Конспект занятия по рисованию Золотая осень 
Конспект занятия по изобразительной деятельности 
для старшей группы по теме: «Осень золотая»
Программные задачи:
Познакомить детей с новым видом изобразительной техники – «Печать листа с дерева».
Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.
Развивать чувства композиции, цветовосприятия.
Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Материал для занятия:
Листья разных пород деревьев (4-5 видов);
Альбомный лист, размер А4;
Набор гуашевых красок;
Кисть;
Стакан с водой;
Салфетка;
Репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень»;
Корзинка для сбора листьев;
Трафареты листьев из цветного картона для игры.
Предварительная работа:
беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы.
Ход занятия:
Педагог предлагает детям послушать сказку о листике:
«В одном старом парке стояло одинокое дерево. Наступила осень. Все листья собрали свои сумки и полетели путешествовать. Сумки у листьев были не тяжёлые – лишь немного воды, чтобы умыться, да полотенце. А на одной веточке остался совсем маленький листочек. Он был слишком мал, чтобы решиться лететь одному. Вот он скучал, скучал, думал и придумал. Видит, идёт прохожий в шляпе. Листик набрался смелости и прыгнул в шляпу. Прохожий ничего не заметил. Принёс он листик домой. В доме было тепло, и листик вдруг стал скучать и сохнуть. Он скучал по своим друзьям, по своему дереву. Он испугался что засохнет, свернётся в трубочку и его выбросят. Тогда листик закричал: «Ветер, ветер!». Ветер был его большим другом. Услыхал ветер крики и залетел в дом. Подхватил он листочек и понёс его в парк. В парке они расстались. Ветер сказал на прощание листику: «Без родного дома никто не сможет прожить, заскучает, засохнет. Никогда больше не расставайся с родным домом - парком». 
Педагог. 
 - Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление, когда с деревьев опадают листья?
Дети.
 - Это листопад.
Педагог.
 - Верно. А почему деревья сбрасывают листья осенью? (становится холодно, зимой веточкам будет тяжело держать листья и снег, зимой дерево спит, отдыхает).
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень – и листья на деревьях меняют свой зелёный цвет на жёлтый или красный и опадают. Это происходит потому, что вода замерзает и прекращает поступать в веточки и листья. Дерево засыпает на зиму. 
Листья опадают осенью со всех деревьев. Ветром их разносит по улицам и паркам. На следующий год на деревьях появляются новые листики. 
Послушайте стихотворение, которое называется «Листопад».
Опавшей листвы разговор еле слышен:
 - Мы с клёнов
 - Мы с яблонь
 - Мы с вязов
 - Мы с вишен
 - С осинки
 - С черёмухи
 - С дуба
 - С берёзы
Везде листопад:
На пороге – морозы!
               Ю. Капотов
Педагог.
 - Осенью листья на деревьях становятся не только жёлтыми, а и красными, оранжёвыми, коричневыми и даже фиолетовыми. Цвет листьев зависит от того, какая стоит погода: чем солнечнее осенние дни, тем ярче краска. Многие художники очень любят рисовать осеннюю природу именно из-за этого разноцветья. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию репродукцию картины художника Исаака Левитана «Золотая осень». Само название картины говорит о том, какое время года изобразил на ней художник. 
Глядя на эту картину и наблюдая за природой на прогулке, мы с вами можем убедиться в том, что осень – великий художник, ведь она сама придумывает наряды деревьям, кустарникам, всей природе, будто устраивает конкурс, у кого листья ярче и красивее. Хочется любоваться ими каждый день. 
Как обидно.
 Осень длинной тонкой кистью
                                               Перекрашивает листья.
                                               Красный, жёлтый, золотой –
 Как хорош ты, лист цветной!..                                           
·    А ветер щёки толстые
                                               Надул, надул, надул.
                                               И на деревья пёстрые
                                               Подул, подул, подул!
                                               Красный, жёлтый, золотой
                                               Облетел весь лист цветной!..
                                И. Михайлова
Физкультьминутка. 
«Листики»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.            Дети покачивают листиками в руках над головой.
Дунул ветер – полетели.      Бег в  разных направлениях.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.          Приседают.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.         Встают, поднимают руки с листочками вверх, покачивают ими.
Закружились, полетели         Бег в разных направлениях.
И на землю снова сели.         Возвращаются на свои места.
Педагог.
 - В нашей осенней коллекции много разных листьев. Посмотрите на них; думаю, что вы вряд ли найдёте два совершенно одинаковых, каждый листик всегда чем – то отличается от другого: величиной, формой, расцветкой.
(дети рассматривают листики, выбирают понравившиеся).
Если посмотреть на листики внимательно, то можно увидеть в каждом из них маленькое деревце. В середине листика проходит прожилка, от которой в стороны отходят более тонкие прожилки – веточки. Листик напоминает крону деревца. В нижней части листа главная прожилка переходит в черенок. Он  напоминает ствол.
Сегодня мы с вами будем рисовать осенние деревца, но несколько необычным способом, в этом нам помогут наши листики – мы будем ими печатать.
Практическая часть.
Возьмите любой понравившийся вам листик, покройте его краской при  помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Делать это будем на отдельном листе бумаги. 
Окрашенной стороной положим листик на чистый альбомный лист черенком вниз и плотно прижмём к бумаге, стараясь не сдвигать с места.
Затем возьмите листочек за черенок и осторожно снимите его с поверхности альбомного листа.
Возьмите следующий листочек, покрасьте его в другой цвет и отпечатайте в другом месте альбомного листа. Листик можно покрыть не одним цветом, а разными, тогда отпечаток получится двуцветным.
Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, мы кистью дорисуем стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листика будут напоминать веточки в цветной кроне.
Педагог.
 - У нас с вами получилась чудесная осенняя роща с красивыми деревьями. Это листики – отпечатки, оставив свой след, помогли нам создать такие причудливые кроны и нарисовать такие необычные деревья.
Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок».
Выбранный ведущий выходит на середину с корзиной и говорит:
 - Кленовый листок, лети в мой кузовок.
Дети, у которых в руках листочки клёна, подбегают и кладут их в корзинку. Водит тот, кто первым без ошибки опустил свой листок в корзинку.
Осень в гости к нам пришла,                    Дети берутся за руки и идут по кругу.
Дождь и ветер принесла.
Ветер дует, задувает,                                 Поднимают руки вверх и качают ими из стороны
С веточек листву сдувает.                          в сторону.
Листья на ветру кружатся                         Разбегаются в разные стороны, кружатся
                                                                                  и приседают.
И под ноги к нам ложатся.
Ну а мы гулять пойдём
И листочки соберём.                                  Опять собираются в кружок.