Конспект интегрированного урока история Казахстана-самопознание


Тема:Введение. « Что такое миф».
Цель: формирование представлений учащихся о мифах и легендах.
Задачи:
Раскрыть значение понятия «мифы и легенды»
Развивать творческое воображение, познавательный интерес учащихся
Воспитывать уважение к народным традициям
Ход урока
Позитивный настрой (концентрация на свет)
Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Закройте, пожалуйста, глаза.
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.
Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Медленно опускается вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам. Уши будут слышать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз. Глаза будут смотреть только на хорошее и видеть только хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.
Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в свете…Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.
Что вы ощущали, когда мысленно гуляли в лесу?
Почему вам было спокойно?
(Ответы учащихся)
Рассказ учителя.
Что такое миф? Мифы – это фантастика, мифы раскрывают нам, как представляли мир древние народы. Все вымышленное человеком древности легко умещается в три жанра: мифы, легенды и сказки. Эти жанры имеют много общего, хотя во многом различаются между собой рядом специфических черт.
Мифы вобрали в себя мировоззрение древнего человека. Созданные тысячелетия назад, они донесли до нас его представление о происхождении жизни на земле. В них в образной форме объяснялось, почему день сменяет ночь, а лето – зима, отчего гремит гром, идет град, сверкают молнии, а на земле происходят наводнения и другие природные катаклизмы.
Мифы повествуют об отношениях между богами и людьми, о подвигах героев. Носители этих знанийбыли только избранные – жрецы. В древние времена жрецы использовали мифы, чтобы объяснить явления природы.
В мифах главенствуют боги, которые поражают непокорных молниями. Но есть и добрые боги, они помогают людям, спасают их от бед, обогревают их огнем.
Природа и жизнь – источники человеческой фантазии. Обычно в основе всякого мифа лежит исторический опыт, нечто уже пережитое человеком.
Мифология как никакое другое искусство может быть средством для исследования истории отдельных народов, поскольку в мифах зафиксированы события прошлого. В том числе и действительно исторические…
Первые мифы возникли очень давно, и с каждым новым тысячилетием они проходили весь период изменения от простого к сложному.
В мифах отражена и реальная жизнь народа, и взаимоотношения между людьми. Мифологически объясняя строение мира, они одновременно помогали человеку. Когда древние кочевники перегоняли свои стада и табуны с пастбища на пастбище, то глядя ночью на звезды огромного степного неба, они ориентировались по ним в этом бесконечном пространстве.Каждой звезде кочевники давали свои имена.
Для чего же человек создавал мифы, легенды, сказки? Только ли художественное восприятие человеком мира их породило? Нет ли тут конкретных практических причин?
Рождается ребенок, и старшие по возрасту оберегают сознание растущего существа от реальной жизни, рассказывая ему различные мифы и сказки, по – своему объясняя мир и тем самым подготавливая его кбудущим трудностям.
В мифах отражаются глобальные природные происшествия. Бывает, что некоторые исторические личности в литературных или научных произведениях превращаются в мифические и наоборот.
Мифологическая образность присутствует в нашей современной повседневной жизни в виде обычаев и обрядов, благодаря языку от поколения к поколению передаваясь через пословицы и поговорки. Многие слова и выражения пришли к нам из далекого исторического и мифологического прошлого, бытуют в языке, мы пользуемся ими каждый день,нисколько не задумываясь над их древним содержанием.
Мифы могут помочь понять историю, лучше усвоить культуру наших далеких предков – кочевников.
Так отправимся же в путешествие, в котором Вас ждет фантастика древнего времени.
Творческая деятельность.
Ученикам предлагается разбиться на группы. Каждая группа должна изготовить мифическую карту, по которой предстоит путешествовать. Придумываются названия станций, городов. (Выставка плакатов)
Минутка тишины.
Закройте глаза, представьте себе наш огромный, прекрасный мир. Пошлите ему свет своей любви. Наполнитесь сами этой любовью к миру. Откройте глаза. Спасибо за урок. До свидания.