Проект Игры. которые лечат
Проект "Игры, которые лечат"
ЭПИГРАФ. Известно, что способность сопротивляться болезням выше у тех детей, которые, даже имея определённые заболевания, охотно общаются и играют со своими сверстниками. Ограничивать в движении детей, страдающих теми или иными заболеваниями не нужно, так как они активно растут. Мышцы, находящиеся в динамике движения, развиваются интенсивнее. Недостаток активных действий оказывает негативное влияние на опорно-двигательный аппарат, а также на нервную, иммунную, эндокринную и другие системы детского организма.
АКТУАЛЬНОСТЬ. Игра – ведущий вид деятельности для малыша. Посмотрите, с каким азартом играют наши дети! Как забавно они «нянчат» пупсов, гоняют машинки и лепят песочные замки. И как мы умиляемся, глядя на эти игры.
Еще с двадцатых годов прошлого века ученые-психологи заговорили о том, что с помощью игры можно не просто развивать свои способности, но и корректировать разные психологические проблемы, справляться с ограничением физических возможностей, и даже устранять отставание в интеллектуальном развитии. Ученые заметили, что игра является одним из наиболее действенных способов для повышения психологической устойчивости ребенка, приобретения и усовершенствования навыков общения, избавления от различных страхов и фобий. То есть, игровая деятельность — это не только отличный досуг и легкий способ развития, но она также может лечить.
Тип проекта:
1. По виду деятельности: практико - ориентированный;
2. По содержанию: социально-педагогический;
3. Участники проекта: дети, педагоги, родители.
4. По времени проведения: краткосрочный.
5. Характер контакта: в рамках ДОУ.
Проблема:
• Неосведомленность родителей о важности закаливающих процедур, особенностях развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста, через сюжетные, развивающие, дидактические. подвижные и другие игры;
• Отсутствие у родителей представления о роли игры для здорового образа жизни дошкольников и роли в физическом развитии;
• Малоподвижный образ жизни родителей и детей.
Цель решения данной проблемы:
*формировать и развивать представление о необходимости игр, изучить различные теоретические подходы, рассмотреть особенности развития познавательных интересов, через мотивацию на ЗОЖ у детей и родителей;
*воспитывать у детей эмоционально положительное отношение к играм, как естественной составляющей общечеловеческой культуры.
Задачи:
Для детей:
• углублять знания детей о факторах игры, влияющих на состояние собственного здоровья и окружающих;
• Разработать систему оздоравливающих игр, воспитывать привычку и потребность в ЗОЖ;
• вызвать интерес к играм, спорту, физическим упражнениям;
• создать предметно - развивающую среду в группе.
Для родителей:
• помочь родителям в усвоении и проведении оздоравливающих игр;
• показать алгоритм ознакомления детей со спортивными играми;
• развивать у родителей интерес к спортивным достижениям своего ребенка и желание участвовать в спортивных мероприятиях, проводимых в ДОУ.
Объект исследования: познавательные интересы детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: диагностировать познавательный интерес, эффективность использования оздоравливающих игр и особенности развития в младшем дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования: игры при использовании специальных педагогических технологий способствуют развитию познавательных интересов детей дошкольного возраста опосредованно через воздействие на познавательную сферу дошкольников.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были применены следующие варианты:
Комплекс методов исследования представлен следующими группами:
* Непременной составляющей частью большинства игр являются игрушки – предметы, на которые направлена деятельность играющего, выполняющие защитную функцию, интерпретацию выраженных эмоций, фантазий, тревоги;
* игры с водой, песком, глиной, тестом, пластилином «снимают» с ребенка замкнутость, застенчивость.
* Игра – во многом, самая любимая деятельность детей. Это их образ жизни, ориентированный на жизненно важные потребности развития, оздоровления.
Основная образовательная область:
• игровая деятельность;
• физическая культура.
Ожидаемый результат:
• приобретенные навыки помогут осознанно определить направление зож
• полученные ребенком знания и представления о своем здоровье позволят найти способы его укрепления и сохранения;
• информация и практический опыт помогут родителям увидеть и лучше узнать о необходимости игровой деятельности. Родители будут вовлечены в единое пространство: «Семья – детский сад».
• у родителей сформируются представления о создании полноценного развития ребенка.
1. Подготовительный этап:
* Беседы о ЗОЖ, подведения к выводу о необходимости заботиться освоем здоровье;
* оформление информационного материала для родителей о играх, которые лечат;
* анкетирование: «Растем здоровыми»;
* выставка специальной литературы о здоровье сберегающих технологиях, с рекомендациями необходимых игр, для родителей.
2. Организационный этап:
* Привлечь родителей для развлечения: «Моя спортивная семья».
* создание рисунков (дети-родители) для выставки: «Мы со спортом крепко дружим».
* беседы: «С утра до вечера»; «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»; «Гигиена в моей жизни»; «Красивая осанка» и др.
* выставка литературы о ЗОЖ
* коррегирующие упражнения (профилактика плоскостопия, улучшение осанки.
3. Итоговый этап:
• Вызвать радостное настроение, чувство близости, семейного единения,
приобщения детей и родителей к активному образу жизни;
• неделя здоровья, реализация проекта: «Игры, которые лечат»;
• презентация итогов проекта: «Игры, которые лечат».
Чтение: К. И. Чуковский «Мойдодыр», Л. Воронкова «Маша и каша», П. Воронько «Спать пора», Р. Куликова «Мыло», А. Барто «Девочка чумазая», А. Барто «Очки» и т. д.
Фотовыставка: «Мы со спортом крепко дружим».
4. Формирующий этап:
* Воспитывать любовь к своему организму;
* поддерживать чувство удивления его возможностям и умение предвидеть возможные последствия поступков.
Дидактические игры:
«Опасно - не опасно», «Письмо от Почемучки», «Полезная и вредная еда», «К нам пришел Незнайка», «Здоровые зубки», «Предметы индивидуального пользования», «Что вредно, а что полезно?».
Сюжетно – ролевые игры:
«Поликлиника», «Аптека», «Больница», и т. д.
Воспитывать уважение к профессии врача, понимать ее огромную важность.
Подвижные игры:
«Мой веселый звонкий мяч», «По ровненькой дорожке», «Самолеты», «Найди себе пару»,«Два мороза», «Лиса в курятнике»,
Интерпретация – выраженных эмоций, фантазий, тревоги, проживание и преодолениепроблемы:
• отрицательные эмоции (через пистолеты, наручники, резиновый нож, солдат, агрессивных животных, военные игрушки). Пусть лучше ребенок стреляет в 3 года из игрушечного пистолета, чем в 30 лет из настоящего).
• Защитную функцию: мягкие игрушки – спит, играет. Сосет или мнет, скручивает одеяло – помогает пережить моменты одиночества и неуверенность – это утешает, успокаивает.
• Или домик под столом, угол, дом стенка – это индивидуальное пространство, принадлежащее только ему. Выход ребенка из убежища может быть похож на второе рождение.
Настольные игры:
• Развитие целеустремленности, азарта, соревновательность,
• Песок – вода, пластилин, глина – тесто, ножницы, клей, бумага – это полезно для замкнутых, застенчивых детей.
Игры, которые лечат при болезнях носа и горла.
(ринит, ринофарингит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды)
При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировки дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, предохраняет от переохлаждения.
При проведении игр с детьми не обходимо одновременно контролировать правильную осанку и смыкание губ.
Игры на дыхание: «Задуй свечу», «Насос», «Не урони шарик» и. т. д
Игры по методу «Расскажи стихи руками»: «Мышка и Мишка», «Обезьянки», «Золотая осень», «Петушок» и. т. д.
Подвижные игры: «Пузырь», «Совушка - сова», «Поймай свой хвост», «Кто самый громкий?» (звучно произносить звук м-м-м, похлопывая указательным пальцем по правой ноздре.)
Общие рекомендации по проведению игр.
1. Для ребенка во время и после болезни следует выбирать игры, не вызывающие большой психофизиологической нагрузки.
2. Следует переключаться с одной игры на другую с перерывами на отдых.
3. Игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали разносторонние воздействия.
4. Игровой материал должен быть ярким, голос ведущего заинтересовывающим, интригующим. Взрослый сам должен «включиться» в игру.
5. Необходимо проветривать комнату перед игрой, очистить нос от слизи для правильного носового дыхания. Особенно следует остановиться на способах регулирования нагрузки. Если вы видите, что задание оказалось сложным, можно внести изменения в ход самой игры или использовать менее сложную игру, упростить сюжет игры, включать паузы отдыха и дыхательные упражнения. Но всегда следует помнить, что любая нагрузка гораздо полезнее ее отсутствия. Даже если вам не удается соблюдать режим занятий (оздоровительный эффект возможен лишь при длительных занятиях: 3-4 месяца ежедневно, то просто играть с ними почаще. Это самая лучшая форма выражения любви и заботы.
Все эти игры позволяют проводить лечебно - профилактические занятия в веселой, занимательной форме.
Игры никогда не наскучат детям, они помогут не только снять нервное напряжение, но и разовьют фантазию, увеличат творческий потенциал ребенка.
Разные игры – для разных целей
Существуют игры, направленные на достижение тех или иных целей. Далее мы рассмотрим их подробнее.
Игры для улучшения психологического самочувствия
Игры для улучшения психологического самочувствия
Начинать игротерапию с ребенком рекомендуют с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия.
Такие игры помогают:
наладить контакт между ребенком и родителями;
снять нервное напряжение;
зарядить оптимизмом и жизнерадостностью;
уменьшить страхи одиночества, наказания, нападения, замкнутого пространства;
улучшить физическое здоровье ребенка, развить координацию движений, ловкость и сноровку.
К играм, направленным на улучшение общего психологического самочувствия, относятся:
1. Жмурки.Возрастной критерий – с 4 лет.
Выбирается водящий. Ему завязывают шарфиком глаза. Все остальные игроки бегают вокруг него и хлопают в ладошки.
Водящий ловит участника и должен узнать его на ощупь. Если участника опознали, он становится водящим.
2. Пятнашки. Возрастной критерий – с 3 лет.
Здесь тоже выбирается водящий. Он бегает за остальными игроками, догоняет их и «пятнает» — хлопает рукой по руке, ноге или спине. Тот, кого «запятнали», становится водящим.
Во время игры водящий может выкрикивать шуточные угрозы: «Сейчас догоню!», «Поймаю!». А игроки его дразнят: «Не поймаешь!», «Я быстрее тебя!».
Эта игра всегда сопровождается радостью и весельем, помогает сплотить всех членов семьи.
3. Прятки. Возрастной критерий – с 2 лет.
Эту детскую игру знают все. Но для максимального эффекта нужно внести в нее кое-какие дополнения.
Опять назначается водящий. Ему завязывают глаза, он считает до десяти (за это время все игроки прячутся), снимает повязку и идет искать. При этом в процессе поиска он сердито восклицает: «Где же он спрятался? Сейчас я его отыщу!».
Игрок, которого нашли позже всех, становится водящим.
Потом игру можно усложнить и играть в темноте.
4. Полоса препятствий. Возрастной критерий – с 2 лет.
Из подручных средств – коробок, стульев, пуфиков, одеял и подушек – строится полоса препятствий: тоннели, горы, кочки. Игроки по очереди преодолевают преграды.
В этой игре полезно поддерживать малыша словами: «Молодец! Ура! Быстрее!».
Игры, помогающие в коррекции агрессии
Игры, помогающие в коррекции агрессии
1. Сражение. Возрастной критерий — с 2 лет.
Имитируется настоящее сражение: игроки бросают друг в друга бумажные шарики, маленькие мягкие игрушки, можно из укрытия.
Игра заканчивается всеобщим перемирием и обнимашками.
2. Злые – добрые кошки. Возрастной критерий – с 2 лет.
Все игроки по команде водящего превращаются то в добрых кошечек, которые выгибают спинку, мурчат, ласкаются, то в злых кошек, которые шипят и царапаются.
3. Каратист. Возрастной критерий — с 3 лет.
На пол кладут обруч. Игрок становится в середину обруча, и, не выходя за его края, резко двигает ногами, имитируя удары. Зрители подзадоривают его криками: «Сильнее!».
Если вместо движений ногами игрок будет совершать удары руками, то такая игра будет называться «Боксер».
4. Обзывалки овощами, фруктами и ягодами. Возрастной критерий — с 3 лет.
Игроки начинают с сердитыми лицами обзывать друг друга, используя вместо ругательств названия фруктов и овощей: «Ты — редиска!», «А ты – капуста!» и т.д. Если игрок начинает ругаться по-настоящему, используя обидные слова или проявляя физическую агрессию, игра прекращается.
Потом участники называют друг друга цветами: «Ты – тюльпанчик», «А ты — розочка».
Подобные игры помогают ребенку конструктивным способом выплеснуть агрессивную энергию.
Игры, направленные на снятие напряжения, расслабление
Игротерапия
1. Снеговик. Возрастной критерий — с 3 лет.
Игроки превращаются в снеговиков: они встают, надувают щеки и разводят руки в стороны. Такую позу надо держать 10 секунд.
Потом родитель говорит: «А теперь вышло солнышко, его лучики коснулись снеговика, и он начал таять». Игроки постепенно расслабляются, начинают опускать руки, приседают на корточки, и в конце ложатся на пол.
2. Буратино. Возрастной критерий — с 4 лет.
Мама или папа произносит текст и выполняет движения вместе с малышом:
Представьте, что вы превратились в куклу Буратино.
Стоя прямо, замрите в позе куклы. Все тело становится твердым.
Напрягите плечи, руки, пальцы. Представьте, что они стали деревянными.
Напрягите ноги, колени, ступни. Идите так, будто тело стало деревянным.
Напрягите лицо, шею, сожмите челюсти, наморщите лоб.
А теперь из кукол превратитесь снова в людей. Расслабляемся и размякаем.
3. Солдат и тряпичная кукла. Возрастной критерий — с 4 лет.
Предложите малышу представить, что он солдат. Покажите ему, как стоят на плацу, — вытянувшись в струнку и замерев.
Как только вы скажете слово «солдат», пусть игрок изображает военного.
Вторая команда: «тряпичная кукла». Ребенок должен по максимуму расслабиться, наклониться вперед, чтобы руки болтались, как ватные.
Затем снова игрок становится «солдатом».
4. Насос и мяч. Возрастной критерий — с 4 лет.
Игроки становятся друг напротив друга. Один изображает мяч, второй – насос. «Мяч» сначала стоит «спущенным» — голова упала вниз, руки вяло висят, ноги согнуты в коленях.
«Насос» делает движения, имитирующие накачивание. Чем интенсивнее движения «насоса», тем более накачанным становится «мяч»: он надувает щеки, вытягивает руки в стороны.
Потом «насос» осматривает свою работу. Возможно, теперь придется немного сдуть «мяч». Потом можно показать выдергивание шланга насоса. После этого «мяч» полностью сдувается и падает на пол.
5. Ласковые лапки. Возрастной критерий — с 4 лет.
Родитель подбирает несколько мелких предметов разной фактуры: бусину, кусочек меха, стеклянный пузырек, кисточку, вату и т. д. Все это выкладывают на стол.
Ребенок закатывает рукав одежды по локоть. Родитель объясняет, что по руке пробежит «зверек» и будет касаться его ласковыми лапками.
Малыш должен с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» ходит по руке, то есть отгадать предмет. Прикосновения должны быть приятными, поглаживающими, нежными.
6. Цветные ладошки. Возрастной критерий — с 3 лет.
Предложите малышу нарисовать солнышко, травку, облака пальцами, окуная их в краску. Для детей постарше предлагают нарисовать растение, животное, человека.
7. Лепка из соленого теста. Возрастной критерий — с 2 лет.
Это любимая игра малышей. Предварительно необходимо приготовить соленое тесто – напополам муки и соли, воды по норме. Замесив тесто, положите его в холодильник.
Лепить можно все, что угодно – людей, животных, сказочных персонажей. Готовые фигурки можно запечь в печке, а потом раскрасить.
Летом на улице хорошо лепить из песка. Такие игры помогают снять напряжение, успокаивают, а совместные занятия сближают.
Данный блок игр учит ребенка чередовать напряжение и расслабление мышц, снимать мышечные зажимы, снижать агрессивность, развивать чувственное восприятие.
Игры, помогающие в коррекции страхов
Игры, помогающие в коррекции страхов
1. Смелые мыши. Возрастной критерий — с 2 лет.
Выбирают «кота» и «мышку». Кот спит в своем домике, а мышка бегает вокруг и пищит. Кот просыпается и бежит за мышкой. Мышь убегает, прячется в домике.
Потом они меняются ролями.
2. Привидение. Возрастной критерий — с 3 лет.
Выбирается водящий. На него надевают простыню, он превращается в привидение, бегает за другими игроками и пугает их криками: «У – у – у!».
Пойманный привидением становится водящим.
3. Сова и зайцы. Возрастной критерий — с 3 лет.
Для этой игры нужна возможность постепенно создавать темноту, поэтому играть лучше вечером.
Выбираются заяц и сова. Днем – когда включен свет — сова спит, а заяц скачет. Ночью — когда свет выключается – вылетает сова, и с криком: «У – у – у» ищет зайца. Заяц замирает.
Когда сова находит зайца, они меняются местами.
Эти простые и теплые игры помогут вам приятно и полезно проводить время со своим ребенком, помогая ему быть радостным и счастливым, и укрепляя ваши отношения в семье.
Но помните, что самое главное – это не в какую игру играть, а как играть. И ответом на этот вопрос должно быть – с любовью! Самая полезная психотерапия – это любовь мамы и папы.
Игротерапия
Как можно чаще целуйте, обнимайте своего ребенка, говорите ему о своей любви, о том, какой он у вас замечательный. Тогда любые игры будут самыми лучшими!