Статья Профессиональное развитие педагогов в системе непрерывного образования
Профессиональное развитие педагогов в системе непрерывного образования
Raising Teachers Qualification within the System of Continuous Education
Андрющенко Марина Алексеевна
ГБПОУ РХ Черногорский техникум торговли и сервиса
Преподаватель истории
89095272336
viktor_sibir1@mail.ru
Marina Andryushchenko A.
College of trade and service
Teacher of history
89095272336
viktor_sibir1@mail.ru
Аннотация:
В статье говорится о профессиональном развитии педагогов в системе непрерывного образования, которое яляется непрерывным процессом, который позволяет развить творческий потенциал личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. В данной работе рассматриваются подходы к сущности непрерывного образования и формы повышения квалификации. А также значение методических объединений для непрерывного образования педагогов.
Abstract:
The article refers to the professional development of teachers in system of continuous education, which has been a continuous process that allows to develop creative potential of the individual and all-round enrichment of its spiritual world. This paper discusses approaches to the essence of continuous education and forms of training. As well as the importance of methodical associations for continuing education of teachers.
Ключевые слова
непрерывное образование,
профессиональное развитие педагогов,
аттестация педагогов,
формы повышения квалификации,
improvement in teachers' professional skills,
different kinds of raising teachers' qualification,
continuous education,
assessment of teachers.
Использована литература:
1. Яковлев Е.В.Управление качеством образования в высшей школе: теория и практика. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000.
2. Третьяков П.И.Школа:управление по результатам.М., 2001.
3. Умникова Е.Л.Образование и наука. 2009. №6 (63).
я просматриваю сокровища древних мудрых мужей,
которые оставили нам последние в своих сочинениях;
и если мы встретим что-либо хорошее,
заимствуем и считаем великой для себя прибылью...
(Сократ)
В нашу такую стремительную, постоянно меняющуюся эпоху необходимо уметь вовремя перестроиться, постоянно совершенствоваться и быть готовым постоянно учиться. В образовании на сегодняшний день идет непрерывный процесс реформ.Все это сопровождается изменением содержания образования, введением новых стандартов, учебников , программ. Технические средства обучения тоже постоянно обновляются.Для этого педагог должен постоянно учиться,чтобы «идти в ногу со временем»,иметь широкий кругозор,постоянно повышать уровень профессиональных компетенций,нарабатывать умения и навыки, для того, чтобы активно участвовать в профессиональной и общественной жизни.
Идеи непрерывного образования были еще у древних философов: Сократа, Конфуция, Аристотеля и других. Большое значение непрерывному образованию придавал Ян Амос Коменский, который говорил, что сама жизнь должна быть школой, что учиться можно в любом возрасте, только нужно стремиться учиться тому,к чему человек проявляет большие способности.
Эпоха Просвещения тоже не осталась в стороне от этой темы, появилась необходимость в обучении и переподготовке как детей,так и взрослых. Поэтому необходимость непрерывного образования зрела очень давно и в основном появилась среди прогрессивных идей XX начала XXI в. Смысл ее в том,чтобы обеспечить каждому человеку постоянного ,непрерывного развития во всех сферах жизни. Именно это и приведет к построению общества «благоденствия».
Теоретиком непрерывного образования принято считать П. Ленгранда,Э.Фора и других ученых.Именно П. Ленгранд говорил об этой проблеме на конференции ЮНЕСКО в 1965 г.
В 1970-х гг. идею непрерывного образования поддержали во всех странах и она является основным принципом в образовательных реформах.
Само понятие непрерывного образования выражается рядом терминов, среди которых: «продолжающееся образование» ,«пожизненное образование» «пожизненное учение» ), «дальнейшее образование» и др.Таким образом человек может и должен заниматься самообразованием всю свою жизнь.
Каковы же предпосылки, вызвавшие потребность непрерывного образования?
Весь 20 век можно назвать веком научно-технической революции. Появлялись совершенно новые,невиданные, «фантастические» технологии,но не хватало квалифицированных работников,причем во всех сферах жизни,поэтому назрела острейшая необходимость в более подготовленных кадрах,которые бы не только получали образование в ВУЗах,техникумах и др.,но и занимались саморазвитием при помощи дополнительного образования.
Что касается работы педагога,то именно эта профессия требует,наверное,как никакая другая,постоянного обучения,самообразования,другими словами непрерывного образования
. Таким образом, были созданы объективные предпосылки для перехода к непрерывному образованию.Знания,которые педагог получает в учебном заведении зачастую недостаточны.
Поэтому педагог,придя на работу после получения заветного диплома,сталкивается с очень многими проблемами и трудностями-не хватает образования, компетенции во многих вопросах ,что зачастую приводит к тому,что человек разочаровывается в выборе профессии.Поэтому так и важен принцип непрерывности образования,постоянная мобильность педагога,готовность быстро изучить и научиться новому.
Задачами системы непрерывного образования является подготовка человека для включения его в систему современных общественных, профессиональных отношений, своевременной адаптации человека к постоянно меняющимся условиям жизни и труда, разностороннее развитие личности, формирование ее мировоззрения.
Структура непрерывного образования состоит из базового и дополнительного образования.Получив базовое образование педагог должен быть готов постоянно продолжать свое обучение,т.е заниматься самообразованием и также получать помощь от ведущих специалистов институтов усовершенствования учителей,которые разрабатывают различные курсы подготовки и переподготовки.Проводят практические занятия,читают лекции,помогают развитию и обогащению профессиональных знаний, умений и навыков .
Хотя курсы повышения квалификации очень помогают,но не всегда могут решить многие проблемы педагога, которые возникают в процессе работы в образовательном учреждении. И здесь на помощь приходит методическая служба, которая есть в каждом образовательном учреждении.
У каждого образовательного учреждения методическая служба самостоятельно строит свою работу и определяет свои формы и методы работы с педагогами для повышения их квалификации.
Существуют разнообразные формы методической работы: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Из фронтальных форм работы повышения квалификации часто используются тематические семинары, научно-практические конференции, на которых обсуждаются самые актуальные вопросы по теории и практике,а так же демонстрируются творческие презентации педагогов.
Основной групповой формой методической работы являются методические объединения (МО), которые очень помогают педагогам в их работе,учат,направляют.Большую помощь оказывают наставники,которые прикреплены к каждому молодому педагогу.
Каждый педагог,который хочет достичь успехов и результатов в своей деятельности должен изучать научно-методическую и учебную литературу, психолого-педагогическую информацию на самых различных видах носителей.Также источниками самообразования служат различные виды практической деятельности, доклады, консультации специалистов, электронные информационные ресурсы.Развитие Интернета очень помогает педагогу практически без больших затрат времени пользоваться самыми различными образовательными сайтами.
Таким образом, методическая служба образовательного учреждения помогает педагогу совершенствоваться в своей работе,способствует непрерывному образованию педагогов.
Педагог должен находиться в постоянном творческом поиске,будь он «стажист»,или еще совсем неопытным.Он должен всегда помнить,что ему придется учиться всю жизнь,чтобы самоутвердиться и быть успешной самореализующейся личностью,ведь еще в 18 веке французский писатель-моралист Ж. Жубер говорил о том,что обучать - значит вдвойне учиться.
Заголовок 215