Методика проведения общешкольного туристического слета
Алексей Машковцев,
учитель физической культуры
АНО «Школа «Премьер»,
г. Москва
Турслет как межпредметный проект
Как правило, проведение школьного туристического слета ложится на плечи учителя физкультуры. Редко где в школе найдется костяк учителей-единомышленников, способных составить мощную команду по подготовке туристических состязаний между классами. А ведь одному педагогу без помощи коллег провести такое мероприятие просто не под силу. Как привлечь учителей-предметников на свою сторону? Как сделать туристический слет большим общешкольным мероприятием? Одним из путей решения проблемы является проведение большого междисциплинарного проекта, в который может быть вовлечено несколько учителей-предметников.
Мир вокруг нас
Программу школьного туристического слета обычно составляют: прохождение контрольно-туристического маршрута (КТМ), соревнования по ориентированию, туристическая полоса препятствий, соревнования по технике туризма, различные викторины и конкурсы. А можно ли все это объединить? Можно.
Лучше всего взять за основу контрольно-туристический маршрут. При его прохождении (в зависимости от планирования) учащимся предстоит продемонстрировать определенные технические навыки, а также навыки ориентирования на местности. Содержание заданий, которые будут предложены детям на контрольных пунктах (КП), будете определять целиком вы. Это могут быть специализированные туристические задания (установка палатки, разжигание костра, укладка рюкзака и т.п.), а могут быть задания из разных предметных областей. И тут нам никак не обойтись без учителей-предметников: именно они должны все подготовить, учитывая возраст учеников, а затем оценить выполнение.
Свой междисциплинарный проект мы назвали «Мир вокруг нас». В процессе туристического путешествия дети знакомятся с природой, которая их окружает, в частности с лесом. Для многих маленьких горожан это совершенно иной, порой даже незнакомый для них мир. Как хорошо, что школьный туристический слет помогает детям с разных сторон лучше рассмотреть его!
Подготовка маршрута
Прежде всего, нужно определить место и сроки проведения туристического слета. При выборе места важно иметь карту, лучше всего – для спортивного ориентирования.
Затем нужно разработать сам маршрут. При проведении слета с учащимися разных возрастов важно предусмотреть, чтобы длина и сложность путешествия варьировались в зависимости от возраста. Для учащихся 5–6-х классов протяженность КТМ должна составлять 4–5 км, для 7–8-х – 5–6 км, для 9–11-х классов – 6–8 км. При этом маршрут должен пролегать таким образом, чтобы учащиеся по ходу движения могли применить навыки техники туризма (если они уже владеют ими) – преодолеть овраг, водную преграду, пройти по бревну и т.п.
Желательно, чтобы место старта и финиша у всех классов было одним и тем же, а сами маршруты – разными. Это не позволит командам идти друг у друга «на хвосте». Маршруты классов могут расходиться и снова сходиться в зависимости от количества КП.
А судьи кто?
Количество КП напрямую зависит от количества судей. При планировании маршрута нужно учесть и этот момент. К сожалению, вовлечь всех учителей школы в судейство, скорее всего, не получится. В таком случае можно воспользоваться помощью старшеклассников – не обязательно туристов. Тогда судья-старшеклассник заранее согласует задание на КП с учителем-предметником.
В любом случае переходить к следующему этапу подготовки можно будет лишь в тот момент, когда точно будет известно, на скольких судей вы можете рассчитывать.
Положение о соревнованиях
Не удивляйтесь тому, что составление Положения не стало первым этапом подготовки. А ведь именно с этого рекомендуется начинать проведение любого туристического слета. Если не определить район, сроки проведения и людей, с которыми вы будете сотрудничать, никакое Положение работать не будет.
Вот примерный вариант Положения о школьном туристическом слете:
Цель: прививать учащимся основные навыки пешеходного туризма.
Задачи:
1) приобщать детей и взрослых к здоровому образу жизни;
2) воспитывать любовь к природе;
3) изучать и закреплять основные навыки пешеходного туризма и ориентирования на местности;
4) выявлять сильнейших туристов школы.
Состав участников: к участию в туристическом слете допускаются учащиеся 5–11-х классов, не имеющие противопоказаний врача и получившие соответствующее разрешение от родителей.
Время проведения: «__» ____________ 200__ года1.
Место проведения: ________________ (место старта – _________________, место финиша – _________________).
Программа соревнований
Соревнования включают в себя прохождение контрольно-туристического маршрута с выполнением заданий, подготовленных учителями-предметниками в рамках междисциплинарного проекта «Мир вокруг нас».
Каждая команда (класс) проходит туристический маршрут через обозначенные на карте контрольные пункты (КП). На каждом КП детям предлагается выполнить дополнительное задание. С заданиями и критериями их оценивания учащиеся знакомятся на уроках накануне слета. На каждом КП судья фиксирует правильность выполнения задания и ставит отметку каждому участнику команды.
По прибытии на поляну слета команды должны будут составить эссе по тематике междисциплинарного проекта. С темами и критериями оценивания учащиеся также знакомятся заранее.
По мере прохождения маршрута команды должна собирать мусор. Количество собранного мусора также оценивается судьями (максимум 3 балла).
Количество
баллов
Дескриптор
0
Мусор не собран
1
Собрано менее половины мешка мусора
2
Собрано более половины мешка мусора
3
Собран полный мешок мусора
Судьи-контролеры на дистанции также осуществляют контроль за поведением учащихся в лесу и вправе как начислить, так и снять определенное количество баллов по этому показателю. С критериями начисления баллов учащиеся знакомятся непосредственно перед стартом.
Фиксируется также время, затраченное командой на преодоление маршрута. Разница в длине маршрута составляет фору между классами.
В зависимости от времени, затраченного на прохождение маршрута, баллы начисляются таким образом:
Количество баллов
Дескриптор
0
Маршрут не пройден
1
На прохождение маршрута затрачено более 3 ч
2
На прохождение маршрута затрачено от 2 ч 45 мин.
до 3 ч
3
На прохождение маршрута затрачено от 2 ч 30 мин.
до 2 ч 45 мин.
4
На прохождение маршрута затрачено от 2 ч 15 мин.
до 2 ч 30 мин.
5
На прохождение маршрута затрачено от 2 ч до 2 ч 15 мин.
6
На прохождение маршрута затрачено от 1 ч 45 мин. до 2 ч
7
На прохождение маршрута затрачено менее 1 ч 45 мин.
Определение победителей
Победитель в туристическом слете определяется по наибольшему количеству баллов, полученных командой по всем показателям (средний балл класса при выполнении заданий (отношение суммы всех полученных отметок к количеству заданий и к количеству учеников) – от 0 до 7):
1) время прохождения маршрута – от 0 до 7 баллов;
2) написание рассказа или эссе – от 0 до 7 баллов;
3) сбор мусора – от 0 до 3 баллов;
4) поведение на маршруте – от –3 до 3 баллов.
При равном количестве баллов у двух и более команд преимущество получает та из них, которая преодолела контрольно-туристический маршрут быстрее.
Судейская коллегия также вправе лишить команду занятого места в соревновании при грубейшем нарушении правил туристической стоянки (оставление мусора, небрежное отношение к природе, к соперникам, а также неправильная организация обеда).
Награждение
Команды, занявшие первое, второе и третье места, награждаются кубками, грамотами и памятными призами.
Судейская коллегия вправе наградить призами отдельных туристов и даже целые классы, которые, по их мнению, особенно отличились во время соревнований.
Судейство соревнований
Судейство осуществляется силами учителей-предметников школы и наиболее подготовленных учащихся 11-го класса, имеющих соответствующий туристический опыт и подготовку. Главный судья – _________________________.
Организация соревнований
Организация и проведение соревнований возлагаются на учителей физической культуры __________________________________. Общий контроль за соблюдением данного Положения возлагается на заместителя директора по воспитательной работе _____________________.
Подготовка заданий
На этом этапе учителя знакомят детей с заданиями, которые будут предложены им на туристическом слете, а также с принципами оценивания. Предлагаемые задания должны ограничиваться рамками единой темы, соответствовать возрасту детей и иметь четкую инструкцию по оцениванию, чтобы достичь в этом полной объективности. А заблаговременное знание материала позволит детям и классным руководителям заранее подготовиться к слету.
К тому же отметки, полученные учениками, будут выставлены в школьный журнал. А это уже означает, что турслет – не просто занятное мероприятие, а серьезный учебный проект, в рамках которого ученики получат оценки сразу по нескольким предметам.
Задания по предметам
География. Определение сторон горизонта, азимута, магнитного склонения.
Биология. Съедобные и несъедобные грибы, лекарственные растения. Красная книга.
Математика. Вычисление пройденного расстояния, расстояния до недоступной точки.
Рисование. Изготовление постера, плаката на заданную тему.
Музыка. Исполнение туристической, бардовской песни.
Физкультура. Преодоление туристического маршрута. Техника преодоления оврага спортивным способом.
Русская словесность. Написание рассказа, эссе по заявленной теме.
Оценивание
Использование критериального оценивания на туристическом слете позволяет увидеть полную и объективную картину соревнований. Важно, что ученики заранее знают, за что и как они будут получать оценки. Таким образом, задания и принципы оценивания их выполнения на КП не являются для них сюрпризом.
Примеры заданий
География. Контрольный пункт «Кладоискатели»
– Ребята, вам предлагается стать кладоискателями. Нужно отыскать клад. Но сделать это смогут только те, кто хорошо умеет определять азимут.
Вы должны пройти путь, состоящий из отдельных отрезков. В конце каждого отрезка пути необходимо использовать какой-нибудь хорошо заметный ориентир, например большую старую березу или большой пень. В траве скрывается колышек с завязанной на нем ленточкой. От этой точки вам предстоит двигаться по азимуту до следующего ориентира. В конце маршрута вы тоже найдете ориентир, и если под ним покопать, то можно найти клад – старинную персидскую монету.
И последнее: на каждом участке пути должен быть свой главный штурман, который принимает окончательное решение о дальнейших действиях.
Отрезок
Азимут
Расстояние
1
342
·
15 м
2
48
·
25 м
3
120
·
10 м
4
180
·
16 м
5
270
·
18 м
Критерии оценивания выполнения заданий
на контрольном пункте «Кладоискатели»
1–2
Не смогли правильно пройти маршрут, клад не нашли, работали недружно
2–3
Работали отдельные члены команды, но не все. Смогли пройти маршрут и найти клад только с помощью взрослых
4–5
Работали слаженно и дружно, помогали друг другу, не мешали. Во время поисков допускали ошибки с вычислением расстояния и определением азимута. Иногда требовалась небольшая помощь со стороны взрослых
6–7
Работали слаженно и дружно, помогали друг другу, не мешали. Во время поисков почти не допускали ошибок. Задача выполнена – клад найден самостоятельно, без помощи взрослых
Критерии оценивания выполнения заданий
по физической культуре
Оценивание осуществляется следующим образом:
Критерий А – физическая подготовка
(максимум 7 баллов)
Уровень
Дескриптор
0
Учащийся не достиг ни одного из уровней, описанных ниже
1
Учащийся совершенно не справился с маршрутом
2
Учащийся справляется с маршрутом только благодаря помощи других
3
Учащийся справляется с маршрутом с огромным трудом и с большим неудовольствием
4
Учащийся справляется с маршрутом, постоянно испытывая при этом затруднения
5
Учащийся справляется с маршрутом, проявив определенные волевые усилия
6
Учащийся легко справляется с маршрутом
7
Учащийся легко справляется с маршрутом, при этом оказывает помощь другим
Примечание: выполнение заданий по критерию А оценивают сопровождающие класс взрослые и судьи-наблюдатели, проводя таким образом стандартизацию.
Критерий Б – техника преодоления препятствия
(максимум 7 баллов)
Уровень
Дескриптор
0
Учащийся не достиг ни одного из уровней, описанных ниже
1–2
Учащийся демонстрирует неправильную технику
3
Учащийся допускает большое количество технических ошибок
4
Учащийся демонстрирует правильную технику, но иногда совершает ошибки
5
Учащийся демонстрирует правильную технику, но выполняет упражнение в невысоком темпе
6
Учащийся демонстрирует отличную технику, выполняет упражнение в высоком темпе
7
Учащийся выполняет упражнение безупречно, в высоком темпе, оказывает помощь партнерам по команде
Примечание: оценку по критерию Б выставляет судья на контрольном пункте при выполнении технического задания «Преодоление оврага». В проведении стандартизации участвует ассистент.
Уроки отменяются!
Проведение туристического слета как междисциплинарного проекта позволяет провести его в течение учебного дня, так как в мероприятии задействованы большинство учителей-предметников и классные руководители. Можно провести слет и в выходной день, но тогда процент участвующих детей значительно меньше. Уроков в этот день в школе нет, и это воспринимается детьми как праздник, однако во время проведения турслета ребята продолжают учиться и даже получают за это отметки.
Судьи выезжают на место туристического слета заблаговременно – или накануне вечером (с ночевкой), или рано утром. Команды приезжают к месту старта вместе с классными руководителями (возможно даже – с родителями) утром в установленное время.
Маршрутный лист
На старте главный судья еще раз знакомит участников с программой соревнований, после чего каждая команда (класс) получает карту с обозначенными на ней КП, а также маршрутный лист, который судьи будут заполнять на протяжении всего времени слета.
Маршрутный лист ______ класса
Время старта___________ Время финиша___________ Результат ________
Фамилия, имя / Критерии оценивания
КП-1
КП-2
КП-3
КП-4
Сумма
Средний балл
А
Б
В
А
Б
В
А
Б
В
А
Б
В
Передвижение по маршруту
Важным этапом является передвижение детей по маршруту от одного КП к другому. На этом участке можно предложить детям задание (например, уборка мусора в специальный мешок). Результат этого труда будет оценен судьями на финише, и это будет учтено при определении победителя.
Кроме того, можно назначить специальных судей-наблюдателей (лучше всего – из числа старшеклассников), которые будут со стороны следить за соблюдением дисциплины (поведение, взаимовыручка и т.д.). Судьи-наблюдатели также начисляют или снимают баллы в ходе продвижения по маршруту.
Фактор времени
Часто приходится видеть, как турслет превращается в беговые соревнования с использованием навыков ориентирования. Это связано с тем, что победителя часто определяют по затраченному на прохождение маршрута времени. Зачастую это так давит на учеников и их классных руководителей, что они думают только о том, чтобы пробежать всю дистанцию, и не имеет значения, доставляет это удовольствие или нет.
Мы же предлагаем дать ребятам возможность контролировать время, но не стремиться достичь максимально возможного результата. Для получения зачетных баллов нужно лишь укладываться в отведенные временные рамки (см. проект Положения). Время прохождения маршрута стоит учитывать лишь в том случае, если две или более команд наберут равное количество баллов, что бывает очень редко.
Поляна слета
Не следует забывать, что туристический слет – это не только спортивное, но и воспитательное мероприятие. Поэтому по прибытии на финиш (поляну слета) классы должны позаботиться о том, как организовать отдых и питание, при этом лес после себя нужно оставить чистым.
Есть множество способов занять себя на поляне слета: игры, конкурсы, викторины, сценки и т.п. Можно также предложить детям еще несколько заданий в рамках междисциплинарного проекта.
Эссе
Мы предлагаем младшим школьникам на поляне слета сочинить небольшой рассказ, а старшеклассникам – написать небольшое эссе по теме проекта, например:
– Как я ориентируюсь в окружающем мире?
– Как я воздействую на окружающий мир?
– Как мир влияет на меня?
– Что я знаю об окружающем мире?
– Каким я оставляю мир после себя?
Рефлексия
Работы детей можно потом вывесить в школе вместе с фотогазетами о прошедшем турслете. Еще лучше провести небольшую презентацию детских работ после возвращения в школу или в другое время.
Преимущества проекта
Проведение такого большого междисциплинарного проекта позволяет:
– вовлечь в туристический слет большое количество педагогов. Учителя, не задействованные в судействе, могут принять участие в соревнованиях отдельной командой;
– показать целостность мира и взаимосвязь школьных предметов в различных аспектах;
– дать детям возможность серьезно изучить школьную программу для подготовки к слету;
– вовлечь как можно больше детей в данное мероприятие;
– использовать критериальное оценивание не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях.
1 В случае дождливой погоды туристический слет может быть перенесен на другое время. Окончательное решение о проведении туристического слета принимается администрацией в школе в день проведения мероприятия.
Заголовок 1Заголовок 215