Календарно-тематическое планирование по физике для СПО, 97ч (145ч)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дисциплины:
ОУД.08 ФИЗИКА
Преподаватель: Ольховская Е.П.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГБПОУ КК «Пашковский сельскохозяйственный колледж»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель методическим объединением
математических и естественно-научных дисциплин Н.Я. Пушкарева Зам. директора по методической работе И.М.СтроцкаяПротокол № ____ от «»_____20___г. «____» ______________ 20____г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дисциплины: ОУД.08 Физика
Специальность:«Ветеринария»
Группы В-11, В-12
Преподаватель Ольховская Е.П.
Составлен в соответствии с программой, утвержденной директором ГБПОУ КК «Пашковский сельскохозяйственный колледж» в 2015г
г. Краснодар
2015 год
РАБОЧИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Курс, семестр Наименование разделов и тем Максимальная нагрузка студента Количество аудиторных часов Самостоятельная работа студента
ВСЕГО Лабораторные работы Практические занятия 1,1 Введение Физика наука о природе 2 2 0 1,1 Раздел 1 Механика 34 24 10 10
1,1 Тема 1.1 Характеристики механического движения. Системы отсчета Относительность механического движения 4 4 2 1,1 Тема 1.2 Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. 2 2 1,1 Тема 1.3 Виды движения: равномерное, равноускоренное, и их графическое описание 6 4 2 2
1,1 Тема 1.4 Движение по окружности с постоянной по модулю скорости 4 2 2
1,1 Тема 1.5 Взаимодействие тел. Принципы суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения, невесомость. 4 2 2
1,1 Тема 1.7 Закон сохранения импульса и реактивное движение 4 4 2
1,1 Тема 1.8
Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность. 6 6 4 2
1,1 Раздел 2 Молекулярная физика. Термодинамика. 24 14 2 10
1,1 Тема 2.1 Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений. Характеристика газообразного состояния вещества. Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. 4 2 2
1,1 Тема 2.2 Уравнение Клапейрона-Менделеева, графики изопроцессов. 2 2 1,1 Тема 2.3 Модель строения жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание.Насыщенный и ненасыщенный пар.Влажность воздуха. 4 4 2 2
1,1 Тема 2.4 Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Аморфные и жидкие кристаллы. 4 2 2
1,1 Тема 2.5 Изменение агрегатных состояний вещества. Плавление и кристаллизация. Уравнения теплового баланса. 2 2 2
1,1 Тема 2.6 Внутренняя энергия и работа газа. Первый закон термодинамики. Тепловые двигатели. 2 2 2
1,2 Раздел 3 Электродинамика 40 30 10
1,2 Тема 3.1 Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. 4 2 2
1,2 Тема 3.2 Напряженность поля. Потенциал поля. Разность потенциалов. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Решение задач. 4 2 2
1,2 Тема 3.3 Электрическая емкость. Конденсатор. 2 2 1,2 Тема 3.4 Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение. Электрическое сопротивление. 2 2 1,2 Тема 3.5 Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. 4 4 2 1,2 Тема 3.6 ЭДС источники тока. 4 4 2 1,2 Тема 3.7 Тепловые действия электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Мощность электрического тока. 6 4 2 2
1,2 Тема 3.8 Электрический ток в металлах, электролитах, газах, вакууме. 2 2 1,2 Тема 3.9 Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковый диод. 4 2 2
1,2 Тема 3.10 Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Принцип действия электродвигателя. 4 2 2
1,2 Тема 3.11 Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея. 2 2 1,2 Тема 3.12 Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. 2 2 1,2 Раздел 4 Колебания и волны 28 18 10
1,2 Тема 4.1
Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. 6 4 2 2
1,2 Тема 4.2
Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. 2 2 1,2 Тема 4.3
Упругие волны. Звуковые волны. Интерференция, дифракция звуковых волн. 6 4 2
1,2 Тема 4.4 Ультразвук и его использование в технике. 4 2 2
1,2 Тема 4.5 Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные колебания. Электрический резонанс. 4 2 2
1,2 Тема 4.6 Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. 4 2 2
1,2 Тема 4.7
Трансформатор. Решение задач. 2 2 Раздел 5
Оптика 18 10 8
1,2 Тема 5.1 Законы отражения и преломления света. Плоскопараллельная пластина. Призма. 6 4 2 2
1,2 Тема 5.2 Интерференция света. 2 2 1,2 Тема 5.3 Дифракция света. Дифракционная решетка. 5 2 3
1,2 Тема 5.4 Дисперсия света, спектральный анализ. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучение. 5 2 3
Раздел 5 Элементы квантовой физики 18 12 - 6
1,2 Тема 5.1 Волновые и корпускулярные свойства света. Гипотеза Планка о квантах. 2 2 1,2 Тема 5.2 Фотоэффект. Фотон. 4 2 2
1,2 Тема 5.3 Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта.Люминесцентная лампа. 4 2 2
1,2 Тема 5.4 Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Квантование энергии. Поглощение и испускание света атомом. Принцип действия и использования лазером. 2 2 2
1,2 Тема 5.5 Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии. 2 2 1,2 Тема 5.6 Радиоактивные излучения и их воздействия на живые организмы. Проблемы ядерной и атомной энергетики. 2 2 1,2 Раздел 6 Эволюция вселенной 16 10 6
1,2 Тема 6.1 Эффект Доплера и обнаружения «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии. 4 2 2
1,2 Тема 6.2 Эволюция горения звезд. Термоядерный синтез. Термоядерная энергетика 6 4 2
1,2 Тема 6.3 Образования планетных систем. Солнечная система. Гипотезы рождения и эволюции солнечной системы. 6 4 2
1,2 Итоговое занятие. 1 1 Итого: 181 121 24 60
В результате освоенияучебной дисциплины студент должен:
уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий;
делать выводы на основе экспериментальных данных;
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
применять полученные знания для решения физических задач;
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
измерятьряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей*;
знать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная; смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд; смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
ПЛАН ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
№ занятия Наименование разделов, тем и основных вопросов Учебная аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
Кол-во часов Вид учебного занятия Наглядные пособия, оборудование,
ТСО Литература, задание для студентов Кол-во
часов Вид работы
1 Введение.Физика наука о природе 2 урок усвоения знаний п.1-4 Механика 2. Характеристики механического движения. Системы отсчета 2 урок усвоения знаний П. 5-6,7 3. Определение плотности твёрдого тела правильной геометрической фигуры ЛР 1 2 ЛР ИТК, весы, набор тел правильной геометрический формы, штангенциркуль4. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Виды движения: равномерное, равноускоренное, и их графическое описание 2 урок усвоения знаний ПК, проектор, учебные видеоролики П. 8-10 П. 11-16
3. 1.1.3, 1.2.1 стр. 13 2 Решение задач на нахождение характеристик механического движения
5. Определение ускорения и скорости при равноускоренном движении ЛР22 ЛР ИТК, штатив, направляющая рейка, каретка, секндомер6. Движение по окружности с постоянной по модулю скорости 2 урок усвоения знаний ПК, проектор, электронные презентации П. 17-19
З. 1.4.. стр 16
7. Взаимодействие тел. Принципы суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона..2 урок усвоения знаний П. 20-22
З. 2.1.1, 4.2.1
Стр 21, 2 Рефераты
8. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения, невесомость 2 Комбинированный П.23-24 9. Закон сохранения импульса и реактивное движение 2 урок усвоения знаний П.32-33 10. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность. 2 урок усвоения знаний П. 34-40 2 Молекулярная физика. Термодинамика. 11. Агрегатные состояние вещества. Идеальный газ. Связь между давлением и кинетической энергией. Уравнение Клапейрона-Менделеева, графики изопроцессов. 2 урок усвоения знаний Модель броуновского движения П.65-67, 69,72 2 Подготовка докладов
12. Модель строения жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. Влажность воздуха. Определение коэффициента поверхностного натяжения ЛР 3 2 ЛР Психрометр, психрометрическая таблица, Проектор, ПК, учебные фильмы, набор капилляров, штангенциркуль П. 86-91 2 Решение задач
13. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Аморфные и жидкие кристаллы. 2 урок усвоения знаний Примеры кристаллов П.93-96 2 Подготовка презентаций, выращивание кристаллов
14. Изменение агрегатных состояний вещества. Плавление и кристаллизация. Уравнения теплового баланса. 2 урок усвоения знаний П. 97-98, 78 2 Решение задач
15. Внутренняя энергия и работа газа. Первый закон термодинамики. Тепловые двигатели 2 урок усвоения знаний Плакаты П. 74-79, 81 2 Подготовка презетацийЭлектродинамика 16. Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. 2 урок усвоения знаний Султанчики на подставках, электрофорная машина, ПК проектор П. 99-101
З.7.1.3 2 Сообщения
17. Напряженность поля. Потенциал поля. Разность потенциалов. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. 2 урок усвоения знаний Электроскоп, эбонитовая палочка, шерсть П. 102-105
З 7.1.3 2 Решение задач
18. Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение. Электрическое сопротивление. 2 урок усвоения знаний Амперметр, вольтметр, провода, резисторы П. 112-113, 115 2 Рефераты
19. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. 2 урок усвоения знаний Амперметр, вольтметр, провода, резисторы П.114,116-117
З. 8.1.1, 8.2.5 2 Работа с дополнительной литературой
20. Изучение закона Ома для участка цепи ЛР 4 2 ЛР ИТК, Набор «Электричество» 21. ЭДС источники тока. 2 урок усвоения знаний Аккумулятор, гальванический, ПК, проектор «виртуальная лаборатория» П.113 22. Тепловые действия электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Мощность электрического тока. 2 урок усвоения знаний ПК, проектор, учебный фильм П. 120 2 Решение задач
23 Исследование зависимости мощности от напряжения ЛР 5 2 ЛР ИТК, набор «Электричество» 24. Электрический ток в металлах.Электрический ток в электролитах.Электрический ток в газах, вакууме. 2 урок усвоения знаний Плакаты, ПК, проектор, учебный фильм П.121-127 25. Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы 2 урок усвоения знаний Плакаты, ПК, проектор, учебный фильм П. 128-130 2 Доклады, презентации
26. Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы. 2 урок усвоения знаний Магниты, железные опилки, демонстрационная модель «Магнитное поле» Модель электродвигателя, амперметр П. 131-140 2 Презентации, сообщения
27. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея. 2 урок усвоения знаний Соленоиды, катушки, магниты П.142 28. Вихревое электрическое поле. Правило Ленца.Самоиндукция. Индуктивность.* 2 урок усвоения знаний ПК, проектор, учебный фильм П.143-145,147 Колебания и волны 29 Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. 2 урокусвоения знаний Волновая машина, метаматический маятник П. 43-48 З.12.1.2 стр 56 2 Работа с доп. Литературой
30 Исследование зависимости периода колебаний от длины маятника и определение ускорения свободного падения ЛР 6 2 ЛР ИТК, набор «Механика» 31. Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. 2 урок усвоения знаний Волновая машина П. 49-51 32 Решение задач 33 Упругие волны. Звуковые волны. Интерференция, диффракция звуковых волн. 2 2 Подготовка презентаций
34. Ультразвук и его использование в технике. 2 урок усвоения знаний П. 52-53
З.12.1.3 стр 56 2 Подготовка докладов
35. Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. 2 урок усвоения знаний ПК, проектор, учебный фильм П.162-163 2 36. Трансформатор. Решение задач.
2 урок усвоения знаний Модели трансформаторов П.148, З 13.3.2, 13.3.4 Оптика 37 Законы отражения преломления света. Исследование отражения света. 2 урок усвоения знаний Плоскопараллельная пластина, бипризма Френеля, заркало, экран со щелью П.167-171.
З 14.1.1, 2 Подготовка докладов
38 Измерения показателя преломления вещества ЛР 72 ЛР Набор «Оптика» 39 Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка. Дисперсия света, спектральный анализ. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучение. 2 урок усвоения знаний ПК, проектор учебный фильм, дифракционная решетка П.179з. 14.4.1 Строение атома и квантовая физика 40 Волновые и корпускулярные свойства света. Гипотеза Планка о квантах. 2 урок усвоения знаний ПК, проектор учебный фильм П.174-175 41 Фотоэффект. Фотон. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта. Люминесцентная лампа 2 урок усвоения знаний ПК, проектор учебный фильм П. 193-197з. 15.2.1, 15.2.3 2 Сообщения
42 Строение атома: планетарная модель и модель Томсона. Квантование энергии. Поглощение и испускание света атомом. Принцип действия и использования лазером. 2 урок усвоения знаний ПК, проектор учебный фильм П.201-207,
З. 16.1.1, 16.1.4 2 Подготовка сообщений
43 Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии. 2 урок усвоения знаний ПК, проектор учебный фильм П. 210-211, з. 16.5.2 44 Радиоактивные излучения и их воздействия на живые организмы. Проблемы ядерной и атомной энергетики 2 урок усвоения знаний ПК, проектор учебный фильм? П.208-209, 212-215 Эволюция вселенной 45 Эффект Доплера и обнаружения «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии. 2 урок усвоения знаний ПК, проектор учебный фильм П. 226 2 Подготовка презентаций
46 Эволюция горения звезд. Термоядерный синтез. Термоядерная энергетика 2 урок усвоения знаний ПК, проектор учебный фильм, демонстрационный набор «Цепная ядерная реакция» П. 227 2 Подготовка докладов
47 Образования планетных систем. Солнечная система. 2 урок усвоения знаний ПК, проектор учебный фильм П. 228-231 48 Гипотезы рождения и эволюции солнечной системы 2 Комбинировананныйпроектор учебный фильм П.230-231 49 Итоговое занятие, повторение изученного. 1 ИТОГО 97 Преподаватель Ольховская Е.П.
ИЗМЕНЕНИЯ ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ, ПРИНЯТЫЕ ЦИКЛОВОЙ КОМИССИЕЙ
№ п/п №, дата протокола Содержание изменения по программе, в т. ч. по лабораторным работам и практическим занятиям Подпись председателя методического объединения
Используемая литература
№ п/п ОСНОВНАЯ
1 Дмитриева В.Ф. ОУД.08 Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.
2 Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб.пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
3 Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учеб.пособия для учреждений сред. проф. образования / В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. — М., 2014.
4 Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учеб.пособия для учреждений сред. проф. образования / В.Ф.Дмитриева, А.В. Коржуев, О.В. Муртазина. — М., 2015.
5 Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронный учеб.-метод. комплекс для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
6 Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронное учебное издание (интерактивное электронное приложение) для образовательных учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.
7 Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 10 класс.— М., 2010. Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 11 класс. — М., 2010. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: Сборник задач. — М., 2013.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1 Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: Решения задач. — М., 2015.
2 Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика. Справочник. — М., 2010. Фирсов А.В.
3 Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для образовательных учреждений сред.проф. образования / под ред. Т.И.Трофимовой. — М., 2014.
Для заметок преподавателя и замечаний проверяющих
Таблица фактического выполнения плана
№ занятия Наименование разделов, тем. Кол-во часов С – 11 С – 12 С-13 М– 11 П– 11
План Фактически План Фактически План Фактически План Фактически План Фактически
1 2 2. 2 3. 2 4. 2 5. 2 6. 2 7. 2 8. 2 9. 2 10. 2 11. 2 12. 2 13. 2 14. 2 15. 2 16. 2 17. 2 18. 2 19. 2 20. 2 21. 2 22. 2 23. 2 24. 2 25. 2 26. 2 27. 2 28. 2 29. 2 30. 2 31. 2 32. 2 33. 2 34. 2 35. 2 36. 2 37. 2 38. 2 39. 2 40. 2 41. 2 42. 2 43. 2 44. 2 45. 2 46. 2 47. 2 48 2 49 2 50 2 51 2 52 2 53 2 54 2 55 2 56 2 57 2 58 2 59 2 60 2 61 2 ИЗМЕНЕНИЯ ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ, ПРИНЯТЫЕ ЦИКЛОВОЙ КОМИССИЕЙ
№ п/п №, дата протокола Содержание изменения по программе, в т. ч. по лабораторным работам и практическим занятиям Подпись председателя предметной (цикловой) комиссии
Используемая литература
№ п/п ОСНОВНАЯ
1. Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник / А.В. Фирсов; под ред. Т.И.Трофимовой. – 6 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 352 с.
2. Самойленко П.И. Физика для профессий социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для среднего проф. образования / П.И. Самойленко. – 6 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 469 с.
3. Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2008.
4. Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2008.
5. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
6. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
7. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): учебник для студ. образоват. учреждений сред.проф. образования. – М. : Академия, 2010
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Жданов Л.С., Жданов Г.Л. Физика для средних специальных учебных заведений: Учебник – М.: Наука, 2010
2. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): учебник для студ. Образоват. Учреждений сред.проф. образования – М.: Академия, 2010.
3. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросов по физике. – М.: Академия, 2010.
Жданов Л.С., Жданов Г.Л. Физика для средних специальных учебных заведений: Учебник – М.: Наука, 2010
Для заметок преподавателя и замечаний проверяющих