Тематическое планирование (обучение грамоте) УМК Планета знаний


ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ по «Букварю»
92 ч (4 ч в неделю)

урока Тема урока Цели и задачи урока Виды учебной деятельности
и универсальных учебных действий
НАША РЕЧЬ (14 ч)
1 Здравствуй, школа!
C. 3 Познакомить учащихся с первой учебной книгой — букварем и с рабочей тетрадью Ориентироваться в букваре и рабочей тетради.
Определять (в процессе совместного обсуждения) смысл условных знаков в учебной книге.
2 Мы теперь не просто дети — мы теперь ученики
С. 4–5 Формировать понимание важности нового социального статуса детей — ученик Сравнивать (с помощью иллюстраций) дошкольную и школьную учебную деятельность.
Обсуждать свою новую социальную роль школьника
3 Мы живем в России. Наш общий язык — русский
С. 6–8 Дать представление учащимся о речи как процессе общения между людьми Определять последовательность учебных тем (с опорой на маршруты). Комментировать иллюстрации в учебнике.
Вступать в диалог в процессе совместной игры.
4 Как мы общаемся. Язык мимики и жестов
С. 9 Познакомить учащихся с неязыковыми средствами устного общения: жестом, мимикой, движением Определять адекватный выбор языковых и неязыковых средств устного общения (при инсценировании предложенных ситуаций).
Участвовать в групповой работе, связанной с общением
5 Как зарождалась речь
С. 10 Дать первоначальное представление о том, как зарождалась речь Комментировать последовательность иллюстраций в букваре.
Разыгрывать ситуации передачи информации без использования речи. Осваивать правила выполнения работы в паре.
6 Устная и письменная речь
С. 11 Познакомить учащихся с понятиями «устная речь», «письменная речь» Наблюдать за особенностями устной и письменной речи. Участвовать в процессе говорения и слушания. Составлять рассказ по серии сюжетных картинок
7 Предложение
С. 12 Научить учащихся различать слово и предложение Составлять самостоятельно и под диктовку схемы простых предложений различной распространенности. Придумывать предложения с опорой на рисунки и схемы. Определять количество слов в предложении
8 Знаки препинания
С. 13 Познакомить учащихся с понятием «интонация» и со знаками препинания в конце предложения Читать и сравнивать предложения с разной интонацией. Определять соответствие интонационных средств смыслу предложений
9 Предмет и слово
С. 14 Научить детей различать предмет и слово, обозначающее этот предмет. Познакомить со звуковыми схемами слов Различать предмет и слово, обозначающее этот предмет. Соотносить название изображенного предмета со схемой слова, обозначающего этот предмет. Моделировать звуковой состав слова (количество звуков)
10 Слоги
С. 15 Дать учащимся первоначальное представление о слоге как минимальной произносительной единице речи. Формировать умение делить слова на слоги Скандировать по слогам слова-предложения. Определять количество слогов в словах и моделировать слоговой состав слова
11 Звуки речи. Гласные и согласные звуки
С. 16–17 Формировать умение различать гласные и согласные звуки Классифицировать звуки в ходе специального прослушивания. Соотносить название предмета с его звуковой схемой
12 Звуки речи. Твердые и мягкие согласные звуки
С. 16–17 Научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки Объяснять смыслоразличительную роль звуков речи (мак – рак, лук – люк). Характеризовать звуки речи и их последовательность в конкретных словах. Моделировать звуковой состав слов
13 Ударение. Ударный слог
С. 18 Познакомить учащихся с ударением и ударным слогом Объяснять смыслоразличительную роль ударения при сравнении слов (замок—замок). Выделять ударные слоги при произнесении различных слов. Определять на схеме место ударения в слове
14 Звуки и буквы
С. 19 Научить детей различать звуки речи и буквы, обозначающие эти звуки на письме Находить буквы современного русского алфавита среди других групп букв. Объяснять смысл определения: буквы — знаки звуков
Внеклассная деятельность учащихся
С. 20–21 Выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме, предложенной в букваре (по желанию)
АЛФАВИТ (74 ч)
15 Звук [а]. Буквы А, а
С. 22–24 Познакомить учащихся с гласным звуком [а] и буквами А и а, обозначающими этот звук на письме Анализировать и сопоставлять звуковые и буквенные модели слов. Определять количество звуков и их последовательность в словах. Рассматривать «А» как букву, слог и слово (с опорой на иллюстрации в букваре).
16 Звук [у]. Буквы У, у
С. 25 Познакомить учащихся с гласным звуком [у] и буквами У и у, обозначающими этот звук на письме Читать предложения со словами «А» и «У». Экспериментировать в звукоподражании. Распределять роли и очередность действий при работе в паре. Обсуждать смысл пословиц, приводить примеры, иллюстрирующие пословицы
17 Закрепление изученногоС. 26 Закрепить навыки работы со звуковыми моделями слов. Обучать детей чтению двузвучных слов Соотносить звуковые модели слов с названиями предметов. Читать и правильно интонировать предложения
18 Обычные буквы — специальные знаки
С. 27 Познакомить учащихся со специфичным использованием букв А и У Расшифровывать значение букв «А» и «У», используемых на транспорте. Заменять буквы в словах и наблюдать за изменением значения слов с опорой на иллюстрации в букваре (при решении ребусов)
19 Звуки [м], [м']. Буквы М, м
С. 28 Познакомить учащихся с парными (по твердости–мягкости) согласными звуками [м], [м'] и буквами М и м, обозначающими эти звуки на письме Читать двухсложные слова. Определять наличие в звучащем слове твёрдого [м] и мягкого [м']. Различать слоги и слова, слова и предложения. Контролировать свою работу по разгадыванию загадок, соотнося слова-отгадки с их звуковыми моделями
20 Звуки [н], [н']. Буквы Н, н
С. 29 Познакомить учащихся с парными (по твердости–мягкости) согласными звуками [н], [н'] и буквами Н, н, обозначающими эти звуки на письме Подбирать к звуковым моделям соответствующие слова. Наблюдать за количеством слогов и количеством гласных звуков в слове. Наблюдать за многозначностью слов с опорой на иллюстрации
21 Большая буква в именах людей и кличках животных
С. 30 Информировать учащихся об использовании большой буквы в написании имен людей и кличек животных Выделять среди слов имена людей. Сопоставлять похожие по написанию, но разные по значению слова. Определять количество предложений в тексте
22 Закрепление изученногоС. 31 Чтение слогов и слов с изученными буквами Дополнять слоги до слов. Расшифровывать буквенную символику («М», «ТУ», «АН»). Экспериментировать со своей фамилией, используя ее часть для придумывания названия марки самолета
23 Звук [о]. Буквы О, о
С. 32 Познакомить учащихся с гласным звуком [о] и буквами О и о, обозначающими этот звук на письме Читать предложения, при записи которых использованы слова и рисунки. Соотносить названия предметов со звуковой и неполной буквенной схемами. Выделять из цепочки слогов слова и читать их
24 Звук [э]. Буквы Э, э
С. 33 Познакомить учащихся гласным звуком [э] и буквами Э и э, обозначающими этот звук на письме Наблюдать за делением слов на слоги и постановкой в словах ударения. Устанавливать связь слов в предложении (в процессе совместного обсуждения) и наблюдать за изменением слов. Распределять роли и очередность действий при работе в парах (под руководством учителя)
25 Использование слов
он, она, оно
С. 34 Учить детей правильно использовать в своей речи слова он, она, оно Соотносить изображённые предметы с соответствующими словами он, она, оно. Дополнять слоги до слов с опорой на рисунки. Сравнивать звучание рифмующихся слогов и слов
26 Закрепление изученногоС. 35, 46–47 Тренировать детей в чтении слогов и слов Восстанавливать и читать слова с пропущенной буквой. Читать слова, записанные нестандартным способом. Наблюдать за изменением значения слова при замене буквы в слове
27 Звуки [р], [р']. Буквы Р, р
С. 36 Познакомить учащихся с парными (по твердости–мягкости) согласными звуками [р], [р'] и буквами Р и р, обозначающими эти звуки на письме Выделять в скороговорке наиболее часто повторяющиеся звуки. Читать предложения, перемещая логическое ударение (в процессе коллективной работы). Сочинять чистоговорку, используя слоги ра-ру (работа в парах)
28 Звуки [л], [л']. Буквы Л, л
С. 37 Познакомить учащихся с парными (по твердости–мягкости) согласными звуками [л], [л'] и буквами Л и л, обозначающими эти звуки на письме Читать слова, заменяя буквы «р» на «л» и наоборот. Выбирать из текста предложение, соответствующее данной схеме. Составлять рассказ по заданной теме ( из 3-4 предложений)
29 Закрепление изученногоС. 38 Тренировать детей в проведении звуко-буквенного анализа слов Анализировать звуковой и буквенный составы слов. Подбирать пару к полным и уменьшительным (кратким) именам (при работе в парах и самостоятельно)
30 Закрепление изученногоС. 39 Тренировать детей в чтении слов с пропущенными буквами Восстанавливать и читать слова с пропущенными буквами и слова-палиндромы. Наблюдать за изменением смысла слова при замене и сокращении букв в словах (при решении ребусов)
31 Звук [ы]. Буква ы
С. 40 Познакомить учащихся с гласным звуком [ы] и буквой ы, обозначающей этот звук на письме Выявлять характерные особенности буквы ы (печатная буква состоит из двух отдельных элементов; отсутствуют слова, начинающиеся с буквы ы ). Различать слова в форме единственного и множественного числа на основе игры «Один — много». Отвечать на вопросы в тексте
32 Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой и
С. 41 Познакомить учащихся с гласным звуком [и] и буквами И и и, обозначающими этот звук на письме. Познакомить учащихся с использованием буквы и для обозначения мягкости предшествующих согласных звуков на письме Выявлять общий признак у изображенных предметов. Читать слова с мягкими согласными звуками. Классифицировать предметы по признаку их использования
33 Закрепление изученногоС. 42, 46–47 Тренировать детей в словообразовании Образовывать слова из данных с помощью приставок (без использования термина). Придумывать свои варианты данной скороговорки, используя перестановку слов.
34 Слова с противоположным значением
С. 43 Тренировать учащихся в подборе слов с противоположным значением Подбирать слова-антонимы (с опорой на иллюстрации в букваре). Наблюдать за изменением слов по числам( один — много). Выбирать подходящие неязыковые средства для пантомимы по заданной теме
35 Звук [й']. Буквы Й, й
С. 44
Познакомить учащихся с непарным мягким согласным звуком [й'] и буквами Й и й, обозначающими этот звук на письме Определять на слух наличие в словах звука [й']. Правильно произносить и читать слова со звуком [й'] и буквой й. Разыгрывать ситуации (с опорой на иллюстрации в букваре)
36 Закрепление изученногоС. 45 Тренировать детей в чтении слов с буквой й Дополнять слоги до слов, учитывая особенности их написания. Правильно называть изученные буквы и находить их в алфавите или разрезной азбуке
37 Звуки [б], [б']. Буквы Б, б
С. 48 Познакомить учащихся с парными (по твердости–мягкости) согласными звуками [б], [б'] и буквами Б, б, обозначающими эти звуки на письме Выбирать способ озвучивания некоторых предложений без использования речи. Восстанавливать слова и придумывать с ними предложения (с опорой на иллюстрации в букваре). Составлять слово из первых букв названий предметов
38 Звуки [п], [п']. Буквы П, п
С. 49 Познакомить учащихся с парными (по твердости–мягкости) согласными звуками [п], [п'] и буквами П, п, обозначающими эти звуки на письме Овладевать плавным слоговым чтением или более совершенным способом чтения. Находить слова одинаковые по написанию, но разные по значению. Описывать случаи из собственной жизни по заданной теме
39 Закрепление изученногоС. 50 Тренировать детей в чтении слогов и слов со стечением согласных звуков Находить среди слогов слова, значение которых можно объяснить. Подбирать антонимы к многозначным словам (с опорой на иллюстрации в букваре)
40 Парные звонкие и глухие согласные звуки:
б] – [п], [б'] – [п']
С. 51 Познакомить учащихся с парными (по звонкости–глухости) согласными звуками: [б] – [п], [б'] – [п'] Наблюдать за сильной и слабой позициями звука [б] в предложенных словах. Сопоставлять парные звуки по твердости–мягкости [б] — [б'] и [п] — [п'] и парные звуки по звонкости–глухости [б] — [п], [б'] — [п']
41 Звуки [в], [в']. Буквы В, в
С. 52 Познакомить учащихся с парными (по твердости–мягкости) согласными звуками [в], [в'] и буквами В, в, обозначающими эти звуки на письме Наблюдать за смысловыми оттенками значения слов. Читать слова с переносом на другую строку. Находить «слово в слове», не меняя буквы местами
42 Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф
С. 53 Познакомить учащихся с парными (по твердости–мягкости) согласными звуками [ф], [ф'] и буквами Ф, ф, обозначающими эти звуки на письме Образовывать мужские и женские фамилии от данных имен (работа в паре). Узнавать необходимую информацию, задавая вопросы взрослым
43 Закрепление изученногоС. 54, 56–57 Тренировать детей в чтении слов, различающихся одной буквой Наблюдать за изменением слов в столбиках и объяснять смыслоразличительную роль звуков речи. Расшифровывать анаграммы с опорой на заданный порядок букв
44 Закрепление изученногоС. 55 Познакомить учащихся с парными (по звонкости–глухости) согласными звуками [в] – [ф] и [в'] – [ф']Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [в] в предложенных словах. Осваивать новые способы решения ребусов с использованием воображаемого предлога «в». Определять прямое и переносное значение слов
45 Звуки [г], [г']. Буквы Г, г
С. 58 Познакомить учащихся с парными (по твердости–мягкости) согласными звуками [г], [г'] и буквами Г, г, обозначающими эти звуки на письме Находить закономерность изменения слов в столбиках и продолжать ее. Объяснять происхождение слов (названий грибов). Читать стихотворение по ролям. Воспроизводить стихотворные строки с различными смысловыми оттенками
46 Звуки [к], [к']. Буквы К, к
С. 59 Познакомить учащихся с парными (по твердости–мягкости) согласными звуками [к], [к'] и буквами К, к, обозначающими эти звуки на письме Сравнивать слова и находить в словах общую часть. Экспериментировать с образованием слов, добавляя к ним разные буквы
47 Закрепление изученногоС. 60 Информировать детей об участии буквы к в словообразовании (рыба–рыбка) Объяснять специфику словообразования с помощью буквы к (образование уменьшительно-ласкательных слов, исключая имена). Подбирать слова-признаки к изображенным предметам и антонимы к данным словам. Распределять роли при работе в паре (по возможности самостоятельно)
48 Закрепление изученногоС. 61 Познакомить детей с парными (по звонкости–глухости) согласными звуками [г] – [к] и [г'] – [к']Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [г] в предложенных словах. Различать сказки, написанные в поэтической и прозаической форме. Придумывать и восстанавливать вопросительные предложения
49 Звуки [д], [д']. Буквы Д, д
С. 62 Познакомить учащихся с парными (по твердости–мягкости) согласными звуками [д], [д'] и буквами Д, д, обозначающими эти звуки на письме Анализировать текст скороговорок на наличие в них слов со звуками [д], [д']. Различать слова — названия предметов и слова — признаки предметов. Находить в словах общую часть. Определять в тексте функции небуквенных графических средств
50 Звуки [т], [т']. Буквы Т, т
С. 63 Познакомить учащихся с парными (по твердости–мягкости) согласными звуками [т], [т'] и буквами Т, т, обозначающими эти звуки на письме Обобщать слова по тематическому признаку. Находить в тексте слово, используемое в разных значениях. Находить информацию по заданию в букваре
51 Закрепление изученногоС. 64, 74–75 Тренировать детей в осмысленном правильном и выразительном чтении Выбирать наиболее точное название текста из нескольких предложенных. Рассуждать на тему «Кого можно называть другом?», приводить примеры, опираясь на личный опыт
52 Большая буква в географических названиях
С. 65 Информировать учащихся о правописании названий стран, населенных пунктов и рек
Узнавать географические названия среди других слов. Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [г] в предложенных словах. Находить закономерность в цепочке названий городов и продолжать эту закономерность
53 Звук [ж]. Буквы Ж, ж
С. 66 Познакомить учащихся с непарным твердым согласным звуком [ж] и буквами Ж, ж, обозначающими этот звук на письме Группировать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?». Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания с опорой на пословицу «Жизнь дана с добрые дела»
54 Звук [ш]. Буквы Ш, ш
С. 67 Познакомить учащихся с непарным твердым согласным звуком [ш] и буквами Ш, ш, обозначающими этот звук на письме Различать слова-названия предметов и слова-действия предметов. Находить рифмы в стихотворении. Расшифровывать слова, записанные без букв, обозначающих гласные звуки
55 Сочетания букв жи–ши
С. 68 Тренировать детей в чтении слов, содержащих сочетания букв жи–ши Сравнивать произношение слов (содержащих жи–ши) с их написанием. Воспроизводить строки текста с различными смысловыми оттенками
56 Закрепление изученногоС. 69 Познакомить учащихся с парными (по звонкости–глухости) согласными звуками [ж] – [ш] Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [ж], в предложенных словах. Различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?».
Классифицировать (в процессе совместной работы) сказки: народная – авторская, русская – зарубежная
57 Звуки [з], [з']. Буквы З, з
С. 70 Познакомить с парными (по твердости–мягкости) согласными звуками [з], [з'] и буквами З, з, обозначающими эти звуки на письме Подбирать синонимы к названиям предметов. Классифицировать слова-названия предметов, слова – признаки и слова-действия. Сравнивать содержание текста и иллюстрации к нему. Пересказывать текст с опорой на иллюстративный ряд
58 Звуки [с], [с']. Буквы С, с
С. 71 Познакомить учащихся с парными (по твердости–мягкости) согласными звуками [с], [с'] и буквами С, с, обозначающими эти звуки на письме Подбирать слова-антонимы к разным частям речи (без использования терминов). Самостоятельно озаглавливать текст. Объяснять использование букв в спортивной символике
59 Закрепление изученногоС. 72 Закрепить знания детей о многозначности слова, о словах синонимах, словах-антонимах Активизировать и расширять словарный запас, используя знания о многозначности слова, о синонимах и антонимах (без использования терминов). Контролировать свою работу по разгадыванию загадок, соотнося слова-отгадки с их звуковыми моделями
60 Слова: в, на, за, над, под, к, с, и др.
С. 73 Информировать учащихся о словах в, на, за, над, под, к, с, и др., служащих для связи слов в предложенияхНаблюдать за слабой и сильной позициями звука [з]. Устанавливать зависимость между смыслом предложения и средствами связи слов (предлогами). Выражать свое отношение к поступкам героя рассказа
61 Сочетания звуков [й'э], [й'о]. Буквы Е, е и Ё, ё
С. 76 Познакомить учащихся с буквами Е, е и Ё, ё, обозначающими на письме сочетания звуков [й'э], [й'о] Сравнивать слова, содержащие буквы е и ё в начале слова, со звуковыми моделями этих слов и делать выводы. Выявлять общий признак у изображенных предметов. Объяснять значения слов и причину переноса названия одного предмета на другой
62 Буквы е, ё — показатели мягкости предшествующих согласных звуков
С. 77 Познакомить учащихся с использованием букв е, ё для обозначения мягкости предшествующих согласных звуков на письме Соотносить слова, содержащие буквы е, ё после согласных, со звуковыми моделями этих слов. Заучивать наизусть стихотворение или его часть (по желанию). Вспоминать ранее изученные стихи по данной тематике
63 Диалог. Речевой этикет
С. 80 Познакомить учащихся с правилами речевого этикета при ведении диалога Самостоятельно контролировать использование правил речевого этикета в диалоге со взрослыми и сверстниками (в ситуациях учебного и бытового общения). Придумывать и разыгрывать диалоги с использованием «вежливых» слов. Заменять фразеологические обороты (без использования термина) соответствующим словом
64 Закрепление изученногоС. 81 Тренировать детей в проведении звуко-буквенного анализа слов, содержащих буквы е, ё Определять на слух наличие в словах звука [й']. Различать две функции букв е, ё в словах. Осмысленно читать текст, понимать его содержание, отвечать на вопросы и озаглавливать текст. Подбирать к названиям изображенных предметов синонимы
65 Сочетание звуков [й'у]. Буквы Ю, ю
С. 82 Познакомить учащихся с буквами Ю, ю, обозначающими на письме сочетание звуков [й'у] Выделять первую букву и первый звук в предложенных словах. Сопоставлять содержание стихотворения с иллюстрациями к нему. Приводить примеры многозначных слов и объяснять их значение
66 Сочетание звуков [й'а]. Буквы Я, я
С. 83 Познакомить учащихся с буквами Я, я, обозначающими на письме сочетание звуков [й'а] Использовать ранее полученные знания для проведения звуко-буквенного анализа. Находить в четверостишии рифмующиеся слова, определять их сходство и различие. Выразительно читать рассказ по ролям
67 Устное народное творчество
С. 84 Расширить и углубить знания детей о русских народных песнях и сказках Рассказывать о своем восприятии и о своем отношении к русским народным песням и сказкам. Выявлять в текстах песен и сказок звуковой ряд, влияющий на образование слов с оттенками нежности и ласковости. Экспериментировать с названиями сказок по предлагаемому образцу
68 Закрепление изученногоС. 85 Тренировать учащихся в чтении и в проведении звуко-буквенного анализа слов, содержащих буквы ю и я, являющихся показателями мягкости предшествующих согласных звуков Определять в словах наличие звука [й'], его место в слове и обозначение на письме. Доказывать, что принцип написания данного стихотворения основан на сходстве звучания пар слов, не являющихся рифмами
69 Буква ь. Мягкий знак — показатель мягкости предшествующего согласного звука
С. 86 Познакомить учащихся с буквой ь как показателем мягкости предшествующего согласного звука Сравнивать слова, содержащие мягкий знак со звуковой моделью этих слов и делать выводы. Обсуждать свою учебную деятельность в школе. Рассуждать на тему «Кого можно назвать заботливым человеком»
70 Закрепление изученногоС. 87 Тренировать детей в чтении и в проведении звуко-буквенного анализа слов, содержащих мягкий знак Подбирать к звуковым моделям соответствующие слова. Группировать слова по тематическому принципу. Фантазировать на тему, как может выглядеть лень. Исследовать новый вид ребусов и находить варианты решения
71 Разделительный мягкий знак — ь
С. 88 Тренировать детей в чтении слов с разделительным мягким знаком Вспоминать и называть слова, в которых слышится звук [й'], но нет буквы й (разные случаи). Сравнивать написание и произношение слов с разделительным мягким знаком. Сочинять веселую путаницу методом перестановки слов (работа в парах)
72 Две роли мягкого знака в русском языке
С. 89 Научить детей различать роли мягкого знака в русском языке: показателя мягкости и разделительного Читать и устанавливать различие в словах с разделительным мягким знаком и словах с мягким знаком — показателем мягкости. Заучивать стихи (по желанию), узнавать необходимую информацию, задавая вопросы взрослым
73 Буква ъ. Разделительный твердый знак
С. 90 Познакомить детей с разделительным твердым знаком Сравнивать написание и произношение слов с разделительным твердым знаком. Правильно называть изученные буквы и находить их место в алфавите или разрезной азбуке. Рассуждать на тему «Нужно ли думать о других?»
74 Закрепление изученногоС. 91 Тренировать детей в чтении слов, содержащих разделительный твердый знак Дополнять словосочетания соответствующими словами с разделительным твердым знаком с опорой на иллюстрации в букваре. Вспоминать и называть слова, в которых слышится звук [й'], но нет буквы й (все случаи). Объяснять переносное значение слов, обозначающих способы подъема в гору
75 Звуки [х], [х']. Буквы Х, х
С. 92 Познакомить учащихся с парными (твердым и мягким) согласными звуками [х], [х'] и буквами Х, х, обозначающими эти звуки на письме Находить сходство и различие в представленных парах слов. Выразительно читать текст по ролям. Подбирать рифмующиеся слова к названиям изображенных предметов. Сочинять двустишия с заданными рифмующимися словами
76 Звук [ц]. Буквы Ц, ц
С. 93 Познакомить учащихся с непарным твердым согласным звуком [ц] и буквами Ц, ц, обозначающими этот звук на письме Определять место звука [ц] в различных словах и сравнивать его звучание. Дифференцировать похожие звуки [ц], [с], [з] в процессе коллективной работы. Вспоминать сказку «Царевну-лягушка» и продолжать отрывок, приведенный в букваре
77 Закрепление изученногоС. 94 Тренировать детей в осмысленном правильном и выразительном чтении Находить в тексте ответы на поставленные вопросы. Рассуждать на тему бережного отношения к природе. Различать понятия «цветы» и «цвета»
78 Веселые путаницы
С. 95 Расширить и углубить знания детей о путаницах (авторских и фольклорных) Сравнивать написание и произношение слов с гласными е, ы, и, стоящими после ц. Обобщать знания о непарных твердых согласных звуках ж, ш, ц. Придумывать различные варианты путаницы. Расшифровывать слова, записанные без букв, обозначающих гласные звуки
79 Звук [ч']. Буквы Ч, ч. Прямое и переносное значение слов
С. 96 Познакомить учащихся с непарным мягким согласным звуком [ч'] и буквами Ч, ч, обозначающими этот звук на письме Наблюдать за написанием и произношением слов с буквой ч.
Принимать участие в чтении текста по ролям и в разыгрывании сценок. Приводить примеры использования слов в прямом и переносном значении, опираясь на иллюстрации в букваре
80 Звук [ш']. Буквы Щ, щ. Сочетания букв ча-ща и чу-щуС. 97 Познакомить учащихся с непарным мягким согласным звуком [ш'] и буквами Щ, щ, обозначающими этот звук на письме и буквосочетаниями ча-ща и чу-щу Наблюдать за написанием и произношением слов с буквой щ. Различать произведения малых фольклорных форм (загадки, путаницы, скороговорки, считалки). Вспоминать знакомые считалки, объяснять их назначение
81 Шипящие согласные звуки
С. 98 Обобщить знания детей о шипящих согласных звуках ж, ш, ч, щ Находить в тексте слова с шипящими ж, ш, ч, щ (по конкретному заданию). Заучивать наизусть стихотворение и выразительно его читать. Сравнивать слова в столбиках и находить «лишнее»
82 Закрепление изученногоС. 99 Тренировать учащихся в осмысленном правильном и выразительном чтении Определять, к каким строчкам стихотворения выполнена иллюстрация. Высказывать свою точку зрения, выражать согласие или несогласие с призывом «подружиться с книгой…»
83 Алфавит
С. 100 Обобщить знания детей об изученных буквах и об алфавите Объяснять, как появилось в русском языке слово «азбука». Правильно называть все изученные буквы и находить их место в алфавите или разрезной азбуке. Сравнивать алфавит с буквами, которые описываются в стихотворении.
84 Необычные азбуки
С. 101 Познакомить детей с различными авторскими стихотворными азбуками Наблюдать за сходством различных стихотворных азбук. Включаться в работу по поиску детских книг, в которых можно прочитать эти азбуки целиком
85 Из истории букварей
С. 102–103 Информировать учащихся об истории создания букварей и первого русского букваря Ивана Федорова Сравнивать страницы старых букварей со страницами данного букваря. Выражать удовлетворение по поводу полученных знаний и своих достижений в обучении грамоте
Внеклассная работа
С. 104–105
Выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме «Алфавит» (по желанию)
86 Сказки-диалоги о животных
С. 106–107 Совершенствовать навыки чтения и инсценирования сказок Читать и инсценировать сказки. Участвовать в обсуждении организационных и учебных проблем (высказывать пожелания при выборе текста и распределении ролей)
87 Ребятам о зверятахС. 108–109 Расширить и углубить знания детей о повадках лесных животных и их образе жизни Описывать случаи своего общения с животными. Рассказывать о своих наблюдениях и переживаниях
88 Сказки в сказке
С. 110 Обобщить знания детей о сказках Использовать полученные знания для ответов на вопросы и обсуждения прочитанного. Выслушивать ответы одноклассников, высказывать свою точку зрения, комментировать ситуацию
Резерв 4 ч