Рабочая программа малой лесной академии школьное лесничество Дриада
Федеральное агентство лесного хозяйства РФ ФБОУ СПО «Вяземский лесхоз-техникум имени Н.В.Усенко»
Утверждаю:Рабочая программаШкольного лесничества «Дриада»На 2011 – 2014 уч. год.
Программу составила Парусова Е.В. руководитель школьного лесничества
Рабочая программа подготовлена в соответствии с требованиями ГОС, обсуждена и утверждена на заседании предметной комиссииспецдисциплины
« 40 » 2011 год.
Протокол № 1
Печать:
« 10« сентяюря 2011 год
Рецензент: Генрих Л.И.
_______________подпись
Рецензияна рабочую программу школьного лесничества составленную Парусовой Е.В. руководителем школьного лесничестваРабочая программа школьного лесничества составленная руководителем Прусовой Е.В. школьного лесничества выдержала в соответствии с требованиями ГОСа. Напечатана на 23 страницах, имеет 10 таблиц.
Всего по дисциплине 181 часа, в том числе 40 часа практических - общий объем программы, включающий следующие разделы:
Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Условия реализации программы
Содержание программы
Реализация программы
Перечень рекомендуемой литературы
Технические средства обучения
Автором достаточно глубоко раскрыта роль комплекса дисциплин по лесоведению в современном лесном хозяйстве, а в частности воспроизводстве и использовании лесов.
В тематической постановке раскрытия дисциплины прослеживается новый, более высокий уровень методической работы преподавателя, основой является активные, развивающие формы обучения. Важное место при этом отводится самостоятельной работе школьников.
В раскрытии тем наблюдается структурно-логические связи естественно-научных дисциплин. Также прослеживается региональный компонент.
Важным моментом является закрепление и углубление полученных знаний в форме участия в межкраевых соревнованиях. Вся работа школьного лесничества носит характер частично-поисковой работы, что природными и экономическими условиями позволяет в дальнейшем применить его на практике.
Практическое обучение несет в себе направление производственных взаимосвязей. В поставленных практических заданиях отражается обобщение систематизация имеющихся знании.
Недостатком работы можно отметить объемность включаемой информации, при изучении данной дисциплины, с учетом объема часов.
В целом программа отвечает поставленной цели в подготовке специалистов - юных лесоводов.
Рецензент: Преподаватель «Лесоводства» Мурзин Д.С.
Рецензияна рабочую программу школьного лесничества, составленную Праусовой Е.В. руководителем школьного лесничества
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОСа. В ней представлены следующие разделы:
Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Условия реализации программы
Содержание программы
Реализация программы
Перечень рекомендуемой литературы
Технические средства обучения
В пояснительной записке указаны цели, практическая направленность работы обозначена структурно-логическая схема курса, а также перечислены основные знания, умения и навыки, которые формируются в ходе изучения всех предметов.
В тематическом плане представлены разделы и темы курса, указана последовательность их изучения, формы учебных занятий, виды контроля.
Разбивка разделов на темы проведена с учетом рационального, сочетания объемов теоретических и практических занятий и соответствует учебному плану.
Четко обозначены по каждой теме необходимые знания, умения и навыки требуемом объеме, указаны формы контроля, которые отличаются разнообразием. В содержании тем выделяется региональный компонент, передаче рекомендуемой литературы указано название, автор год издания.
В целом рабочая программа соответствует требованиям ГОСа и рекомендуется для использования в работе.
Рецензент: преподаватель лесоустройства и лесной таксации Тарасенко И.А И.А. И.А.
Пояснительная запискаРабота по организации и обеспечению деятельности школьного лесничества «Дриада» в ФБОУ СПО «Вяземский лесхоз-техникум им. Н.В.Усенко» находится в стадии становления, развития и поиска. Отрабатываются новые формы и методы деятельности, апробируются методики, совершенствуются знания и приобретается опыт для того, чтобы результаты работы были максимально приближены к требованиям задач сбережения природных богатств нашего государства.
Школьное лесничество решает вопросы важные для общества - это:
-экологическое образование школьников, воспитание у них бережного отношения к природе;
-оказание практической помощи учебному хозяйству ФБОУ СПО «Вяземский лесхоз-техникум им. Н.В.Усенко» в деле воспроизводства, охраны и защиты лесов, не истощительного использования лесных богатств, содействие работникам лесного хозяйства в проведении мероприятий по охране лесов от пожаров, самовольных порубов и других лесонарушений;
-обучение школьников навыкам исследования природы леса, привлечения их к участию в осуществлении опытно - исследовательской работы для решения региональных проблем локального уровня в области охраны природы и лесного хозяйства на территории гослесфонда совместно со специалистами лесхозов и учеными;
-профессиональная ориентация школьников, подготовка из их числа будущих специалистов лесного хозяйства;
-пропаганда среди населения знаний о лесе, ведение разъяснительной пропагандистской работы по вопросам охраны лесов от пожаров, их восстановления и рационального использования, защиты от вредителей и болезней леса, охраны и использования объектов животного мира;
-организация и проведение в школах, населенных пунктах массовых мероприятий природоохранной направленности: праздников «День птиц», «Неделя леса», закладку памятных посадок, создание экологических троп, проведение обзорных экскурсий, выставок, конкурсов и др.
Участвуя в работе школьных лесничеств, юные лесоводы получают теоретические знания по лесохозяйственным дисциплинам и другим специальным дисциплинам, практические навыки ведения лесного хозяйства, что позволяет им вести работу на закрепленной за школьным лесничеством территории лесного фонда, исполнять обязанности специалистов лесного хозяйства при организации и проведении комплекса лесохозяйственных мероприятий, совмещая ее с проведением исследовательской и опытнической работы и лесоохранной агитации и пропаганды - то есть, предполагается четкая профориентационная направленность деятельности школьных лесничеств.
Участие в работе школьного лесничества - не только ступенька в познании мира, окружающей природы, но и приобретение дополнительных знаний об окружающей природе, практических навыков и опыта проведения лесохозяйственных мероприятий. Все это пригодится подрастающему поколению в последующие годы при выборе специальности, учебе в техникумах и вузах, работе в различных отраслях страны. Задача тех, кто сегодня организует и обеспечивает управление лесным хозяйством позаботиться об использовании результатов подготовки молодежи в школьном лесничестве для привлечения их к работе в лесном хозяйстве.
Поэтому и направленность деятельности школьного лесничества предусматривает подготовку и воспитание школьников для последующей трудовой деятельности, прежде всего, в системе лесного хозяйства.
Целенаправленная работа по освоению объема знаний и навыков, определенных настоящей программой школьниками за период их работы в школьных лесничествах, является стратегической в решении вопроса по обеспечению лесного хозяйства республики квалифицированными кадрами специалистов, лесников и других работников. Основой для разработки программы послужили квалификационная характеристика лесника, а также учебный план и программа для подготовки лесников в лесотехнических школах и лесных техникумах, разработанная Федеральной службой лесного хозяйства в 1993 году.
Методической основой для подготовки лесников в системе школьных лесничеств могут быть изданные в последние годы Агентством лесного хозяйства «Методические пособия в помощь руководителям школьных лесничеств», « Методические рекомендации и методики проведения опытнических и исследовательских работ в школьных лесничествах» и «Справочные материалы для организаторов работы в школьных лесничествах». Они предназначены для специалистов лесного хозяйства, учителей школ, работающих с детьми в школьных лесничествах, руководителей и членов школьных лесничеств, а также студентам в вузах и техникумах.
Пособия содержат методические рекомендации по организации работы в школьных лесничествах, проведению мероприятий природоохранной и лесохозяйственной направленности, а также справочные материалы, необходимые для проведения занятий в лесных кружках, самостоятельной работы школьников, в том числе, при ведении ими лесного хозяйства на закрепленной за школьным лесничеством территории лесного фонда, в соответствии с проектом организации и развития лесного хозяйства и производственным планом, являющимся частью общего плана лесхоз-техникума, а также проведению других мероприятий.
Раздел 1. Цели и задачи программыЦелью освоения настоящей программы является профессиональная ориентация школьников, их подготовка в системе школьного лесничества, как будущих специалистов лесного хозяйства (лесников) в области экологии, охраны природы, лесоведения и лесоводства, а также других разделов лесохозяйственной науки и специальных дисциплин.
В результате изучения определенных программой дисциплин подростки должны знать: -положения, инструкции, приказы, распоряжения и другие материалы, относящиеся к работе лесника, его права и обязанности;
-топографические, ландшафтные и лесорастительные условия и особенности района проживания;
-правила пожарной безопасности и санитарные правила в лесах;
-правила отпуска древесины на корню, правила и сроки охоты, правила сенокошения, пастьбы скота и других побочных пользований;
-организацию и технологию работ по посевам и посадке леса, уходу за лесом и лесными культурами, заготовке лесных семян из лесосеменного материала;
-технические требования и стандарты на заготавливаемые лесные семена и лесосеменной материал, пищевые продукты леса, лекарственные растения и техническое сырье, древесную зелень;
-основные сведения о строении древесины и ее свойствах;
-способы и средства тушения лесных пожаров;
-границы и территории обхода;
-признаки появления и распространения вредных лесных насекомых и болезней
леса;
-существующее трудовое и лесное законодательство;
-элементы экономики лесного хозяйства;
-основы охраны труда и техники безопасности, должны уметь:
-руководить работами по посадке леса, посеву леса, содействию естественному возобновлению леса, уходу за лесопосадками, закладке лесосеменных обьектов;
-участвовать в отводе лесосек, а также лесных площадей под сенокосные угодья, пастбища и прочие побочные пользования;
-определять деревья, подходящие в рубку по лесохозяйственным требованиям при проведении рубок ухода и санитарных рубок;
-определять размер лесонарушений и ущерб от них;
-определять ущерб от пожаров;
-составлять протоколы о нарушениях лесного законодательства;
-в случае возникновения лесного пожара принимать меры по организации его тушения.
должен иметь навыки:
-ведения фенологических наблюдений на территории проживания;
-определения урожая грибов и урожайности лесных ягодников и лесных семян; -работы с геодезическими инструментами по отводу лесосек, а также лесных площадей под сенокосные угодья, пастбища и прочие побочные пользования;
-использования простейших таксационных инструментов при определении диаметра и высоты насаждения;
-определения насекомых-вредителей леса;
-определения лекарственных растений, произрастающих в лесу;
-посадки саженца или черенка;
-определения минеральных удобрений по внешним признакам;
-определения пород деревьев или кустарников по семенам;
-назначение в рубку деревьев;
-пользования картографическим материалом.
Раздел 2. Условия реализации программы
Программа рассчитана на учащихся 4-11 классов, принимающих участие в деятельности школьного лесничества.
Форма обучения очная. Учебные предметы изучаются на теоретических и практических занятиях школьного лесничества, преподавание дисциплин проводится специалистами лесхоз-техникума и учителями школ.
Для усвоения материалов максимально используются природные и производственные объекты, наглядные пособия, гербарии, нормативные документы, бланки, аудиовизуальные средства и другие активные формы обучения.
Логическим продолжением изучения предметов и действенной формой подготовки школьников к трудовой деятельности является практическая работа на закрепленной за школьным лесничеством территории лесного фонда и ведение опытнической и исследовательской работы.
Для учащихся могут проводиться групповые и индивидуальные консультации специалистами лесхоза, лесхоз-техникума, экскурсии на объекты лесохозяйственного назначения.
Текущей формой контроля освоения материала являются участие школьников всмотрах школьных лесничеств, проводимых в районе, а также в краевых слетах, смотрах и конкурсах.
Раздел 3, Содержание программы
3.1. Общий план освоения программы
№№ппНаименование предмета Кол-во часов
Всего В т.ч. практич. занятия
1. Теоретическое обучение 1. Охрана природы 6 2. Лесоводство 41 15
3. Основы лесной таксации и подготовка лесногофонда 16 8
4. Защита и охрана леса, животного мира и среды его обитания 13 5
5. Лесовосстановление и лесоразведение 10 4
6. Механизация лесохозяйственных работ 6 4
7. Побочное пользование 6 3
8. Охрана труда 7 1
Итого 105 40
2. Производственное обучение 1. Лесоводство 10 2. Основы лесной таксации и подготовка лесного фонда 4 3. Защита и охрана леса, животного мира и среды его обитания 4 4. Лесовосстановление и лесоразведение 6 5. Побочное пользование 2 Итого 26 Опытническая работа 40 Консультации 10 Всего 181 40
3.2. Примерная последовательность изучения предметов
№№
ппНаименование предметов Год обучения Всего часов на год
обучения
1 11 111 1. Теоретическое обучение 1. Охрана природы 6 6
2. Лесоводство 21 20 41
3. Основы лесной таксации и подготовка 8 8 16
лесного фонда 4. Защита и охрана леса, животного мира и среды его обитания 5 5 3 13
5. Лесовосстановление и лесоразведение 4 4 2 10
6. Механизация лесохозяйственных работ 3 3 6
7. Побочное пользование 3 3 6
8. Охрана труда 7 7
2. Производственное обучение 1. Лесоводство 2 2 6 10
2. Основы лесной таксации и подготовка лесного фонда 4 4
3. Защита и охрана лесного фонда 2 2 4
4. Лесовосстановление и лесоразведение 2 2 2 6
5. Побочное пользование 2 2
Опытническая работа 5 10 25 40
Консультации 1 9 10
Итого 60 60 61 181
Раздел 4. Реализации программыТеоретическое обучениеОхрана природыПримерный тематический план
№№
ппНаименование тем Кол-во часов
Всего в т.ч. практич.
Введение 1 1. Научные основы охраны окружающей среды 1 2. Охрана окружающей среды от загрязнений 1 3. Экологические основы ресурсосберегающих технологий 1 4. Правовые основы охраны природы. Лесное законодательство 1 5. Охрана окружающей среды на объектах работ 1 Итого 6 Содержание предмета
Введение
Предмет и задачи курса, связь с другими дисциплинами. Состояние окружающей среды на современном этапе научно-технического и социального развития общества. Значение вопросов охраны природы, защиты и охраны леса для жизни человека.
Законодательные документы по экологическому оздоровлению страны. Охрана природы - органическая составная часть деятельности лесничества.
Научные основы охраны окружающей среды
Основные понятия и определения биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот веществ в природе. Роль лесов в биологическом круговороте и поддержание экологического равновесия в окружающей среде. Пищевые цепи. Экология - научная основа охраны природы. Мониторинг, Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
2.Охрана окружающей среды от загрязнения
Охрана атмосферного воздуха
Состав атмосферного воздуха. Источники загрязнения атмосферы, их виды и классификация. Воздействие загрязнителей воздуха на окружающую среду. Циркуляция загрязнений, их взаимодействие и превращение в природной среде. Шум. Вибрация. Их влияние на природу и человека. Мероприятия по предотвращению и снижению уровня загрязнений воздуха. Роль лесов в уменьшении и предотвращении загрязнений окружающей среды.
Охрана водных ресурсов
Водные ресурсы и их значение. Источники загрязнения природных вод. Тепловое загрязнение водоемов. Мероприятия по уменьшению количества и загрязненности сточных вод. Применение сточных вод в лесных питомниках и сельском хозяйстве. Охрана водных источников от загрязнения химическими удобрениями, пестицидами, биогенными веществами, отходами животноводческих комплексом и молевым сплавом. Значение пойменных лесов для очистки сточных вод.
Охрана почв и недр
Земельные ресурсы. Источники загрязнения почв и недр. Изменение физико - химических свойств почвы. Нарушение земель под влиянием сельскохозяйственной, инженерно-строительной и горно - технической деятельности человека. Влияние минеральных и химических удобрений, пестицидов на состав и качество почв. Мелиорация земель. Борьба с водной и ветровой эрозией. Роль полезащитного лесоразведения в сохранении и восстановлении плодородия почв. Рекультивация земель.
Охрана растительного и животного мира
Значение растений и животных в природе и жизни человека. Причины вымирания животных и исчезновения растений. Антропогенное воздействие человека на природу. Охрана отдельных видов растений, растительных сообществ, заповедных территорий. Охрана животного мира. Красная книга.
Экологические основы ресурсосберегающих технологий
Создание ресурсосберегающих технологий - путь решения проблемы охраны окружающей среды. Малоотходные и безотходные технологии. Комплексное использование природного сырья, в том числе леса и вторичных материальных ресурсов. Лесоводственная и экономическая эффективность новой лесозаготовительной техники. Природоохранное значение разработки лесосек с сохранением подроста. Создание лесопромышленных комплексов, как важная мера по рациональному использованию лесов.
Хозяйственный эффект от предупреждения нерационального использования древесных ресурсов.
Правовые основы охраны природы.
Лесное законодательство.
Понятие правовой охраны природы. Государственные и общественные организации, осуществляющие функции охраны природы. Компетенция местных органов
власти в области охраны окружающей среды.
Понятие, виды и особенности нарушений законодательства об охране окружающей среды. Ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды. Ответственность за нарушение законодательства. Юридические санкции. Профилактика правонарушений.
Охрана окружающей среды на объектах работ.Источники загрязнения окружающей среды, связанные с нарушением требований технологии на рабочем месте. Характеристика загрязнений и их последствия. Меры по устранению загрязнений, ответственность за нарушения правил охраны окружающей среды на рабочем месте.
ЛесоводствоПримерный тематический план
№№ Наименование тем Кол-во часов
ппВсего в т.ч. практич.
Введение 1 Раздел 1. Основы ботаники и почвоведения 1.1. Основы ботаники 5 2
1.2. Лесные почвы 3 1
Итого по разделу 1 8 3
Раздел 2. Основы дендрологии 2.1. Основные хвойные породы 2 1
2.2. Основные лиственные породы 4 2
Итого по разделу 2 6 3
Раздел 3. Основы лесоведения 3.1. Общие понятия о природе леса 2 1
3.2. Основные сведения об экологии леса 2 1
3.3. Возобновление леса 2 1
3.4. Формирование древостоя и смена пород 2 1
3.5. Основы лесной типологии 1 Итого по разделу 3 9 4
Раздел 4. Лесоводство 4.1. Лесное законодательство РФ 2 4.2. Лесоводственное обоснование рубок главного пользования 2 1
4.3. Содействие естественному возобновлению 2 1
Технология заготовки древесины 4 1
4.5 Лесоводственное обоснование рубок ухода за лесом 2 4.6. Технология рубок ухода за лесом 3 1
4.7. Транспорт древесины. Нижние и верхние склады. 2 1
Итого по разделу 4 17 5
Всего 41 15
Содержание предмета
Введение
Лес как объект природы и хозяйственной деятельности. Роль растений в природе и жизни человека. Основы лесного законодательства - основной документ, регулирующий хозяйственную деятельность.
Раздел 1. Основы ботаники и почвоведения
1.1.Основы ботаники
Жизненные формы растений. Вегетативные и репродуктивные органы растений: корень, стебель, лист, цветок, плоды, семена; их характеристика, строение и функции.Особенности анатомического строения древесных растений. Важнейшие физиологические процессы в жизни растений: почвенное питание, передвижение веществ, фотосинтез, дыхание, размножение, образование плодов и семян.
Основные травянистые растения леса. Лекарственные травы. Растения, занесенные в Красную книгу.
Практическое занятие
Работа с гербариями, коллекциями, натурными образцами по изучению растений, вегетативных и репродуктивных органов. Определение лекарственных и редких растений.
1.2. Лесные почвы
Понятие о почвах, их типах и строении. Растительные свойства отдельных типов почв (лесных).
Практическое занятие
Изучение типов лесных почв по монолитам. Определение физических свойств почв методами полевых исследований.
Раздел 2. Дендрология
Основные хвойные породы
Общие сведения о важнейших хвойных породах: сосна обыкновенная, ель обыкновенная, пихта сибирская, лиственница сибирская, сосна сибирская (кедр), можжевельник.
Практическое занятие
Изучение в лесу морфологии хвойных пород.
Основные лиственные породы
Общие сведения о важнейших лиственных породах: дубе черешчатом, буке лесном, ясене обыкновенном, грабе обыкновенном, березе повислой, березе пушистой, ольхе черной и серой, тополе дрожащем (осине), вязе обыкновенном, липе мелколистной, клене остролистном, лещине, рябине, жимолости, калине, бузине.Практическое занятие
Изучение в лесу морфологии лиственных пород.
Раздел 3. Основы лесоведения
Общие понятия о природе леса
Определение понятия лес. Составные растительные элементы леса. Признаки леса.
Практическое занятие
Изучение и определение в натуре растительных элементов и признаков леса.
Основные сведения об экологии леса
Понятие экологии леса. Экологические факторы, влияющие на лес:
Абиотические, биотические, антропогенные. Понятие о лесном биогеоценозе.
Практическое занятие
Экскурсия в лес. Изучение в натуре экологических факторов, влияющих на лес.
Возобновлениелеса
Понятие о возобновлении леса. Семенное и вегетативное возобновление леса и их сравнительная оценка.
Практическое занятие
Ознакомление в натуре с возобновлением леса и определение его успешности возобновления.
Формирование древостоев и смена пород
Понятие о росте и развитии лесных пород. Возрастные этапы леса: молодняк, жередняк, средневозрастный приспевающий, спелый, перестой. Классификация деревьев по росту (по Крафту). Понятие о смене пород и ее хозяйственном значении.
Практическое занятие Ознакомление в лесу с дифференциацией деревьев по росту.
Основы лесной типологии
Понятие о типе леса и типе лесорастительных условий. Значение лесной типологии.
Практическое занятие
Понятие о типе леса и типе лесорастительных условий. Значение лесной типологии.
Раздел 4. Лесоводство
Лесное законодательство РФ
Лесной кодекс РФ - основной закон ведения лесного хозяйства. Статьи лесного кодекса РФ, непосредственно относящиеся к работе лесника.
Лесоводственное обоснование рубок главного пользования
Понятие о рубках главного пользования. Лесоводственное обоснование организационно-технических элементов рубок. Способы рубок: сплошные, выборочные, постепенные.
Практическое занятие
Ознакомление с нормативной документацией по рубкам главного пользования, осмотр лесосеки в натуре и определение ее элементов.
Содействию естественному возобновлению
Меры содействия лесовозобновлению при разных способах рубок и других площадях.
Практическое занятие
Ознакомление в натуре с мерами содействия лесовозобновлению.
Технология заготовки древесины
Общие положения. Виды лесных пользований. Виды лесопользователей. Порядок предоставления лесопользователям участков для осуществления лесных пользований. Права и обязанности лесопользователей в зависимости от вида лесных пользований. Основания для прекращения права пользования предприятий, учреждений организаций и отдельных граждан.
Порядок разрешения споров о лесопользовании. Обязанности лесника в осуществлении лесопользований.
Отпуск леса на корню. Действующие нормативные акты по отпуску леса на корню. Оформление документации на заготовку и вывозку древесины. Лесорубочный билет (ордер), сроки получения и действия. Распоряжение леснику. Анулирование лесорубочного билета (ордера).
Понятие о лесосечном фонде. Приемка и передача лесосек лесозаготовителем. Типичные нарушения отпуска леса на корню.
Ответственность за несоблюдение «Правил отпуска древесины на корню в лесах».
Обязанности лесника при освоении лесосырьевой базы.
Практическое занятие
Решение ситуационных задач на отпуск леса на корню. Оформление документов о выявленных нарушениях установленного порядка отпуска леса на корню.
Технология и организация лесосечных работ. Понятие о технологии лесозаготовок. Фазы технологического процесса лесозаготовок.
Лесосека и ее элементы. Цель и состав подготовительных работ в лесозаготовительном производстве.
Организация подготовительных работ.
Технология валки древесины на лесосеке при помощи бензомоторных пил. Применение в технологическом процессе лесозаготовок валочных, валочно-трелевочных и валочко-пакетирующих машин.
Понятие о технологических схемах разработки лесосек без повреждения подроста с учетом требований технологии узких мест, с валкой на подкладочное дерево. Особенности разработки горельников и ветровально-буреломных лесосек. Технологические схемы разработки лесосек постепенных и выборочных рубок.
Очистка деревьев от сучьев. Применяемые машины и механизмы.
Трелевка леса и ее значение в процессе лесозаготовок. Тракторная трелевка деревьев колесными и гусеничными трелевочными тракторами.
Очистка мест рубок от порубочных остатков.
Сокращение потерь древесины при ее заготовке и хранении на лесосеке.
Организация освоения лесосек и лесосечных работ на мастерском участке. Приемка заготовленной древесины.
Освидетельствование мест рубок. Типичные нарушения технологии лесосечных работ. Нормативные материалы на проведение лесосечных работ, нормы ответственности за нарушение лесного законодательства.
Практические работы
Разбор производственных ситуаций, типичные нарушения правил разработки лесосек, их возможные последствия.
Решение практических задач по технологии и организации лесоечных работ.
Оформление документов о выявленных нарушениях установленного порядка технологии лесосечных работ.
Лесоводственное обоснование рубок ухода за лесом
Определение рубок ухода за лесом, их лесоводственные цели и задачи. Виды рубок ухода и время их проведения, Рубки ухода в молодняках, прореживания и проходные рубки. Методы проведения рубок ухода, категории вырубаемых деревьев и их отметка. Сроки проведения рубок ухода. Санитарные рубки.
Практическое занятие
Ознакомление с нормативной документацией по рубкам ухода. Осмотр в натуре участков разных видов рубок ухода. Отбор и отметка деревьев, подлежащих рубке в лесу.
Технология рубок ухода за лесом
Подготовительная работа к проведению рубок ухода. Технология рубок ухода: узкопасечная, среднепасечная, широкопасечная.
Требования технологии рубок ухода к лесокультурному производству.
Технология и организация рубок ухода в молодняках при прореживаниях, проходных и санитарных рубках. Химический уход за лесом.
Организация труда при механизированных рубках ухода за лесом.
Типичные нарушения технологии рубок ухода за лесом.
Сущность поквартально-блочного метода рубок ухода. Нормы ответственности за
нарушение лесного законодательства.
Практическое занятие
Решение задач по технологии и организации рубок ухода за лесом. Оформление документов о выявленных нарушениях технологии рубок ухода.
Транспорт древесины. Верхние и нижние склады
Назначение и местоположение верхних складов и погрузочных пунктов. Оборудование верхних складов, технология работы на верхнем складе. Организация труда.
Сухопутный транспорт леса. Лесовозные дороги. Организация работы лесовозного транспорта. Водный транспорт леса.
Назначение нижних складов. Состав основных технологических процессов нижнего склада. Оборудование нижнего склада, организация работ.
Заготовка живицы
Общие понятия о подсочке леса, технология и организация проведения подсочки. Контроль за выполнением правил подсочки и осмолоподсочки.
Заготовка второстепенных лесных материалов. Нормы ответственности за нарушения лесного законодательства. Документы о выявленных нарушениях правил заготовки живицы, их оформление.
4.13. Основы лесной таксации и лесного товароведения
Примерный тематический план
№№
ппНаименование тем Кол-во часов
Всего в т. ч. практ. зан.
Введение 1 Раздел 1. Основы лесной таксации 1.1. Таксация ствола растущего и срубленного дерева 2 1
1.2. Таксация насаждения 2 1
1.3. Краткие сведения о лесном фонде 1 1.4. Подготовка лесосечного фонда 2 1
1.5. Основные понятия о лесоустройстве 2 1
Итого по разделу 9 4
Раздел 2. Основы лесного товароведения 2.1. Пороки древесины 2 1
2.2. Классификация и стандартизация лесных материалов 2 1
2.3. Обмер и учет лесоматериалов 3 2
Итого по разделу 7 4
Всего по предмету 16 8
Содержание
Введение
Понятие о лесной таксации и ее задачах. Практическое значение лесной таксации и лесного товароведения в лесохозяйственной деятельности.
Раздел 1. Основы лесной таксации
Таксация ствола растущего и срубленного дерева
Таксационные показатели ствола дерева. Единица и точность измерения таксационных показателей ствола.
Инструменты для измерения толщины ствола растущего дерева: мерные вилки различных конструкций, их устройство, требования, предъявляемые к ним, техника работы с ними. Правила измерения толщины растущего дерева. Соотношение между диаметрами на высоте пня и на высоте груди (1,3м).
Измерение высоты растущего дерева приборами и инструментами: мерной вилкой, маятниковым высотомером, высотомером-эклиметром и др.
Практическое занятие
Измерение толщины и высоты ствола растущего дерева различными инструментами и приборами. Сравнение результатов измерений. Измерение длины и толщины ствола срубленного дерева.
Таксация насаждения
Общие понятия о насаждении. Основные компоненты насаждений. Таксационные показатели насаждения: состав, полнота, происхождение, средний диаметр и средняя высота, форма и возраст, густота и сомкнутость полога древостоя, класс товарности, бонитет и запас.
Практическое занятие
Ознакомление в натуре с таксационными показателями насаждения и способами их определения.
Краткие сведения о лесном фонде
Понятие о лесном фонде и категориях его земель. Группы и категории лесов. Деление леса на кварталы. Лесоустроительные знаки в лесу. Таксационные участки. Подготовка лесосечного фонда
Понятие о годичном лесосечном фонде. Виды учета древесины, отпускаемой с корня. Отграничение лесосек: прорубка и прочистка
Визира, постановка деляночных столбов. Перечет деревьев на лесосеках, намечаемых под сплошную рубку. Особенности перечета деревьев на лесосеках выборочных рубок. Использование буссоли землемерной ленты при отводе лесосек. Практическое занятие
Ознакомление в натуре с техникой отвода лесосеки.
Основные понятия о лесоустройстве
Понятие о лесоустройстве, его целях и содержании. Участие лесника в лесоустроительных работах. Материалы лесоустройства:таксационное описание,
планшет, план лесонасаждений.
Раздел 2. Основы лесного товароведения
Пороки древесины
Основные сведения о строении древесины. Понятие о пороках древесины и их классификация. Характеристика групп пороков.
Практическое занятие
Изучение групп пороков по альбомам и натурным образцам. Решение задач по определению пороков и их измерению в лесоматериалах.
Классификация и стандартизация лесных материалов
Классификация лесной продукции. Понятие о стандартизации и стандартах на круглые лесоматериалы. Классификация круглых лесоматериалов.
Практическое занятие
Изучение ГОСТов на круглые деловые лесоматериалы и дрова. Решение задач по определению сортности и деловых круглых сортиментов (с использованием ГОСТов на пороки древесины и на круглые деловые лесоматериалы).
Обмер и учет лесоматериалов
Правила обмера и учета хлыстов, деловых круглых лесоматериалов, дров и лесоматериалов, получаемых при проведении рубок ухода за лесом (хмыза, хвороста, жердей и др.). Защита лесоматериалов, хранящихся в лесу, от гниения и порчи вредителями.
Практическое занятие
Решение задач по обмеру и учету хлыстов, деловых круглых лесоматериалов, дров, хмыза, хвороста и др.
Материально - денежная оценка.
Защита и охрана леса, животного мира и среды его обитания
Примерный тематический план
№№
ппНаименование тем Кол-во часов
Всего в т.ч. практ. занят.
Введение 1 1. Основы лесной энтомологии 2 1
2. Основы лесной фитопатологии 2 1
3. Основы лесозащиты2 4. Лесные звери и птицы. Охрана животного мира и среды его обитания 2 1
5. Основы лесной пирологии2 1
6. Охрана лесов от лесонарушений2 1
Итого 13 5
Содержание предмета
Введение. Содержание предмета и его содержание. Значение вопросов охраны природы, охраны и защиты леса.
Основы лесной энтомологии
Место насекомых в системе животного мира. Основные части тела насекомых. Размножение насекомых, фазы развития.
Классификация и экология насекомых. Главнейшие виды вредителей вредители, технические вредители. Понятие об экологии насекомых, их ареале, факторах среды, биологической пластичности. Признаки плодов, семян, молодняков, хвое - и листогрызущие, стволовые появления и распространения вредных насекомых. Краткие сведения по надзору и мерах борьбы с ними. Полезные насекомые (энтомофаги).
Практическое занятие
Определение вредных и полезных насекомых по биологическим коллекциям, определительным таблицам и образцам типов повреждений, наносимых насекомыми древесным породам.
2. Основы лесной фитопатологииПонятие о болезнях растений и их причинах. Типы заболеваний древесных пород и кустарников. Иммунитет растений.
Влияние условий внешней среды, возраста и состояния растений на их устойчивость к болезням.
Грибы, бактерии, вирусы и цветковые растения паразиты, как возбудители болезней древесных пород.
Некрозно-раковые, сосудистые и гнилевые болезни ветвей и стволов. Признаки появления и распространения болезней леса.
Практическое занятие
Определение признаков и особенностей болезней ветвей и стволов,насаждений, корневых гнилей и их возбудителей по определителям.
3. Основы лесозащитыКлассификация лесозащитных мероприятий. Понятие о службе лесозащиты в лесном хозяйстве. Надзор за массовым появлением и распространением вредителей и болезней леса. Санитарные правила в лесах Российской Федерации. Биологические, химические, биофизические и механические методы борьбы.
Порядок осуществления мероприятий по защите лесов.
Практическое занятие
Ознакомление с защитой лесов различными методами, применяемым оборудованием, принципами его работы и техникой безопасности. Оформление документации о санитарном состоянии леса.
Лесные звери и птицы. Охрана животного мира и среды его обитания. Основы классификации животного мира.
Место птиц в системе животного мира. Особенности их строения, функции отдельных органов. Основы классификации. Годовой жизненный цикл птиц. Насекомоядные, хищные птицы.
Роль птиц в жизни леса. Охрана и привлечение птиц.
Место зверей в системе животного мира. Краткая характеристика их строения и функции отдельных органов. Основы классификации. Годовой цикл млекопитающих. Обзор главнейших видов лесных зверей. Роль зверей в жизни леса. Охрана зверей. Промысловые звери и птицы.
Организация охотничьего хозяйства. Биотехнические мероприятия.
Правовое регулирование охраны и использования животного мира и среды его обитания. Ответственность за нарушение законодательства об охране животного мира и среды его обитания.
Практическое занятие
Определение представителей птиц и зверей. Изготовление биотехнических точек. Составление протоколов.
5. Основы лесной пирологииЛесной пожар, его виды и причины возникновения. Характеристика лесных горючих материалов. Особенности различных видов и форм лесных пожаров. Особенности крупных пожаров. Влияние погоды на пожарную опасность в лесу.
Полномочия органов государственной власти по борьбе с лесными пожарами, порядок осуществления мероприятий по охране лесных насаждений.
Правила пожарной безопасности в лесах и контроль за их выполнением. Противопожарные мероприятия, регламентация работ лесопожарных служб. Ведение разъяснительной и пропагандистской работы. Организация и обеспечение деятельности школьных лесничеств.
Пожарные наблюдательные вышки и мачты. Телефонные линии, опознавательные знаки для авиации, другие виды имущества обхода.
Их устройство, назначение, предъявляемые к ним требования, условия эксплуатации, ремонта и ухода за ними.
Наземное патрулирование, организация связи.
Тактика тушения лесных пожаров, Средства пожаротушения. Действия лесника при возникновении лесного пожара. Техника безопасности при тушении лесного пожара. Авиационная служба охраны леса.
Практическое занятиеОзнакомление с оборудованием пожарно-химических станций, пожарной вышкой, противопожарным устройством лесов, средствами связи.
Решение производственно-ситуационных задач, опробование в работе средств
связи.
Участие в организации тушения учебного лесного пожара.
6. Охрана лесов от лесонарушенийПорядок осуществления мероприятий по охране лесов от лесонарушений. Должностные обязанности лесника, его права и льготы.
Понятие «лесонарушение». Правовая охрана леса. Виды нарушений лесного законодательства. Уголовная и административная ответственность за нарушения лесного законодательства. Ответственность за вред, причиненный лесному фонду. Ответственность за самовольное занятие участков лесного фонда, за нарушение правил охоты.
Оперативный контроль за охраной лесов от лесонарушений, ревизия обходов, клеймение леса.
Порядок составления протокола о нарушениях лесного законодательства, требований пожарной безопасности в лесах, нарушениях законодательства об охране животного мира и среды их обитания, протокола о нарушениях правил охоты. Общие сведения о порядке оформления протоколов, направлении их в компетентные органы. Секвестр, учет и реализация изъятой у лесонарушителей продукции.
Лесоохранная агитация и пропаганда.
Практическое занятие
Решение производственно-ситуационных задач по охране лесов от нарушений лесного законодательства. Работа с нормативной документацией.
Составление протоколов о нарушении требований правил пожарной безопасности в лесах, о лесонарушениях (по видам), нарушениям законодательства об охране животного мира и среды его обитания, о нарушениях правил охоты. Расчет размеров лесонарушений и ущерба ими причиненного.
Лесовосстановление и лесоразведениеПримерный тематический план
№№
ппНаименование тем Кол-во часов
Всего в т.ч. практ. занят.
Введение 1 1. Основы лесосеменного дела 2 1
2. Лесные питомники 4 2
3. Производство лесных культур 3 1
Итого 10 4
Содержание предмета
Введение
Определение предмета, его содержание и задачи, связь с другими дисциплинами. Необходимость проведения искусственного лесовосстановления и лесоразведения. Объекты лесокультурных работ. Задачи развития лесокультурного производства в свете современных требований.
Основы лесосеменного дела
Особенности плодоношения основных лесообразующих пород. Методы и способы определения урожая лесных семян. Лесосеменное районирование. Основные элементы технологии заготовки лесосеменного сырья, его переработки, техника безопасности при заготовке и переработке лесных семян.
Общие понятия о селекции лесных пород, организации лесного семеноводства и закладки лесосеменных обьектов.
Хранение плодов, шишек, семян. Технические требования и стандарты на заготавливаемые лесные семена. Переработка лесных семян.
Практическое занятие
Определение по образцам семян основных лесообразующих пород.
Лесные питомники
Виды питомников. Посадочный материал (сеянцы, саженцы, черенки), выращиваемый в питомниках и его назначение. Основные хозяйственные части (отделения питомника).
Система обработки почвы в лесных питомниках.
Севооборот в питомниках. Развитие и корневое питание растений. Применение удобрений.
Технология выращивания сеянцев. Применение машин и механизмов.
Предпосевная обработка семян. Виды, способы и схемы посевов. Сроки посева, глубина заделки семян и норма высева. Уход за посевами до и после появления всходов. Выращивание сеянцев в закрытом грунте. Выкопка сеянцев, сортировка, подотчет и увязка в пучки. Показатели качества сеянцев. Прикопка, хранение, упаковка и транспортировка сеянцев. Техническая приемка работ, ГОСТы на готовую продукцию.
Организация работы в лесных питомниках.
Практическое занятие
Ознакомление с хозяйством лесного питомника и средствами механизации в натуре. Решение задач по технологии и организации работ в лесном питомнике.
Производство лесных культур
Искусственное лесовосстановление и лесоразведение. Лесокультурная площадь и лесокультурный фонд.
Способы создания лесных культур и размещение посевных и посадочных мест на лесокультурной площади. Понятие о типе лесных культур. Подготовка почвы под лесные культуры.
Размещение полос (борозд), площадок. Машины для подготовки почвы под лесные культуры.
Учет, приемка и контроль за качеством подготовки почвы. Преимущества и недостатки посева и высадки лесных культур. Посадочный материал, его подготовка к посадке, время и агротехнические сроки посадки, технология механизированной посадки, агротехнические требования к производству работ по посадке культур.
Посев леса, условия применения посева, способы и сроки посева, глубина заделки семян, нормы высева, технология производства Техническая приемка лесокультурных работ.
Организация работ по посеву и посадке леса. Учет и приемка работ.
Виды агротехнических уходов, их цели и условия применения. Количество и продолжительность уходов. Механизированный уход.
Инвентаризация лесных культур, перевод лесных культур в покрытую лесом площадь, списание погибших лесных культур, дополнение лесных культур. Нормативнотехническая документация на производство лесных культур.
Содействие естественному возобновлению леса, способы его производства, отражение в документации, учет при инвентаризации и оценке его эффективности.
Практическое занятие
Ознакомление в натуре с объектами лесокультурного производства. Решение технологических и организационно-технических задач с использованием нормативнотехнической документации. Составление документов о выявленных нарушениях производства лесных культур. Техническая приемка и инвентаризация лесных культур на площадях. Закладка пробных площадей, учет сеянцев.
Механизация лесохозяйственных работ
Примерный тематический план
№№
ппНаименование тем Кол-во часов
Всего в т.ч. практ. зан.
Введение 1 1. Тракторная техника 1 1
2. Технологические машины и оборудование 2 1
3. Механизмы для проведения рубок ухода за лесом и лесокультурных работ 1 1
4. Машины и оборудование для тушения лесных пожаров 1 1
Итого б 4
Содержание предмета
Введение
Значение механизации в лесном хозяйстве. Перспективы развития механизированных лесохозяйственных работ.
1. Тракторы
Классификация и общее устройство тракторов, основные сборочные единицы, технические характеристики. Применение тракторов в лесохозяйственном производстве. Практическое занятие
Ознакомление с оборудованием в машино-тракторном парке.
2. Технологическиемашины и оборудование
Почвообрабатывающие машины и оборудование, машины и орудия для посева и посадки семян, для лесных питомников, внесения удобрений и химической защиты леса. Практическое занятие
Ознакомление с оборудованием в машино-тракторном парке.
3. Механизмыдля проведения рубок ухода за лесом и лесокультурных работ.
Машины и механизмы для рубок ухода за лесом. Классификация
бензиномоторных пил и мотокусторезов, технические характеристики, принцип работы, основные узлы и их назначение. Применение средств малой механизации.
Практическое занятие
Ознакомление с оборудованием в машино-тракторном парке.
4. Машиныи оборудование для тушения лесных пожаров
Лесопожарные агрегаты и орудия. Оборудование для тушения лесных пожаров. Практическое занятие
Ознакомление с оборудованием в машино-тракторном парке и пожарно- химической станции..
Побочное пользование
Примерный тематический план
№№
ппНаименование тем Кол-во часов
Всего в т.ч. практ. занят.
Введение 1 1. Характеристика основных видов побочных пользований в лесу, второстепенных лесных ресурсов и продуктов побочного пользования. 3 2
2. Определение запасов основных видов второстепенных лесных ресурсов и продуктов побочного лесопользования 2 1
Итого 6 3
Содержание предмета
Введение
Задача предмета и его содержание. Общие сведения о видах побочных пользований в лесу, номенклатуре и запасах второстепенных ресурсов и продуктов побочного лесопользования.
1.Характеристика основных видов побочных пользований 8 лесу, второстепенных лесных ресурсов и продуктов побочного пользования.Принципы организации побочного пользования и сроки.
Виды побочных видов лесопользований: сенокошение, пастьба скота, постоянное и временное сельскохозяйственное пользование, сбор грибов и ягод, использование плодов и ягод дикорастущих растений и др. Порядок выдачи и оформления разрешительных документов на побочное пользование в лесу.
Практическое занятие
Ознакомление с видами побочных лесопользований базового лесхоза.
2.Определение запасов основных видов второстепенных лесных ресурсов и продуктов побочного лесопользования.
Определение запасов пищевых продуктов и лекарственных растений: на учетных площадках, по модельным экземплярам, по проективному покрытию. Определение запасов грибов. Определение запасов древесных соков. Оценка медопродуктивности естественных угодий. Оценка угодий для выпаса скота. Оценка сенокосных угодий. Практическое занятие
Решение задач по определению запасов основных видов второстепенных лесных ресурсов и продуктов побочного пользования.
4.1.8,Охрана труда
Примерный тематический план
№№
ппНаименование тем Кол-во часов
Всего в т.ч. практ. зан.
Введение 1 1. Законодательство об охране труда. 1 2. Основы охраны труда 1 3. Производственная санитария и гигиена труда 1 4. Профилактика производственного травматизма и профессиональных заболеваний 1 5. Оказание первой медицинской помощи 2 1
Всего по разделу 7 1
Содержание предмета
Введение
Охрана труда, ее составляющие части. Создание безопасных, здоровых условий труда. Связь предмета с другими дисциплинами.
1. Законодательство об охране трудаВопросы охраны труда в Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Трудовой кодекс Российской федерации - раздел «Охрана труда».
2. Основы охраны трудаБезопасность труда в лесном хозяйстве. Техника безопасности при сборе семян, работах в питомнике, лесокультурном производстве, рубках ухода за лесом, лесозащитных работах, при тушении лесных пожаров, переработке древесины и других видах работ.
Производственная санитария и гигиена труда
Питьевой режим. Метеорологические условия производственных помещений. Основные санитарно-гигиенические факторы производственных помещений: шум, вибрация, загазованность, запыленность. Промышленная вентиляция. Промышленное освещение.
Основные мероприятия по улучшению условий труда (технические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические).
4. Производственный травматизм и его профилактикаПонятие о производственном травматизме. Порядок расследования и оформления актов несчастных случаев. Основные причины несчастных случаев на производстве. Профилактика производственного травматизма. Инструктажи и обучение по охране труда. Защитная техника: оградительные устройства, предохранительная техника, сигнальные и блокировочные устройства. Средства индивидуальной защиты работающих. Нормы выдачи и сроки носки.
5. Оказание первой медицинской помощиПервая помощь пострадавшим при несчастных случаях. Последовательность, принципы и средства оказания первой медицинской помощи. Эвакуация пострадавшего с опасного места, обработка поврежденного участка тела.
Действия спасающего в тяжелых случаях. Средства оказания первой помощи. Медицинская аптечка. Первая помощь при засорении глаз, растяжении связок, вывихах, переломах, ушибах, укусах насекомых и др. Остановка кровотечения.
Оказание помощи при шоке, обмороках, потере сознания, тепловом и солнечном ударах, ожоге и обморожении, отравлениях, укусах насекомых и змей.
Приемы искусственного дыхания, непрямой массаж сердца. Транспортировка пострадавшего.
Практическое занятие Отработка приемов оказания первой помощи
Производственное обучениеПроизводственное обучение члены школьных лесничеств проходят при проведении ими лесохозяйственных мероприятий на закрепленной за школьным
лесничеством территории Гослесфонда, под руководством специалистов лесничеств, а также в процессе ведения исследовательских и опытнических работ членами юными лесоводами.
Производственное обучение предусматривает получение дополнительных навыков и практического опыта для закрепления ранее полученных знаний по следующим дисциплинам:
1. ЛесоводствоСбор и определение лекарственных растений, полевые исследования механического состава почв
Проведение дендрологических исследований насаждений, сбор материалов для составления гербария древесных и кустарниковых пород, коллекции семян и плодов.
Изучение в натуре свойств и признаков леса, классификация деревьев в лесу по росту и развитию.
Ознакомление с организацией и технологией сплошных рубок. Работа по отводу участков под рубки леса. Проведение рубок ухода за лесом в насаждениях различных возрастов. Приемка заготовленной лесопродукции. Ознакомление в натуре с объектами побочного пользования лесом.
2. Основы леской таксации и лесного товароведенияОзнакомление с устройством буссоли. Участие в работе по закладке и съемке пробной площади. Определение характеристики насаждения. Перечет деревьев на пробе, измерение высот, измерение диаметров и средних высот. Подготовка квартала к таксации.
Обмер и учет в натуре хлыстов, деловых и круглых материалов, дров, хмыза, хвороста, жердей и др.
Проведение работ по защите лесоматериалов, хранящихся в лесу, от гниения и порчи вредителями.
3. Защита и охрана леса
Осмотр насаждений для выявления, изучения и сбора вредных для леса насекомых, сбор образцов повреждений, болезней леса, плодовых тел грибов, изучение полезных лесных насекомых.
Ознакомление с системой пожарной охраны лесов. Выполнение работ по противопожарной профилактике, уходу за противопожарными разрывами и полозами.
Технология лесовыращиванияОзнакомление с составом работ на постоянных лесосеменных участках, созданных различными способами. Участие в работах по заготовке, приему и учету лесосеменного сырья.
Ознакомление с технологией работ базисного лесного питомника. Выполнение работ в базисном лесном питомнике: обработка почвы, подготовка агрегатов к посеву и посадке, посадка и посев, уходы, выкопка, сортировка, прикопка посадочного материала.
Ознакомление и участие в работе по подготовке почвы на лесокультурных площадях, посадка лесных культур, уход, приемка выполненных работ, оценка санитарного состояния молодняков.
Перечень рекомендуемой литературы и технических средств обучения.Основная:
Лесной кодекс РФ. Москва, 29.01.97 № 22-ФЗ
Атрохин В.Г., Кузнецов Г.В. Лесоводство. ML: ВО Агрошэомюдат,, 1989
Кузнецов Г.В., Антипенко Т.А. Практикум л» лесшодству. ВНИИЛМ, 2СЮ1
В.И Желдак, В.Г. Атрохин Лесоводство: учебник часть 1 ВНИИЛМ, 2003г.
В.И Желдак Лесоводство: учебник часть 2. БНИИЛМ, 2004г.
Гуно» Г.В. Дальневосточное лесоводство. Владивосток. Изд-во ДВ университета
Ларионов Л.А., Шелгунов Ю.В. и др. Тежишиэгая и организация лесопользования. М.: Лесная нромыпшенносш, 1990
Булгаков ЯК. н др. Технология заготовок и переработки недревесных ресурсов леса. М.: Лесная промышленность, 1990
Ларюхин ТА, Механизация лесного хозяйства и лесозаготовокМ.:
Агронромиздат, 1987
Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг М:Агар2000
Усенко Н.В. Деревья, кустарник и лианы Дальнего востока Хабаровск: издательский дом«Приамурские ведомости» 2009
Антипенко Т.А. и д.р. Справочник лесничего М:ВНИИЛМ 2003
Агеенко А.С. Леса Дальнего Востока М: «Лесная промышленность» 1969
Атрохин В.Г. Лесоводство и дендрология М:Лесная промышленность 1982
Антипенко Т.А. и др. Лесное хозяйство терминологический словарь М:ВНИИЛМ 2002
Архипова и др. Методическое пособие «типовое положение о школьном лесничесве» Йошкар-Ола: МарГТУ 2008
Архипова и др. Исследовательская деятельность школьных лесничеств Йошкар-Ола: МарГГУ 2008
Г.В .Гуков Лесоведение на Дальнем Востоке Владивосток: Изд-во Дальневост.ун-та 1990
Г.В.Гуков Дальневосточное лесоводство Владивосток: Изд-во Дальневост.ун-та 1989
Дополнительная:
Мелехов И.С. Лесоводство. М.: В.О. Агрмролшздш; 1989
Ткаченко М.Е. Общее лесоводство. М, Л.: Гослеебумиздат. 1955
Нестеров В.Г. Шщее лесоводство. ML, JI: Госгюсбумивдат, 1954
Белов СВ. Лесоводство. М.: Лесная промышленность, 1983
Морозов Г.Ф. Избранные труды, т. 1 -2. М.: Лесная пт»мьшгае1шосгк 1970
Кодвнков М.В. Лесоводство. М., Л.: Гослесбумнздат, 1962
Новосельцев В.Д. и др. Справочник лесничего. ML: Агропромиздат, 1994
Беляев Ю.А и др. Спутник лесника. Справочник. ML: Ахрощюмгодат, 1990
Телмшевский ДА. Сбор и .заготовка грибов. М.: Лесная промышленность/41983
Колдаев В.К Заготовка дикорастущих 1ппцевыж продуктов. ML; Лесная промышленность, 1972
Граков Н.Н. Охотничье хозяйство СССР. Лесная зедншюпедия, т. 1-2. М.: Советская энциклопедия, 1985
Мильков Л.П. Практикум по эксплуатации. ML: Лесная прошлюшденность, 1983
Гринченко В.В. Технология и организация проведения рубок ухода за лесом. Пушкино, 1988
Атрохин В.Г., Желдак В.И. Организация и технология рубок ухода. Пушкино, 1994
Самсонова Л.П. Рубки переформирования, обновления, регожггрушии.
Пушкино, 1997
Власюк ВН.. Лапина ВВ. Рекреационное благоустройство лешв. Пушкино, 1986
Руководство по организации и техвшюош рубок главного и промежуточного пользования в мягколйственных шсаждеямяж со вторым ярусом и подростом хвойных пород. Москва, 1997
Лесное законодательство Российской Федерации. Сборник нормативных правовых актов. М.: ПАЙМС, 1998
Основные положения по рубкам главного пользования в лесах РФ. Москва, 1994
Региональные Правила рубок главного пользования.
Основные положения по рубкам ухода в лесах. РФ. Москва, 1993
Региональные Наставления по рубкам ухода.
Основные положения по осуществлению побочных лесных пользований. Москва, 1994
ОСТ 56-97-93 Рубки ухода за лесом. Оценка качества.
ОСТ 56-108-98 Лесоводство. Термины и сиредежння.
Инструкция яо сохранению подроста и молодняка хаошсгвенно-цениых пород при разработке лесосек и приемке от лесотаготовнтелен вырубок с проведенными мероприятиями по восстаношшешно леса. Москва, 1984
Правила отпуска древесины на корню в лесах РФ. Москва, 199S
Наставления по отводу и таксации в лесах РФ. Москва, 1993
Санитарные правила в лесах РФ. Москва, 1998
Правила подсочки в лесах РФ. Москва, 1995
Временная методика определения рекреационных нагрузок та природные комплексы при организации туризма, экгкуреяй, шошвого повседневного отдыха и временные нормы этих нагрузок. Москва, 1987
Основные положения по десовосстановаениш и лесорззведению в лесном фонде РФ. Москва, 1997
Сборник тестовых заданий по предмету сИееошдетвв». Москва, 1994
Региональная нормативная документация.
Технические средства обучения:
Комплекс компьютерных, телекоммуникационныж и программных средств
Микрокалькулятор
Видеокамера
Интерактивная доска
ПЛАНорганизации работы школьного лесничества «Дриада»при ГОУ СПО «Вяземский лесхоз-техникум им. Н.В.Усенко»
на 2011-2012 год.Цель работы: Профессиональная ориентация школьников 4-7 классов, их подготовка в системе школьного лесничества, как будущих специалистов лесного хозяйства (лесников) в области экологии, охраны природы, лесоведения и лесоводства, а также других разделов лесохозяйственной науки и специальных дисциплин в течение трех лет.
№№
ппНаименование мероприятий Количество часов
1. Теоретическое обучение 1. Охрана природы 6
2. Лесоводство 21
3. Основы лесной таксации и подготовка лесного фонда 8
4. Защита и охрана леса, животного мира и среды его обитания 5
5. Лесовосстановление и лесоразведение 4
6. Механизация лесохозяйственных работ 7. Побочное пользование 8. Охрана труда 7
2. Производственное обучение 1. Лесоводство 2
2. Основы лесной таксации и подготовка лесного фонда 3. Защита и охрана лесного фонда 4. Лесовосстановление и лесоразведение 2
5. Побочное пользование 6. Опытническая работа 5
3. Конкурсы День птиц, неделя леса, закладка памятных площадок, создание экологических троп, проведение обзорных экскурсий, выставок, конкурсов и др. 10
4. Экскурсии с выездом. Поход на Синюху, экологическая тропа, музеи и заповедники Хабаровского и Приморского края, цирк, ТЮЗ и т.д. 10
5. Шефство над памятником природы «Теплый ключ» 6. Продолжить исследовательскую работу «Звенящий кедр» 7. Районный конкурс «Юный знаток природы» (май месяц) Руководительшкольного лесничества «Дриада»ПЛАН
организации работы школьного лесничества «Дриада»
при ГОУ СПО «Вяземский лесхоз-техникум им. Н.В.Усенко»
на 2011-2012 год.
Цель работы: Профессиональная ориентация школьников 4-7 классов, их подготовка в системе школьного лесничества, как будущих специалистов лесного хозяйства (лесников) в области экологии, охраны природы, лесоведения и лесоводства, а также других разделов лесохозяйственной науки и специальных дисциплин в течение трех лет.
№№
ппНаименование мероприятий Количество часов
1. Теоретическое обучение 1. Охрана природы 6
2. Лесоводство 21
3. Основы лесной таксации и подготовка лесного фонда 8
4. Защита и охрана леса, животного мира и среды его обитания 5
5. Лесовосстановление и лесоразведение 4
6. Механизация лесохозяйственных работ 7. Побочное пользование 8. Охрана труда 7
2. Производственное обучение 1. Лесоводство 2
2. Основы лесной таксации и подготовка лесного фонда 3. Защита и охрана лесного фонда 4. Лесовосстановление и лесоразведение 2
5. Побочное пользование 6. Опытническая работа 5
3. Конкурсы День птиц, неделя леса, закладка памятных площадок, создание экологических троп, проведение обзорных экскурсий, выставок, конкурсов и др. 10
4. Экскурсии с выездом. Поход на Синюху, экологическая тропа, музеи и заповедники Хабаровского и Приморского края, цирк, ТЮЗ и т.д. 10
5. Шефство над памятником природы «Теплый ключ» 6. Продолжить исследовательскую работу «Звенящий кедр» 7. Районный конкурс «Юный знаток природы» (май месяц) Руководительшкольного лесничества «Дриада»
Е.В. ПарусоваЕ.В. Парусова
ПЛАН
организации работы школьного лесничества «Дриада»
при ГОУ СПО «Вяземский лесхоз-техникум им. Н.В.Усенко»
на 2011-2012 год.
Цель работы: Профессиональная ориентация школьников 4-7 классов, их подготовка в системе школьного лесничества, как будущих специалистов лесного хозяйства (лесников) в области экологии, охраны природы, лесоведения и лесоводства, а также других разделов лесохозяйственной науки и специальных дисциплин в течение трех лет.
№№
ппНаименование предметов Год обучения Всего часов на год
обучения
1
11-12 11
12-13 111
13-14 1. Теоретическое обучение 1. Охрана природы 6 6
2. Лесоводство 21 20 41
3. Основы лесной таксации и подготовка
8 8 16
лесного фонда 4. Защита и охрана леса, животного мира и среды его обитания 5 5 3 13
5. Лесовосстановление и лесоразведение 4 4 2 10
6. Механизация лесохозяйственных работ 3 3 6
7. Побочное пользование 3 3 6
8. Охрана труда 7 7
2. Производственное обучение 1. Лесоводство 2 2 6 10
2. Основы лесной таксации и подготовка лесного фонда 4 4
3. Защита и охрана лесного фонда 2 2 4
4. Лесовосстановление и лесоразведение 2 2 2 6
5. Побочное пользование 2 2
Опытническая работа 5 10 25 40
Консультации 1 9 10
Итого 60 60 61 181
лесного фонда 3. Конкурсы День птиц, неделя леса, закладка памятных площадок, создание экологических троп, проведение обзорных экскурсий, выставок, конкурсов и др. 10 4. Экскурсии с выездом. Поход на Синюху, экологическая тропа, музеи и
и заповедники Хабаровского, цирк, ТЮЗ и т.д.
заповедники Хабаровского и Приморского края, цирк, ТЮЗ и т.д. 10 5. Шефство над памятником природы «Теплый ключ» 6. Продолжить исследовательскую работу «Звенящий кедр» 7. Районный конкурс «Юный знаток природы»
(май месяц) Руководительшкольного лесничества «Дриада»
Е.В. Парусова