Представление педагогического опыта учителя истории и обществознания
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №32»
г.о. Саранск, Республика Мордовия
Представление педагогического опыта педагогического работника
Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы
учителя истории и обществознания
Трубниковой Светланы Евгеньевны
Саранск, 2017
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки содержательных методологических аспектов образования, пересмотра целевых образовательных установок и педагогических средств, предусмотренных Стандартами второго поколения.
Методологическим основанием стандартов второго поколения выступают системно-деятельностный и компетентностный подходы, где главенствующее положение занимает результат образования. Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний на основе объяснительно – демонстрационного подхода системнодеятельностным подходом, базирующемся на личностно – ориентированных, интерактивных развивающих технологиях обучения.
Актуальность опыта вытекает и из потребностей совершенствования системы обучения, стимулируемое социальным заказом: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения. Для этого необходимо, чтобы учитель не «развивал» школьников, а помогал им развиваться самим.
В федеральных программах по истории и обществознанию представлены требования к знаниям, умениям, навыкам выпускников, которыми они должны овладеть в процессе обучения. Проблемой является средний уровень знаний обучающихся по истории и обществознанию, а обучающихся необходимо успешно подготовить к государственной итоговой аттестации в новых формах. Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод, на основе которого строится сегодня обучение в школе, недостаточен для решения поставленных задач.
Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний на основе объяснительно – демонстрационного подхода системно- деятельностным подходом, базирующемся на личностно – ориентированных, интерактивных развивающих технологиях обучения.
Преподавая предметы «История» и «Обществознание» в школе, мне пришлось столкнуться с рядом педагогических проблем:
Проблема рассогласованности между ведущими программными документами, определяющими вектор развития современной школы (Концепция модернизации российского образования; Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования; примерные учебные программы) и учебно-методическим комплексом по предметам «История» и «Обществознание».
С моей точки зрения, на практике эти документы имеют декларативный характер, так как отсутствует преемственность, логическая связь между федеральными концептуальными документами и УМК. В учебниках, по-прежнему, материал излагается с позиций не деятельностного, а знаниевого подхода. Такая ситуация вынуждает меня, как учителя, искать и применять инновационные приемы и методы, технологии и проекты, которые позволят сократить существующий дисбаланс.
Некоторое смещение образовательных приоритетов у современных старшеклассников. Расширение информационного поля за счет возможностей сети Интернет привело к тому, что ученики не желают мыслить и действовать без опоры на продукты чужого труда. Причем, в силу неопытности, они, зачастую, не могут отличить качественный образовательный материал от непригодного. Обучающиеся, в лучшем случае, перерабатывают продукты цифровой компиляции. В худшем, на репродуктивном уровне, внешне преобразовывают полученные через Интернет материалы, не осмысливая и не оценивая содержание полученной информации. Такая ситуация, если ее не корректировать, приведет к тому, что ученик рано или поздно вообще перестанет самостоятельно учиться, и будет применять единственный навык – находить в сети реферат по заданной теме.
При проведении контроля ученики без затруднений выполняют задания, требующие знаний. Трудности вызывают задания, направленные на проверку умений и навыков эти знания применять. Кроме того, педагогические наблюдения за учащимися на уроке, показывают, что они испытывают затруднения в процессе создания и предъявления результатов своего труда: стесняются публично выступать, не умеют самостоятельно создать образовательный продукт - проект, презентацию. У учеников не развиты навыки работы в группе Они не привыкли оценивать свои успехи и не умеют конструктивно оценивать деятельность других.
Поэтому специфические условия влекут за собой необходимость организовать образовательный процесс таким образом, чтобы выпускник школы был компетентен не столько в области знания основ предмета, сколько был вооружен комплексом умений и навыков, которые помогут ему в его дальнейшей жизни. Проще говоря, за учебное время, определенное учебным планом на изучение предмета «История» и «Обществознание», мне необходимо решить триединую задачу – дать ученику знания, вооружить его умениями и научить действовать в разнообразных жизненных ситуациях.
Представленный опыт работы способствует выполнению задач, которые стоят перед школой на современном этапе.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Данный опыт посвящен одной из проблем современного образования: как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке. В этом помогает компетентностный подход, применяемый для обучения школьников.
Педагогический опыт «Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы» реализуется мною в условиях МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32» г.о. Саранск, Республика Мордовия с 2014 учебного года.
На сегодняшний день мнение преобладающей части родителей обучающихся, сходится в том, что главное в образовательном процессе – это научить детей приспосабливаться к современным условиям жизни, быть мобильными, активными и востребованными. В старшей школе ориентиром для большинства родителей является подготовка детей к поступлению в ВУЗы. Таким образом, главной целью работы стало: научить учиться, которая особенно удачно реализуется в компетентностном подходе в преподавании, когда учебная деятельность призвана научить обучаемого самостоятельно работать, самому выстраивать систему своих знаний, исходя из собственных запросов, возможностей, устремлений, а также обеспечить освоение и воспроизводство им социального опыта. Этому способствует внедрение в практику обучения различных образовательных технологий. При их внедрении, во-первых, у учащихся повышается интерес к самому процессу приобретения знаний. Во-вторых, они начинают осознавать себя активными субъектами учебной деятельности, эффективность которой во многом зависит от них. В конечном счете, все это приводит к формированию основных ключевых компетентностей. Все это происходит на высокой нравственной основе, в здоровой конкуренции со своими товарищами. Ребенок должен почувствовать, что он свободный человек, который может сам себя развивать.
Ведущая педагогическая идея моего опыта представлена как гипотеза: формированию ключевых компетенций учащихся в образовательном процессе способствуют специальные условия.
Я рассматриваю в качестве таких условий интерактивные формы работы, которые позволяет каждому учащемуся решать задачи:
образовательной мотивации - повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
коммуникативной компетенции – формирование способности и реальной готовности к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию
информационной компетенции - развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
социальной компетентности - формирования ответственности за знание.
Свою главную образовательную задачу вижу в том, чтобы не взрослый образовывал ребенка, а ребенок образовывал себя посредством взрослого, чтобы он ощущал себя нужным и уместным, а это бывает тогда, когда учащийся имеет возможность продуктивно и ответственно действовать; он мотивирован, если действие его «задевает», т.е. ему интересно и он ощущает свой прирост.
Опираясь на вышеизложенное, я определила следующие цель и задачи своей педагогической деятельности:
Стратегической целью является использование интерактивных форм работы для развития компетенций обучающихся в процессе изучения предметов «История» и «Обществознание», а именно для:
- умения получать и критически осмысливать информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
- приобретения опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области гражданской и общественной деятельности, межличностных отношениях; отношениях с людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере;
- соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе;
- приобретения опыта совместной работы в коллективе, ориентированной на достижение заявленного и ожидаемого результата;
- умения делать ответственный выбор на основе анализа ситуации;
-.приобретения навыков осуществления рефлексивной, контрольно – оценочной деятельности, адекватной самооценки;
-.закрепления умения анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности;
- наличия навыков общения и совместной деятельности, готовности к сотрудничеству с другими людьми, умения разрешать конфликты, осуществлять стрессовый контроль;
- развития навыков принятия самостоятельных, обоснованных и взвешенных решений в сложных профессиональных, межличностных, социальных ситуациях;
- развития способности к сотрудничеству в коллективной деятельности, умения эффективно работать в составе групп, способности организовать работу группы, управлять собой и другими; способности адаптации к различным темпераментам и характерам, способности установления горизонтальных и вертикальных контактов;
- самостоятельной постановки задач и способности их решения, выявления проблем принятия рациональных решений в критической ситуации.
Задачи заключались в стремлении:
1. Вовлечь максимальное число обучающихся в активные формы обучения: на уроке, во внеурочной и внеклассной деятельности - социальную практику, создание и реализацию значимых социальных инициатив и школьных проектов.
2. Способствовать дальнейшей успешной социализации выпускника
Реализация данной технологии в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их самостоятельно, осознавал при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимал и принимал систему ее норм, активно участвовал в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Для учителя - это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся - переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главная проблема учителя - поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы.
Действия учителя становятся достигнутыми и понятными ученикам, когда он руководствуется своим, а не чужим, хотя и добровольно принятым опытом, когда твои педагогические знания, убеждения, техника становятся целостно завершенным средством самореализации внутреннего мира педагога. Наука помогает мне «примерить» на себя использованное другими, соотнести со своими возможностями, привнести в этот опыт свое личное понимание и новое видение.
Новизна опыта состоит в том, что опираясь на существующие программы, разработанные ранее методики, мной была создана система работы по развитию ключевых компетентностей у учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности. Я разработал мониторинг отслеживания сформированности компетенций.
Уровень новизны собственной педагогической деятельности творческий. Мною разработаны: комплекс компетентностных заданий, проблемно-творческих задач по истории и обществознанию, варианты дидактических игр, разработки компетентностных уроков и проектов.
С 2014 года я работаю над темой «Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы», в ходе которой изучаю материалы, нарабатываю свои методические ресурсы, делюсь опытом с коллегами.
Учебный год
Активность учителя
2014-2015
-Участие в городском научно- практическом семинаре «Реализация ФГОС основного общего образования: цели- условия- процесс- результат» (МГПИ им. М.Е.Евсевьева).
-Участие в семинаре- конференции «Развивающие технологии в организации личностно- ориентированного взаимодействия педагога и обучающихся на уроках истории и обществознания» (МОУ СОШ №33).
-Участие в городском педагогическом марафоне «Образование. Творчество. Развитие» (МОУ СОШ №27»).
-Участие в заседании круглого стола «Внедрение профессионального стандарта педагога: обсуждаем региональную компоненту профессиональной деятельности педагога». (Гимназия №19).
-Участие в XI Республиканской научно-практической конференции, посвященной 70-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. "Великая Победа советского народа: уроки истории и вызовы современности" (Мордовский республиканский институт образования).
-Участие в VII Всероссийской научно-практической педагогической конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» (Мордовский республиканский институт образования).
-Участие в II Республиканской научно- практической конференции «Введение федеральных государственных стандартов общего образования: реалиии и перспективы» (Мордовский республиканский институт образования).
2015-2016
-Участие в городском педагогическом марафоне «Образование. Творчество. Развитие»- городской конкурс «Ярмарка научно- методических разработок «Новой школе- новые идеи». Номинация «Пути повышения качества образования»- призёр (МОУ «СОШ №33»)- призёр..
-Семинар «Школа учителя предпринимательства» (МОУ "Лицей №7»).
-Участие в VIII Всероссийской научно-практической педагогической конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» (Мордовский республиканский институт образования).
-Республиканский научно- методический семинар «Потенциал музейной педагогики в реализации образовательных стандартов нового поколения». (Музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи»)
-Всероссийский конкурс «Умната». Блиц- олимпиада для учителей «Основы правовых знаний педагога»- победитель
-Всероссийский конкурс «Умната». Блиц- олимпиада для учителей «Учитель- профессионал: какой он с точки зрения новых профессиональных стандартов»- призёр
-Всероссийский конкурс «Социокультурные аспекты профессионального развития современного педагога»- призёр
-Всероссийский дистанционный творческий конкурс для учителей и педагогов «Солнечный свет». Номинация «Презентация», «Творческая работа и методические разработки педагогов», «Сценарии праздников и мероприятий в школе»- победитель
2016-2017
-Участие в Международной научной конференции «История индустриализации и индустриальное наследие России в контексте междисциплинарных исследований: информационные подходы и модели»
-Участие в республиканском педагогическом конкурсе «Серафимовский учитель- 2017».
Выступления:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дата
Место выступления
Тема
23.03.2015 г.
Заседание кафедры гуманитарного образования МОУ «СОШ № 32».
«Создание ситуации успеха как важного фактора формирования учебно- познавательных умений учащегося»
30.03.2015 г.
Педагогический совет «Методы и приёмы организации ситуаций успеха как одно из направлений повышения качества образования» МОУ «СОШ № 32».
«Создание ситуации успеха как важного фактора формирования учебно- познавательных умений учащегося»
05.05.2015 г.
Мордовский республиканский институт образования.
«Формирование толерантности учащихся на уроках истории через преподавание темы «Холокост».
Открытые уроки- мероприятия:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дата
Урок- мероприятие
Класс
26. 11. 2014 г.
Фестиваль наук. Историческая площадка «Путешествие по городам- героям».
6-11
19.02. 2014 г.
Круглый стол «Вторая мировая война. Преступление против человечества. Нюрнбергский процесс».
8- 11
Выступления:
Дата
Место выступления
Тема
28.08.2015 г
Заседание кафедры гуманитарного образования МОУ «СОШ № 32».
«Формирование толерантности учащихся на уроках истории через преподавание темы «Холокост» (Выступление- из опыта работы).
03.11.2016 г.
Заседание кафедры гуманитарного образования МОУ «СОШ № 32».
«Этнокультурный компонент в обучении учащихся на уроках истории» (Выступление- из опыта работы).
28.03.2016 г.
Заседание кафедры гуманитарного образования МОУ «СОШ № 32».
«Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе».
Открытые уроки- мероприятия:
Дата
Урок- мероприятие
Класс
29 февраля 2016 г.
Открытое мероприятие по истории «Своя игра» (в рамках предметной недели обществоведческого цикла).
5-е классы
4 марта 2016 г.
Открытый урок по истории. Тема «Греко- персидские войны. Нашествие персов на Элладу» (в рамках предметной недели обществоведческого цикла).
5 Г
17-19 февраля, 02-07 мая 2016 г.
Экскурсии в музей им. П.И. Ботина.
Открытые классные часы: «История георгиевской ленточки», «По страницам ВОВ», «История праздника День Победы», «Писатели о поэты о ВОВ», «Сохранение исторической памяти о Холокосте».
1-11-е классы
Выступления:
Дата
Место выступления
Тема
07.11.2016 г.
МОУ СОШ №32
Самоанализ открытого урока «Человек и его деятельность» (6 класс)
Открытые уроки- мероприятия:
Дата
Урок- мероприятие
Класс
27.10.2016 г.
Открытый урок на тему «Человек и его деятельность»
6 Г
Все это потребовало от меня пересмотра традиционных форм и методов обучения, модернизации подходов к формированию ресурсной базы преподавания предмета, внедрения в процесс обучения инновационных технологий.
Теоретическая база опыта.
В последнее время в педагогической литературе все чаще и настойчивее обсуждается такая категория как компетентность и обосновывается использование, применение, реализация компетентностного подхода в образовании. Компетентностной подход – это подход к исследованию, проектированию и организации образовательного процесса, ключевой категорией которого выступает понятие «компетенция».
Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
В трехуровневой иерархии, предложенной А.В.Хуторским, ключевые компетенции стоят на первом месте. Далее общепредметные компетенции (относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей) и предметные (частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов).
Ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования.
А.В.Хуторской, основываясь на главных целях образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе, выделяет следующие группы ключевых компетенций:
1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности; от них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурные компетенции. Названные компетенции связаны с познанием и опытом деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственными основами жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологическими основами семейных, социальных, общечеловеческих явлений и традиций; ролью науки и религии в жизни человека. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющийся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы деятельности логической, методологической и общеучебной. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
4. Информационные компетенции. Эти компетенции предполагают навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире; владение современными средствами информации и информационными технологиями; поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передачу.
5. Коммуникативные компетенции. Данные компетенции включают знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.
6. Социально-трудовые компетенции. Это компетенции, связанные с выполнением роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента и т.д.; с правами и обязанностями в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
7. Компетенции личностного самосовершенствования. Эти компетенции направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки; развитие необходимых современному человеку личностных качеств, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
В целом, большинство авторов сходятся во мнении, что компетентностью нельзя "владеть" - это не сумма чего-то, что можно освоить как, например, сумму знаний, умений и навыков. Но компетентность может формироваться (в процессе освоения того или иного вида деятельности) и может проявляться - в том, насколько успешной будет у человека эта освоенная им деятельность. Возникает вопрос - как помочь ребенку стать потенциально компетентным в любом виде деятельности, с которым его может столкнуть жизнь. Вот тут-то и может идти речь о так называемых ключевых компетенциях как об особых способностях, которые и позволяют человеку максимально эффективно становиться компетентным в тех или иных областях деятельности. А формировать эти компетенции помогают интерактивное обучение.
В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. ХХ в. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-егг.), а также “педагогики – сотрудничества” (70-80-егг) – Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других. В последние десятилетия ХХ в. американские коллеги проводили многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, разработали детальные руководства для учителей. Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных средств в массовой школе. По определению педагогического энциклопедического словаря под редакцией Б. М. Бим-Бада, интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не дает готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску.
В ходе работы над данной темой я изучил методологию П.Я. Гальперина, проблемно-поисковые технологии Л.С. Выготского, М.Н. Скаткина. В психолого-педагогическом и дидактическом плане я ориентируюсь в большей степени на деятельностный подход Б.Д. Эльконина и В.В. Давыдова. Моим педагогическим взглядам полностью соответствует тот факт, что определяющим и в теории Выготского, и в практике развивающего обучения являются организация проблемно- поисковых форм деятельности. Чтобы происходило развитие, надо приобщить детей к ориентировке, поиску. Глубоко прав Б.Д. Эльконин утверждая, что «деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в образовательном процессе. Без действенной формы включения ребенка в образовательный процесс все разговоры о партнерстве учителя и ученика в обучении остаются пустыми словами». А создают условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе взаимодействия, интерактивные методы.
Изучив работы отдельных авторов и их концепции, посетив курсы и проблемные семинары, познакомившись с опытом педагогов, применив отдельные положения на практике при преподавании истории, обществознания, права, я реально оценила раскрывающиеся возможности системно – деятельностного, компетентностного подхода. Формирование компетентностей требует создания определенных учебных ситуаций, которые могут быть реализованы в специальных учебных средах, позволяющих преподавателю моделировать и осуществлять эффективный контроль за деятельностью обучаемого в модельной среде.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Свою педагогическую мастерскую по формированию ключевых компетентностей у обучающихся я могу представить следующей схемой:
Во-первых, это изменение позиции учителя в организации образовательного процесса, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником. Я отвожу себе роль: тьютора, наставника, координатора, партнера. Моя задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний.
Во-вторых, это создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей. Это:
Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели;
Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование;
Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
Организация продуктивной групповой работы;
Обязательное включение в содержание урока заданий развивающего характера;
Усиление практической направленности школьного образования.
Создание такой среды позволяет мне существенно повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация (т.е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей. Наряду с традиционными способами повышения мотивации я отдаю предпочтение таким приемам, которые повышают внутреннюю мотивацию ребенка. Я использую 6 правил:
Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка.
Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.
Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.
Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.
Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.
В технологическом смысле познавательная активность обеспечивается за счет внедрения интерактивных педагогических технологий, постоянного использования межпредметных связей, повышающих научный уровень образования; использования информационно - коммуникационных технологий, организации процесса личностного осмысления исторического опыта.
Из современных образовательных технологий, применяемых в учебно -воспитательном процессе в компетентностном подходе, в своей педагогической деятельности я использую:
· проектный метод
· исследовательский метод
· проблемное обучение
· технологию личностно – ориентированного обучения
· информационно - коммуникативные технологии.
Основой формирования ключевых компетенций является урок. В соответствии с дидактической задачей, с методическими рекомендациями, организую различные типы уроков.
Типы уроков, формирующих компетентности учащихся
№
Тип урока
Деятельность учителя
Применяемые методические приемы
1.
Вводные уроки
Отрабатываю алгоритмы ранее освоенных действий
Проблемное объяснение, эвристическая беседа
2.
Уроки предъявления и изучения нового материала
Организую первичную обработку полученных знаний: составление тезисного плана, мини конспекта, таблицы, схемы, логической цепочки
Проблемный рассказ учителя, мультимедийная презентация
3.
Уроки применения знаний
Вырабатываю умения применять полученные ранее знания в приобретении опыта творческой деятельности. Работаю над повышением оперативности знаний
Моделирование ситуаций, решение проблемных задач
4.
Уроки обобщающего повторения и систематизации знаний
Организую повторение базового содержания темы на уровне применения знаний, оперативных действий
Составление таблиц и схем, сопоставление явлений, анализ источников, работа с текстом (в том числе педагогически неадаптированным)
5.
Урок проверки знаний и умений
Осуществляю контроль умения применять знания к решению практических образовательных задач
Повторительно-обобщающая беседа, выполнение тестовых заданий, контрольная работа, решение задач, заслушивание сообщений учащихся, рецензирование ответа, защита мини проектов
Практикую различные формы уроков, а именно:
Формы уроков, формирующих компетентности учащихся
№
Форма урока
Деятельность учителя
Применяемые методические приемы, технологии
Формируемые компетенции
1.
Школьная лекция
Отрабатываю навыки системного изложения полученной информации
Объяснение, рассуждение, рассказ, проверка опережающего домашнего задания
Общеучебные
2.
Проблемная лекция
Отрабатываю умение старшеклассников формулировать проблемы и находить различные пути их возможного решения
Технология проблемного обучения Выдвижение гипотезы, обозначение проблемы и нахождение путей ее решения, организованный диалог, интеллектуальный штурм, моделирование ситуаций
Коммуникативные, общеучебные
3.
Практическое занятие
Работаю над закреплением опыта решения практических и познавательных задач, анализа ситуаций социальной практики
Технология проблемного обучения Эвристическая беседа; работа с печатными изданиями, Интернет; решение задач, выдвижение гипотез
Общеучебные, информационные, коммуникативные
4.
Лабораторное занятие
Организую совместную познавательную деятельность с использованием различных источников информации
Технология развивающего
Обучения. Работа с печатными информационными источниками
Информационные, общеучебные
5.
Семинар
Закрепляю навыки старшеклассников самостоятельно работать с неадаптированными источниками, интерпретировать полученную информацию, формулировать аргументированные выводы, применять приемы самостоятельной познавательной деятельности
Технология коллективного обучения
Коммуникативные, общеучебные, информационные
6.
Уроки - презентации образовательных продуктов, созданных индивидуально или в группе (дайджестов, мини проектов, мини исследований, виртуальных путешествий и пр.);
Закрепляю навыки учащихся самостоятельной работы с информацией, публичного выступления.
Технология личностно – ориентированного обучения, метод проектов
Коммуникативные, информационные, общеучебные
7.
Интернет – уроки
Закрепляю навыки старшеклассников самостоятельно работать с неадаптированными источниками, интерпретировать полученную информацию
Информационно-коммуникативные технологии
Информационные
8.
Деловые игры
Организую совместную познавательную деятельность с использованием различных источников информации
Технология коллективного обучения, моделирование ситуаций
Коммуникативные, социальные
9.
Дискуссии
Закрепляю навыки учащихся публичного выступления, умения формулировать аргументированные выводы.
Организованный диалог, интеллектуальный штурм, технология коллективного обучения
Коммуникативные, общеучебные
В целях усиления практико-ориентированной составляющей образовательного процесса выбираю наиболее соответствующие ей формы организации обучения, которые обеспечивают приоритет самостоятельной познавательной деятельности учащихся, требуют привлечения и осмысления личного социального опыта, побуждают высказывать собственное мнение, давать личностную оценку, создают условия для свободного творческого самовыражения.
Самостоятельная работа учащихся на уроках является распространенным приемом активизации мыслительной деятельности. Постановка перед учащимися мыслительных задач, цель которых состоит в самостоятельном получении ответа на поставленный вопрос, максимально активизирует их мышление, побуждает сравнивать факты, формулировать правила, определения.
Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
работу с источниками с использованием современных средств коммуникации, включая ресурсы Интернет;
критическое осмысление актуальной информации, поступающих из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
анализ современных общественных явлений и событий;
освоение типичных социальных ролей через участие обучающихся в деловых играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и алгоритма действий в конкретных ситуациях;
аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
написание творческих работ – эссе;
создание и реализация школьных социальных проектов.
Названные технологические приемы применяю на уроках в решении задач формирования у учащихся навыков логического и проблемного мышления, развития чувства раскованности, умения работать в индивидуальном и групповом темпах, адекватного восприятия педагогически неадаптированных источников (в первую очередь материалов СМИ).
Активно вовлекаю обучающихся в научно - исследовательскую деятельность, конкурсное и олимпиадное движения. Ежегодно организую и провожу школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по предметам «История», «Обществознание», «Право». Серьезное место отвожу формированию умения учащихся создавать и публично представлять творческие продукты – ученические проекты.
Создание проектов ориентируют на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. Помимо развития социальной и коммуникативной компетенций, при организации проектной деятельности делаю акцент на закрепление навыков владения основными исследовательскими методами, среди которых: анализ литературы, поиск источников информации, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения. Чувство вовлеченности в постановку проблемы и определение общих путей реализации цели работают на формирование у учащихся ключевых компетенций, на умение предъявлять себя, понимать других, работать в команде.
Уроки истории и обществознания имеют большой воспитательный потенциал, позволяющий формировать ценностно – смысловые компетентности. Образовательный процесс организуется таким образом, что учащийся постоянно ставится в ситуацию решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. При этом учащийся проводит фактический анализ и ценностно-оценочный анализ, определяя значение данного события для развития общества, личности и т.д. Таким образом, учителем ставится цель выработать умение использовать при оценках систему общечеловеческих, социально значимых и личных ценностей, соотносить их, чтобы выработать ответственность за принятое решение
При организации учебной деятельности с целью создания положительной мотивации обычно используются ценностно-проблемные ситуации, в которых ученик должен осуществить выбор: с помощью каких ценностей дать оценку тому или иному историческому событию (этап актуализации личных ценностей). Например, приступая к изучению эпохи Петра 1, можно обсудить с учащимися вопросы: как вы отнесетесь к человеку, если его деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами? А если этот результат ощутим в масштабах всей страны, создает условия для прогресса во многих областях? Учащиеся, вероятнее всего ответят по-разному на каждый из этих вопросов. При этом можно наблюдать, как происходит процесс актуализации личных ценностей.
Обязательным этапом при ценностно-деятельностном подходе является этап коллективной познавательной деятельности, в ходе которого отрабатывается умение самостоятельно формулировать свою позицию, аргументировано защищать и обосновывать ее. При этом ученики должны иметь право на субъективность и пристрастность, на обоснование своих решений нравственных проблем истории. Причем мнение ученика не всегда совпадает с мнением учителя, происходит так называемый «конфликт ценностей». Учитель, не навязывая своего мнения, корректирует этот процесс на основе деятельности самосознания ученика.
В контрольно-измерительные материалы всегда включаются задания на оценку, на высказывание своего отношения. При выполнении таких работ оценивается только аргументация, а также ее соответствие высказываемой оценке, и можно видеть, насколько устойчивы ценности учащихся.
Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формировании у них умений исследовательской деятельности, т.е. речь идет об учебно-познавательной компетенции.
В помощь учащимся, помимо множества учебников по всем курсам истории, рабочих тетрадей, атласов, предлагается обилие научной литературы в библиотеках и на прилавках книжных магазинов, кроме того, созданы обучающие компьютерные программы по предмету, ресурсы глобальной сети Интернет. Это создает возможности организовать полноценное и разнообразное обучение не только в рамках обязательной программы, но и углубленно, в зависимости от желания и возможностей учащихся старших классов.
Учебное познание - это приобретение уже выработанного человечеством знания, т.е. оно выступает «вторичным» по отношению к научному познанию. В учебной исследовательской деятельности старшеклассники знакомятся со специальными методами исторического исследования: синхронным, хронологическим, методом исторических параллелей, методом исторического моделирования, структурно-системным методом, методом актуализации.
Одной из форм исследовательской деятельности является написание рефератов. Учащиеся, выбравшие такой вид, нуждаются в консультациях учителя, знакомстве с памяткой «Как писать реферат» (структура работы, ее оформление).
Каждый ученик выбирает модель защиты: «классическую», «индивидуальную» или творческую (оформление стенда с иллюстративным материалом и комментарии). Критериями устной защиты реферата является умение четко, по существу отвечать на вопросы по теме исследования, делать корректные и взвешенные умозаключения.
Конечно реферирование - один из сложных и трудоемких видов познавательной деятельности. Написание и защита реферата происходит на уроках итогового повторения по крупной теме, всего курса. Следующей ступенькой приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности может быть подготовка к докладу на научно-учебной конференции школы, города и республики.
Анализ результативности.
Если компетентность - это способность мобилизовывать полученные знания и умения, то как можно измерить эту «способность», да еще в «конкретной ситуации»? Или как измерять входящие в состав компетентности жизненный опыт, интересы, ценности? Диагностировать компетентность ученика можно и с помощью проверочных и контрольных работ и тестов, подбирая соответствующие задания, но не все виды компетенций могут быть правильно оценены только по результатам таких работ. Например, трудно определить коммуникативную компетентность ученика по результатам индивидуальной работы, учитывая, что данный вид компетенции включает в себя навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Здесь следует учитывать полезность проводимой работы для ученика. Поэтому, внедряя компетентностный подход в преподавание, учитель должен оценивать компетентность ученика в целом и по результатам самостоятельных, контрольных, домашних работ, по работе на уроках, по инициативности ученика, стремлению его к знаниям.
Работая над проблемой "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы" мною были достигнуты следующие результаты.
1.Позитивное изменение личностных характеристик учащихся
Положительная динамика в развитии креативности личности отслеживается и по следующим показателям:
Мотивированность учащихся на познавательную деятельность.
Готовность учащихся к саморазвитию и самообразованию.
Удовлетворенность учащихся результатами своей деятельности.
В целях определения результативности педагогической деятельности были использованы следующие диагностические методики:
Анкета «Ведущий мотив твоей учебной деятельности при изучении обществоведческих дисциплин» (автор – Д. Левитес) для учащихся 8-11 классов;
Методика «Мое отношение к учению» (автор – Л. Балабкина) для учащихся 10-11 классов.
Анализ анкеты, проведенной в 10-11 классах (62 человека), показал, что ведущими мотивами учебной деятельности по обществоведческим дисциплинам школьники считают:
интерес к предмету, желание узнать больше –16 человек (25%),
практическая направленность предмета – 52 человека (83,4%),
желание расширить свой кругозор, повысить общекультурный уровень – 32 человека (51,6%)
При работе на уроках учащиеся не боятся высказывать личное мнение, более уверенны в своих знаниях и способностях, умеют размышлять, решая проблему. Они способны анализировать и находить выходы из различных ситуаций. Дети самостоятельно мыслят, выдвигают гипотезы, аргументировано их доказывают, оценивают свои и чужие предположения. Эти дети способны сделать самооценку, проводя рефлексию.
2.Сформированность ключевых компетенций (на основе диагностик в виде специально разработанных заданий, тестовых проверок, КИМов ЕГЭ и ГИА и пр.)
С 2014-2015 по 2016-2017 учебные годы обучающиеся приняли участие во внутреннем мониторинге, который проводился с целью определения уровня и качества подготовки обучающихся ОО требованиям государственных образовательных стандартов, отслеживания динамика качества.
Результаты диагностических работ следующие:
Класс
Входной контроль
Промежуточный контроль
Итоговый контроль
качества знаний, %
уровень обученности, %
качества знаний, %
уровень обученности, %
качества знаний, %
уровень обученности, %
2014-2015 уч.год
6 А
------
------
73
100
78
96
6 Б
------
------
72
100
88
100
6 В
------
------
86
100
62
100
8 А
------
------
69,2
100
100
100
8 Б
------
------
63,6
100
96
100
8 В
------
------
50
86,9
48
100
11 А
------
------
76,1
100
73
100
2015-2016 уч.год
5 Г
90,4
100
96
100
75
100
7 А
95,8
100
82
100
65,4
80,7
7 Б
57,1
95,2
38
90
93,1
100
7 В
90
95,4
33
96
62,5
95,8
9 А
78
100
24
100
75
100
9 Б
96
100
71
100
42
81
9 В
70
95
32
77
59
100
10 А
68, 4
89,4
100
100
88
100
2016-2017 уч.год
6 Г
72,7
91
50
95
------
------
8 А
70
80
86
95
------
------
8 Б
95,8
100
74
85
------
------
8 В
87,5
100
90
95
------
------
10 А
75
100
89
100
------
------
10 Б
52,6
95
85
95
------
------
11 А
64,7
94
54
69
------
------
С каждым годом растет число выпускников школы, продолжающих гуманитарное образование в высших учебных заведениях, в среднем до 25% выпускников продолжают образование по истории, обществознанию, праву.
В 2016 году учащиеся 8-х классов приняли участие в тестировании по отечественной истории в рамках плановой выездной (инспекционной) проверки качества образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях г.о.Саранска: качество знаний- 72,6 %, уровень обученности- 93,7 %.
3.Занятость учащихся в исследовательской работе, творческих конкурсах, олимпиадах, в т. ч. дистанционных.
Участие обучающихся в научно – практических конференциях.
Дата
Название
Количество участников
Проект
Победители и призёры
20.01.2015
«Школьники- науке- XXI века. Шаг в будущее»
Забиякин А.
«Всегда в строюКондратьев А.И.- ветеран УМВД по РМ»
I место
Веселова С.
«Живу и помнюБиография Веселова В.В.- ветерана ВОВ»
I место
Гузнаева Е.
«Живая легенда Мордовии Биография Моисеевой Н.Ф.- ветерана ВОВ»
призёр
11.03.2016
«Школьники- науке- XXI века. Шаг в будущее»
1
«Время собирать камни Прошлое и настоящее Церкви Введения Пресвятой Богородицы во храм»
I место Киселёва П.-
5 Г класс
11.03.2016
«Школьники- науке- XXI века. Шаг в будущее»
1
«Православие. Храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Республике Мордовия»
I место Денисенко А.- 7 А класс
11.03.2016
«Школьники- науке- XXI века. Шаг в будущее»
1
«Помни, что ты человек Сохранение исторической памяти о Холокосте»
I место Саушина А.- 10 А класс
11.03.2016
«Школьники- науке- XXI века. Шаг в будущее»
1
«Олимпийские игры в древности и современность»
призёр Нечайкина Д. -5 Г класс
20.12.2016 г.
«Ярмарка идей»
1
«Время собирать камни
Прошлое и настоящее Церкви Введения Пресвятой Богородицы во храм»
Киселёва Полина- участник
Мои учащиеся ежегодно являются участниками окружных олимпиад, конкурсов, игр по истории, краеведению, праву, показывая хорошие знания по предмету:
Олимпиады:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дата
Название
Количество участников
Победители и призёры
11.12.2014
Муниципальный тур Всероссийской предметной олимпиады по истории
4
-------
24.11.2014
Муниципальный тур Всероссийской предметной олимпиады по обществознанию
4
-------
20.02.2015
III Региональная открытая олимпиада школьников по общеобразовательным предметам на базе МГПИ имени М.Е. Евсевьева - история
6
-------
21.02.2015
III Региональная открытая олимпиада школьников по общеобразовательным предметам на базе МГПИ имени М.Е. Евсевьева - обществознание
8
Уханова И.- 11 «А» класс
Храмов А.-11 «А» класс
29.04.2015
Дистанционная олимпиада по истории
9
Аношкин Д.-6 «Б» класс- I место
Федонин А.-6 «В» класс- II место
Галишников И.-8 «А» класс- I место
Грунин А.- 8 «Б» класс-
I место
Данилова П.- 8 «Б» класс- II место
Корочкин А.- 8 «Б» класс- I место
Кузьмина Н. - 8 «Б» класс- I место
Малкина К. - 8 «Б» класс-III место
Могина Ю.- 8 «Б» класс-
I место
29.04.2015
Дистанционная олимпиада по обществознанию
11
Забиякин А.- 6 «В» класс- II место
Галишников И.- III место
Ладошкина Т.- 8 «В» класс- III место
Могина Ю.- 8 «Б» класс- III место
27.02.2015
Городская олимпиада по школьному краеведению«Историко-культурное и природное наследие родного края».
3
Веселова С.- 11 «А» класс- II место
Гузнаева Л.-11 «А» класс- III место
14.05.2015
Международная научно-практическая конференция с элементами научной школы для молодых учёных «51-е Евсевьевски е чтения», посвящённая 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
2
--------
Конкурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дата
Название
Количество участников
Победители и призёры
20.03.2015
VII Всероссийская научно- практическая конференция «Живая культура: традиции и современность», посвящённая 70-и летию Великой Победы и году литературы.
2- Веселова С., Гузнаева Л.
Веселова С.- 11 «А» класс-
II место
24.02.2015
Конкурс по истории мировой художественной культуры «Золотое руно»
17
Зубанова К.- 6 «А» класс-I место, Арзамасова А.- 6 «Б»- класс-
I место, Косолапова О.- 11 «А» класс- I место
12.05.2015
Всероссийский дистанционный конкурс «Золотая рыбка»
1
Трубников С.- 3 «В» класс-
II место
Олимпиады:
Дата
Название
Количество участников
Победители и призёры
Ноябрь, 2015 г.
Муниципальный тур Всероссийской предметной олимпиады по обществознанию
1
Призёр- Ладошкина Т.
02 февраля 2016 г.
Республиканский тур Всероссийской олимпиады по обществознанию
1
____________
Зимняя сессия 2015 г.
Дистанционная олимпиада по истории «Пятёрочка»
12
I место- Нечайкин А.- 5 Г класс;
II место- Баландина В.- 7 Б класс, Сюваткин Д.- 5 Г класс;
III место- Девяткина Е.- 5 Г класс, Корочкин А.- 9 Б класс.
Зимняя сессия 2015 г.
Дистанционная олимпиада по обществознанию «Пятёрочка»
2
II место- Макушкина Т.- 9 А класс
25 февраля 2016 г.
Городская олимпиада по школьному краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края».
3
II место- Киселёва П.- 5 Г класс;
III место- Саушина А.- 10 А класс
23 сентября 2015 г.
Школьный тур олимпиады по Основам православной культуры "Русь Святая, храни веру Православную!"
14
I место- Маршев С., Бородулина Д.- 5 Г класс; Иванова Н., Зубова Е., Борисов В., Торговкина Н, Зубанова К, Денисенко А.- 7 А класс, Забиякин А.- 7 В класс; Синютин
Д., Синютин К.- 7 Б класс;
II место- Федонин А., Акопян Ю.,Аношкин Д.- 7 Б класс.
Конкурсы:
Дата
Название
Количество участников
Победители и призёры
22 декабря 2015 г.
Конкурс проектов и учебно- исследовательских работ учащихся «Ярмарка идей», «НПК».
2- Забиякин А- 7 В класс, Саушина А.- 10 А класс
__________
__________
26-29 февраля 2016 г.
Конкурс по истории мировой художественной культуры «Золотое руно»
18
I место- Нечайкин А., Бородулина Д., Нечайкина Д. -5 Г класс; Торговкина Н.- 7 А класс; Коннова Д.- 9 В класс.
II место- Зубова Е.- 7 А класс.
III место- Забиякин А.- 7 В класс
20 апреля- 15 мая 2016 г.
IV Всероссийский конкурс юношеских учебно- исследовательских работ «Юный архивист» (республиканский этап)
Саушина А.- 10 А класс
__________
Олимпиады:
Дата
Название
Количество участников
Победители и призёры
2016
Муниципальный тур олимпиады по обществознанию
Муниципальный тур олимпиады по основам православной культуры
6
1
Забиякин Александр- 8 В,
Гладкова Дарья- 10 Б,
Ладошкина Т.- 10 Б,
Могина Юлия- 10 Б,
Вашуркина Дарья- 10 Б,
Денисенко Александр- 8 А
4.Творческая активность учащихся.
Учащиеся активно принимают участие в творческой жизни школы, многие из них организуют самостоятельные творческие проекты, составляют сценарии классных и школьных вечеров и их проводят, выступают в качестве конферансье, участников. В нашей школе ребята активно участвуют в органах самоуправления - Совете школы, Советах КТД, учащимися создано ШГ «Алые паруса», стало традицией избирать президента школы и министерства.
Таким образом, при анализе результатов применения интерактивных приемов и методов организации учебной деятельности я пришел к следующим выводам:
- возросла социальная и познавательная активность детей: уровень субъективного контроля ученика, интеллектуальная инициатива;
- расширились компетентности школьника как ученика: его самостоятельность, информационная грамотность, уверенность в себе, проявляющиеся в способности принять решение, а также ориентация на задачу и конечный результат, ответственность, социальная независимость;
- появилась открытость мышления, способность к коллективной деятельности, ответственность за принимаемые решения;
- изменилось отношение к учебному труду. Ребята начали выбирать способы реализации своих способностей и возможностей, активно вовлекаться во внеурочную деятельность;
- повысилось качество знаний по истории и обществознанию во всех классах;
- сохраняется устойчивая мотивация учащихся к учению на уроках и во внеурочной деятельности.
В связи с модернизацией российского образования, введением ФГОС второго поколения перед учителями ставятся цели, ориентирующие его на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса и предполагающие смену требований к образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания. Поэтому, в перспективе своей педагогической деятельности я вижу необходимость продолжения работы по использованию технологий формирующих ключевые компетентности в образовании, которые на первое место выдвигает не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в различных ситуациях: в познании и объяснении явлений действительности; при освоении современной техники и технологии; во взаимоотношениях людей, при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда и т.д.
Сегодня, успешным человеком можно назвать того, кто способен превращать полученные знания в инструмент, умеет их направлять в нужное для себя русло.
Мы, учителя, должны помогать нашим выпускникам становиться «дирижерами» собственной жизни. Для этого необходимо понимать, что:
главное не предмет, которому мы учим, а личность, которую формируем;
на воспитание активности не надо жалеть ни времени, ни усилий: сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества;
необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения;
знает не тот, кто пересказывает теорию, а тот, кто её использует на практике;
в процессе обучения обязательно учитываются индивидуальные особенности каждого ученика.
Принципиальным отличием ФГОС нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, формирование личности учащихся, способных к саморазвитию и самосовершенствованию. Думаю, что я уже сегодня готова к их реализации в средней и старшей школе, и я успешно справлюсь с поставленными задачами.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главной проблемой учителя является «поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы».
Традиционный подход к процессу обучения не позволяет создавать реальные условия для качественного решения задачи: современный ученик должен комфортно чувствовать себя в новых социально-экономических условиях. Внимание учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную познавательную и творческую деятельность. Этого можно добиться, используя новые технологии, обходимые для активной мыслительной деятельности и развития коммуникативности учащихся, где учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнёр. Наиболее перспективными, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельности, нестандартными уроками.
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».
В Федеральной концепции модернизации российского образования впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Соответственно, принципиально меняются цели образования. Другими словами, отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию.
Различия традиционного и компетентностного подходов в образовании
Традиционный
Компетентностный
Главная идея: знания приводят к личностному успеху.
Главная идея: к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем.
Решение проблем рассматривается как способ закрепления знаний.
Решение проблем – смысл образовательной деятельности.
Признак высокого уровня образованности – способность воспроизвести большой объём сложного по своему содержанию материала.
Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно.
С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.
Смысл компетентностного подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.
Сравнение результатов компетентностного образования с традиционным
Результат традиционного образования
Результат компетентностного образования
Знания – это информация, присвоенная человеком
Существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.
Умения – это подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно, быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращаются в навыки
Совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями
Навыки – это действия, выполняемые автоматически
Деятельность всегда осознана, а не выполняется автоматически
Компетентность – это непосредственный результат образования, который выражается в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности
В сравнении с другими результатами образования компетентность является интегрированным результатом, проявляется при использовании в практической деятельности и жизненных ситуациях, позволяет решать целый класс задач (в отличие от элемента функциональной грамотности), существует в форме деятельности, а не информации о ней (в отличие от знания), переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути взаимодествия с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов (в отличие от умения), проявляется осознанно (в отличие от навыка), представляет собой осознанное применение знаний, умений и навыков в практической жизненной ситуации.
Организуя учебно-исследовательскую деятельность обучающихся начального уровня общего образования, необходимо следовать методологии исследования. Под руководством педагогического работника ребенок определяет проблему учебного исследования и намечает пути ее решения. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными, интересными, личностно значимыми для юного исследователя, работа должна выполняться им добровольно с обязательным обеспечением необходимого комплекса вспомогательного материала, оборудования и средств. Учитель направляет мысли и работу ученика, а ребенок самостоятельно пытается находить ответы, проверять их правильность и правдивость при помощи уже имеющихся знаний, старается делать выводы. Полученную информацию юный исследователь может применить при решении уже новой задачи, сравнивая и собирая в единое целое. Но результат этой деятельности возможен лишь только при внимательном отношении педагога, опирающегося на особенности развития младшего школьника.
В процессе включения обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт.
Итогом исследовательской работы и одним из значимых для юных исследователей этапом обучения является выступление на конференции. Выступления на конференциях дают возможность учащимся научиться отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать других, вести конструктивный диалог. В отличие от конференции для взрослых, на детской конференции необходимо создать для каждого участника «ситуацию успеха». Все работы, наряду с предъявлением замечаний в тактичной форме, независимо от их качества, требуют похвалы с целью дальнейшего поддержания желания у детей продолжать заниматься исследовательской деятельностью.
Адресная направленность.
Данный опыт может быть востребован учителями обществоведческих дисциплин.
Литература
Бархаев Б.П. Педагогические технологии воспитания и развития//Школьные технологии -2011.- №1.- С. 68-80.
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология.- М.: Народное Образование, 2010- 87с.
Лопатин А.Р. Создание ситуаций успеха - основа гуманизации образовательного процесса// Народное Образование-2009.- №8, с 143-146.
Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА».
Норенко И.Г. Методические семинары.- Волгоград, Учитель, 2011.
Селевко, Г. К. Технологии развивающего обучения. - Москва: НИИ школьных технологий, 2005. – 185с.
Селевко Г.К. Технология саморазвития личности.//Завуч -2006.-№7 №7.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.- М.,Владос,2011. – 384с.
Свиридова А.Н., Колпакова Н.В.Социальная компетентность учащихся и ее диагностика.- Барнаул, АКИПКРО,2012.-200с.
Сиротюк А.Л. Обучение целостного ребенка// Народное Образование- 2006. - №1, с. 132- 136.
Старостенко Г.П., Пастухова Н.А. Современные открытые уроки естествознания и истории. Книга. -Ростов – на –Дону,Феникс, 2010.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал Эйдос. - 2002. - 23 апреля. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
Шамова Т.И. Активизация учения школьников. -М., Педагогика, 2004.- С.27.
Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания.- М., Русское слово, 2008.-с.208.
Шоган В.В.Уроки истории нового поколения. Методика преподавания истории в школе. - Ростов на Дону, Феникс, 2011.
Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. -М., 1996.
Интернет ресурсы: history.standart.edu.ru
Приложение
Методическая разработка урока по обществознанию- 6 класс
учителя истории и обществознания МОУ СОШ №32 г.о. Саранск
Трубниковой Светланы Евгеньевны
Тема урока
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тип урока
Ознакомление с новым материалом
Цель урока
Способствовать формированию представлений о деятельности как о типе поведения, свойственном только человеку, и его отличительных особенностях
План урока
1.Что такое деятельность
2. Структура деятельности
3. Виды деятельности
Личностно значимая проблема
Человек на протяжении всей жизни совершает определенные действия, поступки по отношению к окружающему миру, и прежде всего по отношению к людям, в поведении проявляются особенности его характера и темперамента, уровень его воспитанности
методы и формы обучения
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический.
Формы: индивидуальная, групповая
Основные понятия
Человек, деятельность, творчество, потребность, труд, знания, поведение, поступки, интересы
Формируемые УУД
Предметные:
Формируется представление о деятельности человека.
Применение понятийного аппарата (деятельность, цель, результат, мотив).
Понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека;
Устанавливать причинно-следственные связи;
Формирование умения работать с текстом учебника, анализировать схемы и таблицы;
Уметь высказывать собственное мнение и суждения.
Метапредметные:
Познавательные:
Уметь самостоятельно выделять и формулировать цели;
Анализировать вопросы, формулировать ответы.
Осуществлять поиск дополнительной информации;
Учатся сравнивать, обобщать факты и явления;
Давать определения понятиям.
Коммуникативные;
Участвуют в коллективном обсуждении проблем;
Обмениваются мнениями, выслушивают и принимают позицию партнера;
Формулируют точку зрения.
Регулятивные:
Принимают и сохраняют учебную задачу;
Учатся составлять план последовательности действий
Познавательные:
Уметь самостоятельно выделять и формулировать цели;
Анализировать вопросы, формулировать ответы.
Осуществлять поиск дополнительной информации;
Учатся сравнивать, обобщать факты и явления;
Давать определения понятиям.
Коммуникативные;
Участвуют в коллективном обсуждении проблем;
Обмениваются мнениями, выслушивают и принимают позицию партнера;
Формулируют точку зрения.
Регулятивные:
Принимают и сохраняют учебную задачу;
Учатся составлять план последовательности действий
Личностные:
Сравнивать разные точки зрения;
Оценивать собственную учебную деятельность;
Формирование мотивированности и направленности ученика на активное и созидательное участие в общественной жизни.
I. Мотивация
к учеб-ной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Повторение пройденного материала «Человек»
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения
в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися
«Человек рождается дикарем; воспитываясь, он изживает в себе животное». Бальтасар Грасиан,
испанский писатель
Ребята, как вы понимаете данное высказывание известного испанского прозаика и философа?
Действительно, известны случаи, когда дети росли не в обычных условиях, а вскармливались животными. Можем ли мы их назвать человеком? Почему?
Чем же человек отличается от животного? Какое главное отличие человека от животного? Достаточно ли только изготавливать орудия труда и пользоваться ими для того, что бы называться человеком? Чем еще обладает человек и чего нет у животного?
Вывод- человек- биосоциальное существо.
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать
Отвечают на вопрос.
Фронтальная
работа
Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы
на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
II. Акту-ализация знаний
Беседа по высказываниям:
Определите ключевое слово из высказываний:
«Назначение человека- в разумной деятельности.» Аристотель, древнегреческий философ
«Прекращение деятельности всегда приводит за собой вялость, а за вялостью идет дряхлость. »
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], древнеримский писатель и поэт
Попробуем определить тему нашего урока!
Притча:
«В русских народных сказках часто присутствует главный персонаж Иван, который лежит на печи, то песни поет, то «баклуши бьет». А что бы было, если бы Иван так и ничего и не делал?»
О чем эта притча?
Итак, чего не хватало Ивану из притчи?
Человек должен самореализоваться в жизни, формировать культуру оптимизма и культуру бодрости. А поможет нам в этом спорт.
Физкульт. минутка
“Веселись, играй, да дело знай”
Учащиеся выбирают ключевое слово – деятельность
«Человек и его деятельность»
Ответы ребят:
Тогда и сказки то бы и не было.
И не о чем было бы говорить.
(Отвечают на вопрос, рассуждают, высказывают собственную точку зрения.)
Фронтальная работа
Познавательные:
осуществляют поиск нужной информации. Обозначают проблему урока. Регулятивные:самостоятельно формулируют проблему урока после предварительного обсуждения
Коммуникативные:высказывают собственное мнение;слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Устные ответы
Запись в тетрадь
III. Изучение нового материала
Работа с понятием
Все, что нас окружает и есть результаты труда человека. Но чаще принято говорить результаты деятельности человека.
Давайте познакомимся с этим новым понятием.
Подберите к слову “деятельность” синонимы. Вы будете называть их, а я записывать на доске. Затем мы попробуем дать определение слову “Деятельность”
Записав все предложенные слова, предлагает ученикам ответить на вопрос “Что же такое деятельность?”
Давайте проверим по словарю, правильно ли мы понимаем значение этого слова.
Ученики открывают словарь (учебник стр. 108) и читаю определение слова “деятельность» после чего записывают его в тетрадь.
Обозначают проблему урока.
«Что такое деятельность человека, какое значение в жизни человека имеет его деятельность?»
деятельность
(Технология “Снежный ком) Ученики называют синонимы, учитель записывает их на доске (труд, действия, дела)
Предлагают свои варианты ответов – деятельность это труд, деятельность это умение что то делать, это осознанный труд, занятие, присущее только людям .
Деятельность – это способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Основное его содержание – изменение и преобразование мира в интересах человека, создание того, чего нет в природе.
Фронтальная работа
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность
Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество
Устные ответы, запись в тетрадь
Работа со схемой «Структура деятельности»
Мы с вами выяснили, что человек создает своим трудом все, чего нет в природе, и если у него что-то не получается, то он будет думать, мыслить, пробовать несколько раз, пока это у него получится.
Итак, чтобы начать любую деятельность человеку понадобится что ?
Да, т.е. мотив. I этап
II этап
Давайте вспомним отрывок из сказки Л.Кэролла «Алиса в стране чудес». Эпизод встречи Алисы и Чеширского кота.
Алиса спрашивает Чеширского кота:
- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
- А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.
- Мне всё равно - сказала Алиса.
- Тогда всё равно, куда и иди, - заметил Кот.
Была у Алисы цель? Куда она придет? Что же такое цель?
Практически всегда деятельность человека имеет цель.
III этап
Выбираются средства, которыми осуществляется сама деятельность
IV этап сам процесс деятельности
V этап – результат
Результат деятельности может быть разным:
Результат учебызнания
Результат труда.товар
Результат научной деятельности -..идеи, изобретения
Источник деятельности- ..человек
Вывод: Вот мы с вами и познакомились с сущностью деятельности человека. Давайте сформулируем ее отличительные черты
Повод
(записывают в тетради линейную схему)
Значит, цель – это определенный результат, на достижение которого направлено действие человека. (записывают в тетради линейную схему)
Средства достижения цели – это различные приемы, способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной цели в процессе деятельности.
(записывают в тетради линейную схему)
Результат – это конечный итог.
(записывают в тетради линейную схему)
Учащиеся сами формулируют вывод, используя схему- мотив-цель-средства-процесс-результат.
(Деятельность человека имеет цели и при правильном выборе средств достижения человек достигает результата.)
Фронтальная работа
Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.
Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество
Устные ответы,
запись в тетрадь
Виды деятельности
Творческое задание
Одинакова ли деятельность человека на протяжении жизни ? Человек занимается разнообразной деятельностью. Попробуем назвать виды основные виды деятельности.
Работа с учебником на странице 29 .
Ребята, а что дает ребенку игра?
Может ли игра способствовать формированию будущих целей в жизни.
Сообщение учащегося: «Игра в потешные войска Петра Великого». Почему военные игры потешных войск считают началом славных дел Петра I? Задание 1 группе- синквейн «Игра»
Работа с учебником на странице 30. Перед вами картина В.Г.Перова «Тройка». Что можно сказать о занятии этих детей? Как называется вид их деятельности? Задание 2 группы- синквейн «Труд»
Чем же они должны заниматься в их возрасте? Задание 3 группы- синквейн- «Учёба».
А что объединяет все эти виды деятельности? Без чего деятельность была бы невозможна? Задание 4 группы- синквейн «Общение».
Заслушиваются ответы детей.
Учащиеся называют виды деятельности.
Попробуем подобрать прилагательные к слову «деятельность». Демонстрируются творческие работы учащихся, картинки на презентации.
Отличается ли деятельность человека от животных?
Составляют схему.
Игра. Учеба. Труд. Общение.
Делит учащихся на группы, объясняет смысл задания, создает творческую атмосферу
Работа по группам
I группа – Игра
II группа - Учеба
III группа - Общение
IV группа – Труд
(Составление проекта- синквейна) по видам деятельности
Вместе- деятельность- схема.
Групповая работа
Выполняют задания, готовят проект
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач.
Проект- синквейн
В тетради
IV. Итоги урока. Рефлексия
Обобщение полученных на уроке сведений
Как же взаимосвязаны между собой основные понятия: Человек, деятельность, творчество, потребность, труд, знания, поведение, поступки, интересы. Задание – определить соответствие терминов и понятий.
В завершение изучения темы: “Человек и его деятельность”, попытаемся, «приготовить рыбку»- Фишбоун.
Ответим на вопрос, поставленный в начале урока: «Что такое деятельность человека, какое значение в жизни человека имеет его деятельность?»
Фишбоун.
Деятельность человека связана с его знаниями, умением мыслить, рассуждать, изменять мир.
сегодня я узнал
я понял, что
я приобрел
я смог
я попробую
урок дал мне
Фронтальная работа
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Оценивание учащихся за работу на уроке
Домашнее за-дание
§ 3. задания рубрики «В классе и дома»; творческое задание- на выбор-составить как можно больше слов из слова «деятельность», выполнить проект «Советы самому себе: как усовершенствовать свою учебную деятельность»- с. 33
Конкретизирует домашнее задание
Записывают домашнее задание
Индивидуальная работа
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал Эйдос. - 2002. - 23 апреля. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
Селевко, Г. К. Технологии развивающего обучения - Москва: НИИ школьных технологий, 2005. – 185с.
13PAGE 15
13PAGE 14915
15