Рефлексивный отчёт по коучингу
Отчёт В по второму коучинг-занятию.
Раздел № 1: Обоснование фокуса
Второе коучинг – занятие я проводила в своей поселковой средней школе, в которой занимаются классы с русским и казахским языком обучения. Состав группы немного изменился. Теперь в группе кроме учителей и воспитателей была и библиотекарь. Стаж учителей от 10 до 30 лет. Стаж воспитателей мини-центра от 1 до 3 лет. Присутствующие на первом занятии учителя и воспитатели выразили своё желание сотрудничать со мной. Тему для второго занятия мы выбрали в ходе беседы с учителями этой группы: «Умеющие мыслить умеют задавать вопросы». Выбор именно этой темы обоснован тем, что в ходе менторинга я посещала уроки двух учителей с целью наблюдения за постановкой вопросов. Выяснилось, что мы не всегда обращаем внимания на классификацию вопросов по уровням и, в основном, используем вопросы на знание и понимание. Тем более что наша школа начинает работать по теме «Развитие Критического Мышления». Учительница прошла курсы Критического Мышления, но ещё не ввела в систему применение приёмов КМ. Её знания по теме постановки вопросов ограничиваются тем, что она может объяснить понятие «тонких» и «толстых» вопросов. Остальные участники не имеют представления о классификации вопросов. Для меня эта тема тоже очень важна. В моём классе много детей, которые плохо усваивают учебный материал, не активны на уроке. Они не умеют рассуждать. Определить уровень более глубокого понимания материала с помощью вопросов низкого порядка очень трудно. Цель моего занятия: ознакомить участников с классификацией вопросов по Таксономии Блума. Цель Таксономии Блума – в мотивировании педагогов для концентрации усилий и внимания на трёх областях: познавательной, эмоциональной и психомоторной, в целях создания более целостной формы обучения («Руководство для учителя/Обучение критическому мышлению», стр.189)
Соблюдение правил постановки вопросов способствует глубокому пониманию материала, развитию навыков ведения диалога, повышению интереса к уроку, активности. При этом слабые ученики не будут ощущать своей второстепенности.
Раздел № 2: Описание коучинг занятия и оценивание преподавания.
С целью поддержки учителей в усовершенствовании их дальнейшей практики, я пригласила их на второе коучинг-занятие с целью познакомить с постановкой вопросов по уровням мышления. Коучинг начался с ледокола «В мире животных». Это упражнение подняло всем настроение, сделало обстановку более комфортной.
Первое задание предполагало сначала индивидуальную работу, а затем обсуждение в группе. Каждая группа получила сюжетную картинку, по которой за 7 минут нужно было составить вопросы. Сначала каждый индивидуально записывал свои вопросы на отдельном листе, затем после обсуждения в группе, на постер.
В первый столбик записали вопросы, которые требуют односложного ответа, а во второй- вопросы, требующие развернутого ответа.
При защите постера оказалось, что все вопросы требовали односложного ответа. Например: что изображено на картинке? Какое время года?
-Как вы думаете, можно было бы составить рассказ по этой картинке, используя данные вопросы? Почему?
На следующем этапе мы познакомились с материалом презентации Ключевые идеи презентации: для чего мы используем различные вопросы; 6 типов вопросов; недостатки в постановке вопросов и их последствия.
Знакомство с шестью типами вопросов прошло по ромашке Блума. Для этого я раздала каждому ресурсный лист «Ромашка вопросов». Это чтение было подготовкой к следующему заданию. Каждая группа получила вопросы по сказке «Лиса и петух», которые нужно было распределить по уровням мыслительных навыков – треугольник мышления (задания по Таксономии Блума).
Учителя оформили постер, на котором распределили вопросы по уровням мышления. Дополнительно составили по 2 своих вопроса: «Почему заяц не смог попасть в свой домик? Как бы вы поступили на месте зайца?»
Как и на первом занятии, удачно прошёл психологический настрой. Вероятно потому, что учителям не хватает времени для такого общения. Обе группы работали активно, с интересом при выполнении задания по сказке .В обратной связи указали положительные моменты. Я заметила, что у учителей не вызвало интереса задание по картинке. Оно показалось для них слишком простым. Его я использовала как введение в тему. Поэтому не назвала цель этого задания.
Раздел № 3: Оценивание обучения учителей по отношению к идеям Программы 2 уровня.
В ходе второго коучинг-занятия учителя познакомились с новым приёмом психологического настроя и деления на группы, которые можно использовать и на уроке с детьми.
На данном занятии учителя изучили материал презентации о классификации вопросов. Самостоятельно учителя изучили классификацию вопросов по ромашке Блума и постарались применить знания на практике при распределении вопросов по уровням мышления. Для них было интересно сравнение этих типов вопросов с большими «крючками», на которые можно поймать великое множество идей (по материалам сайта http://revolution.allbest.ru/psychology/00181958_0.html)
Немаловажно было для них узнать о недостатках в постановке вопросов и их последствиях.
Как ставить вопросы, чтобы побудить учащихся к активной познавательной деятельности? Учителя познакомились с правилами постановки вопросов. Учителя взяли для себя и новый приём обратной связи «Две звезды и одно пожелание».
Коучинг является весьма эффективным способом оказания помощи учителям в их профессиональном развитии и совершенствовании. («Руководство для учителя/ Коучинг и менторинг», стр.235). Я не очень довольна тем, что число участников небольшое. Чтобы активизировать работу по обмену мнениями, можно применить различные приёмы: автобусная остановка, галерея. А для этого необходимо, как минимум, 3 группы. В следующий раз организую занятие для всего коллектива. В целях экономии времени я использовала мало практических заданий. В будущем я учту это при составлении плана коучинга. Обязательно проконсультируюсь с учителем информатики по использованию интерактивной доски и использую наличие ноутбуков для самостоятельного поиска информации учителями.
Используемая литература
Руководство для учителя/ Коучинг и менторинг», стр. 235
Руководство для учителя/Обучение критическому мышлению, стр.189
http://revolution.allbest.ru/psychology/00181958_0.html