Программа Школьное лесничество Лянторец


ПРОГРАММА
Школьное лесничество «Лянторец»
В настоящее время в соответствии с национальным проектом “Образование” экологическое воспитание школьников становится одним из наиболее перспективных направлений. При школах организуются детские и подростковые экологические объединения. Они различаются по форме, методам, приемам и стилю работы, однако задачи у них одни: привить учащимся любовь к родному краю, научить их бережно относиться к природе, расширить знания в области биологии, экологии и других естественных наук, сформировать трудовые умения и навыки.
Пояснительная записка.
Актуальность. Человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. В результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения.
Экологическое просвещение взрослого населения и подрастающих поколений – настоятельная потребность сегодняшнего дня и поэтому одной из важнейших задач современной школы является обучение учащихся глубоким экологическим знаниям и привитие им навыков осознанной экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту. Именно формирование экологической культуры у детей закладывает основы взаимоотношений человека с природой.
Хороший гражданин сразу не рождается, а длительно воспитывается. В воспитании гражданина, с активной жизненной позицией, сознательным отношением к долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения, немаловажным становится воспитание трудолюбия.
Но только словами трудолюбие не воспитаешь. Посильный для здоровья детей и возраста общественно-полезный труд- труд настоящий, необходимый обществу - обязательное условие.
Одной из форм труда, которая развивает детский организм, обостряет ум и укрепляет здоровье учащихся, является работа в школьном лесничестве.
 
Цели и задачи программы
Цель: воспитать чувство единства с природой, привить любовь к родному краю, научить бережному отношению к “зеленому другу”.
Задачи:
• укрепление и расширение знаний об основах охраны природы, по лесоведению;
• развитие навыков практической работы по охране и защите леса: посадка и посев леса, сбор лекарственного сырья, умение вести наблюдения, описания леса;
• осмысление связи между деятельностью человека и природой, выработка собственного нравственного отношения к окружающему миру, стремление улучшить его.
Отличительные особенности программы
По программе предусмотрено активное вовлечение детей в самостоятельную учебнотворческую деятельность через личностное познание края – экскурсии, походы, экспедиции, практические задания по изучению явлений и объектов лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия на лес, проведение опытов, научно-исследовательских работ.
Изучение книг, журнальных статей, народных традиций, получение знаний об охране и защите леса.
Тип и вид программы
4.1. Возрастной контингент обучающихся – 12–15 лет.
4.2. Статус – объединение.
4.3. Вид программы – межпредметная, ориентационная, активная (призывает вооружить учащихся определенными умениями, деятельностными навыками по экологическому образованию).
4.4. Состав группы – постоянный.
4.5. Срок реализации программы – 1 год.
 
Формы и режим занятий
Формы занятий: используются коммуникативные методы, групповые занятия, активные и интерактивные формы взаимодействия, проектные технологии. Предполагаются сочетание обзорных лекций с творческими встречами; проведение публичных защит исследовательских проектов, а также включение в учебную деятельность экскурсии в Пимское лесничество, работа на экологической тропе.
Режим занятий – 4,5 часов в неделю.
 
Ожидаемые результаты
Программа нацелена на следующие результаты:
• развитие у ребят предметных и ключевых компетентностей – ценностносмысловых, учебнопознавательных, коммуникативных, общекультурных и других, необходимых в любой профессиональной деятельности;
• профессиональную ориентацию лесотехнического направления;
• ориентацию на трудовую деятельность в родном крае;
• привитие любви к лесу, природе, выполнение интересных, занимательных заданий, связанных с познанием сложной разнообразной жизни лесного комплекса;
• получение необходимого минимума знаний по охране природы, в частности по лесному делу;
• умение осуществлять экологический мониторинг в закрепленном участке;
• практические навыки по выращиванию саженцев сосны, березы, тополя и уходу за ними;
• умение наблюдать за жизнью лесных животных и вести их учет;
• умение вести разъяснительную природоохранную работу среди посетителей леса, туристов, паломников: знакомить с правилами противопожарной безопасности и поведения в лесу, нормами и правилами сбора лекарственных трав, даров леса;
• участие в экологических акциях: “Посади кедр”, Чистый лес, День птиц, День Земли;
научнопрактических конференциях школьников “Шаг в будущее”;
• воспитание юных хозяев леса – будущих кадров “зеленого цеха”.
Подведение итогов реализации программы
Предусматриваются следующие формы:
• выставки;
• научно-практические конференции “Шаг в будущее”;
• пресс-конференции “Войди в лес с другом”;
• конкурс плакатов по противопожарной безопасности и их защита;
• экологический слет школьных лесничеств;
• конкурсы, соревнования, праздники и т. д.
Содержание программы
Основы лесоведения и лесоводства
Лес – богатство нашего края.
Основы лесоведения и лесоводства.
Общие сведения о лесе
Общие сведения о лесе
Лесной биоценоз, его охрана.
Лесная подстилка – “одеяло почвы”.
Климатические, географические факторы и лес. Лесные почвы
Парад лесных ягод.
Грибное лукошко.
Лесная аптечка.
Лес и здоровье человека.
Роль леса. Биосферное значение леса.
Восстановление леса
Защитное лесоразведение. Лесопосадки в поселениях
Животный мир леса
Охраняемые животные округа
Мой любимый уголок леса.
Рубка леса. Очистка мест рубки.
Посади свое дерево.
Полезные насекомые леса.
Подведение итогов работы.
 
Исследовательская и практическая работа
• фитоценоз. Количественные и качественные отношения между растениями;
• ярусы и ярусное расчленение фитоценоза;
• фенологическое состояние растений;
• учет естественного возобновления под пологом леса и на вырубках закрепленного участка;
Опыты в школьном лесничестве
• правила очистки лесов и лесных насаждений;
• определение грунтовой всхожести семян сосны в зависимости от срока посева. Организация подкормки птиц и зверей в зимнее время;
• наблюдение за поведением и образом жизни полезных и вредных птиц;
• проведение учета животного мира на закрепленном участке;
• организация патрулирования членами школьного лесничества в целях предотвращения незаконной рубки леса;
• создание уголка лесничества;
• создание зеленой зоны вокруг школы.