Сценарий открытия Краеведческих чтений учащихся


Сценарий открытия Краеведческих чтений учащихся
Черты и силуэты прошлого - 5
История, культура, традиции родного края в исследовательских работах учащихся
Н.В.Пискарева, заместитель директора по ВР, учитель музыки
«Если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей»
Н.В.Гоголь
Песня «Вместе вся Россия и Отечество» (вокальный ансамбль)
Добрый день, дорогие друзья.
Мы рады приветствовать всех собравшихся в Заволжском лицее.
Сегодня для нас - значимое событие. Сегодня мы проводим Пятые Краеведческие чтения учащихся.
Прошу всех встать.
Пятые Краеведческие чтения учащихся лицея объявляются открытыми.
Гимн России (видеоролик с мемориалами славы)
Прошу всех сесть.
Патриотизм – это замечательная добродетель.
Патриотизм (с греч. – родина, отечество) определяется как любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. «Какая душа дерзнет расторгнуть эти крепкие узы? Какое сердце может не чувствовать сего священного пламени? Даже звери и птицы любят место рождения своего. Человек ли, одаренный разумною душою, отделит себя от страны своей, от единоземцев своих, и уступит в том преимущество пчеле и муравью? Какой изверг не любит матери своей? Но Отечество меньше ли нам, чем мать?» - писал Ионн (Восторгов) в 1915 году.
«Патриотизм – это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны, своей малой родины. Если я не думаю о своем народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом – это не только комфорт, это еще и ответственность, и порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме», - говорил Святейший Патриарх Алексий II.
Из чего же складывается патриотизм? Это
Любовь к родному языку
(«Природный язык есть не только достоинство народа, не только основание всех его знаний, не только провозвестник дел его и славы, но некий дар, к которому природа вложила в нас тайную любовь; и если человек теряет свою любовь, то с ней теряет и привязанность к Отечеству». Шишков А.С. Рассуждение о любви к Отечеству)
Любовь к родной природе, родной земле, культуре своего народа
(«Любование природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране». К.Паустовский)
Любовь к обычаям и традициям своего народа
(Образ родины формируется с детства. Теплое чувство к тому, что окружало с рождения, сохраняется на всю жизнь. Мы вспоминаем то, что нам было особенно дорого. Праздники, песни, пословицы, поговорки, еду, жилище, наконец…)Любовь к ближнему и своему народу
(«Если человек забывает свою семью, своих родителей и родственников, мы называем его Иваном, не помнящим родства. Он теряет связь с традицией предков, его жизнь становится бесплодной. Духовные, культурные богатства накапливаются там, где жива традиция, где знают, любят, берегут свое прошлое, где молодая жизнь верна своим истокам». Патриарх Алексий II)Любовь к нравственным идеалам своего народа
(«Судите наш народ не по тому, чем он есть, а по тому, чем желал бы стать. А идеалы его сильны и святы», - писал Ф.М.Достоевский.
«Всякое беззаветное служение на благо и силу отечества должно быть мерилом жизненного смысла», - говорил М.В.Ломоносов. Наша страна дала миру столько великих людей! Они есть и в наше время. Герой дает чувство радости. Радость – всегда созидание. Радостная сопричастность своим великим предкам побуждает желание быть полезным своей стране.
«Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, как нам Бог ее дал», - писал гениальный русский поэт А.С.Пушкин.)«Сами испытания наши, теперь переживаемые, являются благодетельными. Они вскроют и поднимут в нас источники истинного патриотизма» (Ионн Восторгов) - высказывание периода Первой мировой войны как никогда актуально и сейчас. В нашей стране впервые за последнее время наблюдается истинный подъем патриотизма в связи с историческим воссоединением Крыма с Россией, великолепным проведением Олимпийских и Паралимпийских игр, победами наших спортсменов в Сочи. События на Украине показали, что патриотизм русского человека всегда заключался в любви к Отечеству, своему народу, но не в ненависти к другим.
Одно из направлений Программы патриотического воспитания обучающихся лицея – краеведческая работа.
Первые краеведческие чтения состоялись в 2010 году. И каждый следующий год юные краеведы-исследователи – лицеисты, обращаясь к историческому и духовному наследию наших предков, на деле сохраняли и приумножали культурное наследие, традиции своей малой Родины – земли Заволжской.
По материалам Краеведческих чтений в лицее опубликованы четыре сборника краеведческих работ учащихся «Черты и силуэты прошлого». … материалов по краеведению бережно хранятся в школьном музее.
Четырем знаменательным событиям были посвящены Четвертые краеведческие чтения, состоявшиеся в 2013 году: 95-летию Иваново-Вознесенской губернии, 55-летию Заволжского района, 20-летию Заволжского лицея, 60-летию нашего любимого города Заволжска. Возможно, эти события стали знаковыми и повлияли на высокий результат краеведческой работы в прошлом учебном году.
Представляются самые высокие достижения учащихся и образовательной организации за год
Тема Пятых краеведческих чтений особенно трепетна. 2014 год – год предъюбилейный. 9 мая 2015 года все мы будем отмечать 70 лет Победе в Великой Отечественной войне.
Вот уже почти семь десятилетий мы живем памятью о прошедшей войне, памятью светлой и горькой, памятью мужественной и благородной. Какие бы концепции, версии и мифы ни появлялись о Великой Отечественной войне, подвиг народа в войне был и навсегда останется символом нашей патриотической гордости. Именно из общенародной памяти о прошлой войне наша страна черпает и сегодня волю и силу за выживание.
Об этом свидетельствуют и социологические опросы. Так, например, общероссийское исследование, проведенное независимым институтом социальных и национальных проблем, показало, что свыше 85 процентов опрошенных назвали победу советского народа в этой войне важным событием российской (советской) истории XX века.
Удивительно, что через десятилетия ощущение войны, память о ней становится все острее, все нужнее в нашей повседневности.
И это, видимо, не случайно. Война несла с собой гибель и разрушения, ни с чем несравнимые тяготы и жертвы, смертельную усталость. Но было и другое: она пробудила лучшее в человеке: благородство, самоотверженность, сопричастность к народу, к его подвигу.
Великая Отечественная война раскрыла красоту и щедрость души народной, запечатлела величие народного подвига, высветив различные черты характера - мужественного, бескорыстного, отзывчивого на чужую боль.
Жизнь народа в годы войны во всем своем богатстве и многообразии дает щедрый материал для размышления и для осмысления современной жизни.
Подвигу наших земляков в Великой Отечественной войне посвящены Пятые краеведческие чтения учащихся.
Пусть работы юных краеведов-исследователей станут уникальной летописью героизма защитников Отечества в борьбе с фашизмом, сурового пути к Великой Победе.
В каждой работе перед нами раскрывается неприкрашенная правда окопного бытия, своя боль, свои потери, свой всякий раз непохожий бой. Говоря словами писателя В. Быкова, воспоминания помогают проникнуть в психологию человека в бою, понять «необъятность солдатского лиха».
Работы не претендуют на полноту освещения событий военных лет, но дают представления о том, как Советская Армия, обретая в борьбе с врагом опыт и боевое мастерство, вместе со всей страной вырастает в грозную непобедимую силу, как с каждым днем тверже становится ее победная поступь.
Воспоминания участников войны - это всегда волнующая повесть обращения к нашим современникам и будущим поколениям.
Уважаемые участники, перед началом нашей работы мы предлагаем освежить память, вспомнить то страшное время и те события, которые приближали Великую Победу.
Видеоролик «О войне»
Уважаемые участники! Желаем нам всем сегодня плодотворной работы.
Представляем членов жюри:
Защита исследовательских работ начинается с представления участника конкурса и темы его работы. Защита должна быть информативной, лаконичной. По окончании выступления могут быть заданы вопросы.
Использованные материалы: журнал «Воспитание школьника»