«Интеграция предметов в тематическом планировании»
Н.С.Лаптева
учитель физики МОБУ СОШ №16
г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
«Интеграция предметов в тематическом планировании»
Образованность современного школьника сильно отстает от общественного и научно-технического прогресса. Для решения этой проблемы проводится модернизация образования. Выработан новый федеральный государственный образовательный стандарт. Сколько страхов и надежд с ним связано у учителей основной школы сегодня. Сколько новых дидактических целей он ставит перед учителем, которые надо решать в те же 45 минут. Учителю современной школы необходимо самостоятельно искать пути выполнения требований Стандарта. Мы, учителя – предметники МОБУ СОШ № 16 видим выход в интеграции предметов естественно-математического цикла, т.к. интегрированные уроки решают не множество отдельных задач, а их совокупность.
У детей рано складывается своя «картина мира». Дошкольник, принимаемый в школу, уже имеет достаточно определённое представление о мире: из книг и рассказов окружающих, из средств массовой информации, общения друг с другом. Да, характер всей этой информации представляет собой пёструю мозаику, но при всём своём несовершенстве она имеет важное преимущество – целостность.С приходом в школу эта целостность разрушается из-за границ между предметами. В результате знания, приобретёнными детьми, мало связаны между собой. Интегрированные уроки помогают эту целостность сохранить.
В этой статье хотелось бы показать как можно учителям физики, химии и математики в стандартных тематических поурочных планированиях совместно найти ключевые моменты позволяющие добиться полного и целостного понимания учебного материала. Составляя поурочные планы, педагогу важно знать, что учащиеся уже освоили из необходимых опорных знаний на уроках по другим предметам, согласовать с преподавателями смежных дисциплин общие идеи, понятия, постановку вопросов и подборку заданий для углубления, обогащения и целостности знаний. Этому помогает взаимопосещение уроков и изучение составляемых коллегами планов реализации межпредметных связей.
На примере предметов химии и физики в нашей школе отработаны следующие поурочные темы в 8 классе после изучения темы «Электрический ток» по физике , на его основе объясняются темы по химии «Электропроводность металлов», «Физические свойства металлов».
В таблицах даны темы и номера уроков в календарно-тематическом планировании учителей физики и химии из которых видно пересечение тем по двум предметам.
Классы
Физика
Химия
8 кл.
Электрические явления (раздел)
Электрический ток
№ 45- 47-49
Классификация элементов. Металлы, общие физические свойства
Электропроводимость металлов. (тема)
№ 44
9 кл.
Электролитическая диссоциации (раздел) № 1-5
10 кл
Электрический ток в различных средах (раздел) № 94
11 кл.
Электролитическая
·‚°диссоциации (3 темы). рН-раствора № 23-25
По данной схеме легко заметить сколько интегрированных уроков можно провести при изучении «электрического тока».
На основе этих тем составлены поурочные планы интегрированных уроков по химии и по физике. Интегрированные знания из разных предметов помогают поднять обобщение темы на мировоззренческий уровень.
В целом можно сказать следующее, что в тематическом плане должны быть отражены опорные знания из других курсов и перспективные связи. Такое планирование создает у педагога общее представление о том, какие знания и из каких предметов необходимо учащимся повторить к каждому уроку, какие понятия и знания из других предметов следует привлечь к раскрытию основных понятий учебной темы, какие мировоззренческие идеи будут развиваться на основе межпредметных связей.
Важным моментом является то, что базовые понятия, например «вектор», «стандартный вид числа» изучаются по физике раньше, чем в математике, т.е. у учеников отсутствуют знании и навыки работы с ними. По физике учащимся надо уметь выполнять математические действия над векторами (стандартными числами), а поскольку всё же это удел математики, то мы решили вмести проводить интегрированные уроки. При введении новой темы на уроке физики, например «Перемещение», урок начинает учитель математики, и только затем учитель физики знакомит с векторами как физическими величинами. Для закрепления темы ученики используют не только учебник физики, но и геометрии.
Таким образом, подобные уроки позволяют добиться целостного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетают в себе методы изучения смежных наук, имеют практическую направленность.Поурочный план-разработка помогает увидеть, когда, как, какими способами включаются знания из других курсов в изучение нового или закрепление пройденного учебного материала. Особенно необходима тщательная разработка обобщающего урока с межпредметными связями. Выявление таких уроков производится на основе тематического планирования.
13PAGE \* MERGEFORMAT14415
Физика. Электрический ток. 8 кл
8 кл.
Физика. Электрический ток. 8 кл.
Химия. Электропроводимость металлов. 8 кл.
Физика. Электрический ток.8 кл.
Химия. Электролитическая диссоциация. 9 кл.
Физика. Электрический ток в различных средах. 10 кл.
Физика. Электрический ток.8 кл.
Химия. Электропроводимость металлов. 8 кл.
Химия. Электролитическая диссоциация рН-растворов. 11кл.
Химия. Физические свойства металлов. 8 кл.
Физика. Электрический ток в различных средах. 10 кл.