Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы Использование межпредметной интеграции на уроках литературы
Литература – это особенный удивительный предмет. Литературное произведение, будь то небольшой рассказ или роман-эпопея, сравнимо с айсбергом: только небольшая часть мыслей автора находится на поверхности и более или менее понятна для читателя. Чтобы понять то, что скрыто, необходимо вдумчивое пытливое чтение, внимание к художественному слову и образу. Автор загадывает читателю загадки, разговаривая с читателем на «художественном языке», желая заставить думать и анализировать. Наша задача - разгадать «тайну» текста.
Трудные и сложные вопросы нередко становятся легкими и доступными, если на помощь учащимся приходят сведения из других предметов. Другими словами – межпредметные связи, когда один предмет используется для познания другого.
Тесно связаны русский язык и литература, недаром эти учебные дисциплины пытаются объединить в единый предмет – «русскую словесность». Плохо это или хорошо – покажет время, но неоспоримо одно: без чуткого, внимательного отношения к языку писателя или поэта невозможно понять его замысел, идею, основную мысль.
Мы всё время пытаемся предостеречь ребят от такой речевой ошибки, как повтор. Но, как известно, у всякого правила бывают исключения. У Е.Евтушенко есть стихотворение «Тайны», где он многократно использует как прямое, так и переносное значение слов «тайна», «таинственный»:
Тают отроческие тайны,
Как туманы на брегах…
Были тайнами Тони, Тани,
Даже с цыпками на ногах.
Были тайнами звёзды, звери,
Под осинами стайки опят,
И скрипели таинственно двери –
Только в детстве так двери скрипят.
Возникали загадки мира,
Словно шарики изо рта
Обольстительного факира,
Обольщающего неспроста.
Оволшебленные снежинки
Опускались в полях и лесах.
Оволшебленные смешинки
У девчонок плясали в глазах.
Мы таинственно что-то шептали
На таинственном льду катка,
И пугливо, как тайна к тайне.
Прикасалась к руке рука…
Но пришла неожиданно взрослость.
Износивший свой фрак до дыр,
В чьё-то детство, как в дальнюю область,
Гастролировать убыл факир,
Мы, как взрослые, им забыты.
Эх, факир, ты плохой человек.
Нетаинственно до обиды
Нам на плечи падает снег.
Где вы, шарики колдовские?
Нетаинственно мы грустим.
Нетаинственны нам другие,
Да и мы нетаинственны им.
Ну, а если рука случайно
Прикасается, гладя слегка,
Это только рука, а не тайна,
Понимаете – только рука!
Дайте тайну простую-простую,
Тайну – робость и тишину,
Тайну худенькую, босую…
Дайте тайну – хотя бы одну.
Важно, чтобы дети поняли, что, используется этот приём не случайно, что это не ошибка, поэт многократно усиливает важную проблему: будничное восприятие взрослым человеком таинственного мира.
Приём повторения одного и того же слова или целой фразы является, например, основным в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
Весьма интересными являются наблюдения над речью литературных героев. Невозможно обойтись без работы над диалогом. Ведь иногда по нескольким точным фразам можно угадать характер героя. Н.В.Гоголь «Мёртвые души». Пять диалогов о купле-продаже мёртвых душ, пять, казалось бы, одинаковых ситуаций, - но как по - разному ведут себя герои. Как ярко внутренний мир раскрывается в их языке. Например, анализируя диалог Чичикова и Коробочки, интересно прочитать только реплики Коробочки, последовавшие на просьбу уступить мёртвые души:
- Кого, батюшка?
-Да как же уступить их?
-Да как же? Я, право, в толк -то не возьму. Нешто хочешь ты их откапывать из земли?
-Да на что ж они тебе?
- Да ведь они ж мёртвые.
-Право, не знаю. Ведь я мёртвых никогда не продавала.
Какой вывод можно сделать о характере Коробочки в результате наблюдения над её языком? Это речь ограниченного человека, язык «тупоумия». Не зря в этом диалоге мы впервые слышим скрытые мысли Чичикова: «Ну, баба, кажется , крепколобая!», «Эк, её, дубинноголовая какая!»
Ну, с русским языком всё понятно, а вот казалось бы, математика и литература не могут найти точки соприкосновения. Хотя эту связь можно проследить, например, в биографии того или иного автора. Загадочный М. Ю. Лермонтов всегда возил с собой учебник математики, с удовольствием решал математические задачи, удивлял сослуживцев умением демонстрировать математические фокусы на отгадывание задуманных чисел.
Великий мастер слова Л.Н.Толстой написал не только великие литературные произведения, но и учебник "Арифметика"
Ловко использовал Л.Н.Толстой Математические понятия для блестящих афоризмов о характерах людей, познании, истине. Вот некоторые из них:
"Все люди так же равны, как равны прямые углы при всем видимом различии".
"Человек есть дробь. Числитель - это - сравнительно с другими - достоинства человека; знаменатель - это оценка человеком самого себя. Но всякий может уменьшить своего знаменателя - свое мнение о себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству".
В связи с этим о людях, имевших о себе высокое мнение, Л.Н.Толстой говорил: "У этого человека слишком велик знаменатель".
Часто в произведениях классической литературы встречаются старинные меры веса, длины. Можно устроить математическую зарядку для психологической разрядки. Например, вычислить рост Герасима.
Все помнят описание этого великана: «Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём...» Но насколько велик был Герасим? Дети умножают 12 на 4,45 (именно столько в сантиметрах один вершок) и удивляются: вот это богатырь: полметра всего! А дело в том, что раньше рост человека составлялся из аршин и вершков, а поскольку рост взрослого человека редко бывал менее двух аршин (142 см) , в данном случае речь идёт именно о двенадцати вершках сверх двух аршин — то есть примерно 195 см.
Можно посчитать, сколько километров приходилось шагать учителям Митрофанушки из комедии «Недоросль», если имение Простаковой находилось в 3-х верстах от города. Зная, что верста составляла 1,06 км, получается, что они проходили 6 км туда обратно.
Невозможно противопоставить литературу и историю. Одна без другой не существует, и обе являются неотъемлемыми частями целого – национальной культуры.
Взять хотя бы «Бородино» Лермонтова. Картина, нарисованная поэтом, не только выразительна, но и исторически достоверна. Это становится очевидным, если обратить внимание детей на воспоминания участников битвы. Очевидец вспоминает канун Бородинской битвы так: « Все ожидали боя решительного… Бледно и вяло горели огни на нашей линии, темна и сыра была ночь; но ярко и роскошно освещал себя чужими дровами неприятель. Рокот барабанов, резкие звуки труб, музыка, песни…Священное молчание царствовало на нашей линии…»
А вслед за этим звучат бессмертные строки Лермонтова:
Прилёг вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый,
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И таких исторических связей и в этом и в других произведениях немало.
Важно быть внимательными к историческим фактам. Например, Пётр Гринёв из «Капитанской дочки» Пушкина был освобождён от заключения в конце 1774 год», «он присутствовал при казни Пугачёва» зачем Пушкин так протокольно точно об этом сообщает? А здесь скрыта интересная подробность. Если сопоставить эту дату с датой казни Пугачёва(10 января 1775 года), получим, что спустя всего 25-30 дней после освобождения, не отдыхая, не восстанавливая сил, едва взглянув на свою возлюбленную, Гринёв спешит на встречу с Пугачёвым. Сама собой напрашивается параллель: Маша бежит от «благодетельницы» - Гринёв торопиться к «извергу» и «разбойнику». Пожалуй, это ещё один замаскированный критерий истинности добра, которое делает людей милосерднее.
Помочь детям почувствовать силу художественного слова, его необычайную выразительность поможет музыка. В одном из индийских трактатов сказано: «Издревле никто и не думал читать что- либо без музыки или интонировать без слов. И чем древнее тексты, тем больше пения, музыки и игры и меньше того, что надо читать и произносить. И нет здесь музыки без слова, строки и буквы; они для музыки то же, что ось для колеса. В пространстве мира и миров нет слов, строк и поэм, но есть звук; он строит всё пространство вселенной... А на язык струны лишь капля (этого звука) попадает, и стихами, не смоченными этой влагой, не спасешься... Если пропадает волшебство музыки, недвижима остается ось, что вращает колесо мироздания».
Дети надо научиться слушать и слышать музыку. звучит музыка со страниц литературных произведений. В «Детстве» Толстого Патетическую сонату играет на рояле Наталья Николаевна. В романе «Отцы и дети» Тургенева «Ожидание» Шуберта играет Николай Петрович Кирсанов. Разучивает прекрасное начало «Лунной сонаты» героиня рассказа Бунина «Чистый понедельник». А Лариса Огудалова из «Бесприданницы» своим пением способна тронуть самые черствые сердца.
Иногда беру на себя смелость петь сама. Например, изучая Некрасова, конечно, рассказываю о крепостном праве, о нелёгком житье-бытье русского народа, и здесь на помощь мне приходит старинная песня, которую мне-то пел ещё мой дедушка.
Позавидовал мужик:
Хорошо солдату жить.
Солдат пашенку не пашет,
Косу в руки не берёт.
Косу в руки не берёт,
Из казны деньги берёт.
Полторы копейки в день.
Куда хошь, туда и день.
Хошь проешь, хошь прогуляй,
Хошь красным девицам отдай.
И тогда дети задумываются: это как же жилось многострадальному мужику, если он завидовал солдату, служившему 25 лет и получавшему 1,5 копейки в день!
Иногда привлекаю современных авторов, которые к радости моей пишут на стихи изучаемых нами поэтов.
Ваенга «Жираф»
Вот так звучит Николай Гумилёв в исполнении Елены Ваенги.
В сущности межпредметные связи нужны не только, чтобы расширить кругозор, почувствовать глубину, окунуться в эпоху, а ещё и для того, чтобы на деле осуществить ни что иное, как педагогику сотрудничества, чтобы, как говориться по-простому, был контакт.
Мой один очень слабый ученик из неблагополучной семьи, постоянно бранимый мною за невыполненные домашние задания, однажды задержался после урока, подождал пока все ребята уйдут и вдруг ни с того ни с сего задал мне вопрос: «Ольга Викторовна, а вы сало любите?» Я просто опешила, растерялась, не зная, что ответить, начала быстро просчитывать, а зачем он меня об этом спросил. Не дождавшись моего ответа, он сказал: «Надо прокрутить сало на мясорубке вместе с чесноком и намазать на чёрный хлеб. Попробуйте! Это очень вкусно!» Я пообещала, что попробую обязательно. Когда он ушёл, я вдруг поняла, что ему не безразлична моя судьба. Значит, наверное, контакт есть!
Одно огорчает – иногда так хочется много сказать, ко многому прикоснуться, а урок всего 45 минут и уроков всего два в неделю! И где найти время на всё – неизвестно! Поэтому очень хочется, чтобы часы прибавляли не только на физкультуру, ратуя за физическое здоровье детей, но и на литературу, которая в союзе с другими предметами воспитывает здоровую душу.