПЗ;
разработка обучающих видеороликов по настройке ОС 20
5
15
16
Промежуточная аттестация в форме экзамена
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Основы теории операционных систем 20 Тема 1.1. Основные понятия ОС
Содержание учебного материала 8 2
Роль и место знаний по дисциплине "Операционные системы" в сфере профессиональной деятельности. Программное обеспечение ЭВМ. Системное ПО. Пользовательское ПО. Системы программирования. Утилиты. Состав, взаимодействие основных компонентов операционной системы. Свойства современных операционных систем. Развиваемость, дружественность, прозрачность, надежность, безопасность. История развития операционных систем. Поколения ОС Самостоятельная работа обучающихся включает просмотр видеороликов по теме и проработку дополнительного материала из электронных учебников. 4 Тема 1.2. Виды и классификация ОС Содержание учебного материала 6 2
Классификация операционных систем. Типы операционных систем. Где используются системы реального времени. Принципы работы. Архитектурные особенности модели микропроцессорной системы. Функции процессора и памяти. Принципы Джона фон Неймана. Виды памяти. Самостоятельная работа обучающихся включает проработку дополнительного материала по теме из электронных учебников. 2 Раздел 2. Машинно-зависимые свойства операционных систем 18 Тема 2.1. Процессы и ресурсы ОС Содержание учебного материала 8 2
Структура оперативной памяти. Адресация. Понятия: задание, процесс, планирование процесса. Виды процессов. Управление процессами. Состояние существования процесса. Диспетчеризация процесса. Блок состояния процесса. Основные ресурсы. Классификация ресурсов Самостоятельная работа обучающихся включает проработку дополнительного материала по теме из электронных учебников 4 Тема 2.2. Система прерываний Содержание учебного материала 4 2
Понятие прерывания. Последовательность действий при обработке прерываний. Классы прерываний. Рабочая область прерываний. Аппаратные и программные прерывания. Самостоятельная работа обучающихся включает проработку дополнительного материала по теме из электронных учебников 2 Раздел 3. Машинно-независимые свойства операционных систем 24 Тема 3.1. Файловые системы
Содержание учебного материала 8 2
Свойства файлов. Типы файлов. Виды носителей информации. Свойства файловых систем. Логическая и физическая организация файловой системы. Иерархическая структура файловой системы. Примеры файловых систем. FAT, FAF32, NTFS. Введение и планирование. Категории алгоритмов планирования. Задачи алгоритмов планирования. Категории алгоритмов планирования. Задачи алгоритмов планирования. Самостоятельная работа обучающихся
Самостоятельная работа обучающихся включает проработку дополнительного материала по теме из электронных учебников 4 Тема 3.2. Безопасность ОС
Содержание учебного материала 8 2
Защищенность и отказоустойчивость операционных систем. Основные понятия безопасности. Классификация угроз. Базовые технологии безопасности. Аутентификация, авторизация, аудит. Отказоустойчивость файловых и дисковых систем. Самостоятельная работа обучающихся
Самостоятельная работа обучающихся включает проработку дополнительного материала по теме из электронных учебников 4 Раздел 4. Работа в операционных системах и средах 106
Тема 4.2. MS-DOS Содержание учебного материала 4 2
Структура операционной системы MS-DOS. Основные компоненты, загрузка и настройка ОС. Создатели операционной системы MS-DOS. Версии ОС. Интерфейс пользователя. Приглашение системы.
Ввод команд. Запуск и выполнение команд в MS-DOS. Работа с файлами и каталогами. Работа с дисками
Практические занятия
Работа с интерфейсом MS-DOS
Структуры ОС MS-DOS.
Команды MS-DOS.
Работа с дисками, файлами и каталогами.
Работа с дисками, файлами и каталогами 10
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к ПЗ
Подготовка докладов-презентаций по темам:
История MS DOS.
Интерфейс пользователя.
Организация хранения данных.
Командные файлы 8
Тема 4.1. Linux Содержание учебного материала 2 2
Структура операционной системы Linux. Основные компоненты, загрузка и настройка ОС. Интерфейс пользователя. Файловые системы. Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка докладов-презентаций по темам:
Среда рабочего стола KDE. Linux
Администрирование Linux.. 2 Тема 4.3. Windows Содержание учебного материала 14
2
Структура и загрузка операционной системы Windows. Реестр. Разработчики. Версии операционной системы Windows. Свойства. Интерфейс пользователя. Приглашение системы. Ввод команд. Запуск и выполнение команд в Windows. Файловые системы Windows. Раздел. Логический диск. Том. Кластер. Проверка диска. Дефрагментация диска. Восстановление системы. Диспетчер задач. Панель управления Windows. Архиваторы. Назначение, свойства, настройки. Практические занятия
Работа с графическим интерфейсом Windows настройки Рабочего стола.
Основные настройки ОС Windows Панель управления
Управление компьютером.
Работа с файлами, каталогами и дисками. Программа Мои компьютер. Программа Проводник.
Работа со стандартными программами
Работа со служебными программами.
Работа в локальной сети. Сервисы Internet. Электронная почта. WWW.
Работа с программами WinRar и 7-Zip
Работа с антивирусной программой.
Диспетчер задач. Установка приложений.
Настройки установленных программ. Основные параметры приложений M Office
Файловые менеджеры. Работа с программами Far и WinCom 40
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к ПЗ
Подготовка видеороликов по темам:
Разработчики. Версии операционной системы Windows. Свойства.
Интерфейс пользователя. Приглашение системы. Ввод команд. Запуск и выполнение команд в Windows.
Файловые системы Windows. Раздел. Логический диск. Том. Кластер.
Проверка диска. Дефрагментация диска. Восстановление системы. Диспетчер задач. Панель управления Windows.
Архиваторы. Назначение, свойства, настройки.
Архиваторы. Назначение, свойства, настройки.
Виды настроек администрирования 26
Всего: 168 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины лабораторий информационных систем.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
рабочие места по количеству студентов;
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия: презентации, обучающие видеоролики, раздаточный материал.
Технические средства обучения:
компьютерные и телекоммуникационные:
персональный компьютер,
локальная сеть с выходом в Интернет;
аудиовизуальные:
мультимедиа проектор;
мультимедийная доска.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
рабочие места по количеству студентов, оборудованные персональными компьютерами с необходимым программным обеспечением общего и профессионального назначения;
принтер;
сканер;
проектор;
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия: раздаточный материал.
3.2. Информационное обеспечение обученияПеречень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Попов П. А. Операционные системы и среды Учеб. Для вузов. - М.: Высшая школа, 2010 г. 350 с.
А. В. Гордеев Операционные системы 2-е изд. - СПб.: Питер, 2010. 415 с.
Финогенов К., Черных В. MS-DOS 6.-М, ABF, 2009г. 358 с.
Дополнительные источники:
Э. Таненбаум. Современные операционные системы. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010. 856 с.
В.Е. Карпов, К.А. Коньков. Курс «Введение в операционные системы» // Общая редакция член-корр. РАН В.П. Иванников. Курс создан при поддержке корпорации Intel. ©2008-2009г. 350 с.
www.windows.infowww.edu.yar.ru/russian/cources/comp/dos.htmlwww.windxp.com.ruАндреев А., Беззубов Е., Емельянов М. Windows 2000 Professional в подлиннике (русская версия). – СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 2009.
Олифер В.Г., Олифер Н.А. Сетевые операционные системы. – СПб.: Издательство «Питер», 2011.
4. Контроль и оценка результатов освоения ДисциплиныКонтроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнением обучающимися докладов, обучающих видеороликов и презентаций.Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
умения: устанавливать и сопровождать операционные системы; Выполнение и защита практических работ
учитывать особенности работы в конкретной операционной системе, организовывать поддержку приложений других операционных систем; Выполнение и защита практических работ
пользоваться инструментальными средствами операционной системы. Выполнение и защита практических работ. Внеаудиторная самостоятельная работа.
знания: понятие, принципы построения, типы и функции операционных систем; Электронное тестирование, фронтальный и индивидуальный опрос во время аудиторных занятий
операционное окружение; Электронное тестирование, фронтальный опрос во время аудиторных занятий
машинно-независимые свойства операционных систем; Электронное тестирование, фронтальный опрос во время аудиторных занятий
защищенность и отказоустойчивость операционных систем; Фронтальный опрос во время аудиторных занятий
принципы построения операционных систем; Фронтальный опрос во время аудиторных занятий
способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования, сетевые операционные системы. Фронтальный опрос во время аудиторных занятий
Промежуточная аттестация экзамен
Дополнения и изменения в рабочей программе
№
дополнения или
изменения Номер
страницы рабочей программы Содержание дополнений/изменений Основание для внесения дополнения/ изменения Подпись, расшифровка подписи
Лист согласования и утверждения
Должность Личная подпись Расшифровка
подписи
Разработал: Проверил: Согласовал: