Дополнительная образовательная программа Школьное лесничество «ЯМАЛ»для 5 – 9 классов
Дополнительная образовательная программа
Школьное лесничество «ЯМАЛ»для 5 – 9 классов
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа Школьное лесничество «ЯМАЛ» разработана на основе федерального государственного стандарта основного общего образования (в части формирования экологической культуры учащихся), с учетом авторской программы Н.А. Салахутдинова «Юный лесовод».
Основные направления развития хозяйственной деятельности нашего региона - это нефтяная и газовая промышленность и как следствие хозяйственной деятельности человека остро встаёт вопрос о сохранении природных богатств региона, в данном случае речь идёт о лесах, так как население в основном проживает в лесных городах и посёлках. И здесь необходимо начать правильное формирование роли и места человека в системе природа - человек - общество, начиная с детского возраста.
Программа Школьное лесничество «ЯМАЛ» составлена на 5 лет обучения:
- в первый год обучения (5 класс) учащиеся получают знания о растительном покрове нашей планеты, страны, региона, области и его влиянии на окружающую среду, о роли леса в жизни людей;
- во второй год обучения (6 класс) учащиеся получают знания о восстановлении лесов на земле, о вредителях и болезнях леса, лесных зверях и птицах, о семеноводстве;
- в третий год обучения (7 класс) учащиеся получают знания о лесопользовании, экологических проблемах лесопользования;
- в четвертый год обучения (8 класс) учащиеся получают знания о том, как нужно себя вести в лесу, как ему помочь, о лесных пожарах и мерах по их предупреждению.
Цель дополнительной образовательной программы Школьное лесничество «ЯМАЛ» - экологическое образование учащихся 5 – 9 классов.
Указанная цель реализуется через решение следующих задач:
- дать представление о лесоводстве, как науке о жизни леса и выращивании высококачественной древесины, роли лесного хозяйства в этом;
- воспитывать у школьников чувство любви и бережного отношения к лесу, его обитателям, ответственность за их судьбу;
- углубить теоретические знания об окружающем мире, тесных экологических связях в природе, о влиянии хозяйственной деятельности человека на природу и мерах её охраны;
- развивать практические навыки и умения проведения практических и исследовательских работ;
- воспитывать качества разумного природопользователя;
- вооружить учащихся трудовыми навыками и умениями выполнения лесохозяйственных и лесовосстановительных работ, предусмотренных трудовым договором, а так же умениями агитационной, пропагандистской деятельности по охране лесных богатств и зеленых насаждений;
- профориентация на профессии лесного профиля.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 класс (70 часов)
№ п/пНаименование разделов (тем) Количество часов Формы
контроля
всего теория практика
Введение 1 1 Входной тест «Лесные растения»
1. Основы экологии 10 4 6 Беседа с учителем
2. Изучение мира растений 21 7 14 Сбор гербариев
3. Лес в нашей жизни 10 4 6 Мини сочинение
«Мое любимое дерево»
4. Средообразующее значение леса 6 2 4 Письменный опрос: «Что я знаю о лесе»
5. Лесные ресурсы и этапы их использования человеком 6 2 4 Деловая игра
6. Общая характеристика лесов мира
4 2 2 Сравнительный анализ лесов. Беседа
7. Лесные зоны других поясов 4 2 2 Викторина
8. Леса ЯНАО 4 2 2 Составление списка растительного и животного мира лесов ЯНАО
9. Туризм и ориентирование 4 2 2 Итоговый – поход выходного дня
Итого 70 28 42 Содержание программы
Введение (1 час)
Знакомство с программой курса. Вводный инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях в школе, спортзале, в лесу, в музеях и других общественных местах. Правила дорожного движения.
Раздел I. Основы экологии
Тема 1.1. Опасный мусор
Тема 1.2. Влияние вредных факторов на плод
Тема 1.3 Грязный воздух – проблема городов
Тема 1.4. Глобальная экологическая безопасность.
Тема 1.5. Окружающая среда и здоровье человека
Тема 1.6. Основные среды жизни
Тема 1.7. Экология сообществ
Тема 1.8. Совместное действие экологических факторов
Тема 1.9. Химические свойства среды.
Тема 1.10. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды»
Раздел II. Изучение мира растений
Тема 2.1. Среда обитания организмов
Тема 2.2. Роль света в жизни растений
Тема 2.3. Теневыносливые и тенелюбивые растения
Тема 2.4. Тепло в жизни растений
Тема 2.5. Вода в жизни растений. Что происходит с водой в растениях
Тема 2.6. Растения ЯНАО
Тема 2.7. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв
Тема 2.8. Влияние растений друг на друга
Тема 2.9. Изменение среды обитания растениями
Тема 2.10. Факторы, влияющие на изменение окраски листьев деревьев и кустарников
Тема 2.11. Листопад в жизни растений
Тема 2.12. Изучение травянистых растений пришкольного участка
Тема 2.13 Дикорастущие растения в нашем питании
Тема 2.14. Влияние удобрений на рост и развитие растений
Тема 2.15. Осторожно – ядовитые растения!
Тема 2.16. Как приспосабливаются растения
Тема 2.17. Медоносные растения
Тема 2.18. Растения-красители
Тема 2.19. Растительный мир болот
Тема 2.20. Хищные растения
Тема 2.21. Охрана растительного мира
Раздел III. Лес в нашей жизни
Тема 3.1. Общее понятие о лесе. Лес - целостная природная система.
Тема 3.2. Организация и структура Ноябрьского лесного хозяйства.
Тема 3.3. Основные лесообразующие хвойные и лиственные породы.
Тема 3.4. Ярусы леса.
Тема 3.5. Кустарниковые и травянистые растения.
Тема 3.6. Мхи и лишайники. Грибы.
Тема 3.7. Знакомство с экологической тропой: лес, карьер, пашня, вырубка, свалка, квартальный столб, болото, горелый лес, муравейник, место отдыха, плантация, ремиза, питомник.
Тема 3.8. Деревья-целители
Тема 3.9. Что растет в лесу?
Тема 3.10. Вторая жизнь леса
Практическая работа: описать небольшой участок леса и оценить его состояние, работа с гербариями растений, лишайниками, мхами, работа с картами лесничества г Ноябрьска «Леса Ямала».
Раздел IV. Средообразующее значение леса
Тема 4.1. Средозащитная, воздухоохранная роль лесов. Тема 4.2. Лечебная ценность растений леса.
Тема 4.3. Лес и искусство.
Тема 4.4. Психологическая разгрузка на природе.
Практическая работа: подготовить сочинение на тему «Мое любимое дерево», лыжные походы – экскурсии в лесопарк, в леспромхоз г. Ноябрьска, экскурсии в местный музей г. Ноябрьска, акция «Оставьте елочку в лесу»
Раздел V. Лесные ресурсы и этапы их использования человеком
Тема 5.1. Использование древесины в лесной промышленности.
Тема 5.2. Этапы использования лесных ресурсов.
Тема 5.3. Обезлесение - глобальная экологическая проблема.
Тема 5.4. Вырубка леса.
Тема 5.5. Загрязнение окружающей природной среды.
Тема 5.6. Антропогенное воздействие.
Практическая работа: составить перечень дел, связанных с сохранением леса и личным участием в решении их, акция «Помогите птицам выжить», описать небольшой участок леса и оценить его состояние, работа с гербариями растений, лишайниками, мхами, работа с картами Ноябрьского лесхоза, посев хвойных культур на питомнике школьного участка, и прополка грядок с сеянцами 1-го года жизни, поход выходного дня на питомник в леспромхозе г. Ноябрьска и выбор мест для экологической тропы.
Раздел VI. Общая характеристика лесов мира
Тема 6.1. Лесная зона умеренных поясов: редколесье, хвойные леса, широколиственные леса, смешанные леса.
Практическая работа: проанализировать по картам размещение леса на территории России.
Раздел VII. Лесные зоны других поясов
Тема 7.1., Экваториальные леса.
Тема 7.2. Сезонные тропические леса.
Тема 7.3. Субтропические леса. Горение леса.
Практическая работа:работа с гербариями растений, лишайниками, мхами, работа с картами Ноябрьского лесхоза, описать небольшой участок леса и оценить его состояние.
Раздел VIII. Леса ЯНАО
Тема 8.1. Животные лесов ЯНАО
Тема 8.2. Растительный мир лесов ЯНАО
Тема 8.3. Почвенный состав лесов ЯНАО
Практическая работа: описать небольшой участок леса и оценить его состояние, работа с гербариями растений, лишайниками, мхами, работа с картами лесного хозяйства г. Ноябрьска
Раздел IX. Туризм и ориентирование
Тема 7.1. Основы безопасности.
Тема 7.2. Личное и групповое снаряжение.
Тема 7.3. Оказание первой доврачебной помощи.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
6 класс (70 часов)
№ п/пНаименование разделов (тем) Количество часов Формы контроля
всего
теория практика
Подведение итогов летнего полевого сезона 1 1 Беседа
1. Основные функции государственного управления лесами 5 5 Беседа, тестирование
2. Лесовосстановление8 2 6 Выход в лес
3. Охрана животного мира 7 3 4 Викторина: «Как помочь животным»
4. Охрана и защита леса 6 2 4 Творческое задание: сочинение на тему: «Как защитить лес»
5. Лесное семеноводство 10 4 6 6. Вредные леса и меры борьбы с ними. Болезни леса 8 2 6 Деловая игра
7. Лесопатологический надзор 5 2 3 8. Топографические работы на местности 10 2 8 Составление карт-схем
9.
Туризм и ориентирование 10 2 8 Экскурсия в лес
ИТОГО: 70 25 45 Содержание программы
Раздел I. Основные функции государственного управления лесами
Тема 1.1. Закон о лесе РФ
Тема 1.2. Уникальные объекты природы, памятники археологии, культуры ЯНАО и Тюменской области.
Тема 1.3. Заповедник леса.
Тема 1.4. Экологическая тропа.
Раздел II. ЛесовосстановлениеТема 2.1. Основные способы лесовосстановления.
Тема 2.2. Естественное возобновление леса.
Тема 2.3. Искусственное возобновление леса.
Тема 2.4. Способы лесохозведения и озеленения населенных пунктов.
Тема 2.5. Лесные питомники.
Практическая работа: определение нормы веса семян на питомнике.
Раздел III. Охрана животного мира
Тема 3.1. Влияние животных на лес.
Тема 3.2. Законодательные акты по охране животного мира.
Тема 3.3. Биология основных видов животных.
Тема 3.4. Биология основных видов птиц.
Тема 3.5. Изучение следов животных. Учет животных.
Тема 3.6. Биотехнические мероприятия. Ремиза.
Практическая работа: изготовление кормушек, искусственных гнездований.
Раздел IV. Охрана и защита леса
Тема 4.1. Законодательные акты об охране леса.
Тема 4.2. Права госинспекторов по охране и защите леса.
Практическая работа: оформление документов.
Раздел V. Лесное семеноводство
Тема 5.1. Основное понятие о постоянной лесной семеноводческой базе.
Тема 5.2. Заготовка семян. Переработка и хранение.
Тема 5.3. Определение семян хвойных и лиственных пород.
Тема 5.4. Селекционная оценка насаждений.
Тема 5.5. Семенное и вегетативное размножение древесных пород. Тема 5.6, Сохранение генофонда сосны и ели: плантации, клоны архивов.
Практическая работа: произвести в натуре отбор плюсового дерева с оформлением на него паспорта.
Раздел VI. Вредители леса и меры борьбы с ними. Болезни леса
Тема 6.1. Вредители плодов и семян. Корневые вредители.
Тема 6.2. Вредители сеянцев, лесных культур и естественного возобновления.
Тема 6.3. Хвои, ели, листостогрызущие вредители. Стволовые вредители.
Тема 6.4. Болезни плодов и семян.
Тема 6.5. Болезни сеянцев на питомнике.
Тема 6.6. Инфекционные заболевания.
Тема 6.7. Неинфекционные заболевания леса.
Практическое занятие: «определение некоторых вредителей по наносимым ими повреждениями». Тема «Определение болезней сеянцев на питомнике».
Раздел VII. Лесопатологический надзор
Тема 7.1. Задачи лесозащиты. Значение прогнозов в лесозащите.
Тема 7.2. Изучение муравейника: форма куполов, характер гнезда, состояние гнезда.
Тема 7.3. Техника безопасности в работе с муравейниками.
Практическая работа: определение размеров муравейника.
Раздел VIII. Топографические работы на местности
Практическая работа: устройство лесов. Составить карту-схему питомника.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
7 класс (70 часов)
№ п/пНаименование разделов (тем) Количество часов Формы
контроля
всего теория практика
Подведение итогов летнего полевого сезона 2 2 1. Лесопользование 6 2 4 Тест «Флора и фауна лесов Ямала»
2. Основные виды лесопользования. 8 2 6 Тест «Туризм»
3. Рубки ухода 8 3 5 Беседа по теме: «Для чего нужны рубки?»
4. Принципы рационального
лесопользования 8 2 6 Деловая игра
5. Основы лесоводства и лесоведения 4 4 Викторина
6. Промышленное лесопользование 5 3 2 Тест: «Лес и промышленность»
Исследование «Бумага и ее свойства»
7. Лесная рекреация 7 3 4 8. Экологические проблемы
лесопользования 10 2 8 Исследовательская работа
9. Туризм и ориентирование 12 2 10 Итоговый – поход выходного дня
ИТОГО: 70 25 45 Содержание программы
Раздел I. Лесопользование
Тема 1.1. Экологические проблемы лесопользования. Практическая работа: «Экологическая тропа».
Раздел II. Основные виды лесопользования. Заготовка семян
Тема 2.1. Главное лесопользование. Возраст рубок. Тема 2.2. Промежуточное лесопользование.
Тема 2.3. Побочное пользование лесом.
Тема 2.4. Съедобные и ядовитые грибы. Особенности побочного пользования в лесах, загрязненных радионуклидами.
Практическая работа: заготовка семян.
Раздел III. Рубки ухода
Тема 3.1. Виды рубок ухода, их цели.
Тема 3.2. Прочистки, прореживание.
Тема 3.3. Проходки и санитария рубки.
Практические занятия: экскурсия в лес, пройденный рубками ухода.
Раздел IV. Принципы рационального лесопользования
Тема 4.1. Функции лесхоза.Тема 4.2. Лесной фонд России.Тема 4.3. Лесной фонд ЯНАО и Тюменской области.Тема 4.4. Учет лесного фонда.
Практическое занятие: знакомство с материалами учета личного фонда Ноябрьского лесхоза.
Раздел V. Основы лесоводства и лесоведения.
Тема 5.1. Дендрология. Основные лесообразующие древесные и кустарниковые породы России и области. Лесоводство - наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины.
Тема 5.2. Подрост, подлесок, надпочвенный покров, их значение для леса. Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки, их значение для формирования ценных насаждений.
Тема 5.3. Применение машин и механизмов, орудий труда на лесохозяйственных работах, знакомство с современными технологиями.
Практическая работа «Определение древесных пород по побегам, листьям, хвое, шишкам и плодам, семенам и коре»
Тема 5.8. Выборочные рубки.
Раздел VI. Промышленное лесопользование
Тема 6.1. Отросли промышленного лесопользования.
Тема 6.2. Показатели лесных ресурсов.
Тема 6.3. Стадии производства в лесной промышленности.
Тема 6.4. Экологические проблемы в лесной промышленности.
Раздел VII. Лесная рекреация
Тема 7.1. Показатели рекреационной привлекательности лесов.
Тема 7.2. Пейзажное разнообразие местности.
Тема 7.3. Санитарно-гигиеническая роль растений.
Тема 7.4. Психологическая разгрузка на природе.
Практическая работа: провести обустройство места отдыха.
Раздел VIII. Экологические проблемы лесопользования
Тема 8.1. Загрязнение окружающей среды и пути его предотвращения.
Тема 8.2. Виды загрязнителей.
Тема 8.3. Меры борьбы с загрязнением леса.
Тема 8.4. Влияние рекреационной деятельности человека на лес. Рекреационная нагрузка.
Тема 8.5. Последствия антропогенного воздействия на лес.
Тема 8.6. Меры, предпринимаемые для сохранения лесных сообществ.
Практическая работа: «Газодобывающие и нефтедобывающие комплексы, как возможный источник загрязнения окружающей среды».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
8 класс (70 часов)
№ п/пНаименование разделов (тем) Количество часов Формы
контроля
всего
теория практика
Подведение итогов летнего полевого сезона 1 1 1. Будущее лесов. Методы изучения лесов . 10 5 5 Викторина «Лес-душа народов Ямала»
2. На службе у леса. Методы
наблюдения лесов. 9 4 5 Самост. экскурсия по экотропе «Мы учимся у Природы»
3. Международное сотрудничество по охране лесов. 8 2 6 Беседа
4. Охрана лесов от пожаров и
лесонарушений6 3 3 Проведение опроса: «Что я знаю об охране леса от пожаров»
5. Юные лесоводы. Правила поведения в лесу 6 2 4 Деловая игра «Правила поведения в лесу»
6. Лесохозяйственные машины и
Орудия. 2 2 7. Практикум «Изучаем лес» 10 10 8. Изучение лесного сообщества 8 2 6 Конференция
9. Туризм и ориентирование 10 2 8 Эколого-туристский маршрут
ИТОГО: 70 23 47 Содержание курса
Раздел I. Будущее лесов
Тема 1.1. Правовая охрана лесов в России.
Тема 1.2. Объекты правовой охраны лесов.
Тема 1.3. Методы изучения лесов.
Практическая работа: составить прогноз по проблеме «Вырубка леса по берегам рек».
Раздел II. На службе у леса
Тема 2.1. Лесные стражи.
Тема 2.2. Ученые лесоводы.
Тема 2.3. Самостоятельная экскурсия по экотропе.
Практика: заготовка семян.
Раздел III. Международное сотрудничество по охране лесов
Тема 3.1. Сотрудничество с междугородними организациями.
Тема 3.2. Международные конвенции и соглашения.
Тема 3.3. Встреча со специалистом комитета по охране природы Ноябрьского леспромхоза.
Практика: очистка территории озера «Светлое», обустройство экотропы «Мы учимся у Природы».
Раздел IV. Охрана лесов от пожаров и лесонарушенийТема 4.1. Основные положения законов по охране природы.
Тема 4.2. Лесные пожары, их виды.
Тема 4.3. Предупреждение и тушение лесных пожаров.
Тема 4,4. Правила пожарной безопасности в лесах.
Практические занятия: выезд со специалистами лесхоза с проверкой о готовности лесозаготовителей к пожарному периоду. Самостоятельно показать способы тушения огня подручными инструментами и огнетушителем.
Раздел V. Юные лесоводы. Правила поведения в лесу
Тема 5.1. Изучение правил поведения в лесу.
Практическая работа: написать заметку в газету с наступлением пожарного периода. Распространение листовок по домам.
Раздел VI. Лесохозяйственные машины и орудия
Тема 6.1. Лесопосадочные машины.
Тема 6.2. Почвообрабатывающие орудия.
Практические занятия: экскурсия на производственную базу лесхоза.
Раздел VII. Практикум «Изучаем лес»
Тема 7.1. Тема исследовательской работы «Влияние огня на лес».
Раздел VIII. Изучение лесного сообщества
Тема 8.1. Изучение древостоя, подроста.
Тема 8.2. Изучение надлеска, напочвенного покрова.
Тема 8.3. Изучение мхов, лишайников.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
9 класс (70 часов)
№ п/пНаименование разделов (тем) Количество часов Формы контроля
Всего Теория Практика Лесоводство 14 6 8 Тестирование «Что я уже знаю о лесоводстве»
Лес и химия 18 10 8 Беседа с учителем, на тему «Как лес связан с химией»
Экологические калейдоскоп 18 8 10 Проведение экологического марафона
Оказание доврачебной помощи 12 6 6 Викторина «Оказание первой помощи в лесу»
Туристическая подготовка 8 4 4 Творческое задание: составить меню туриста
ИТОГО 70 34 36 Содержание курса
Раздел I. Лесоводство (14 часов)Теоретические занятия (6 часов)
Тема 1.1. Лес – источник древесины.Тема 1.2. Лес – зона отдыха.Тема 1.3. Заповедники. Заказники. Национальные парки ЯНАО. Практические занятия (8 часов)Тема 1.4. Мы живем в лесной зоне. Экскурсия.Тема 1.5. Работа с периодической печатью. Тема 1.6. Цвета и звуки леса. Прогулка в лес.Тема 1.7. Лес в литературном творчестве.
Раздел II. Лес и химия (18 часов)Теоретические занятия (10 часов)Тема 2.1. Химический завод в растениях.Тема 2.2. Лесные красители.Тема 2.3. Натуральный каучук.Тема 2.4. Сырье леса для химической промышленности.Тема 2.5. Растения и тяжелые металлы. Практические занятия (8 часов)Тема 2.6. Влияние хим. факторов на смещение биосферных процессов. Дискуссия.Тема 2.7. Составление кроссворда о продуктах химической переработки древесины.Тема 2.8. Чудесный мир бумаги. Проектная работа.Тема 2.9. Работа со СМИ.
Раздел III. Экологические калейдоскоп (18 часов)Теоретические занятия (8 часов)Тема 3.1. Причины возникновения лесных пожаров.Тема 3.2. Предупредительные противопожарные мероприятия. Тема 3.4. Озеленение населенных пунктов.Тема 3.5. Защитное лесоразведение. Практические занятия (10 часов)Тема 3.6. Изготовление скворечников, синичников.Тема 3.7. Конкурс плакатов о защите леса.Тема 3.8. Зеленый десант. Очистка сосновых насаждений от мусора.Тема 3.9. Местные проблемы охраны лесных богатств. Тема 3.10. Экскурсия по экологической тропе.
Раздел IV. Оказание доврачебной помощи (12 часов) Теоретические занятия (6часов)Тема 4.1.Задачи первой помощи при травмах.
Тема 4.2.Знание приёмов само и взаимопомощи.
Тема 4.3.Оказание первой доврачебной помощи при кровотечениях, ранениях, ушибах, укусах насекомых и т.д.Практические занятия: (6часов)
Тема 4.4. Умение оказания первой доврачебной помощи в различных ситуациях из подручного материала.
Тема 4.5. Умение изготовлять шины, жгуты, носилки из подручных материалов.
Тема 4.6. Закрепить навыки в оказании первой доврачебной помощи в наложении жгута, повязок, шин, при ранениях, растяжениях, отравлениях, кровотечениях.Тема V. Туристическая подготовка (8 часов)
Теоретические занятия (4 часа)Тема 5.1.Организация туристского быта. Питание во время экскурсии, похода выходного дня.
Тема 5.2. Виды костров. Вязка узлов.
Тема 5.3. Заготовка дров, костры, меры безопасности при обращении с огнем.
Практические занятия: (4 часа)
Тема 5.4. Укладка рюкзака. Устройство места привала.
Тема 5.5. Разжигание костров, приготовление горячей пищи.