Статья Проблемное обучение на уроках истории

Из опыта работы учителя истории
МОУ УЧСОШ с. Рыткучи Марченко Е.А.

Проблемное обучение как технология активизации
познавательной деятельности учащихся
в процессе обучения истории

Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла.
Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень.
Альберт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Отвечая на современные запросы социума, школа стремиться вооружить своих воспитанников не просто суммой знаний по отдельным предметам, а способствовать их общему развитию, формированию мышления, мировоззрения, становлению активной жизненной позиции.
Основная цель преподавания истории в школе – развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Что же предполагает данная цель?
Развитие личности предполагает:
формирование творческого мышления,
способности критически анализировать прошлое и настоящее,
делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников.
История должна ставить учеников перед проблемами нравственного выбора. Ученик получает право на субъективность и пристрастность, на обоснование своих решений нравственных проблем истории. Всему этому способствует технология проблемного обучения.
Данная технология ориентирована на личностную структуру обучения. Преобладающий метод обучения – проблемный. Обучение по данной технологии, способствует активизации и интенсификации деятельности учащихся. Это методы, основанные на решении проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся. В результате использования такой технологии, деятельность учащихся направлена на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализ и умение видеть за отдельными фактами явления или законы.
Особое место на этом этапе отведено школьному курсу истории:
- этот предмет уникален по своему влиянию на формирование системы мышления, давая возможность молодым людям правильно оценивать современные исторические и социальные процессы;
- он воспитывает в личности такие важные для жизни качества, как широта
мировоззрения, гражданственность;
- подготавливает молодёжь к самостоятельной жизни в современном мире.
Актуальность данной технологии заключается в том, что сегодня нужны люди, способные решать проблемы, находить неординарные, творческие решения возникших противоречий. А значит, необходимо уже в школьные годы научить учащихся самостоятельной работе при решении проблемных ситуаций. Такие уроки способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, прививают интерес к предмету, формируют культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения.
Научить всех всему тому, о чем сказано выше, в короткий срок нереально. Необходима длительная и кропотливая работа с учетом индивидуальных особенностей детей и оказание им дифференцированной помощи в преодолении трудностей.
На уровне обыденного сознания существует упрощённый подход к пониманию истории как школьной дисциплины познавательного характера, развивающей кругозор учащихся, где исторические события и факты изучаются под единым углом зрения и не рассматриваются различные точки зрения участников событий, историков. Постановка проблемных задач позволяет рассматривать исторический факт с различных направлений, выявить их сущность, причинно-следственные связи, даёт возможность рассматривать историческое прошлое как урок для современности.
Традиционное преподавание истории, кроме того, порождает ещё одну проблему:
- у учащихся складывается определённые стереотипы в подходе к историческим фактам, событиям, личностям, что затрудняет их ориентирование в окружающем современном мире.
Проблемная технология изучения истории как раз и способствует выработке определённых приёмов и операций мышления, анализа, сравнения, абстракции и конкретизации, суждений и т. д. В результате процесса обобщения рождаются понятия.
Понятие - одно из логических форм мышления, высший уровень обобщения. Таким образом, использование технологий проблемного обучения на уроках истории помогает мне разрешить следующие противоречия между:
- возрастающим объемом информации и сокращением учебного времени; - традиционным изучением истории и широким спектром новаций;
- желанием социума воспитать настоящего гражданина с активной жизненной позицией и отсутствием чёткого ориентира на этот счёт на уровне государства;
- требованиями современных образовательных стандартов и различными индивидуальными особенностями учащихся.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками развития мыслительных способностей.
Многие годы, работая учителем истории, я стремилась найти способ, позволяющий решить проблему развития мышления учащихся. Изучая педагогическую и методическую литературу по выбранному направлению, убедилась, что проблемное обучение продолжает оставаться одним из главных направлений педагогического исследования (Т.В. Кудрявцев, М.Н. Махмудов, А.М. Матюшкин, Н.Г. Дайри и другие). Разработке методики и технологии проблемного обучения способствовали научные изыскания в области психологии учебной деятельности (А.Н. Леонтьев, П.Л. Гальперин, В.В. Давыдов и другие).
Проблемное обучение рассматривается как технология развивающего образования, направленного на активное получение учащимися знаний, формирование приемов исследовательской, познавательной деятельности, приобщение к научному поиску, творчеству, воспитание социально значимых качеств личности. Проблемное обучение строю на основе конструирования творческих учебных задач, стимулирующих учебный процесс и повышающих общую активность обучающихся, так, как оно формирует познавательную направленность личности, способствует выработке психологической установки на преодоление познавательных трудностей.
Ведущей педагогической идеей моей работы в данном направлении является формирование активной познавательной деятельности учащихся, состоящее в поиске и решении сложных вопросов, которые требуют актуализации знаний и умений и обеспечение на этой основе мотивации учений. Учебный процесс стараюсь строить на основе творческого сотрудничества учителя и ученика.
Цель работы: на основе технологии проблемного обучения помочь учащимся в развитии способности логически мыслить, анализировать, обобщать, применять знания на практике.
Задачи:
1.Использовать проблемно-познавательные задач, при изучении курса истории.
2.Определить типы проблемных ситуаций, которые создаются при обучении курса истории.
3. Определить оптимальную методическую организацию процесса обучения для изучения курса истории: формы, методы, приемы и средства обучения.
Для решения обозначенных задач использую различные методы:
- по степени активности познавательной деятельности - репродуктивные, объяснительно – иллюстративные, проблемно - обобщающие, частично-поисковые, исследовательские;
- по источнику получения знаний - словесные, наглядные, практические;
- по логическому подходу - индуктивные, дедуктивные, аналитические, эстетические.
Рассмотрим подробнее сложившуюся в моей практике систему проблемного обучения.
Проблемное обучение можно разделить на три вида:
- проблемное изложение;
- поисковая беседа с созданием проблемной ситуации;
- исследовательский метод.
Исходя из этого, опыт моей работы можно представить в виде следующей системы.

Этапы

Класс
Формы работы

I
5-6
Постановка познавательных вопросов, заданий и задач.

II
7-8-9
Сочетание проблемного изложения с решением логических задач.

III
8-9-10
Эвристическая беседа и проблемное изложение, постановка проблем и создание проблемных ситуаций.

IV
10-11
Технология проблемного обучения:
- постановка познавательных программ,
- проблемное изложение,
- создание проблемных ситуаций.


I этап - постановка познавательных вопросов и заданий: введение элементов проблемного обучения в 5-6 классах. На этом этапе в начале урока даю учащимся познавательные задания: выяснить причины, предпосылки, значения, последствия исторических событий. Решение познавательного задания происходит в процессе объяснения учителя, самостоятельной работы с учебником, иногда с документами. Применяю различные формы работы: индивидуальная, групповая, в парах. В течение урока ставлю вопросы, направленные на решение познавательного задания. Подобные вопросы дисциплинируют и углубляют мышление.
6класс. История Отечества.
- Каковы причины завоевания Руси монгола татарами?
Урок по теме: «Нашествие».
- Почему русская рать одержала победу над войсками Мамая?
Урок по теме: «На поле Куликовом».
5класс. История Древнего мира.
- Подумайте, в чем была главная причина возникновения неравенства. Могло ли оно появиться в родовой общине.
- Докажите, что усовершенствование орудий труда способствовало изменению всей жизни первобытных людей, занятий, коллективов самого человека.
- Подумайте, какие природные условия способствовали производительности труда и развитию хозяйства, какие задерживали.
- Объясните, как изменилась жизнь египтян с появлением излишков. Подумайте, чем эти изменения были вызваны. К чему они могли привести?
7 класс. История Отечества.
Урок на тему: «Феодальная раздробленность».
- Некоторые историки считают, что раннефеодальное государство сменилось феодальной раздробленностью только из-за господства натурального хозяйства. Но ведь натуральное хозяйство господствовало и до феодальной раздробленности. Оно не помешало образованию империи Карла Великого.
Логическое задание: Объясните причины распада империи Карла Великого и наступившие затем феодальной раздробленности.
- Тяжелый плуг на колесах был известен уже в Древнем Риме в I веке нашей эре, но как орудие труда для вспашки земли он появился лишь в некоторых хозяйствах франков не раньше IX века.
Логическое задание: Чем можно объяснить медленное распространение усовершенствованного плуга в средневековой Европе? О чем свидетельствует этот факт?
К проблемным вопросам я предъявляю следующие требования: они должны носить не случайный характер, а составлять систему вопросов и заданий, решение которых способствовало бы формированию логического мышления.
а) проблемные задания с ситуацией конфликта (новые факты противоречат устоявшимся суждениям);
б) задания с ситуацией неожиданности (новые факты вызывают удивление, озадачивают);
в) задания с ситуацией выбора (из предлагаемых мнений, версии выбрать и обосновать достойную);
г) задания с ситуацией неопределенности (исходных данных задания недостаточно для ответа на вопрос, требуется догадка, познавательная интуиция, внутреннее озарение);
д) задания с ситуацией предположения (когда учащимся предлагается выдвинуть собственную версию интерпретации исторического факта и аргументировать ее).
Часто применяю на уроках различные задания в соответствии с данной классификацией.
Вначале сама читаю условия задачи.
«...Будьте внимательны! Слушайте! Не пропустите ни одного слова!» - говорю на уроке и знакомлю класс с текстом задачи. Интонационно выделяю главное, затем читают дети. Прошу повторить условие задачи и выделить главный вопрос.
Например: задание с ситуацией предположения.
6 класс.
- Что произошло, если бы Дмитрий Донской проиграл Куликовскую битву?
класс.
- Подумайте, какие отношения складывались первоначально между охотничьими и земледельческими народами? Почему?
Большой интерес вызывает решение проблем ситуативного типа (...если бы не..., то было бы...), когда учащиеся проигрывают на уроке ситуацию, которая бы сложилась в обществе, коллективно ищут выход из нее, сравнивают с тем, что произошло в действительности. При этом развивается видение возможных альтернатив развития общества.
8 класс.
Тема: «Россия в начале XVII века».
Проблемное задание: представим себя в обстановке начала XVII века, в условиях воцарения на престоле Лжедмитрия II. Что следовало бы на ваш взгляд предпринять правительству Василия Шуйского? А как действовало правительство? Почему?
Задания с ситуацией неопределенности.
5 класс.
- Ученые считают, что искусство Древнего Египта возникла в связи с религиозными верованиями. Докажите это на примере Египетских росписей, скульптуры, строительного дела египтян.
7 класс.
- «Никаких дел, касающихся до торговли и фабрик, не можно завести принуждением, а дешевизна родится от великого числа продавцов и от вольного умножения товаров». Кому, Петру I или Екатерине II принадлежат эти слова? Обоснуйте свою точку мнения.
- «Откуда есть, пошла земля Русская?» Историки отвечают по-разному
- Докажите, что князь Игорь был не очень удачливым воином и алчным правителем. А как считаете вы?
Проблемные задания с ситуацией выбора.
5 класс.
- Одни ученые считают, что человек выжил в ледниковый период благодаря тому, что он научился пользоваться огнем, создал более совершенные орудия труда и изобрел одежду. Другие ученные возражают им в последней части суждения - одежда отпугивала врага, смягчала удар по телу, носила ритуальный характер. Если бы вы были участниками спора кого бы вы поддержали? Почему?
- Как вы думаете, первобытность - это «золотой век » в истории человечества или первобытность была наполнена жестокой борьбой с природой, кровавыми войнами, полным подчинением личности интересам рода?
На втором этапе при решении логических задач применяю различные памятки - логические схемы в виде рекомендаций, рассчитанных на творческое применение. Эти памятки использую с целью создания определенного алгоритма решения познавательных задач. Применяю памятки: «Сравнения двух фактов », «Изучение причин события», «Характеристика исторического события», «Как составить план», «Как надо строить доказательства», «Памятка для решения познавательных задач» и др.
Логические задачи являются частью проблемного изложения материала. На этом этапе чётко сообщаю проблему, излагаю факты, делаю выводы. В классе создаётся атмосфера поиска, так как учащиеся следят за логикой изложения учителя, решая при этом проблемные задания.
Третий этап в работе - это организация эвристической беседы в ходе изучения или повторения материала. Поисковая беседа ведет к активной деятельности учащихся, так как я прерываю свой рассказ вопросами типа - "А почему?", "А как вы думаете?", "Подтвердите..." " Сравните ...", "Докажите ...", "Проанализируете...».
Поисковая беседа - самая распространенная форма проблемного обучения. Система вопросов для задания способствует формированию у учащихся навыков и умений делать анализ, сравнивать, обобщать, доказывать исторические явления. Задача беседы заключается в том, чтобы определенным способом подвести детей к выводу по теме.
В начале беседы отчетливо ставлю цель (может быть проблемная ситуация) и далее в строгой последовательности даю вопросы и выделяю существенные признаки события, совместно с учениками делаем общие выводы. Каждый вопрос - ступенька ведущая к обобщению материала.
11 класс.
Тема урока: Германское нашествие. Трагическое начало.
Цель: Раскрыть причины неудач Красной армии в начальный период воины. Проблема: Верно ли предположение о том, что поражение Красной армии впервые месяцы войны явились следствием предварительного развития страны?
Ход беседы:
1.В каком состоянии находились вооруженные силы СССР в конце 30-х годов?
2.Содействовал ли политический режим и экономический потенциал СССР в данный период укреплению обороноспособности страны или препятствовал?
З.Что представлял собой командный состав Красной Армии в конце войны?
4. Какова была сущность военной доктрины СССР?
5.Как вы думаете, являлись ли планы Германии по захвату СССР тайной для Советского руководства? Обоснуйте свое мнение.
6. Почему Сталин не прислушивался к предупреждениям советских разведчиков?
В конце беседы подвожу итоги и совместно с классом записываем причины неудач.
Наиболее активно эвристическая беседа проходит, если она организована в форме проблемной ситуации. Это затруднение особого рода, затрагивающее нечто важное, нечто такое, над, чем они прежде не задумывались, хотя могли бы задуматься. Проблемная ситуация поворачивает нечто знакомое новой стороной, подчас неожиданной. Вот эта неожиданность, это удивление, возникающее у учащихся, очень важны. Мне необходимо провести рассуждение так, чтобы оно отвечало на поставленный вопрос, помогало думать всему классу.
Для меня главное - это и создание проблемной ситуации, и обучение учащихся умению решать проблемы, а так же видеть их. В любом классе, на процесс создания проблемной ситуации влияет несколько факторов:
- уровень развития учащихся,
- характер исторического материала,
- педагогические цели,
- познавательные способности учащихся, их интересы.
Иначе говоря, проблемная ситуация - это такая ситуация при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен их искать. Особенно интересно на уроке тогда, когда ситуация приобретает форму спора, дискуссии.
7 класс. "Ливонская война и опричнина ".
Проблема - Иван Грозный в представлении современников и потомков.
В зависимости от класса возможно тремя путями создать проблемную ситуацию.
1вариант: Учащийся готовит сообщение на тему: "'Иван Грозный " по плану.
В план ввожу пункт - твое отношение к личности Грозного царя. Ученик высказывает свое мнение о политическом деятеле. Ученики класса вступают в дискуссию.
2 вариант: заранее составляю список литературы по проблеме и даю задание по группам. Одна группа доказывает прогрессивность деятельность царя, другая наоборот - анализирует деятельность Ивана Грозного, как безнравственного, аморального и жестокого правителя, третья группа указывает на прогрессивность и реакционность и его политической деятельности.
3 вариант: ставлю перед классом познавательную задачу: дьяк И. Тимофеев говорил об Иване Грозном "... миро губитель и рабоубитель, опричниной, как секирой рассек пополам русскую землю, противопоставил одну часть другой и тем самым способствовал наступлению смуты ". Как вы думаете, чем было вызвано такое отношение Ивана Тимофеева? Докажите или опровергните высказывание. О чем свидетельствует его мнение?
В классе возникает обсуждение проблемы - как современники оценивали Ивана Грозного.
Конечно, максимальная активность учащихся достигается при проведении урока исследования. Исследование включает все этапы поисковой деятельности: осознание проблемы, знакомство с дополнительным материалом, источниками и составление плана поиска, наблюдение, обдумывание, рассуждение, доказательство и т.д. Цель исследовательского метода научить школьников самостоятельно осуществлять процесс познания. Я использую этот метод проблемного обучения при работе с историческими документами.
6 класс. "Откуда есть пошла русская земля ".
Задание: что вы можете сказать об общественном строе, обычаях и характерах восточных славян, опираясь на описание древних авторов. Учащимся даются отрывки из документов, произведений греческих и византийских авторов, историков Иордана, Прокопия Кесарийского, Нестора и план выполнения задания. Другая тема "Киевская Русь в 11 веке". Исследовательская работа со статьями "Русской правды", первого сборника законов русского государства.
Наиболее сложным по своей организации, объему самостоятельной работы учащихся является четвертый этап - организация собственно исследовательской деятельности учащихся. Здесь основная моя цель - научить школьников самостоятельно осуществлять процесс познания, поставив их в позицию историков. Чтобы добиться большего результата при исследовании проблемы, я применяю блоковое (тематическое) обучение.
Например: 9 класс. Тема: Новая экономическая политика.
Сквозная проблема блока: НЭП - путь к демократическому обществу?

ЭТАПЫ.
ФОРМЫ УРОКА.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.Введение в новую тему, актуализация.














2.Конкретизация знаний.


















3.Систематизация знаний.


4.Обобщение материала, итоговый контроль, проверка знаний.

Установочная проблемная лекция по теме: "Новая экономическая политика"












Занятие или комбинированный урок по теме: НЭП - путь к
демократическому обществу?














Семинар на тему: «Партийная дискуссия о путях развитие НЭПа».
Повторительно-обобщающий урок, зачёт.

Занятие или комбинированный урок по теме: «НЭП путь к демократическому обществу?»
- Определить причины НЭПа.
- Изучение документов:
а) по документу «Из доклада о повстанческом движении в тамбовской губернии» определить причины восстания;
б) по документу «Из резолюции участников митинга на Якорной площади Кронштадта» определить, каковы требования участников митинга. Можно ли считать эти требования антисоветскими?
- Работа над понятиями: НЭП, продналог, кооперация, аренда, хозрасчет, трест.
- Определить сущность НЭПа.
-Каковы уроки НЭПа для современности?

Задание:
- Каковы перспективы НЭПа?
1. Проанализировать мероприятия НЭПа и определить сущность НЭПа.
2. Определить отличия НЭПА от политики "военного коммунизма".
3. Доказать основываясь на фактах, что НЭП не мог открыть дорогу к демократическому обществу.
4. Привести факты, которые на ваш взгляд, доказывают, что НЭП - путь к демократическому обществу.
5. Рецензирование доказательства по плану.
6.Групповые задания:
а) работа со статьёй В. И. Ленина
«О продовольственном налоге» по плану;
б) анализ документов, на основе которых необходимо определить причины перехода к НЭПу.

Задание: каково значение опыта НЭПА для современности?


Из схемы видно, что в начале изучения темы провожу уроки изучения нового материала с постановкой проблемы в начале урока, или проблемно выстроенную лекцию, с элементами эвристической беседы. При этом учащиеся сосредотачивают внимание на сложных теоретических вопросах, воспринимают факт, информацию о различных подходах оценки историками тех или иных событий и явлений.
Последующие уроки - семинары, практические занятия, углубляют знания на основе организации активной самостоятельной работы учащихся. Учащиеся работают с историческими источниками - документами, хрестоматиями. На таких уроках использую групповые формы работы. Это позволяет с наибольшей полнотой реализовать дифференцированный подход к учащимся, чему помогают задания различного уровня и сложности. Эти практические занятия открывают большие возможности для обучения приёмам решения задач. Учащиеся не только решают задачу, но и обосновывают этапы её решения. Класс делю на группы. Каждая группа выполняет либо одно задание, но методы решения выбирают различные, либо разные по содержанию задания, но взаимно дополняющие. Сначала на нескольких уроках показываю классу, как решаются проблемные задачи, потом организую самостоятельное коллективное решение в группах. После этого ученики получают карточки для индивидуальной работы. Ещё перед уроком, стараюсь предвидеть, какие затруднения при решении задач могут возникнуть у ребят. Итоги решения задач обсуждаются перед всем классом. В заключение изучаемой темы провожу уроки повторения и обучения. Это может быть урок-зачёт, урок-собеседование, где после сделанного обобщения проходит контрольная работа (тесты), урок КВН, турнир, где повторение проходит в игровой форме.
Таким образом, всю работу с учащимися стараюсь строить на принципах:
целенаправленности, научности, связи обучения с жизнью, систематичности и последовательности, доступности и развивающего обучения.
На основе практического опыта можно сделать вывод, что проблемное обучение требует высокого уровня развития мысленных операций учащихся, поэтому осуществляю дифференцированный подход, строго вычленяю главное в учебном материале и систематически провожу контроль знаний.
Формы проверки знаний:
1) индивидуальная
-работа по карточкам на рабочем месте;
-рассказ у доски;
-составление планов, таблиц.
2) групповая
-беседа по теме;
-обсуждение вопросов, задач, проблем
-решение проблемных задач
3) фронтальная
-тестирование;
-зачёт;
-контрольная работа.
Анализируя свою работу, могу отметить:
1.Технология проблемного обучения позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. - и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию подрастающего поколения.
2.Результаты работ учащихся, как в учебной, так и во внеклассной деятельности позволяют им поверить в себя, в свои знания:
- через постоянную поддержку учебной мотивации; - через поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;
- через развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности; - через формирование умения учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. 3. Учащиеся приобретают способность самостоятельно готовить презентации и дополнительный материал к занятиям, принимают активное участие в различных конкурсах. Различного вида поощрения (дипломы, сертификаты, грамоты) стимулируют их и являются реальным показателем эффективности учебного труда.
Рост самостоятельности и ответственности обучающихся за результаты обучения, осознанность и согласованность целей обучения с индивидуальными потребностями, приобретение ими не только актуальных предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств, уважительное отношение всех участников процесса друг к другу – это те важные эффекты проблемного обучения, которые обеспечивают достижение целей современного образования.
«Когда мыслят все одинаково, значит - никто не мыслит», - эти замечательные слова принадлежат немецкому философу Гегелю. Мне, как учителю истории, очень приятно видеть, как в ходе раскрытия проблем ученики испытывают те же чувства, как и настоящие исследователи или новаторы. Думаю, что в этом и заключается большое потенциальное значение проблемного обучения для активизации мыслительной деятельности. Хотелось бы, чтобы у большинства из ребят было стремление к знаниям, чтобы они испытывали радость от умственной работы и умели преодолевать трудности. А трудностей и проблем в жизни будет немало...













Литература
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. –
М., Просвещение, 2003 г.
2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. – М., 2004 г.
3. Бордовский Г.А., Извозчикова В.А. Новые технологии обучения. – М., 2005.
4. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. – М., Просвещение, 1997г.
5. Дайри Н.Г. как подготовить урок истории. – М., Просвещение, 1997г.
6. Кудрявцев П.О. Проблемное обучение: Истоки и сущность. – М.: Знание, 2009 г.
7. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – М., Просвещение, 2005г.
8. Селевко Г.Н. Современные образовательные технологии. –
М., Народное образование,2011г.
9. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. Учебное пособие для вузов. – Новосибирск, 2006г.

































15