Наставничество Методическая разработка для педагогов-наставников
Функции педагога-наставника в современной школе.
Наставничество - это форма обучения на рабочем месте, упор в которой делается на приобретение практических навыков в какой-либо сфере деятельности. Наставничество направлено на развитие прикладных профессиональных компетенций человека.
Функции учителя:следить за обстановкой в классе (перцептивная функция учителя),излагать новый материал (академическая функция),опрашивать учеников, выставлять отметки (контрольная функция),организовывать эффективную работу учащихся (организаторская функция),при этом нужно адекватно общаться с отдельными учениками и с классом в целом (коммуникативная функция) и т.п.
Наставничество дает возможность:повысить профессиональный уровень и навыки сотрудников, вовлеченных в систему наставничества, включая самого наставника; снизить текучесть кадров за счет усиления профессиональной составляющей мотивации и предоставления дополнительных возможностей для повышения профессионального статуса; снизить риск профессионального выгорания наиболее опытных учителей, носителей знаний, навыков; предоставить опытным учителям возможности для карьерного роста как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях;
НаставникПодопечныйповышает свой авторитетосуществляет воспитательную функциюнесет ответственность за подопечногосамоутверждаетсянуждается в поддержке со стороны коллегожидает одобрения руководстваосознает свой статус
Кандидат на роль наставника должен обладать такими компетенциями: владеть на высоком уровне передаваемыми профессиональными навыками; иметь отличные коммуникативные навыки;иметь хорошие административные навыки: формулировать и ставить задачи, организовывать и контролировать выполнение работ, анализировать результаты и проводить корректировку. отличаться высокой способностью к самообразованию.
Причины возникновения проблем в работе педагога-наставника:отсутствия четкого плана работы, регламентов и стандартов;отсутствие обратной связи между наставником и подопечным; «преподавание» теории, не подкрепленной практическими навыками; навязывание молодому специалисту своего мнения;профессиональное выгорание наставника; отсутствие заинтересованности в судьбе подопечного и в результатах своего труда, формальное выполнение обязанностей; избыточное переключение на наставническую деятельность в ущерб основным обязанностям;нерегулярность или полное отсутствие контроля;неправильное позиционирование наставника: между наставником и обучаемым не должно быть отношений в формате «начальник – подчиненный», только отношения на принципах равенства и взаимной заинтересованности в результате;недооценка степени дискомфортности условий, в которых приходится работать молодому специалисту перегрузка молодого специалиста замечаниями и рекомендациями по широкому кругу вопросов.
Избежать этих проблем можно следующим образом:создавать доверительную обстановку и внимательно относиться к подопечному;акцентировать внимание на ключевых вопросах, не перегружая обилием разнородной информации;оказывать всестороннюю методическую, организационную и психологическую помощь;объективно оценивать деятельность молодого специалиста;анализ ситуации необходимо начинать с обратной связи, а лишь затем высказать собственное оценочное суждение;активно поддерживать наставничество руководством школы.первое время необходимо воздерживаться от негативных оценок работы молодого учителя;поощрять любые успехи молодых учителей для поддержки мотивации остаться в профессии
Как правильно организовать общение с молодым педагогом?Не приказывать. Не угрожать.Не проповедовать. Не поучать. Не подсказывать решения. Не выносить суждений. Не оправдывать и не оправдываться. Не ставить «диагноз»: «Вам нельзя работать в школе.» Главным девизом успешного наставничества является установка «я выиграл – ты выиграл».