Презентация по истории России Повесть временных лет


Повесть временных лет Повесть временных летНаиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве. Охваченный период истории начинается с библейских времён во вводной части и заканчивается 1117 годом. Страница летописи, написанная рукой Нестора Жанры «Повести временных лет» 4. ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ О ВОСТОЧНЫХСЛАВЯНАХ4.1. Расселение славянских племен<…>Спустя много времени сели славяне по Дунаю, гдетеперь земли Венгерская и Болгарская. И от тех славянразошлись по земле и назвались своими именами по тому, гдекто сел на каком месте. Одни, придя, сели на реке именемМорава и прозвались моравами, а другие назвались чехами. Аэто — также славяне: хорваты белые, сербы и хорутане. Волохинапали на славян дунайских, сели среди них и чинили имнасилие. Одни же славяне, пойдя, сели на Висле и назвалисьляхами (поляками), эти ляхи получили название поляне, другиеляхи — лютичи, другие — мазовшане, иные — поморяне. Так же и эте славяне пришли и поселились по Днепру,назвались полянами, другие—древлянами, потому что сели влесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвалисьдреговичами; иные сели на Двине и назвались полочанами, поречке, именуемой Полота, от нее и назвались полочанами. Те жеславяне которые сели около озера Ильменя назвались своимименем – славянами, ипостроили город и назвали егоНовгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму и по Суле иназвались северянами. И так разошелся славянский народ, а поЕго имени и грамота назвалась славянской.<…> Повесть временных лет. – Спб.: изд-во «Азбука» 1997 (далее -Повесть временных лет) //Повесть временных лет., Спб. Перевод Д.С. Лихачева1996года. – С.7. Вопросы:1. Когда с точки зрения автора ПВЛ еще сохранялось славянское единство? Когда оно нарушилось?2. Какова причина «исхода» славян с Дуная и ихпродвижения на восток с точки зрения автора ПВЛ? Как этотвопрос рассматривает современная наука?3. Является ли Подунавье прародиной славян? 4. 2. Обычаи и религия славян<…>Все эти племена имели свои обычаи, и законыСвоих отцов, и предания, и каждое - свой нрав. Поляне имеютобычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохамисвоими и сестрами, матерями и родителями; перед свкровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачныйобычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а наследующий день приносят за нее – что дают. А древляне жилизвериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, еливсе не чистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц уводы. в лесу, как и все звери, ели все не чистое и срамословилипри отцах и при снохах, и браков у них небывало, ноустраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища,на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себежен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И есликто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делалибольшую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, исжигали, а после собрав кости, вкладывали их в небольшойсосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь ещевятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочиеязычники, не знающие закона Божьего, но сами себеустанавливающие законы. <…> Повесть временных лет. С.11 - 12. Вопросы:Вопросы:1. Были ли законы и обычаи восточнославянскихплеменных союзов одинаковы? Как Вы думаете, почему?2. При описании обычаев и нравов полян автор ПВЛприводит традиции явно христианские. Как Вы можете этообъяснить?3. Что общего и каковы различия в обычаях остальныхперечисленных славянских племенных союзов?4. Какие особенности погребального обряда восточныхславян (в частности вятичей) зафиксированы автором ПВЛ, а какие опущены? Как Вы думаете почему? Значение «Повести временных лет»