Моя педагогическая философия, или каким сегодня должен быть учитель
Эссе «Моя педагогическая философия,
или каким сегодня должен быть учитель»
«Ученик – не сосуд, который нужно наполнить,
а факел, который нужно зажечь».
К. Ушинский
Я с детства стояла перед выбором, кем стать, учителем или актером? Я любила играть со сверстниками «В школу», и обожала выступать на сцене, занимаясь в театральном кружке… Мой выбор, все же, остановился на профессии учителя. Получила педагогическое образование, стала работать учителем, создала семью, родила старшую дочь и все, вроде, шло хорошо, но времена перестройки, нехватка денег заставили меня сменить профессию. И к моему великому удивлению, попробовав себя в разных отраслях, я нигде не испытывала радость от работы, не испытывала наслажденья жизнью. Я не сдавалась и продолжала искать себя снова и снова. И вот, случай, а может быть и судьба, в 2014 году привели меня в школу № 6. Сегодня я могу с уверенностью сказать, я нашла себя! С каждым новым днем, с каждым новым уроком я все сильнее понимаю, что мне очень нравится моя работа.
Главные задачи современной школы заключаются в раскрытии способностей каждого ученика, в воспитании порядочного и патриотичного человека, в воспитании личности, готовой к жизни в этом стремительно изменяющемся мире. Выпускники должны уметь самостоятельно и смело ставить и достигать цели, знать пути достижения целей. Должны уметь реагировать на разнообразие красок жизненных ситуаций, должны быть уверены в завтрашнем дне, в правильности выбора, должны не бояться перемен. Я вернулась в школу, где были поставлены новые образовательные стандарты. Может даже очень хорошо, что я какое-то время не работала в школе. Всегда очень трудно ломать наработанные годами устои, покидать зону комфорта. Раньше учитель говорил, как надо делать, как должно быть. Ученики внимательно слушали, принимали, запоминали. «Слово» раньше находилось во власти учителя. Ученик был сосудом, который наполнял учитель. А сегодня наоборот. Урок надо вести так, чтобы исчезла личность учительницы. Учитель – друг, он должен так выстроить урок, так сформулировать задание, чтобы слово почти полностью было во власти школьников. Дети сами должны обозначить проблему, должны научиться рассуждать, должны увидеть и спрогнозировать пути решения проблемы, должны сами научиться. На мой взгляд, не менее важной чертой урока должна быть идея незавершенности любого знания. Эта идея очень актуальна в современном мире. Ученик должен быть уверен, что еще не все раскрыто и все придумано. И быть может именно он второй Менделеев.
Конечно, очень важно, умеет ли ученик писать без ошибок, знает ли таблицу умножения, закон Ома, но куда важнее, на мой взгляд, каким будет ребенок, когда он вырастет? Сможет ли он сам решить все задачи, поставленные перед ним самой жизнью? Не струсит ли? Будет ли ученик «яркой звездочкой» или растворится в толпе «маленькой, тихой, серой мышкой»? Именно поэтому учитель обязан помочь своим ученикам пройти трудный путь, путь познания, путь становления личности. Не просто сформировать личность, а создать необходимые условия для раскрытия и реализации способностей, помочь найти себя, помочь преодолеть препятствия, вовремя подставив свое плечо.
Плюс ко всему каждый учитель должен постоянно самосовершенствоваться и быть информированным. Он обязан быть в курсе того, что интересует на сегодняшний момент его учеников, в какие игры они играют, обязан знать правила этих игр, обязан знать, какие фильмы смотрят, на каких сайтах общаются. Учитель обязан быть рядом и чуточку впереди, обязан быть интересным, авторитетным. Но как вызвать этот интерес, как завоевать авторитет?
Во-первых, необходимо вселить в учеников оптимизм, уверенность, в свои силы, желание отстаивать свою точку зрения. «Они могут, потому что думают, что могут» - говорил Вергилий, и задача учителя заставить ученика поверить в себя.
Во-вторых, важно не просто преподнести знания в готовом виде, а научить ребят творчески их осваивать, научить рассуждать и задавать вопросы, научить сомневаться и убеждаться, научить быть генератором новых идей.
В-третьих, необходимо продемонстрировать различные способы применения полученных знаний на практике, в повседневной жизни. Важно сформировать такой арсенал знаний и умений, которые бы плодотворно и творчески жили в их завтрашнем дне. Объем информации постоянно растет и нужно быть готовым к восприятию, обработке и оценке этой информации. Необходимо научиться все фильтровать, уметь выделять главное.
Когда я вижу вокруг увлеченных общим делом учеников, они с восторгом сообщают о своих свершениях, успехах или просто ждут совета, я чувствую что все не зря! Я чувствую себя счастливой! А учитель обязан быть счастливым. Я очень люблю шутить и улыбаться, а в атмосфере скуки и недоброжелательства чувствую себя неуютно. Я очень часто привожу в пример слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Сегодня я могу с уверенностью сказать, что я счастливый человек, потому что я нашла себя! Я правильно выбрала профессию и одновременно убила двух зайцев, я стала и актером и учителем одновременно! Я режиссер, ведь я сама пишу сценарий своего урока. А каждый урок – новая премьера, где я актёр, который проигрывает множество ролей. А сцена для меня – это моя жизнь. Все глаза зрителей-учеников обращены ко мне, а в них ожидание чуда открытия. Педагог обязательно должен уметь незаметно перевоплощаться, уметь удивлять, а его урок должен быть ярким, интересным, запоминающимся. В отличие от актёра, у учителя нет права на ошибку. Слишком дорогой может оказаться её цена – цена детского ожидания и доверия.
Я вижу широко раскрытые от удивления детские глаза, вижу благодарность и улыбки на лицах своих любимых ребятишек - вот они, моменты счастья. Ребята идут по своему пути, но им нельзя мешать, а важно быть всегда рядом! Я уверена, что только счастливый человек способен сделать окружающих счастливыми, зажечь их, и это главная задача учителя. Чтобы зажечь других, ты должен сам не тлеть, а гореть!