Доклад на родительском лектории

Доклад на родительском лектории.

«Ваши дети, Вы и музыка».

Цель сегодняшней нашей беседы - найти общие точки соприкосновения к проблеме « ребенок и его обучение музыке».
Сегодня средства звуковой массовой информации несут музыку в таком количестве и в таком разнообразии, что нельзя и представить себе человека, который смог бы полностью от нее изолироваться. Как видим, нашим детям «прожить без музыки» вряд ли удастся. В мире звучащей музыки есть красота и безвкусица; высокие чувства – и пошлость; философская глубина и пустота. Разобраться во всем этом сможет лишь человек подготовленный, т.е. музыкально воспитанный и просвещенный.
Замечательный педагог Сухомлинский писал: « Опыт подтверждает, что музыка - это самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность воспитателя и ребенка. Она как бы открывает сердце людей. Слушая мелодию, переживая и восхищаясь ее красотой, взрослые и дети становятся роднее и ближе».
Музыкальное воспитание ребенка начинается с колыбельных, которые поет ему мама. Они могут быть без слов, но сколько в них нежности и любви. Возможно с этого момента у многих возникает любовь к лирической музыке. У каждого композитора есть свои колыбельные песни, наверное, навеянные далеким детством. Так же как у художников есть свои Мадонны. А когда ребенок попадает в музыкальную школу, то воспитание и обучение начинается с того, что у него появляется еще один взрослый друг – музыкальный учитель. Через музыку они узнают друг друга и, нередко, это общение перерастает в хорошую творческую дружбу на долгие годы и дает отличные результаты не только в исполнительском плане, но и в воспитании высоких душевных качеств. И, безусловно, в этом творческом процессе не меньшую роль играет участие родителей.
Каждый из Вас должен представлять, что серьезная работа на любом музыкальном инструменте требует от ребенка значительной затраты нервной и физической энергии. Поэтому необходимо организовать каждый рабочий день составлением расписания, которое предусматривало бы и каждодневные занятия музыкой. Проследить за состоянием инструмента, если его необходимо настроить – пригласите специалиста. Играть на расстроенном инструменте - не желательно, это портит слух и вызывает раздражительность, а не удовольствие.
Безусловно, при такой нагрузке главным отдыхом является достаточный сон, полноценное питание и прогулки на воздухе. И хорошо, если Вы составленное расписание покажите классному руководителю общеобразовательной школы, чтобы он имел представление о загруженности Вашего ребенка и не поручал бы ему дополнительных общественных дел.
В процессе первых занятий желательно с разрешения администрации Ваше присутствие на уроках, чтобы познакомиться с начальными требованиями, которые должны выполнятся и дома. Это, прежде всего, – правильная посадка за инструментом, один из важных моментов удобной игры, правильного звукоизвлечения. Это – и работа над координацией движений, и одновременно изучения расположения нот в тетради и на инструменте. И маленькому ребенку без помощи взрослых запомнить все сложно. Но это все – посильные задачи даже непосвященному взрослому человеку. Своевременная поддержка с двух сторон дает более быстрые и положительные результаты и заинтересованность в обучении.
Дома необходимо поддерживать интерес к музыке, создавать атмосферу любви к творчеству, к искусству вообще. Нельзя, например, неуважительно отзываться о пьесе в репертуаре Вашего ребенка, если она Вам вдруг не по душе. Музыка не может быть только красивой, музыка учит сопереживать, страдать, мечтать, видеть определенные образы, картины природы, музыка учит думать. Чем больше ребенок играет разной музыки по стилю, характеру, слушает ее, тем самым формируется его вкус, основанный на сравнении, тем шире его рамки познания мира через музыку и его мышление становится тоньше, умнее, богаче. Формирование вкуса на примерах классической музыки, а слово «классическая» - это лучшее, отобранное временем, позволяет ребенку лучше понять другие жанры, такие как джаз, рок, поп, реп, где основу композиции составляет ритм и импровизация. И уж не найдете вы этих детей на стадионах с большими концертами попсовой музыки, среди истерически кричащей молодежи. Годы, проведенные в стенах музыкальной школы, воспитывают в них эмоциональную культуру.
Занятия музыкой развивают все виды памяти. Это: музыкальная, зрительная, интеллектуальная, ритмическая, эмоциональная, мышечная. Все это будет работать, если мы – взрослые, будем более внимательны к детям, их проблемам, находить время помогать им.
Главная форма общения учителя с родителями – это дневник. Документ, в котором фиксируется весь рабочий процесс по каждому уроку, по каждому предмету. У нас каждый предмет дополняет единую программу познания музыки. Сольфеджио – учит детей петь по нотам, разбираться в гармонии звуков. На уроках музыкальной литературы изучается огромный пласт из истории музыки, где дети познают, слушают и смотрят целые оперы, симфонии и другое. Коллективные формы, как оркестр, ансамбль, хор учат детей сплоченными, увлеченными одним общим делом. И если домашние занятия начинать с прочтения заданного в дневнике, то это будет более продуктивная работа и будет от урока к уроку движение вперед и должное накопление репертуара. А о вашем контроле мы видим по еженедельным росписям в дневниках. Вообще, интересно подводить итоги недели. Чему научился, было ли открыто что-то новое, интересное, поговорить об этом, пообщаться, похвалить, пожурить, полюбить.
Самый сложный период – это период полового созревания. Детям трудно справляться со своими желаниями, настроениями, увлечениями. В такое время нужно для ребенка быть больше другом, что-то простить, на что-то на обратить внимания, не заостряться на чем-то. Потом все проходит. В такой момент взрослым нужно больше общаться, советоваться друг с другом - как лучше поступить, возможно, обращаться к специалистам.
Главное – видеть в ребенке личность, помочь ему в движении вперед. И пусть ни одно произведение, сыгранное маленьким музыкантом не останется нелюбимым, не понятным. Пусть ему будут удаваться лишь некоторые авторы, но зато его исполнение будет музыкальным. Главное, ведь – не причастность к музыке по профессии, образованию, а главное – такое исполнение, когда одухотворенность композитора и исполнителя распространяется и на слушателей, и все под влиянием музыки становится лучше.