Конспект урока музыки «Музыкально — поэтическая тетрадь «Времена года». Зима.«для 4 класса.

Урок для 4 класса МУЗЫКА-ЧТЕНИЕ (интегрированный ).

Тема : МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ «ВРЕМЕНА ГОДА». ЗИМА.

Цель: Дать учащимся возможность понять – почему творцы культуры занимают ведущее место в умении выражать любовь к природе и Родине. Рассказать о роли поэтического слова и музыки.

Задачи урока
1. Показать взаимосвязь между различными видами искусства (поэзии и музыки) через «песенность» слова и «поэтичность» музыки. (На примере образа зимней природы).
2. Воспитать чувство душевной теплоты к образам родной природы на примере произведений искусства.
3.Опираясь на знания, полученные учащимися на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства, углубить и расширить их представления о творчестве поэтов и музыкантов на примере темы зимнего пейзажа. Развитие творческого подхода к исполнению литературных и музыкальных произведений, к художественному творчеству.

Поэтический и музыкальный материал:

А.С.Пушкин «Зима. Что делать нам в деревне?», «Зимнее утро», «Буря мглою небо кроет»,
С.А.Есенин «Берёза», «Пороша», Поёт зима, аукает»,
А Вивальди «Зима» и другие стихи по выбору учащихся.

Г.В.Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель»,
П.И.Чайковский «Времена года. Январь»,
А. Вивальди «Времена года. Зима».
Никитин, Берков «Под музыку Вивальди».

Дополнительный материал: портреты поэтов и композиторов;
детские рисунки на тему «Зима»;
«Поэзия Пушкина в музыке» (наглядное пособие);
кроссворд (на доске) по итогам урока;
сборники поэзии и нотные сборники;
учебники по программе « музыка» и «чтение».
Техническое оснащение урока:
Музыкальный центр, электронная доска, компьютер,
синтезатор, фортепиано,
диски.

Литературный эпиграф урока:

« Откройся, мысль! Стань музыкою, слово!
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!»
( Н.Заболоцкий.)

ХОД УРОКА.

Урок проводится двумя учителями:
учителем начальных классов (далее НК).
и учителем музыки - (далее МУЗ).

Организационный момент.

Урок начинается с объявления темы. Внимание детей обращается на эпиграф урока.

2.. Работа по теме урока.

Слушание: «Метель» Свиридова(отрывок). На электронной доске изображения зимнего пейзажа, русских храмов.

НК читает стихотворение Пушкина «Зима. Что делать нам в деревне?»

МУЗ. – С каким настроением прозвучало стихотворение?
- О чём рассказала музыка?
- Что объединяет музыкальное и литературное произведения, которые вы сейчас прослушали?
- Вы слушали стихотворение Пушкина «Зима» и музыку композитора Свиридова к известной вам повести Пушкина «Метель». И вероятно поняли, что разное настроение бывает у человека зимой.

НК. - А как вы думаете, любил ли Пушкин зиму?
-Почему вы так думаете?
-А какие стихи о зиме написал поэт? Давайте их сейчас почитаем и послушаем.

(Дети читают «Зимнее утро» и др. по выбору)

- А кого Александр Сергеевич называл «подруга дней моих суровых»?
-Откройте учебники «Музыка» на стр. 46.
Перед вами зимний образ: снег, избушка, вечер.
Пушкин писал: «Но я плоды своих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности моей».

(краткая беседа об Арине Родионовне, показ портрета).

МУЗ – Вы читали стихотворения Пушкина, и мы все СЛУШАЛИ музыку его стихов.
Музыка природы звучала в стихотворениях поэта.
Давайте попробуем УВИДЕТЬ музыку. А поможет нам П.И.Чайковский
с помощью известного вам альбома «Времена года».
Представьте – мы в кабинете Александра Сергеевича. Зима. Нянин домик весь заметён снегом.Послушаем музыку и представим, каким был зимний вечер в произведении Чайковского.

Слушание: «Январь. У камелька» П.И.Чайковского)

Дети делятся впечатлениями.

Эпиграфом к своей пьесе Чайковский взял строки Пушкина:

«И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет огонёк,
И свечка догорела».

НК - В доме тепло, уютно, горит огонь в камине, потрескивают угольки, а за окном Что же могло быть в это время за окном?

(Ученик читает «Буря мглою небо кроет» А.С.Пушкина)

- Да, зима бывает разной. И стихи, и музыка рисуют её своими особыми красками.
Я знаю, что вы все любите поэзию замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина. В ранних стихах поэта больше всего деревенских праздников и гуляний, картин сельского приволья. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Он поёт своими произведениями песню любви.

- А что так любит поэт? (Русь, природу, деревню, животных.)

- Давайте сейчас вспомним и послушаем стихи Есенина о зиме и попробуем с помощью музыки поэтического слова перенестись в мир зимней сказки.

(Дети читают стихотворения «Берёза», «Пороша», «Поёт зима, аукает» Есенина).

МУЗ. – Самую разную зиму воспевает Есенин в своих стихах! Она лютая, суровая и прекрасная ,великолепная! Придумайте и вы контрастные образы зимы.
Что вам нравится в зиме, а что пугает?
Все люди похожи: они восхищаются красотами зимы, но если замёрзнут, то
бегут в тепло от мороза!

Послушайте стихотворение итальянского композитора Антонио Вивальди,

( МУЗ.читает стихотворение «Зима» Вивальди).

- Эти строки являются эпиграфом к музыкальному произведению Вивальди. Как вы думаете, композитор его назвал? ( Ответ-Зима).
- Давайте послушаем музыку Вивальди и попробуем «увидеть» её с помощью стихотворения композитора и с помощью вашего сердца.

Слушание: «Зима» из цикла «Времена года» Вивальди).

-Какую картинку нарисовал композитор? Были контрасты в его музыке?
О.В. – Ребята, давайте подумаем – а что общего во всех произведениях, которые мы с вами сегодня слушали, видели, чувствовали?
- Это РОДСТВЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР! Мы все люди! У нас у всех есть душа! И только добрая душа умеет радоваться, любоваться, восхищаться! - А теперь мы проверим что вы запомнили из сегодняшнего урока.

Давайте решим кроссворд.

(Приложение№1).
(Вопросы кроссворда задаются учителями по очереди).

МУЗ.- Молодцы! Вы славно потрудились сегодня! За это вас можно наградить. А наградой пусть вам будет песня «Под музыку Вивальди», которую споёт ансамбль девочек вашего класса. И если вам когда-нибудь станет холодно от зимней вьюги или от какой-то обиды - вспомните эту песню. И ,может быть, вам станет теплее и душа ваша согреется!

(Звучит песня Никитина и Беркова «Под музыку Вивальди»).

НК. – Спасибо вам за то, что старались и хорошо трудились на уроке - слушали, читали, пели.

Итог урока: Литература и музыка: их союз навсегда отмечен печатью благородного воздействия друг на друга. Потому что и музыка у литературы и литература у музыки учились только лучшему.
Учась слушать чувства, выраженные в произведениях композиторов, поэтов, художников, мы учимся понимать их душу и души окружающих нас людей.
Искусство – это то, что может сделать людей добрее и научить их восхищаться и видеть красоту окружающего мира.

Домашнее задание: прочитайте родителям понравившиеся вам стихи русских поэтов о временах года и поделитесь вашими впечатлениях о зимней музыке, прослушанной на сегодняшнем уроке.







1
З
И
М
А










7
С
Л
О
В
О




8
М
У
З
Ы
К
А










2
П
У
Ш
К
И
Н







6
Е
С
Е
Н
И
Н


3
Ч
А
Й
К
О
В
С
К
И
Й







4
М
Е
Т
Е
Л
Ь







5
В
И
В
А
Л
Ь
Д
И




9
Л
Ю
Б
О
В
Ь




Приложение № 1

КРОССВОРД











НК. 1) Какой образ был главным на уроке?
Чему был посвящён наш урок?

НК. 2) «Не гаснул долго огонёк
В уютной няниной избушке,
И слушал, слушал няню» Кто слушал няню?

МУЗ. 3) Какой русский композитор посвятил альбом из 12-ти пьес временам года?

НК. 4) Снежная вьюга, которая дала название повести Пушкина и музыке Свиридова?

МУЗ. 5) Итальянский композитор, который написал 4 концерта, каждый из которых посвятил временам года?

НК. 6) Поэт, воспевший своими стихами любимую Русь? Его творчество считается «песней русского народа».

НК. 7) «Единица» поэтической речи.

МУЗ. 8) А теперь посмотрите на эпиграф к нашему уроку. Чем должно стать слово, с чем объединиться, чтобы «ударить» человеческое сердце и вызвать в этом сердце сильные чувства?
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Какое слово образовалось по вертикали?

9) А какое чувство объединяет всех людей, умеющих восхищаться искусством?

15