Консультация Речевой этикет в детском саду
Важный элемент человеческой культуры – речевой этикет.
В детском саду обращают особое внимание на обучение детей вежливости, учит их правилам речевого этикета. Хотя невозможно скрыть и того, что нередко взрослые разрешают себе по отношению к ребенку или в его присутствии не совсем изысканные слова, выражения, которые тут же детьми перенимаются и «пускаются в обращение». Потом за такие «словечки», «фразочки» их – к большому удивлению – наказывают. «Дети - увеличительные стекла зла», - как-то заметил Л. Н. Толстой. Неправильно, грубые слова взрослых они услышат быстрее, чем вежливые, так как последнее для детей привычнее, это норма.
Что же такое вежливость, этикет?
Этикет – совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождения с окружающими, формы обращения и приветствий, манеры поведения в общественных местах). Такое определение дает «Словарь по этике».
Вежливость – способ применения этикета.
Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости у ребенка – постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «модели поведения», демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливым. Современный подход к ребенку как: к ЛИЧНОСТИ, нуждающийся в понимании, в уважении ее интересов и прав, делает проблему воспитания вежливости особенно актуальной. Поэтому очень важно, чтобы «этикетными» способами установления контактов с людьми владели в полном объеме, как родители, так и педагоги.
В детском саду дети общаются друг с другом и с педагогом от 6-7 до 9 часов в день. Во время общения и происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого поведения. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мимике, словечкам. Конечно, этикет только одно из многочисленных средств общения, но особо значимое, ценное. Замечено, что взрослые часто учит не тому, ЧТО говорит, а КАК говорит, как общается, как относится к детям, коллегам и др. Нередко взрослый требует вежливости к себе, особого внимания к своим словам, но не умеет слушать, поблагодарить ребенка или извиниться перед ним.
У этикета есть словесные и несловесные средства («волшебные слова», «волшебные взгляды», рукопожатия, позы, жесты, интонация, манеры, поступки). Важно обучить детей всему, что связано с этикетом, но особо важно пополнить детский словарь словесными средствами.
Самых распространенных «волшебных слов», которые всегда должны быть в «запасе» всего-то около 30.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ: посчитайте свой «запас», а потом детский. Между ними присутствует самая непосредственная, прямая зависимость – «чем больше отдаешь, тем больше получишь».
Так что же мы отдаем из своего «волшебного запаса» в течении дня детям? Вспоминаем и считаем!
УТРОМ – «Доброе утро», «Я рада тебя видеть», «Здравствуй», «Как ты себя чувствуешь?»
ЗА ЗАВТРОКОМ, ОБЕДОМ, УЖИНОМ – «Приятного аппетита», «Благодарю» «Спасибо», «Позволь за тобой поухаживать», «Все было очень вкусно».
ВО ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ – «Разреши», «Будь добр», «Пожалуйста», «Извини», «Позволь», «Если тебя не затруднит», «Прошу прощения».
ПОСЛЕ ТИХОГО ЧАСА – «Как спалось?», «Как твое здоровье?».
ВЕЧЕРОМ – «Добрый вечер», «До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго», «Доброй ночи», «Приятных снов».
Воспитанием вежливости педагоги детского сада занимаются во время всех режимных моментов, на любых занятиях и вне их. В практике ДОУ предпочтение часто отдается таким методам, как прямое объяснение этикетных норм, убеждение, разъяснение (разговоры, беседы). Не умаляя значения такого способа, как разъяснение детям правил этикетного поведения и необходимости их соблюдения, все же считаем, что самым действенным способом воспитания вежливости и речевого этикета после личного примера взрослых является игра, особенно ролевая и театрализованная, «игра как способ практического осмысления» этикетных норм и применения знаков речевого этикета. Велика также роль художественной литературы, которая дает образцы нравственности, «правильного» и «неправильного» речевого поведения.
Не следует умалять и роли дидактических картин и картинок в развитии словаря и связной речи ребенка, в усвоении им норм и способов общения. Само содержание специальных серий «этических дидактических картин» дает такую возможность: дети обсуждают, кто поступил правильно, хорошо, а кто неправильно, как надо было поступить, что надо было сказать и как, какие слова.
Любая совместная продуктивная деятельность детей дает возможность формировать положительное отношение к партнерам, использовать правила речевого этикета и беседовать при удобном случае на темы важности, полезности и необходимости соблюдения правил.
ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ
ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ.
В обучении помогают кукольные персонажи. С помощью Лисички, Внучки, Бабки, Буратино, Синеглазки и всех тех, кого дети полюбили, можно разыгрывать сценки, в которых куклы демонстрируют, как надо приглашать, чтобы вместе поиграть или что-то сделать, как следует правильно попросить, поблагодарить. Куклы очень вежливы и знают много «волшебных слов». Дети учатся на их примере правильному, красивому поведению, хорошим словам.
Но игрушки могут, подражая детям, и поссориться, не поделить чего-то, обидеть друг друга злым словом (воспроизводятся узнаваемые сценки с небольшими изменениями). Вместе с детьми следует обсудить, что же из такого поведения получается: игрушки обиделись, подрались, ничего не успели сделать, только друг друга и дружбу свою чуть не потеряли. Через какое-то время в следующей сценке можно показать, как куклы уже исправились, и все делают вместе, дружно, вежливо, договариваются, уступают друг другу, произносят при этом «волшебные слова», ходят друг к другу в гости с подарками.
Учат общению и известные ролевые игры, например «Магазин», где нужно вежливо поздороваться, правильно попросить, поблагодарить и, уходя попрощаться. Сначала, конечно, педагог будет демонстрировать «правильное поведение» продавца. Подскажет и покупателю, как себя вести, что говорить, как отвечать. Дети будут учиться тому, «как надо», и при необходимости исправлять сверстников-незнаек.
В этом возрасте неумение общаться часто приводит к конфликтам. Необходимо обучить детей способам примирения с помощью речевых средств. Вот такой стишок, скрепленный соединением мизинцев, помогает забыть ссору:
Ехали на лодке, Кушали селедку
А селедка не годится, Надо, надо помириться.
Мир, мир – навсегда, Ссора, ссора – никогда!
Часто спасательным при детских конфликтах оказывается юмор. Воспитатель может стихами описать увиденную ситуацию.
Петушился – петушился Забияка – петушок –
Забияке где-то в драке оторвали гребешок.
Следующий текст можно разыграть в настольном театре.
Наседка нередко ругала цыплят:
«Кончайте клеваться, кому говорят!
Кто много клюется, Тот мало клюет.
Кто мало клюет, Тот плохо растет.
Кто плохо растет, Тот бессилен и худ.
Кто худ и бессилен, Того заклюют».
(В. Берестов.)
Игра «РЕПКА»
Сказку «Репка» можно использовать как упражнение для запоминания вежливых слов. С этой целью детям предлагают дополнить предложения вежливыми словами. Например: «Побежала внучка за Жучкой. «Здравствуй, - говорит внучка, - помоги вытащить репку». Вытащили репку. «Спасибо, - говорит дед. – И тебе, бабка(спасибо). И тебе внучка(спасибо)». И так далее.
Заголовок 1Заголовок 215