Эссе на тему: Моя педагогическая философия, или Каким сегодня должен быть учитель?
«Моя педагогическая философия, или каким сегодня должен быть учитель?»
В жизни нужно стремиться обогнать не других, а самого себя.
Бэбкок
Моя педагогическая философия…Как сложно размышлять о своей педагогической философии, имея небольшой опыт работы! Как сложно отделить педагогическую философию от философии жизни вообще! Размышляя над этим вопросом, я мысленно перелистываю страницы своей жизни.
Когда - то очень давно, когда я была такой же школьницей, как и мои дети, я мечтала быть учителем. Но только с возрастом понимаешь о наивности детских грёз, о нестабильности принятых решений, о необходимом направлении и дальнейшем выборе. У большинства детей планы на будущее всегда чистые, какие – то смешные, порой непредсказуемые. Также и у меня эти планы менялись часто, и зависело это, видимо, от интересов, которые окружали меня в тот или иной момент моей жизни. Но как говорят «от судьбы не уйдешь», и в моей жизни после окончания 11 классов появились те самые «вершители судьбы» - мои родители, которые «направили» меня в педагогический университет, выслушав мои приоритеты на данном этапе. Сейчас, я с уверенностью могу сказать, что выбор моей профессии не был ошибочным.
Так что же такое моя педагогическая философия? Каким сегодня должен быть современный учитель?
Моя педагогическая философия – это всё то, что входит в мою профессиональную деятельность. Сюда бы я отнесла и учительский успех, потому что найти его рецепт – мечта любого педагога. Такого наверно не существует, а свой я собираю сама. В него входят: Доброта, Честь, Искренность, Справедливость, Достоинство. Сейчас это в большей степени существенная часть моих взглядов на жизнь, в какой - то мере – моё восприятие мира. Сегодня меня, как и в первый день на педагогической практике в школе, волнует, как сложатся мои отношения с ребятами. Будет ли им комфортно и легко на моих уроках, смогу ли я передать им всё то, что запланировала, не смотря на то, что проведенных уроков предостаточно, для того, чтобы скрылась какая - то неуверенность, боязнь.
Я стремлюсь, стать мастером своего дела – в этом также заключена моя педагогическая философия. Учитель, как мастер своего дела, должен в совершенстве владеть педагогическими технологиями, знаниями и способностями, коммуникативностью. Разделяю мнение К. Д. Ушинского: «Педагог живёт до тех пор, пока он учится» поэтому любой учитель-это всегда ученик. В современных условиях, чтобы соответствовать постоянно изменяющимся потребностям общества, нужно настойчиво искать новую информацию, профессионально её использовать. Я, как педагог, нахожусь в постоянном профессиональном поиске своего «я» в профессии.
Современный ли я учитель? Думаю, да.
Я преподаю предмет, который так необходим в XXI веке. Английский язык – это, своего рода, пропуск в новое общество, в следующий виток жизни, в новый мир, в котором возможностей для всевозможных свершений более чем достаточно. Изучение иностранного языка – это, в первую очередь, развитие культурного уровня человека, во вторую – усовершенствование себя как личности. Поэтому, я считаю, что каждый культурный человек должен знать хотя бы один иностранный язык. Но в школе с детьми при изучении иностранного языка возникает проблема в том, что не все дети поддаются обучению, потому что у них с детства заложено в сознании родителями, что им нет необходимости знать иностранный язык. И как бы только ни старался учитель, какие бы методы он не использовал, есть такие дети, которые к предмету «английский язык» относятся «никак». Но я пытаюсь решать эту проблему, привлекая родителей. Потому, что я считаю, что у ребенка в жизни два прямых наставника – это школа и родители.
Самое интересное для меня – это обдумать, как построить урок, решить, в какой последовательности, что и как делать на уроке, как организовать работу разных учащихся, какие виды работ провести на уроке. А так как я активно использую игровые методы обучения, то я прежде всего обдумываю, как игровая ситуация поможет мне раскрыть тему урока и прийти к намеченной цели. Так как миссия учителя иностранного языка – научить ребят общаться на изучаемом языке, то на уроках я создаю модель реальной ситуации, я запускаю процесс игры. Я пытаюсь развивать способности ребенка, обучая его общению, самым любимым его видом деятельности – игрой. На уроке используются различные организационные формы работы: групповые, парные, индивидуальные. Чтобы вовлечь всех и каждого, я развиваю и совершенствую свои организаторские способности для подготовки своего рода сценария урока. Важным фактором является создание положительной мотивации в изучении иностранного языка. Это достигается использованием приемов, которые вызывают личную заинтересованность у ребят в выполнении заданий. К ним относятся: речевые задания, проблемные ситуации. В воспитательно - образовательном процессе использую такие педагогические технологии, как мультимедийные, сказкотерапевтические, здоровьесберегающие, экспериментирование, проектирование. В связи перехода школьного образования на новую программу, содержащую Федеральные государственные требования использую проектный метод. Также на моих уроках иностранного языка всегда царит атмосфера благоприятного психологического климата, атмосфера демократических отношений. Потому что такая атмосфера является неотъемлемой частью успешного урока.
Современный ли я воспитатель? Ответ очевиден, да.
В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого – мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка. Я разделяю мнение Бернштейна, который сказал: "Не берите на себя чужой кармы - не делайте за них их труд, не решайте за них их задачи, не пытайтесь стать их судьбой. Самое лучшее - пусть знают ваше мнение, позицию, оценку" – и это, я считаю, главным фактором в воспитании детей. Ведь строительный материал, над которым работаем мы, учителя, это молодые, восприимчивые, жаждущие умы. Используя свойства, а иногда, преодолевая сопротивление этого материала, мы придаем ему совершенную форму. Так человеческий дух становится более стойким. Может быть, в этом и состоит рукотворное счастье учителя – видеть, как под твоим началом идет человек в рост, как воплощается в нем твоя мысль, энергия, воля… Я люблю детей, люблю школу, в которой работаю, и рада, что это взаимно.
Современный ли я человек? Да!
В основе моей жизни – любовь. «Чтобы изменить людей, их надо любить Влияние на них пропорционально любви к ним». (И.Г.Песталоцци)
В основе моей философии – творчество, т.к. «творчество – это природный смысл жизни» (Н.Рерих)
В основе моих жизненных принципов – свобода, свобода выбора. И я выбираю самопознание, саморазвитие, самовыражение, самосовершенствование.
В основе моего пребывания в этом мире, в этом пространстве и в этом времени – гармония, согласие, лад. Я с этим временем, я в этом времени.
Осмысливая свой незначительный опыт, я прихожу к выводу, что двигаюсь в правильном направлении. Тот свет знаний, который получают от меня мои ученики, они понесут дальше по жизни, даря его своим близким и всем нуждающимся. Даже если они не станут учителями или переводчиками, они обязательно будут настоящими людьми. Я верю в них и люблю своих учеников. Как сказал Эльберт Хаббард «Тот, кто очень любит своих детей, добьется успехов и уважения». Я ещё молодой педагог, профессию я выбрала по душе, и она мне по силам. Хотя бывают неудачи и огорчения. Я стараюсь относиться к ним позитивно, и главная моя цель профессиональной жизни – развитие личности. Закончить своё эссе хотелось бы словами Киплинга о дальнейшем саморазвитии:
Есть у меня шестерка слуг, проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг, - все знаю я от них.
Они по знаку моему являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где.