Семинар для педагогов Влияние веб-сайтов на психологическое здоровье несовершеннолетни
Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының «Жетім балалар мен ата-анасының қамқорынсыз қалған балаларға арналған №2 Қостанай түзеу мектеп-интернаты» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Костанайская коррекционная школа-интернат № 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Управления образования акимата Костанайской области
Влияние веб – сайтов на психологическое здоровье несовершеннолетних.
Подготовила: Балабатырева О.С.
2015 – 2016 уч.г.
Выступление психолога:
Часть психологов постепенно меняют свое отношение к всемирной паутине, как к альтернативному способу общения. Ученые Университета Амстердама утверждают, что Интернет не наносит вреда психическому здоровью подростков и даже способствует укреплению социальных связей.
В середине 90-х годов произошло начальное развитие Интернета, но еще тогда, многими научными исследованиями делался особый акцент на наличие потенциальных рисков виртуального общения для подрастающего поколения. Чем большее количество времени школьники уделяли общению в сети, тем слабее становились их взаимосвязи с людьми.
Данное явление объяснялось тем, происходила замена реальных отношений на виртуальное общение с незнакомыми людьми. Однако, спустя продолжительное время, после того, как Интернет стал реальностью для жителей планеты, ученые стали склонны предполагать, что положительные стороны использования Интернета более весомы, чем их отрицательные последствия.
Благодаря десятилетнему наблюдению стало очевидно, что увеличение числа людей, которые присутствуют в сети, превращают современные технологии в эффективные инструменты социальных связей.
Как утверждают ученые, если в 90-х годах подростки стояли перед выбором отношений он-лайн и реальных, то теперь в 21 веке киберпространство используется для того, чтобы укреплять уже имеющие быть отношения, а не для того, чтобы создавать новые.
К тому же, по словам ученых, специализированные средства коммуникации способствуют поддержке реальных отношений, а не социальной изоляции. К примеру, блоги, чаты и прочие средства общения позволяют бесплатно и быстро связываться с родственниками, друзьями и одноклассниками.
Еще один существенный плюс использования Интернета – это возможность обсудить деликатные вопросы, которые подросткам, с учетом их нежного возраста, сказать в открытую не всегда просто. Как считают специалисты – это способствует тому, что подростки меньше замыкаются в себе, избегают стрессовых ситуаций и укрепляют дружбу.
1905052895500Но, эксперты особо выделяют тот факт, что одиночное посещение веб-сайтов имеет отрицательное влияние на психологическое здоровье подрастающего поколения – и несет в себе психологические риски.
В виртуальном компьютерном мире легко можно стать кем угодно. Для этого не нужно прилагать много усилий, не надо соблюдать правила взрослых, не нужно скрывать агрессию. Достаточно только «загрузить» игру. Любая толстушка может стать топ-моделью, а щуплый паренек – супер - героем. И всего-то надо иметь компьютер или телефон. А если телефон подключен к Интернету, то возможности становятся и вовсе безграничными. К сожалению, и проблемы тоже… С одной стороны виртуальный мир предоставляет огромные возможности, сегодня он оказался, по сути, главным источником информации.
-1562103810000С другой стороны, психологи и врачи говорят о появлении новой болезни – компьютерной зависимости. К сожалению, больше всего подвержены этому недугу именно подростки. Компьютерная зависимость – проблема, с которой пытаются бороться во всем мире.
Дети и взрослые играют в компьютерные и телефонные игры. Производство игр для компьютеров и телефонов – это мощная индустрия, и, к сожалению, наши дети неизбежно попадают в ее сети.
Причины возникновения компьютерной зависимости
Отсутствие навыков самоконтроля (ребенок не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить», делает, не думая, не может наметить перспективу).
Ребенок не приучен трудиться.
Отсутствие самостоятельности.
Нежелание взрослых полноценно выполнять свои обязанности (отсутствие контроля со стороны воспитателей).
Бурная переписка (более 20 сообщений в день, время летит незаметно).
Низкая самооценка ребенка, зависимый от мнения окружающих, легко теряющий уверенность в себе, замкнутый, малообщительный.
Дефицит эмоциональной поддержки со стороны значимых взрослых.
Сильный рефлекс подражания.
Фактор формирования зависимости - свойства характера:
повышенная обидчивость,
ранимость,
тревожность,
склонность к депрессии,
низкая самооценка,
плохая стрессоустойчивость,
неспособность разрешать конфликты,
уход от проблем.
Симптомы компьютерной зависимости
Психические признаки
синдром абстиненции (ломка);
стремление заполучить объект зависимости;
снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости;
утрата перспектив;
навязчивое желание проверить свой почтовый ящик в Интернете;
постоянное ожидание следующего выхода в сеть;
пристрастие к играм, программированию или другим видам деятельности;
непреодолимая тяга поиска информации в сети;
потеря интереса к социальной стороне жизни, внешнему виду;
высокая раздражительность, агрессивность, когда ограничивают во времени;
ребенок не откликается на просьбы.
Симптомы физические
офтальмологические нарушения - сухость глаз, дисплейный синдром, снижение остроты зрения;
нарушения опорно - двигательного аппарата: проблемы с осанкой, искривление позвоночника, карпаральный синдром
(синдром запястного канала);
пищеварительная система –
нарушение режима питания
Издержки воспитания и зависимость
авторитарный стиль;
эмоциональный дефицит;
педагогическая запущенность;
отсутствие нравственных аспектов в воспитании;
бездуховная атмосфера в группе;
разобщенность членов группы;
телевизионная группа.
Рекомендации
Формировать у ребенка адекватное отношение к компьютерному миру.
Сделать жизнь ребенка яркой, интересной и насыщенной.
Постараться воспользоваться позитивными возможностями телефона и компьютера.
Искать интересные для ребенка сферы творческой реализации.
Согласно нормам Минздрава, 7-10-летние дети могут проводить за компьютером не более 45 мин. в день, 11-13-летние – два раза по 45 мин., старшие – три раза по 45 мин.
Если вы видите у ребенка признаки компьютерной зависимости, не обостряйте ситуацию, отведите его к психотерапевту.
Мы, педагоги, должны отдавать себе отчет: это мы усаживаем ребенка перед телевизором, покупаем ему компьютерные игры – ведь у нас работа, домашние дела, и часто нам просто некогда играть с ребенком в другие (спортивные, настольные) игры. Такая позиция взрослых заглушает в ребенке природный инстинкт искателя, отводя ему более безопасную, на первый взгляд, роль зрителя. Зависимость (любая: алкогольная, эмоциональная, компьютерная) говорит о том, что у человека нарушены контакты с его ближайшим окружением. Задумайтесь: как вы общаетесь с ребенком, есть ли у вас доступ в его внутренний мир?