Учебная программа подготовки по спортивному ориентированию
ГБОУ ДОД ВО "СДЮСШОР по спортивному ориентированию"
Учебная программа подготовки
по спортивному ориентированию
Срок реализации программы 3 года.
Разработчик:
тренер-преподаватель Бугаев Д.М.
Рецензент программы:
Президент федерации по спортивному ориентированию
Владимирской области Горин В.В.
г. Владимир 2015
Пояснительная записка
Программа подготовки по спортивному ориентированию для СДЮСШОР по спортивному ориентированию разработана в соответствии с частью 4 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации от 4 декабря 2007 года №329-ФЗ «о физической культуре и спорте Российской Федерации» и приказа «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных программ в области физической культуре и спорта и к срокам обучения по этим программам» от 12 сентября 2013 года № 730.
Спортивное ориентирование - вид спорта, в котором участники самостоятельно, при помощи карты и компаса должны пройти заданное число контрольных пунктов (КП), расположенных на местности.
Занятия ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу.
При занятиях ориентированием вырабатываются такие необходимые человеку жизненно важные качества, как самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость при достижении цели, умение владеть собой, эффективно мыслить в условиях больших физических нагрузок, быстрая реакция.
Для успешной работы тренер и его ученики должны видеть результат своего труда. Тренер - для определения эффективности применяемых средств и методов, ученик - как стимул для дальнейшего продвижения вперед.
В ходе выполнения программы совершенствуются психологические, физические, морально-волевые качества.
Целью программы является: сформировать знания и научить обучающихся самостоятельно и при помощи карты и компаса находить контрольные точки, расположенные на определенной местности через интеллектуальное и физическое развитие.
Главной задачей программы является формирование здоровой, всесторонне-образованной и развитой личности посредством занятий спортивным ориентированием. Спортсмен - ориентировщик в процессе занятий спортивным ориентированием совершенствует и закрепляет знания, полученные на уроках географии, физики, математики, физкультуры
Программа позволяет решать ряд образовательных и воспитательных задач:
-привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом;
-соблюдение навыков спортивной этики, дисциплины, любви и преданности своему коллективу;
-укрепление здоровья, соблюдение требований личной и общественной гигиены, гигиена тренировки, четкая организация врачебного контроля;
-повышение уровня общей и специальной физической подготовки;
- совершенствование технической и тактической подготовки обучающихся;
-охрана окружающей среды;
-пропаганда спортивного ориентирования среди населения как средства для активного отдыха;
-формирование представлений о межпредметных связях и получение дополнительного образования по дисциплинам: Анатомия, ОБЖ, гигиена, топография и картография, география, краеведение, экология, психология.
Комплексность программы, рассчитанной на 3 года обучения, основывается на цикличности и круглогодичное учебно-тренировочного процесса. В образовательно-воспитательном процессе «педагог -ребенок - родители - общеобразовательное учреждение» особое место занимает деятельность педагога и воспитанника. Принцип реализации индивидуализации и дифференциации имеет важное значение в подборе для каждого обучающегося соответствующих методов и приемов дополнительного образования и воспитания.
Результатом реализации Программы является:
На этапе начальной подготовки:
- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
- формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
- освоение техники передвижения по пересеченной местности
-стратегии и тактики ориентирования в разных условиях;
- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
- укрепление здоровья спортсменов;
На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
- повышение уровня общей и специальной физической, технической,
тактической и психологической подготовки;
- приобретение опыта и достижение стабильности выступления наофициальных спортивных соревнованиях по виду спорта спортивноеориентирование;
- формирование спортивной мотивации;
- укрепление здоровья спортсменов.
На этапе совершенствования спортивного мастерства:
- повышение функциональных возможностей организма спортсменов;
-совершенствование общих и специальных физических качеств, технической,
тактической и психологической подготовки;
- стабильность демонстрации высоких спортивных результатов нарегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях;
- поддержание высокого уровня спортивной мотивации;
- сохранение здоровья спортсменов.
Особенности осуществления спортивной подготовки в спортивных дисциплинах вида спорта спортивное ориентирование определяются в Программе и учитываются при:
- составлении планов спортивной подготовки, начиная с тренировочного этапа
-составлении плана физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.
Тренировочный процесс в организации, осуществляющей спортивную подготовку, ведется в соответствии с годовым тренировочным планом.
Основными формами осуществления спортивной подготовки являются:
- групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;
- работа по индивидуальным планам;
- тренировочные сборы;
- участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;
- медико-восстановительные мероприятия;
- тестирование и контроль.
Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки
осуществляется на этапах совершенствования спортивного мастерства.
Для проведения занятий на этапах совершенствования спортивного
мастерства, кроме основного тренера (тренера-преподавателя) по виду спорта спортивное ориентирование допускается привлечение дополнительно второго тренера (тренера-преподавателя) по общефизической и специальной физической подготовке при условии их одновременной работы с лицами, проходящими спортивную подготовку.
Для обеспечения круглогодичности спортивной подготовки, подготовки кспортивным соревнованиям и активного отдыха (восстановления) лиц, проходящих спортивную подготовку, организуются тренировочные сборы, являющиеся составной частью (продолжением) тренировочного процесса в соответствии с перечнем тренировочных сборов.
Лицам, проходящим спортивную подготовку, не выполнившим
предъявляемые Программой требования, предоставляется возможность продолжить спортивную подготовку на том же этапе спортивной подготовки.
Комплексность программы рассчитанной на 3 года обучения основывается на цикличности и круглогодичности учебно-тренировочного процесса. В активном участии в образовательно-воспитательном процессе педагога - ребенка - родителей - общеобразовательного учреждения, особое место занимает деятельность педагога и воспитанника. Важное значение имеет принцип реализации индивидуализации и дифференциации в подборе для каждого обучающегося соответствующих методов и приемов дополнительного образования и воспитания.
Весь материал программы разделен на три взаимосвязанных этапа, на каждом из которых решаются свои задачи.
Первый этап информационно-познавательный. Воспитанники на этом этапе повторяют основы ориентирования и начинают познавать новую для них информацию по психологии, физиологии, краеведению.
Второй этап операционно-деятельностный. На этом этапе формируются умения обучающихся самостоятельно выполнять определенные задания педагога: планирование дистанций для младших возрастных групп, их постановка, подготовка и ремонт снаряжения, разбивка бивака, приготовление пищи в полевых лагерях и на соревнованиях.
Третий этап практико-ориентационный. Результатом его является овладение спецификой работы и практическая деятельность, которая выражается в подготовке судей по спорту, профессиональная ориентация по выбранному виду деятельности (тренер, картограф, учитель). Спортивное долголетие.
Модель структуры программы.
Годовой цикл обучения состоит из взаимосвязанных:
- тематического учебного плана занятий объединения (с наименованием тем занятий и распределением часов на изучение теоретического и практического материала).
- рабочей учебной программы занятий объединения дополнительного образования
- предполагаемых педагогических результатов, знаний, умений, навыков, которыми должен овладеть обучающийся к концу каждого года занятий.
Первый годичный цикл предусматривает объём учебно-тренировочной нагрузки 216 часов, по 6 часов в неделю на протяжении учебного года. На теоретические занятия программа отводит 26 часов, на практические 190.Учебный материал рассчитан на повышение уровня всесторонней физической подготовки, совершенствование силы, скорости, общей и специальной выносливости, ловкости и координации движений. Овладение основными приёмами ориентирования на местности и опытом участия в соревнованиях. В течение первого года, обучения по программе воспитанники должны выполнить норматив II юношеского разряда по спортивному ориентированию.
Второй годичный цикл предусматривает объём учебно-тренировочной нагрузки 324 часа, по 9 часов в неделю на протяжении учебного года. На теоретические занятия программа отводит 44 часа, на практические 280. Предполагается совершенствование базовых знаний, умений и навыков, полученных в первом цикле, совершенствование техники и тактики быстрого передвижения по незнакомой местности с использованием компаса и карты, развитие морально-волевых качеств, приобретение инструкторских навыков. В течении второго года обучения по программе воспитанники должны выполнить норматив I юношеского разряда по спортивному ориентированию.
Третий годичный цикл предусматривает объём учебно-тренировочной нагрузки 432 часа, по 12 часов в неделю на протяжении учебного года. На теоретические занятия программа отводит 42 часа, на практические 390. Предусматривает совершенствование знаний умений и навыков полученных в первые два года обучения. Увеличение учебно-тренировочных нагрузок с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Совершенствование технических и тактических приёмов. В течении года воспитанники должны выполнить III взрослый разряд по спортивному ориентированию.
Предполагается увеличение объёма учебно-тренировочной нагрузки в каникулярное время и непосредственно перед ответственными соревнованиями, а также когда ребята направляются в спортивно-оздоровительные лагеря юных ориентировщиков и туристов, учебные походы.
Методическая часть учебной программы.
Программа по спортивному ориентированию составлена с использованием инвариативных блоков, предусматривает приобретение основных знаний и навыков по технике и тактике ориентирования на местности и получение спортивных разрядов по спортивному ориентированию бегом, на велосипеде и на лыжах.
Программа рассчитана на 3 года обучения и имеет 2 этапа. Содержание первого этапа предполагает освоение детьми основ спортивного ориентирования, туризма, краеведения и лыжной техники. Со второго этапа обучения начинается введение в специализацию.
Тренировки по программе спортивного ориентирования проводятся с полным групповым составом, но по мере роста спортивного опыта занимающихся больший упор следует делать на индивидуальные занятия.
Практические занятия можно проводить как на местности, так и в спортзале, в зависимости от темы занятий и времени года. Для организации тренировочных занятий по программе необходима материально-техническая база по спортивному ориентированию, тренировочный полигон.
При проведении занятий тренеры-преподаватели особое внимание должны уделять правилам техники безопасности.
Методика тренировочных занятий определяется закономерными изменениями функционального состояния организма юных спортсменов. В вводной части используются общеподготовительные упражнения для повышения общей работоспособности организма. В основной части выполняемая работа должна обеспечивать повышение специальной физической подготовки, совершенствование техники и тактики. В заключительной части интенсивность работы снижается для создания условий, способствующих интенсивному протеканию восстановительных процессов.
На этапе начальной подготовки основное место занимает общая и вспомогательная подготовка. Этап начала специализации характеризуется увеличением объема вспомогательной подготовки, которая в сумме с общей составляет до 60-70% от общего объема тренировочных нагрузок; специальная подготовка – 30-40%. При планировании тренировочных нагрузок следует строго соблюдать принцип постепенности с непременным учетом индивидуальных особенностей организма занимающихся. Также необходимо предусмотреть рациональное чередование задач тренировки, объема и интенсивности нагрузок, контрольных нормативов и других показателей в различные годы подготовки.
Правильный учет спортивной подготовки может быть осуществлен на основе тщательного анализа всех данных тренировочного процесса.
Планирование тренировочного процесса.
Годичный цикл тренировки делится на определенные периоды, каждый из которых имеет цель, задачи, комплекс средств и методов тренировки, специфическую динамику тренировочных нагрузок и другие компоненты учебно-тренировочного процесса.
Годовое планирование преследует в основном две задачи:
- повышение уровня общей и специальной работоспособности по сравнению с предшествующим годом;
- достижение состояния «спортивной формы» к наиболее ответственным соревнованиям сезона.
Годичный цикл в ориентировании состоит из трех периодов: подготовительного, соревновательного и переходного.
Годичный цикл в ориентировании обычно имеет следующую структуру:
Подготовительный период:
1 – втягивающий этап – середина октября – конец ноября;
2 – базовый этап – декабрь – январь;
3 - специально-подготовительный этап – февраль – середина марта;
4 – предсоревновательный этап – март – конец апреля;
Первый соревновательный период – май – июнь;
Подготовительный период – июнь – август;
Второй соревновательный период – сентябрь;
Восстановительный период или переходный – сентябрь – середина октября.
Первый подготовительный период длится шесть месяцев (с октября по апрель) для спортсменов, занимающихся летним ориентированием. В подготовительном периоде можно выделить два этапа: общеподготовительный (3,5 месяца) и специально подготовительный (3 месяца). Основные задачи тренировки в этом периоде: повышение аэробных возможностей, общей силовой подготовленности, расширение арсенала двигательных навыков, разбор и анализ прошедших соревнований, корректировка карт и др.
Основными задачами втягивающего этапа, продолжительностью 6 недель, являются восстановление работоспособности спортсменов после переходного периода предыдущего макроцикла, выход на запланированные показатели общего объема бега 60- 70 км у мужчин и 45-50 км у женщин в неделю, подготовка к более интенсивной работе.
Дополнительно в тренировку включаются спортивные игры, силовые упражнения для укрепления связок и мышц, упражнения на гибкость для повышения их эластичности, беговые и имитационные упражнения. В ходе втягивающего этапа объем бега в аэробных зонах должен составлять 90%.
Базовый этап подготовки, продолжительностью 8 недель, начинается с 1 декабря и заканчивается в конце января. Основной задачей этого этапа является повышение уровня специального фундамента (работоспособности спортсменов) на основе развития и совершенствования аэробных возможностей и силы. Упражнения, выполняемые в анаэробном режиме, в IV зоне интенсивности должны составлять около 3% от общего объема работы. В этот период продолжается наращивание общих объемов тренировочных
средств. Интенсивность тренировочного процесса находится на среднем уровне. Общий объем беговых нагрузок в микроцикле на базовом этапе составлял у мужчин 75-80 км, у женщин – 50-60 км. Основные тренировочные занятия на этом этапе включали в себя бег в равномерном темпе (I, II, III зоны), длительные занятия на велосипеде, лыжах, бег по снегу на трассах ориентирования, прыжковые упражнения, упражнения в парах, специальная работа с картой.
Специально-подготовительный этап в ориентировании длится обычно с 1 февраля до середины марта, и его продолжительность составляет 6 недель. Основной задачей этапа является повышение специальной работоспособности спортсменов на основе роста специальной выносливости.
Объем беговых нагрузок в микроциклах на этом этапе у мужчин и женщин является таким же, как на базовом этапе, но количество беговых тренировочных средств увеличивается. В этот период включаются учебно-тренировочные дистанции по ориентированию, бег на лыжах и езда на велосипеде по маркированной трассе.
Предсоревновательный этап продолжительностью 6 недель, начинается в середине марта и заканчивается в конце апреля. Основная задача этого этапа – комплексная подготовка всех систем организма к летним соревновательным нагрузкам, выход в состояние спортивной формы. На этом этапе повышается доля бега в анаэробном режиме, бега в усложненных условиях: в гору, по песчаному грунту, по болотам и вырубкам, увеличивается объем бега с компасом и картой. Предсоревновательный этап в ориентировании характеризуется снижением общего объема тренировочных нагрузок и повышением интенсивности за счет увеличения скорости выполнения упражнений. На этом же этапе объем работы в анаэробном режиме (IV и V зоны) увеличивается до 7%. Недельный объем бега в этот период должен составлять 70-75 км у мужчин и 40-50 км – у женщин.
Соревновательный период, продолжительностью 6 недель, обычно,
включает участие спортсменов около 8 стартов в соревнованиях по ориентированию.
Блок 1. Теоретическая подготовка
1.1. Вводное занятие. История возникновения и развития спортивного ориентирования. Охрана природы.
Порядок и содержание работы спортивной школы. Краткий исторический обзор развития ориентирования как вида спорта в России и за рубежом. Характеристика современного состояния спортивного ориентирования. Прикладное значение ориентирования. Особенности спортивного ориентирования. Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Массовые соревнования юных ориентировщиков. Меры по обеспечению сохранения природы в местах проведения тренировок и соревнований.
1.2. Понятие о гигиене спорта. Общие требования к режиму дня, питанию, отдыху, одежде и обуви, сну. Гигиенические основы закаливания. Средства закаливания и методика их применения. Питание. Понятие об основном обмене и энергетических тратах при физических нагрузках. Питьевой режим. Контроль за весом тела. Недопустимость употребления спиртных напитков, курения. Понятие о заразных заболеваниях. Меры личной и общественной санитарно - гигиенической профилактики. Режим дня в период соревнований.
1.3. Сведения о двигательном аппарате человека.
Пассивные и активные двигательные аппараты. Динамическая, статическая и смешанная работа мышц. Работа мышц по поддержанию устойчивой позы. Сведения о статике человеческого тела (равновесие, устойчивость, внешние и внутренние силы). Постановка дыхания в процессе занятий. Влияние занятий на организм человека.
1.4. Одежда и снаряжение ориентировщика.
Снаряжение спортсменов-ориентировщиков. Компас, планшет, карточка участника. Одежда и обувь ориентировщиков. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Особенности одежды ориентировщиков при различных погодных условиях.
1.5.Правила поведения и техники безопасности на занятиях и соревнованиях.
Поведение на улице во время движения к месту занятий и на учебно- тренировочном занятии. Техника безопасности при проведении занятий наместности и соревнований. Контрольное время на тренировках и соревнованиях. Обеспечение безопасности участников (аварийный азимут, ограничивающие ориентиры, умение выходить из леса при потере ориентировки).
Блок 2. Общая физическая подготовка.
Средствами общей физической подготовки служат общеразвивающие физические упражнения
2.1.Упражнение на развития равновесия.
2.2.Упражнение на развитие гибкости.
2.3.Упражнение на развитие силы.
Собственно силовые способности, скоростно - силовые способности динамическая сила в быстрых движениях, амортизационная сила, взрывная сила. Средства развития силы упражнения с внешним сопротивлением, с отягощением и т. д. Основные методы развития силы: использование
непредельных отягощений с предельным числом повторений, предельных и около предельных отягощений, изометрических статических упражнений.
2.4 Упражнение на развитие быстроты.
1. Бег в умеренном темпе с незначительным продвижением вперед опорная нога выпрямлена. Высоко поднимать бедро маховой ноги.
2. Челночный бег на 10-метровых отрезках с выносом прямой ноги.
3. Темповые прыжки с ноги на ногу через линейку, Следить за полным выпрямлением толчковой ноги и сгибанием маховой в колене.
4. Максимально быстрый бег на дистанцию 60м. Возвращение назад шагом.
5. Темповые прыжки из круга в различных направлениях.
2.5. Упражнение па развитие выносливости.
Равномерный и попеременный бег в условиях пересеченной местности. Бег по песку, по кочкам, ходьба и бег по мелководью. Длительная езда на велосипеде в различных условиях местности и по шоссе. Гребля на народных судах.
Блок 3 Специальная физическая подготовка
1. Упражнения для овладения передвижением на лыжах классическими ходами.
2. Упражнения для овладения передвижением коньковыми ходами.
3. Имитационные подводящие упражнение для техники лыжных ходов. Блок. 4. Спортивное ориентирования.
1. Теоретическая подготовка.
Зрительное знакомство с объектами местности, их словесное описание. Особенности топографической подготовки ориентировщиков. Спортивная карта, условные знаки, цвета карты, масштаб карты. Измерение расстояний на карте и на местности. Создание простейших планов и схем. Спортивный компас. Ориентирование карты по компасу. Снятие азимута. Движение по азимуту. Краткая характеристика техники спортивного ориентирования. Понятие о технике спортивного ориентирования. Значение техники в достижение высоких спортивных результатов. Приемы и способы ориентирования. Отметка на контрольном пункте КП. Восприятие и проверка номера КП. Правильное держание спортивной карты. Контрольная карточка и легенды КП. Типичные ошибки при освоение техники спортивного ориентирования Первоначальные представления о тактике прохождения дистанции. Взаимосвязь техники и тактики в обучении ориентировщиков. Последовательность действий ориентировщиков при прохождении соревновательной дистанции. Понятие о тактическом плане. Взаимосвязь скорости передвижения и технико-тактических действий. Действия спортсмена при потере ориентировки и при встрече с соперником. Анализ соревнований. Основные положения правил соревнований по спортивному ориентированию.
Влок 5. Восстановительные мероприятия
1. Педагогические средства
Рациональное планирование тренировки: соответствие функциональным возможностям, необходимое сочетание общих и специальных средств, оптимальное построение тренировочных и соревновательных микроциклов, волнообразность и вариативность нагрузок, широкое использование переключений неспецифических физических нагрузок, правильное сочетание работы и отдыха. Построение отдельного занятия с использованием необходимых вспомогательных средств для снятия утомления в соответствии с суточным стереотипом: полноценная разминка, заключительная часть занятий, правильный подбор снаряжения, специальные упражнения для отдыха и расслабления, создание положительного эмоционального фона.
2 . Медико - биологические средства.
1. Неправильная оценка и учет состояния здоровья.
2. Информация о текущем функциональном состоянии.
3. Рациональное питание с использованием препаратов и продуктов повышенной биологической ценности.
Блок 6. Туризм, Краеведение.
1. Туризм. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. Требования к месту бивака, жизнеобеспечение: наличие питьевой воды, безопасность - удаленность от населенных пунктов, - комфортность -продуваемость поляны и т. д. Разведение костра в сырую погоду, при сильном ветре, в тумане..
2. Краеведение. Родной край, его природные особенности. Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки. Экономика и культура. Памятники истории и культуры. Знатные люди. История населенного пункта. Музеи народные и школьные.
2. Изучение района соревнований, экскурсий. Сбор сведений о районе, посещение музеев и т. д.
3. Охрана природы. Законодательство по охране природы Экология, изучение растительного и животного мира в данной области. Знакомство с краеведческими объектами. Проведение различных краеведческих наблюдений.
Блок 7. Контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовкиВиды нормативов 1 год подготовки 2 ГОД подготовки
мальчики девочки мальчики Девочки
1. Бег 30 м с хода (сек) 5.4 5.7 5.3 5.6
2. Бег 60 м с хода (сек) 10,4 lO.6 10.0 10.2
3. Бег с низкой и средней интенсивностью (120-150 15-20 10-15 20 15
4. Метание теннисного мяча (м) 2S 18 30 20
5. Сгибание и разгибание рук в упоре на гимнастической скамейке 10 12
6. 1 плавание без учета времени (м )120 80 120 100
7. Прохождение на лыжах 500 метров ( мин. сек.) 2.20 2.40 2.10 2.20
8. Дистанции лыжных гонок (км) 1-2 1-2 1-2 1-2
9. Выполнение разрядныхнормативов по лыжам. - - 2-юн 2-юн
10. Выполнение разрядных нормативов по ориентированию 3-юн 3-юн
2 этап: начальная специализация
3 год обучения
Задачи и преимущественная направленность тренировки:
—укрепление здоровья;
—повышение разносторонней физической и функциональной
подготовленности;
—углубленное изучение основных элементов, приемов и способов ориентирования;
—создание благоприятных условий для углубленной специализированной спортивной подготовки;
—приобретение соревновательного опыта.
В начале этапа основное место продолжает занимать общая и вспомогательная подготовка, широко применяются упражнения из смежных видов спорта. Во второй половине этапа подготовка становится более специализированной. К планированию функциональной подготовки на этом этане, характерном уже высокими тренировочными нагрузками с учетом специализации. Тактическая подготовленность в теории и практике на этом этапе является формирование рациональной временной, пространственной и динамической структуры движений, а также углубленное изучение действий в основных тактических ситуациях.
Блок 1. Теоретическая подготовка.
1.1 Краткий обзор состояния и развития лыжного ориентирования в России и за рубежом. Этапы развития ориентирования в России и в своем регионе. Люди, внесшие значительный вклад в издание карт, проведение соревнований.Итоги: выступления российских ориентировщиков и лыжников на крупнейших международных соревнованиях. Перспективы развития лыжного ориентирования. Международная федерация по спортивного ориентирования и лыжам.
1.2.Понятие о гигиене. Понятие о гигиене спорта. Общие требования к режиму дня, питанию, отдыху, одежде и обуви, сну. Гигиенические основы закаливания. Средства закаливания и методика их применения. Питание. Понятие об основном обмене и энергетических тратах при физических нагрузках. Питьевой режим. Недопустимость употребления спиртных напитков, курения. Понятие о заразных заболеваниях. Понятие о гигиене, гигиена физических упражнений и спорта. Гигиенические основы труда и отдыха. Режим дня в период соревнований.
1.3.Краткие сведения о физиологических основах спортивной тренировки. Мышечная деятельность-основа поддержания здоровья и работоспособности. Физиологические закономерности формирования двигательных навыков. Тренированность и ее физиологические показатели. Самоконтроль и его значение в тренировочном процессе. Дневник самоконтроля. Объективные( ЧСС, вес тела, ЖЕЛ и др.) и субъективные ( самочувствие, сон, аппетит.) показатели самоконтроля. Предстартовая разминка в соревнованиях но ориентированию и лыжам.
1.4.Планирование спортивной тренировки. Планирование учебно- тренировочного процесса в ориентирование. Перспективное, текущее и оперативное планирование. Круглогодичная тренировка. Периоды и этапы годичного цикла тренировки, их задачи и содержание.
Учет тренировочных и соревновательных нагрузок. Дневник тренировок. Содержание дневника тренировок. Запись выполнения тренировочнойнагрузки за недельный, месячный и годичный цикл.
1.5.Предупреждение травматизма на занятиях и соревнованиях.
Понятие о травмах. Краткая характеристика травм на занятиях и соревнованиях по ориентированию. Причины травм и их профилактика. Раны и их разновидности. Ушибы, растяжения, вывихи. Переломы костей. Разрывы связок, мышц и сухожилий. Оказание первой до врачебной помощи. Способы остановки кровотечений, наложение шины при переломах. Приемы искусственного дыхания. Транспортировка пострадавшего.
Блок 2. Общая физическая подготовка. ( ОФП )Общая физическая подготовка как основа развития физических качеств, способностей, двигательных функций спортсмена и повышения спортивной работоспособности. Средствами общей физической подготовки служат общеразвивающие упражнения. (ОРУ ) Физические качества: равновесия, гибкость, сила, быстрота, выносливость, подвижные игры, эстафеты.
2.1.Упражнения на развития равновесия и координации движений. Упражнение на полу. Па уменьшенной опоре, На гимнастической скамейке, па бревне. Усложнение упражнений путем уменьшения площади опоры, повышения высоты снаряда. Передвижение по уменьшенной опоре с изменением скорости и с поворотами. Сложность и дозировка упражнений повышается по мере роста подготовленности занимающихся.
2.2.Упражнения направленные на развитие гибкости. Упражнения в различных стойках, наклоны вперед, в стороны, назад, с различными положениями и движениями руками. Круговые движения туловищем. Прогибание лежа на животе с последующим расслаблением.
2.3.Упражнения на развитие силы.
Всевозможные упражнения с предметами (гимнастическими палки, набивные мячи, гантели и др). Упражнения с отягощением, сгибание и разгибание рук в упоре сидя сзади, в наклонном упоре, в упоре лежа. Подтягивание в висе, лазание по канату с помощью ног и без помощи рук. Метание камней из различных исходных положений (вперед, через себя и т.д.) Подскоки на двух и на одной ноге. Прыжки вперед и в стороны. Вег с высоким подниманием бедра и т. д.
2.4.Упражнения, направленные на развитие быстроты. Подскоки на двух и на одной ноге. Прыжки вперед и в стороны. Бег с высоким подниманием бедра. Выпрыгивание вверх с разведением ног из положения упор присев. Выбрасыванием ногами предмета. Приседание на двух ногах, на одной ноге с дополнительной опорой. Незначительное продвижение вперед толчками за счет энергичного выпрямления ног в голеностопном суставе и др.
2.5.Упражнения, развивающие общую выносливость.
Длительный, равномерный и попеременный бег в условиях пересеченной местности. Ходьба и бег в различном темпе. Ходьба и бег по песку, кочкам. Длительная езда на велосипеде в различных условиях местности и по шоссе. Ходьба и бег по мелководью и др.
2.6.Подвижные и спортивные игры и эстафеты, походы.
Блок. 3 Специальная физическая подготовка (СФП )Совершенствования техники передвижения на лыжах в единстве с работой по развитию выносливости, силы, скоростно-силовых возможностей лыжника - ориентировщика. Изученные ранее упражнения выполняются с изменением темпа, при переменной скорости в различных условиях скольжения.
1. Упражнения, направленные на овладение «чувством лыжи и снега».
2. Упражнения, направленные на овладение рациональным отталкиванием палками.
3. Упражнения, направленные на овладение устойчивостью (равновесие на скользящей опоре).
4. Упражнения, направленные на овладение рациональным отталкиванием лыжами
5. Упражнения, направленные на овладение координацией движения рук и ног в лыжных ходах. Кроме указанных упражнений совершенствуется техника попеременных и одновременных и коньковых ходов, спусков, поворотов в движение.
3.3. Имитационные и подводящие упражнения доя техники лыжных ходов
1. Работа с резиновыми эспандерами или блоками.
2. Шаговая или прыжковая имитация в польём различной крутизны без палок.
3. Имитационные упражнения на месте с отягощениями и без них.
4. Специальные подготовительные упражнения на склоне для классических и коньковых способов передвижения.
5. Передвижение на лыжероллерах различными способами при помощи палок.
6. Передвижение на лыжероллерах попеременными ходами без палок.
3.4 Езда на велосипеде.
1. Езда на велосипеде по пересеченной местности разной сложности.
2. Прохождение спусков, подъемов и поворотов при езде на велосипеде.
Блок 4.Спортивное ориентирование
4.1. Теоретическаяподготовка. Основы техники и тактики ориентирования. Местность, ее классификация, изображение рельефа при помощи горизонталей. Развитие навыков беглого чтения карты. Развитие "памяти карты". Специальные упражнения для развития памяти, внимания, мышления. Технические приемы и способы ориентирования. Грубое ориентирование на длинных этапах с тормозными ориентирами. Точное ориентирование на коротких этапах. Ориентирование с использованием крупных форм рельефа. Правила соревнований по спортивному ориентированию. Календарный план соревнований. Положение о соревнованиях. Ориентирование в заданном направлении, по выбору, на маркированной дистанции, эстафетное ориентирование. Правила соревнований, основные разделы. .4.2. Техническая подготовка\
Основной задачей техникой подготовки на этапе начальной спортивной специализации является формирование рациональной временной, пространственной и динамической структуры движений, а также углубленное изучение действий в основных тактических ситуациях. Это углубленное изучение основ топографии. Измерение расстояний на местности во время бега по дорогам, в подъем, со спуска, по лесу различной проходимости. Движение в заданном направлении по азимуту по открытой и закрытой местности. Отметка на КП. Уход с контрольного пункта. Выбор пути движения между контрольными пунктами в зависимости от характера растительности и рельефа местности. Анализ путей движения. Техническая разминка. Выбор "нитки" движения. Грубое ориентирование на длинных этапах с тормозными ориентирами. Точное ориентирование на коротких этапах. Ориентирование с использованием крупных форм рельефа. Чтение горизонталей.
43. Тактическая подготовка
С этой целью применяется широкий круг средств и методов, направленных на приобретение опыта и проверки тактических навыков в различных условиях соревновательной деятельности. Выход на контрольный пункт с различных привязок. Анализ путей движения. Основы техники ориентирования на маркированной трассе и в зимнем заданном направлении.
Блок 5. Восстановительные мероприятия.
5.1. Педагогические средства. Рациональное планирование тренировки: соответствие функциональным возможностям, необходимое сочетание общих и специальных средств, оптимальное построение тренировочных и соревновательных микро, - мезо, - макроциклов, волнообразность и вариативность нагрузок,широкоеиспользование переключений неспецифических физических нагрузок, правильное сочетание работы отдыха.
Построение отдельного занятия для использования необходимых вспомогательных средств для снятия утомления в соответствии с суточным стереотипом: полноценная разминка, заключительная часть занятий, правильный подбор снаряжения, специальные упражнения для отдыха и расслабления, создание положительного эмоционального фона и т. д.
5.2 Медико-Бнологнческие средства.
1.Правильная оценка и учет состояния здоровья.
2. Информация о текущем функциональном состоянии.
3. Рациональное питание с использованием препаратов и продуктов повышенной биологической ценности.
Учащиеся 3-го года обучения в течение учебного года должны принять участие в 4-6 соревнованиях по ОФП и кроссу, по лыжам и в 9-10 соревнованиях по ориентированию. Учащиеся 4-го года обучения в течение учебного года должны принять участие в 5 - 7 соревнованиях по ОФП и кроссу, по лыжам и в 5 - 8 соревнованиях по ориентированию.
Виды нормативов 3 год подготовки
мальчики девочки
1. Бег 30 м с хода (сек) 5.0 5.2
2. Бег 1000 м (мин)
4.40 4.50
3.
20- минутный бег с учетом
пройденного расстояния ( м )
3800 -
5. Прохождение на лыжах с максимальной скоростью 100 метров с ходу (сек) 24 25
6. Прохождение на лыжах 500 метров ( мин, сек.) 2.20 2.40
7. Дистанции лыжных гонок (км) 3-5 2-3
8. Выполнение разрядных нормативов по лыжам. 2-юн 2-юн
9. Выполнение разрядных нормативов по ориентированию 2-юн 2-юн
Рекомендуемая литература.
1.Алешин А.В. Карта в спортивном ориентировании.- М.Физкультура и спорт,1989.
2.Воронов Ю.С. Комплексный педагогический контроль в спортивном ориентировании: Учебное пособие – СГИФК, 1995
3.Воронов Ю.С. Тесты и задачи для юных ориентировщиков: Учебное пособие – СГИФК, 1995
4.Воронов Ю.С. Методика обучения юных ориентировщиков: Смоленск,1998
5.Турский А.В. Лыжные гонки: Учебное пособие – СГИФК, 1998
6.Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика.- М.Физкультура и спорт,1989.
7.Константинов Ю.С. Программа детско-юношеских спортивных школ по спортивному ориентированию. – М.:ЦЮДЮТур. 1999.
8.Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование. М.:ЦЮДЮТур. 1999.
9.Усыскин Г.С. В классе, в парке, в лесу. – М.:ЦЮДЮТур. 1997.
10.Тыкул В.И. Спортивное ориентирование: Пособие для руководителей кружков внешкольных учреждений. – М. Просвещение 1990.