Программа «Развитие коммуникативной компетенции студентов направления подготовки 051000.62 Профессиональное образование
Программа «Развитие коммуникативной компетенции студентов направления подготовки 051000.62 Профессиональное образование
(по отраслям) профиля подготовки «Машиностроение и материалообработка», «Металлургия», «Транспорт»
1. Цель и задачи разработки программы и ее освоения студентами профессионально-педагогического вуза
Целью разработки образовательной программы, которая может быть реализована на гуманитарных дисциплинах, является методическое обеспечение реализации высшим учебным заведением ФГОС ВПО.
Цель программы – развитие коммуникативной компетенции специалистов профиля подготовки «Машиностроение и материалообработка», «Металлургия», «Транспорт» как условие для самореализации выпускника вуза в профессиональной сфере и в различных областях общественной жизни.
Задачи:
систематизация знаний о коммуникативной компетенции и ее специфике, об основных требованиях, предъявляемых к коммуникативной компетенции современного специалиста, об этикете общения и невербальных средствах общения;
формирование представлений студентов о коммуникативной компетенции как культурной ценности и инструменте организации любой профессиональной деятельности;
формирование готовности выпускника вуза к применению коммуникативной компетенции на практике;
формирование готовности выпускника вуза к участию в вербальной и невербальной коммуникации.
2. Место дисциплин в структуре ООП ВППО
Гуманитарные дисциплины входят в вариативную часть «Гуманитарного, социального и экономического учебного цикла» ФГОС ВПО по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).
Для усвоения дисциплины необходимы знания, полученные в средней общеобразовательной школе в результате освоения дисциплин: «Русский язык», «Риторика», «Речь и культура общения», «Литература».
Знания и умения, усвоенные студентами в процессе изучения гуманитарных дисциплин, необходимы в качестве эффективного средства освоения иных дисциплин.
Основное значение гуманитарных дисциплин в системе образовательных программ, предлагаемых при получении квалификации «Бакалавр профессионального обучения», заключается в обеспечении успешной социализации выпускника вуза в любой профессиональной среде посредством эффективного владения коммуникативной компетенцией, а также в удовлетворении потребностей современного общества в грамотных специалистах, способных осуществлять любые виды коммуникации с соблюдением требований, предъявляемых к культуре мышления и речи.
Особенностями данной образовательной программы являются практико-ориентированный подход к формированию содержания курса, учет компетенций и интегративность курса, объединившего темы по основам культуры речи, риторике и стилистике современного русского языка.
3. Компетенции, формируемые при реализации программы в учебном процессе
Реализация программы способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки «051000. 62 – Профессиональное обучение (по отраслям)».
3.1. Общекультурные компетенции (ОК):
Выпускник-бакалавр, освоивший программу:
осознает культурные ценности, роль культуры в жизнедеятельности человека (OK-1);
демонстрирует системность, целостность представлений о ценностных отношениях к человеку (обучающемуся) (ОК-2);
понимает историю становления различных типов культур, владеет способами освоения и передачи культурного опыта (ОК-4);
способен проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности (ОК-5);
готов к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений (ОК-6);
готов к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию (ОК-7);
готов к позитивному, доброжелательному стилю общения (ОК-8);
владеет нормами педагогических отношений профессионально-педагогической деятельности при проектировании и осуществлении образовательного процесса, направленного на подготовку рабочих (специалистов) (ОК-9);
владеет способами формирования идеологии, освоения и приумножения культуры у учащихся учреждений НПО и СПО, приемами помощи в мировоззренческом самоопределении и становлений личности будущего рабочего (специалиста) (ОК-10);
владеет системой психологических средств (методов, форм, техник и технологий) организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозирования ее реакции, управляет своим психологическим состоянием в условиях общения (ОК-11);
владеет способами защиты чести, достоинства, прав личности будущего рабочего (специалиста) (ОК-13);
имеет целостное представление о картине мира, ее научных основах (ОК-14);
способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных и социальных наук в различных видах профессионально-педагогической деятельности (OK-15);
способен выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности (ОК-16);
владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты (ОК-18);
владеет технологией научного исследования (ОК-19);
способен осуществлять письменную и устную коммуникацию на государственном языке (ОК-20);
готов к практическому анализу логики различных рассуждений, владеет навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики и др. (ОК-21);
способен осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности (ОК-22);
способен к когнитивной деятельности (ОК-24);
способен обосновать профессионально-педагогические действия (ОК-25);
владеет процессами творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.) (ОК-28);
владеет системой эвристических методов и приемов (ОК-29).
3.2. Профессиональные компетенции (ПК):
Выпускник-бакалавр:
способен анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5);
готов к разработке, анализу и корректировке; учебно-программной документации подготовки рабочих, специалистов (ПК-21);
готов к проектированию, применению комплекса дидактических средств при подготовке рабочих (ПК-22).
3.3. Специальные (предметно-специализированные) компетенции(СК):
Бакалавр профессионального обучения в результате освоения программы должен решать следующие профессиональные задачи:
а) научно-исследовательская деятельность:
владеет теоретическими основами языковых дисциплин: культуры речи, стилистики, риторики; имеет широкий общекультурный кругозор за счёт усвоения лингвистических знаний и готов активно применять их в практической, познавательной и повседневной жизнедеятельности (СК-1);
осуществляет сбор научной информации, подготовку обзоров, аннотаций, составляет рефераты и библиографии по тематике проводимых исследований, разрабатывает презентации (СК-2);
готов к выступлениям с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований (СК-3);
принимает участие в научных дискуссиях и процедурах защиты научных работ (СК-4);
осуществляет устное, письменное и виртуальное (размещение в информационных сетях) представление и распространение материалов собственных исследований (СК-5);
б) производственно-прикладная деятельность:
владеет культурой восприятия устных и письменных текстов, владеет навыками слушания, говорения, письма, чтения (СК-6);
готов к сбору, обработке, организации, переработке, хранению, трансформации, обобщению и представлению специальной информации, составляющей основу его профессиональной деятельности, в полном соответствии с требованиями научного стиля современного русского языка (СК-7);
готов к созданию на основе стандартных методик и действующих нормативов различных документов, к созданию которых необходимо обращаться в ходе выполнения профессиональной деятельности (патент, договор, служебная записка, докладная записка, заявление, отчет, рекламный текст и т.п.) (СК-8);
готов к созданию различных типов педагогических текстов (устное выступление, лекция, обзор, аннотация, рецензия и т. п.) (СК-9);
способен осуществлять комментирование и редактирование различных типов текстов в соответствии с нормами современного русского языка (СК-10);
готов к составлению дефиниций для специальной лексики, к разработке словарей терминов своей специальности (СК-11);
готов к осуществлению устной и письменной коммуникации, как межличностной, так и массовой, в том числе межнациональной (СК-12);
в) проектная деятельность:
обладает необходимой языковой компетенцией для разработки текста проектов, связанных с его профессиональной деятельностью (СК-13);
готов к защите проектов, связанных с креативной деятельностью и требующих обоснования (СК-14);
г) организационно-управленческая деятельность:
готов к созданию текстов на общественно значимые темы (СК-15);
осознает личную ответственность за собственное речевое поведение и за состояние речевой культуры общества, способен диагностировать ошибки в речи окружающих и принимать адекватные меры к их устранению (СК-16);
готов применить коммуникативные умения при организации трудового процесса (СК-17);
готов к организации и проведению различных типов семинаров, конференций, деловых и официальных встреч, консультаций, переговоров (СК-18);
готов к консультированию по вопросам подготовки научных материалов к публикации (СК-19);
способен вести полемику, спор, дискуссию, дебаты с целью поиска управленческих решений (СК-20).
После завершения обучения обучающийся будет знать:
формы речи: устную и письменную (МБ1);
виды речевой деятельности (МБ1);
виды и функции общения (МБ1);
принципы стилистической дифференциации языка (МБ2);
специфику выделяемых функциональных стилей русского языка (МБ2);
стилеобразующие факторы и языковые особенности функциональных стилей русского языка (МБ2);
функционально-смысловые типы текста (МБ4);
принципы построения устного публичного выступления (МБ3);
типы оратора (МБ3);
виды аудиторий (МБ3);
принципы взаимодействия оратора и аудитории (МБ3);
особенности различных типов речи: информирующей, аргументирующей, эпидейктической (МБ4);
принципы построения аргументирующих речей (МБ4);
принципы ведения дискуссии (МБ4);
виды стилистических ошибок и способы их устранения (МБ2);
способы аргументации (МБ3);
уловки при ведении спора, дебатов и способы их устранения (МБ3).
Уметь:
разграничивать профессиональную, научную, разговорную, жаргонную и просторечную лексику; определять принадлежность текста к разновидностям национального языка (МБ2);
пользоваться нормативными словарями и справочниками; выявлять нарушение норм русского языка; квалифицировать виды норм по разным основаниям (МБ1);
создавать грамотные научные, профессионально ориентированные тексты (МБ1);
различать критерии, по которым выделяются разные виды общения; характеризовать различные профессиональные ситуации общения (МБ4);
анализировать речевые произведения в аспекте выраженности текстовых категорий (определять тему и основную мысль текста, разделять текст на смысловые части и т.п.); находить ошибки в построении текста (МБ4);
различать функционально-смысловые виды текста; находить ошибки в построении описаний (определений и классификаций), повествований и рассуждений (МБ4);
анализировать и создавать тексты разных стилей в зависимости от сферы общения, разграничивать ситуации общения, в которых используется каждый стиль (МБ2);
читать и анализировать научные тексты высокого уровня сложности, создавать научные тексты (аннотацию, конспект, реферат, доклад, курсовую и дипломную работы) (МБ2);
определять подстиль научного текста; характеризовать каждый подстиль; различать первичные и вторичные научные тексты (МБ2);
определять жанр научного стиля; создавать и правильно оформлять научные документы (МБ2);
находить в научных текстах лексические, грамматическ
·ие, стилистические факты, характерные для научного стиля; выстраивать речь в соответствии со стилеобразующими факторами научного стиля; создавать письменные деловые тексты в соответствии с характерными для них стилевыми чертами (МБ2);
выделять в предложенном тексте реферата композиционные и лексико-грамматические особенности; владеть умениями и навыками поэтапной подготовки реферата; оформлять библиографический список (МБ2);
формулировать тезис и подбирать аргументы (МБ3);
составлять аргументирующую речь (МБ3);
выявлять уловки при ведении спора, дебатов и устранять их (МБ3).
Иметь практический опыт:
наблюдения за своей речью и речью окружающих (МБ4);
саморефлексии и общей оценки речевой культуры собеседника (МБ4);
владения разными функциональными стилями русского языка в практике общения, разновидностями национального языка, уместными в зависимости от коммуникативной ситуации (МБ2);
владения нормами современного русского языка и способами фиксирования их нарушения (МБ1);
пользования актуальной лексикой современного русского языка, нормативными словарями и справочниками русского языка (МБ1);
анализа речевой ситуации с точки зрения ее структуры и выбора адекватной модели общения (МБ4);
создания собственных речевых произведений, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к тексту (МБ4);
устранения наиболее распространенных ошибок в построении текста – нарушений связности, логичности (МБ4);
создания стилистически грамотного текста с учётом сферы (ситуации) общения; владения навыком оценки чужого и собственного текста с точки зрения соблюдения стилистических норм (МБ4);
реализации стилевых черт, лексических и грамматических особенностей при создании различных типов документов; владения общими правилами оформления различных типов документов (МБ4);
реализации стилевых черт, лексических и грамматических особенностей при создании текстов научного стиля (МБ4);
создания письменных и устных текстов с учётом характера передаваемой информации (МБ4);
анализа и создания первичных и вторичных научных (академических) текстов в письменной и устной форме (МБ4);
выступления перед аудиторией с научным докладом, выступлением на общественно значимую тему (МБ3);
ведения дебатов, научной полемики (МБ3).
Таблица 1.
Дисциплины
Модульные блоки (МБ)
Учебные элементы (УЭ)
«Русский язык и культура речи», «Русский язык и деловое общение»
«Стилистика научной речи», «Русский язык и деловое общение»
«Риторика», «Русский язык и культура речи», «Искусство речи», «Судебное красноречие»
МБ1. Язык
МБ2. Стилистика
МБ3. Риторика
МБ 4. Речь
УЭ 01. Лексика и фразеология
УЭ 02. Грамматика
УЭ 03. Нормы современного русского литературного языка: орфоэпические и акцентологические нормы
УЭ 04. Нормы современного русского литературного языка: лексические и фразеологические
УЭ 05. Нормы современного русского литературного языка: морфологические и синтаксические нормы
УЭ 06. Орфографические нормы русского литературного языка
УЭ 07. Пунктуационные нормы русского литературного языка
УЭ 08. Стили современного русского литературного языка
УЭ 09. Официально-деловой стиль
УЭ10. Публицистический стиль
УЭ 11. Деловое письмо. Нормы делового письма
УЭ 12. Реклама в деловой речи
УЭ 13. Служебно-деловое общение: деловые переговоры, интервью, презентация
УЭ 14. Деловой этикет
УЭ 15. Научный стиль
УЭ 16. Основные содержательные единицы научной речи. Классификация. Дефиниция
УЭ 17. Вторичные жанры научного стиля
УЭ 18. Первичные жанры научного стиля
УЭ 19. Выразительные средства языка
УЭ 20. Тезис и аргумент
УЭ 21. Риторика монолога
УЭ 22. Риторика диалога
УЭ 23. Тип связи в тексте
УЭ 24. Коммуникативные качества речи
УЭ 25. Оратор и аудитория
УЭ 26. Невербальные средства общения
УЭ 27. Подготовка речи и публичное выступление
Спецификация модуля. Модуль 1. Язык
Таблица 2.
Задача модуля: после завершения данного модуля обучающийся будет уметь составлять грамотные научные, профессионально ориентированные тексты
Действия
Умения
Знания
Ресурсы
1. находить в словарях и справочниках необходимую информацию; исправлять нарушение норм русского языка;
1. пользоваться нормативными словарями и справочниками; выявлять нарушение норм русского языка; квалифицировать виды норм по разным основаниям;
1. приемов поиска необходимой информации;
Учебные материалы: словари, учебники;
2. оформлять документы, составлять тексты.
2. создавать грамматически правильные научные, профессионально ориентированные тексты.
2. правил орфографии, пунктуации, грамматики.
Учебные материалы: методические рекомендации.
Спецификация модуля. Модуль 2. Стилистика
Таблица 3.
Задача модуля: после завершения данного модуля обучающийся будет уметь составлять тексты научного, официально делового, публицистического стилей разных жанров
Действия
Умения
Знания
Ресурсы
1. выбирать лексику, соответствующую конкретной профессиональной ситуации;
1. разграничивать профессиональную, научную, разговорную, жаргонную и просторечную лексику; определять принадлежность текста к разновидностям национального языка;
1. принципов стилистической дифференциации языка;
Учебные материалы: тексты разных стилей;
2. редактировать тексты научного и официально-делового стилей;
2. анализировать и создавать тексты разных стилей в зависимости от сферы общения, разграничивать ситуации общения, в которых используется каждый стиль;
2. специфики выделяемых функциональных стилей русского языка;
Учебные материалы: тексты научного и официально-делового стилей;
3. анализировать тексты научного, официально-делового стиля;
3. читать и анализировать научные тексты высокого уровня сложности, создавать научные тексты (аннотацию, конспект, реферат, доклад, курсовую и дипломную работы);
3. стилеобразующих факторов и языковых особенностей функциональных стилей русского языка;
Учебные материалы: тексты научного стиля по специальности;
4. составлять первичные и вторичные научные тексты;
4. определять подстиль научного текста; характеризовать каждый подстиль; различать первичные и вторичные научные тексты;
4. стилеобразующих факторов и языковых особенностей первичных и вторичных научных текстов;
Учебные материалы: методические рекомендации;
5. оформлять научные документы;
5. определять жанр научного стиля; создавать и правильно оформлять научные документы;
5. стилеобразующих факторов и языковых особенностей научного стиля;
Учебные материалы: методические рекомендации;
6. составлять тексты в научном, официально-деловом стиле;
6. находить в научных текстах лексические, грамматические, стилистические факты, характерные для научного стиля; выстраивать речь в соответствии со стилеобразующими факторами научного стиля; создавать письменные деловые тексты в соответствии с характерными для них стилевыми чертами;
6. стилеобразующих факторов и языковых особенностей научного и официально-делового стиля;
Учебные материалы: методические рекомендации;
7. реферировать статьи.
7. выделять в предложенном тексте реферата композиционные и лексико-грамматические особенности; владеть умениями и навыками поэтапной подготовки реферата; оформлять библиографический список.
7. особенностей реферирования научных статей.
Учебные материалы: статьи научного стиля по специальности.
Спецификация модуля. Модуль 3. Риторика
Таблица 4.
Задача модуля: после завершения данного модуля обучающийся будет уметь
Действия
Умения
Знания
Ресурсы
1. составлять логическую схему текста;
1. формулировать тезис, подбирать аргументацию и примеры;
1. правил формулировки тезиса и аргументов;
Учебные материалы: методические рекомендации, тексты по специальности;
2. составлять текст для публичного выступления с аргументирующей речью;
2. составлять аргументирующую речь;
2. принципов построения устного публичного выступления;
Учебные материалы: методические рекомендации;
3. вести спор, дебаты, научную полемику
3. выявлять уловки при ведении спора, дебатов и устранять их;
3. интеллектуальных и психологических уловок;
Учебные материалы: методические рекомендации; оборудование: видеокамера, компьютер.
4. выступать с учетом принципов взаимодействия оратора и аудитории
4. подбирать нужные выражения для активизации внимания слушателей, начала и концовки выступления;
4. типов оратора, принципы взаимодействия оратора и аудитории;
Учебные материалы: методические рекомендации; оборудование: видеокамера, компьютер.
5. выступать с учетом вида аудитории
5. строить выступление с учетом особенностей аудитории.
5. видов аудиторий.
Учебные материалы: методические рекомендации.
Спецификация модуля. Модуль 4. Речь
Таблица 5.
Задача модуля: после завершения данного модуля обучающийся будет уметь
Действия
Умения
Знания
Ресурсы
1. использовать оптимальный вид общения, соответствующий конкретной профессиональной ситуации;
1. различать критерии, по которым выделяются разные виды общения; характеризовать различные профессиональные ситуации общения
1. критериев видов общения;
Учебные материалы: учебники, лекции;
2. определять тему и основную мысль текста, разделять текст на смысловые части, находить ошибки в построении текста;
2. анализировать речевые произведения в аспекте выраженности текстовых категорий;
2. текстовых категорий;
Учебные материалы: учебники, лекции, тексты по специальности;
3. находить ошибки в построении описаний (определений и классификаций), повествований и рассуждений;
3. различать функционально-смысловые виды текста;
3. функционально-смысловые типы текста;
Оборудование:
4. выступать перед аудиторией с подготовленной речью.
4. выступать перед аудиторией
4. видов выступлений перед аудиторией
Оборудование: видеокамера, компьютер.
Практические задания к модулю 1. Язык
ЗАДАНИЕ № 1 (выберите один вариант ответа)
Использование жаргонных, разговорно-просторечных и диалектных слов недопустимо
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
в публицистике
в текстах документов
в художественных текстах
в разговорной речи
ЗАДАНИЕ № 2 (выберите один вариант ответа)
Чтобы узнать значения слов «транслитерация», «релятивный», можно воспользоваться
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
этимологическим словарём
орфоэпическим словарём
толковым словарём русского языка
орфографическим словарём
ЗАДАНИЕ № 3 (выберите один вариант ответа)
Определите, в каком ряду верно указано произношение всех данных слов: компетентный, скучный, никчемный.
компе[тэ]нтный, ску[чн]ый, ник[чо]мный
компе[т
·е]нтный, ску[чн]ый, ник[ч
·э]мный
компе[т
·э]нтный, ску[шн]ый, ник[чо]мный
компе[тэ]нтный, ску[чн]ый, ник[чо]мный
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
ЗАДАНИЕ № 4 (выберите несколько вариантов ответа)
Лексическая сочетаемость нарушена в выражениях
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
крайне удивительные результаты
добиться увеличения зарплаты
препарат из естественных компонентов
любопытный вопрос
ЗАДАНИЕ № 5 (выберите несколько вариантов ответа)
Определите, в каких словосочетаниях допущен плеоназм
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) свободная вакансия
2) обсуждать вопросы
3) открытие вернисажа сезона
4) заброшенный парк
ЗАДАНИЕ № 6 (выберите несколько вариантов ответа)
Паронимы освоить – усвоить употреблены правильно в предложениях:
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
Во время обучения в университете я усвоил два иностранных языка.
2) Освоить культурное наследие прошлого – одна из задач гуманитарного знания.
Некоторые младшие школьники с трудом усваивают таблицу умножения.
В отпуске мы хотели бы усвоить правила игры в бридж.
Заголовок 115