Презнтация Партнёрские отношения дошкольников
Партнерские отношения дошкольников в совместной деятельности в ДОУСоставила Демчук А.ЯМКДОУ «Подснежник» г. Донецк
Каждый человек – остров внутри себя, и он может построить мост к другому, если ему позволят быть самим собой. (Р. Роджерс)Партнер – всегда равноправный участник и связан с другими взаимным уважением. Партнерские отношения в среде дошкольников основаны на взаимопонимании и сотрудничестве, способствуют развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению свободно проявлять себя.Поскольку взрослый, будучи для ребенка априори более авторитетным лицом, не может выступать как равный ему, следует особо подчеркнуть незаменимость общения его со сверстниками, Именно в процессе взаимодействия с равными дошкольники обретают такие качества, как добросердечность, взаимное доверие, стремление к совместной работе, способность дружить, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Поэтому в теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается детской партнерской деятельности как средству нравственного воспитания. Кроме того, умение ребенка устанавливать партнерские отношения со сверстниками порождают его успешность в познавательной деятельности, и, следовательно, способствуют его адаптации к школе
Преимущества партнерских взаимоотношений в деятельности дошкольников:1. Партнерская деятельность детей способствует выработке у них тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми. Наиболее пригодными к деловому общению оказываются, по исследованиям психологов, более дружелюбные и менее агрессивные; желающие быть общественно полезными; легко признающие вклад других, осознающие неизбежность различий между людьми и не стремящиеся подогнать оценку других под свои собственные нормы и каноны. 2. Партнерская деятельность открывает широчайшие возможности для выработки навыков социальной перцепции. В процессе общения дети учатся правильно оценивать свои собственные поступки, регулировать свое поведение, преодолевать противоречия между членами группы, чтобы добиться большего взаимопонимания.3. В результате партнерской деятельности происходит резкое повышение интереса к познанию; потребность детей в эмоциональном контакте улучшает результативность учебного процесса. По мере овладения навыками самоорганизации совместной работы дети переходят к качественно новым отношениям со сверстниками — к партнёрским отношениям. Для детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада партнёрские отношения наиболее эффективны в деятельности групп и малых групп.
Обучение в сотрудничестве - в мировой педагогике наиболее успешная альтернатива традиционным методам, непременная составляющая инновационных педагогических систем и технологий Здесь важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Дети учатся вместе работать, учиться, творить, быть готовыми прийти друг другу на помощь. При обучении в сотрудничестве решаются следующие задачи: - Будущий первоклассник будет лучше учиться, если сумеет устанавливать социальные контакты с другими членами коллектива; - От умения общаться зависит формирование правильной, грамотной речи, потом - в школе –грамотному письму. - В процессе социальных контактов между дошкольниками создается учебное сообщество людей, готовых получать новые знания в процессе общения друг с другом, совместной познавательной деятельности.Выделяются следующие основные отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы: - взаимозависимость членов группы; - личная ответственность каждого члена группы за успехи свои и товарищей; - совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся в группе; - социализация деятельности учащихся в группах; - общая оценка работы группы.Каждый из указанных аспектов необходим для плодотворной совместной деятельности. Следует структурировать деятельность детей таким образом, чтобы они были вовлечены в активную совместную работу с личной ответственностью за действия каждого и собственные действия.
«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения” В.М. БукатовЦелесообразно деление детей на группы. В начале формирования партнерских отношений - это пары, а затем – группы. - Задание даётся группе, а не отдельному ученику, - чётное количество участников обуславливается тем, что совместная деятельность может проходить в форме соревнования двух команд, - дети определяет роли самостоятельно, справедливо (используя считалку) Правила партнерского общения дошкольников в группах и парах: - старайся быть активным в общем деле (игре); - говори по очереди, не перебивай друга, слушай внимательно партнера по общению, переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял,, - отмечай прежде всего положительное, - уважай чужие ошибки, вежливо объясни свое мнение, - при затруднениях проси помощи у партнера и оказывай эту помощь сам, - результатом работы пары (группы) является ваше общее мнение;помни, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности.
В паре формируется культура дискуссии, умение выслушивать сверстника, говорить по существу, уважать право партнера на собственное мнение, на то, чтобы быть услышанным и понятым. Поводом к общению в паре могут стать новые книги сказок, возникает коллективное обсуждение нравственных тем. Не обращаясь к взрослому, дети сами устанавливают порядок рассматривания иллюстраций, картин и ведения диалога.
Партнерское взаимодействие в изобразительном творчествезаключается в - выборе партнера для совместной работы, - умении договариваться об общем фоне, рисунке, цветовой гамме и композиционном построении, - в общении и совместных действиях, направленных на достижение общего результата, не мешая друг другу, а также в поисках компромиссных решений в случаях творческих разногласий. . Дети сопровождают речью и самостоятельную изобразительную деятельность, которая войдет в состав коллективной работы. полагаю Как правило, за столом растся одновременно три-четыре ребенка. Каждый рисует свое и комментирует изображение, обращаясь к партнеру-сверстнику. В процессе рисования возникает непринужденная беседа
В группах, парах реализуются возможности: - совершенствовать умение строить понятные для партнёра высказывания, отстаивая собственное мнение и позицию, договариваясь и приходя к общему решению в совместной деятельности,Устное народное творчество и народные игры – эффективное средство формирования партнёрских взаимоотношений дошкольников.Инсценировки и драматизации, толкование загадок, рассуждения над пословицами, разнообразная работа со сказкой, иллюстрацией, подвижные народные игры – благодатная почва для равноправной деятельности детей. - владеть диалогической формой речи, - совершенствовать умение строить монологическое высказывание, - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
«В игре детей есть часто смысл глубокий» И.Ф.ШиллерДошкольники практически всегда имеют общество сверстников-партнеров по игре. Основная коммуникативная функция игры: введение ребенка в реальный контекст человеческих отношений, поскольку игра - деятельность коммуникативная, она выводит партнёров на подлинное сотрудничество. Народные игры с использованием загадок, считалок дают возможность старшим дошкольникам через игру научиться, договариваться в игре, развивают способность слушать друг друга, помогать другому, подчиняться правилам, общаться на равных.
Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас. (Эрнст Легуве) Доброжелательные, партнерские отношения между детьми и взрослыми успешно формируются в сюжетно-ролевой игре.В процессе СРИ дети в условных ситуациях воспроизводят какую-либо сферу деятельности или общения взрослых. Главная особенность этой игры заключается в том, что посредством её дети усваивают социальные роли, а также отрабатывают навыки общения. Играя, они обучаются позитивным приёмам ролевого общения и ролевого взаимодействия, проявляют активность, самостоятельно анализируя конфликты и вырабатывая умение их регулировать без вмешательства взрослого. СРИ способствует снятию эмоционального напряжения; снижению чувства страха; формированию выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми; развитию уверенности в себе, позитивного самовосприятия.
Эффективность партнерской деятельности дошкольников: - Дети свободно и комфортно чувствуют себя в небольшом коллективе. - Сплоченность группы детей возрастает с изменением характера взаимоотношений между детьми: - исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность; - дети начинают понимать и относиться друг к другу с большим уважением; - растет самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует. - Дети, с большим уважением и менее потребительски обращаются к труду воспитателя. - Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей; - Воспитатель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к детям; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении коллектива на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности; - возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность; - возрастает объем усваиваемого материала, и глубина его понимания. - На формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении.
- совершенствуются и расширяются игровые умения детей, - развивается самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность - появляется умение налаживать и регулировать контакты в совместной деятельности: договариваться, мириться, убеждать, действовать - формируются партнерские отношения. - создаются условия для творческого самовыражения, - создается благоприятная среда для социально-личностного развития.Сформированные партнерские отношения в совместной деятельности дошкольников могут дать следующие результаты: