Конспект повторительно — обобщающего урока по истории России на тему: «Россия в первой половине XIX века» (8 класс)


Повторительно - обобщающий урок по теме: «Россия в первой половине XIX века».
Цели урока:
закрепить материал о развитии России в первой половине XIX века;
проверить знания учащихся и степень усвоения материала с использованием уровневой дифференциации;
развивать умения обобщать и систематизировать изученный материал;
воспитывать коллективизм и умение работать в группах.
Оборудование: компьютер; раздаточный материал
Во время урока использую групповую форму работы.
Ученики делятся на 3 группы
Это урок контроля знаний и поэтому создание таких групп наиболее целесообразно, так как за работу вся группа получает одну и ту же оценку.
В группе выбирается "капитан", "штурман", а остальные ребята считаются "пилотами".
Для подведения итогов на доске (или с помощью проектора) заполняется, например, такая таблица:
группы Термины Хронология
Тест
Творческое
задание Количество
баллов оценка
1 группа
2 группа 3 группа Каждая команда зарабатывает за выполнение заданий определенное количество баллов. В конце урока подсчитывается общее количество и определяется оценка группы и место, которое она заняла в игре. Критерии оценки записаны на доске. В результате такой работы учащиеся стремятся лучше знать пройденный материал, чтобы показать свои знания и не подвести товарищей. Каждая группа выбирает «капитана», который руководит её деятельностью.
В этом ему может помочь памятка, включающая следующие советы:
Ознакомь всех членов группы с содержанием задания.
Распредели задания между членами группы.
В случае затруднений обратись к учителю.
В результате обсуждения назначь выступающего от группы.
Дай оценку деятельности каждого члена группы.
Старайся создать дружескую атмосферу в группе.
При групповой форме обучения существенно меняется роль учителя. Он выступает в качестве организатора познавательной деятельности учащихся, следит за соблюдением правил сотрудничества, подводит итоги работы учащихся на уроке.
1 группа учащихся с высоким уровнем знаний,
2 группа со средним уровнем знаний,
3 группа с низким уровнем знаний.
Ход урока.
Учитель:
Сегодня мы с вами в течение 2 уроков повторим пройденный материал по истории первой половины 19 века. Вы разделитесь на 3 группы. В первую группу войдут те, кто получил красные листочки, во вторую - зеленые, а в третью – синие.
(Формируются 3 дифференцированные группы, выбираются капитаны).
Свои листочки сохраните до конца занятия, они вам пригодятся.
В ходе урока вы получите задания, жюри будет оценивать вашу работу и выставлять за неё баллы в зачетки и на доске в таблицу.(Капитаны получают задания №1, затем 2, 3, 4,5 ).
Задание № 1 на знание исторических терминов
За каждое правильно выполненное задание – 1 балл
Карточка для группы № 1.
Назовите термин по определению:
Переход от мануфактуры к крупному фабричному и заводскому производству - ………(промышленный переворот)
Система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации -…….(цензура)
Поздний классицизм, стиль в архитектуре, призванный выразить идею величия государственной власти -……(ампир)
Направление общественной мысли в России в 1840-1850 гг., идеализировали допетровскую Русь, верили в то, что России уготован особый исторический путь, отличный от Западной Европы -……(славянофилы)
Группа людей, имеющая одинаковые права, обязанности и юридическое положение в государстве -……..(Сословия)
Карточка для группы №2.
Соотнесите исторические термины и их определения.
Переход от ручного труда к машинному , от мануфактуры к фабрике и образование новых классов – буржуазии и наемных рабочих.
Реакционное воинствующее течение ислама.
Сторонники западноевропейского пути развития России.
Земляные укрепления.
Предприятие с ручным разделением труда.
А) Редуты
Б) «Западники»
В) Мануфактура
Г) Промышленный переворот
Д) Мюридизм
Ответ: 1-В, 2- Д, 3- Б, 4- А, 5- В.
Карточка для группы № 3.
Тест на знание исторических терминов.
1. Стремились добиться изменений в обществе путем самых решительных мер, включая свержение монархии:
а) западники,
б) славянофилы,
в) революционеры
2. Укажите стиль в архитектуре и скульптуре первой трети 19 в., завершивший развитие классицизма. Для него характерны монументальные формы и богатый декор:
а) барокко;
б) ампир;
в) романтизм.
3. Переход от мануфактуры к крупному фабричному и заводскому производству:
а) промышленный переворот;
б) всероссийский рынок;
в) ярмарка.
4. Система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации:
а) цензура;
б) контроль;
в) диктатура.
5. Члены тайного общества дворян, восставшие против самодержавия и крепостничества в 1825 году;
а) западники;
б) декабристы;
в) петрашевцы.
2-ое задание на знание хронологии всем дается одинаковое.
Найти соответствия события – дата:
Указ о «вольных хлебопашцах»;
Начало Отечественной войны;
Выступление на Сенатской площади;
Крымская война;
Кавказская война;
1) 1812г. 2) 1825г. 3) 1817-1864гг. 4) 1803г. 5) 1853-1856гг.
Ответ: 1- 4; 2- 1; 3- 2; 4- 5; 5- 3.
3 задание - тест.
Тест №1 для 1 группы.
1. Современниками были:
а) Александр 1 и Наполеон Бонапарт,
б) Александр 1 и Кромвель,
в) Пестель и Меньшиков.
2. Лишним в ряду является:
а) Багратион,
б) Тормасов,
в) Барклай де Толли,
г) Д. Давыдов.
3. Верховная власть в России в начале 19 в. принадлежала:
а) Императору,
б) Сенату,
в) Синоду.
4. Форма правления, основанная на неограниченной власти монарха, называется:
а) республикой,
б) абсолютизмом,
в) тиранией.
5. Назовите привилегированное сословие в 19в. в России:
а) дворяне,
б) купечество,
в)казаки.
6. Автором проекта реформ по преобразованию государственного аппарата в 1810-1811гг. был:
а) П. А.Строганов,
б) А.А. Аракчеев,
в) М.М. Сперанский.
7. Газават- это:
а) философское учение;
б) священная война мусульман против неверных;
в) религиозная секта.
8. Лишним в ряду является:
а) М. М. Сперанский;
б) П. Д. Канкрин;
в) П. Д. Киселев;
9. Кто сказал: « Россией правят столоначальники»:
а) граф Аракчеев;
б) А.С. Пушкин;
в) Николай 1.
10. Государство, где духовенство оказывает решающее влияние на государственные дела, а глава государства соединяет в своих руках духовную и светскую власть называется:
а) теократическим;
б) тотолитарным;
в) феодальным.
11. Кто лишний в ряду:
а) В. Г. Белинский;
б) А. И. Герцен;
в) Н. П. Огарев.
г) Е. Ф. Канкрин.
12. Кто стал имамом на Кавказе в 1834г.?
а) Шамиль;
б) Аслан;
в) Мустафа.
13. Кто написал письмо к Н. В. Гоголю:
а) В. Г. Белинский;
б) Н. В. Станкевич;
в) М. А. Бакунин.
14. Кто лишний в ряду:
а) Д. В. Веневетинов;
б) А. С. Хомяков;
в) И. В. Киреевский;
г) М.М. Сперанский.
15. Парижский мир , завершивший Крымскую войну , был подписан:
а) в 1856г.;
б) 1855г.;
в) 1860г.
Тест № 2- для 2 группы.
1. М.М. Сперанский в своем проекте реформ предлагал:
а) ввести монархию, ограниченную парламентом;
б) ввести республику;
в) сохранить самодержавие.
2. Укажите годы правления Александра1:
а) 1767-1825;
б) 1801-1825;
в) 1801-1815.
3. Причина неудач реформ М. М. Сперанского:
а) консерватизм большей части дворянства;
б) противодействие армии;
в)опасение царя за свою судьбу.
4. Кому из русских царей принадлежат слова: « В России велик тот, с кем я говорю, и только пока я с ним говорю»?
а) Павлу 1;
б) Александру 1
в) Николаю 1.
5. Укажите высший административный орган в России в первой половине 19 века
а) Комитет министров;
б) Сенат;
в) Синод.
6. Отступление русских войск в начале войны 1812г. было вызвано:
а) превосходством сил Наполеона;
б) неподготовленностью России к войне;
в) неумелым руководством Александра1.
7. «Битва народов» в 1813г., в которой были полностью разбиты войска Наполеона произошла:
а) под Берлином;
б) под Лейпцигом;
в) при Ватерлоо.
8. Герасим Курин, Архип Семенов, Александр Фигнер были:
а) партизанами в1812 г.
б) поэтами;
в) гусарами.
9. Укажите государства, вошедшие в «Священный союз», созданный в 1815г.:
а) Россия, Франция, Испания;
б) Россия, Австрия, Пруссия;
в) Россия, Польша, Турция.
10. Из приведенных ниже названий укажите то, которое не связано с событиями войны 1812г.:
а) р. Березина;
б) Тильзит;
в) Смоленск;
11. Укажите, какое из обществ декабристов возникло раньше других:
а) «Союз спасения»,
б) «Союз благоденствия»,
в) «Южное общество»,
г) «Северное общество».
12. «Южное общество декабристов возглавлял»:
а) К. Ф. Рылеев;
б) Н. М. Муравьев;
в) П. И. Пестель.
13. Новым в экономическом развитии России в первой половине 19 в. не было:
а) начало промышленного переворота;
б) дальнейшее развитие внутреннего рынка;
в) расцвет крестьянских хозяйств.
14. В России в первой половине 19 в. основным собственником земли являлись:
а) церковь;
б) дворяне;
в) чиновники.
15. Укажите одного из крупнейших предпринимателей в России в начале 19 в.:
а) П. Г. Демидов;
б) П. А.Шувалов;
в) А. А. Аракчеев.
Тест №3 для 3 группы.
1. Годы правления Николая 1:
а) 1801-1825гг
б) 1825-1855гг
в) 1800-1855гг
2. К 1843г. в России было укреплено денежное обращение при помощи:
а) введение твердой серебряной валюты;
б) получения крупного иностранного займа;
в) введения бумажных денег.
3. Укажите автора «теории официальной народности»:
а) С.С. Уваров;
б) Николай 1;
в) А.А. Аракчеев.
4. Россия в середине 19 в. была:
а) абсолютной монархией;
б) конституционной монархией;
в) республикой.
5. Кому принадлежала вся полнота власти на местах в первой половине 19в.
а) губернаторам;
б) дворянским собраниям;
в) полицмейстеру.
6. Какую функцию выполняло 3 отделение собственной канцелярии императора:
а) ведало политическим сыском;
б) ведало хозяйственными вопросами;
в) управляло Польшей.
7. С чьим именем связана подготовка « Свода законов Российской империи»:
а) М.М. Сперанский;
б) граф П.Д. Кисилев;
в) граф А. Х. Бенкендорф.
8. «Западники» –это:
а) религиозная секта;
б) сторонники преимущественно западноевропейского пути развития России;
в) литературное объединение.
9. Крымская война была:
а) 1853-1856гг;
б) 1877-1878гг;
в) 1854-1855гг.
10. Укажите одну из причин отставания России в Крымской войне:
а) отставание от европейских стран в промышленном развитии;
б) плохое военное командование;
в) гибель русской Черноморской эскадры.
11. Декабристы стремились:
а) привлечь к своему выступлению народные массы,
б) не допустить участия в выступлении крестьян,
в) привлечь к своему выступлению армейские части.
12. Бородинское сражение произошло:
а) 26 августа 1812г.
б) 8 ноября 1812г.
в) 14 декабря 1812г.
13. Укажите, какая из религий в России 19 в. была признана основной:
а) православие,
б) католичество,
в) ислам.
14. Командующий русской эскадрой в Синопском сражении:
а) Ф. Ф. Ушаков;
б) П. С. Нахимов;
в) В. И. Истомин.
15. Верховная власть в России в начале 19 в. принадлежала:
а) Императору,
б) Сенату,
в) Синоду.
4 задание. Творческое задание- 5 баллов.
Задание 1 группе:
- Выступить сторонниками западников и аргументировать свою позицию. ( Инсценировать).
Задание 2 группе:
Выступить в роли консерваторов и найти в царствование Николая I только положительные, на их взгляд, моменты, способствующие укреплению международного авторитета и стабилизации внутреннего развития.
Задание 3 группе.
Оцените роль личности Александра I в развитии России.
5 задание:
Учащимся на дом дано задание: составить презентацию на тему: «Россия в первой половине 19 века». (Презентация оценивалась в 10 баллов.)
Были представлены следующие презентации:
- Образование и наука первой половины 19 века.
- Общественные движения первой половины 19 века.
- «Золотой век» русской культуры.
Рефлексия:
учащимся были даны листочки, на которых надо было ответить на вопрос:
- Что вам понравилось на уроке?
- Нравится ли вам работать в группах?
Задание на дом:
Ответьте на вопросы:
1 Группа
- Как вы считаете было ли выступление на Сенатской площади вооруженным восстанием или актом гражданского неповиновения?
- Граф Уваров сказал: « Если мне удастся отодвинуть Россию на 50 лет от того, что ей готовят теории, то я исполню мой долг и умру спокойно».
Какую теорию выдвинул С.С. Уваров?
Дайте оценку этому суждению.
2 Группа
- Николай I сказал: «Нет сомнения, что крепостное право у нас есть зло… но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным…»
Почему так считал Николай I? Дайте оценку его словам.
- Подтвердите фактами вывод, сделанный В. И. Лениным: « Крымская война показала гнилость и бессилие крепостной России».
3 Группа
- « Начало периода реакции» – так характеризуют первые годы правления Николая I. На чем основывается это суждение?
Итог урока:
Подсчет баллов, распределение мест
- Определяют в каждой группе самого активного ученика. Он награждается дополнительной оцекой.
Выставление оценок.