Разработка урока развития речи в 3 классе Какая прекрасная вещь — открытие!

Развитие речи, 3 класс.


Тема урока: «Какая прекрасная вещь – открытие!»
Цель урока: развитие мышления, интеллекта, расширение круга понятий о слове, активизация словаря учащихся.

I Целевая установка.
- Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему все вокруг вас называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем они создаются? Откуда пришли в наш язык устойчивые выражения, в которых уже не переставишь и не заменишь словечко-другое, не исказив смысла? Поиском ответов на эти вопросы занимается этимология ( наука о значении и происхождении слов ) и фразеология ( наука о происхождении устойчивых выражений ). А нужно ли доискиваться до ответов на эти вопросы? Конечно! Познакомившись со словом поближе, никогда не употребишь его некстати.
Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту и ко времени. «Хромое слово – хромая речь» - гласит русская пословица. А чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы не была речь «хромой», а была красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.

II Повторение изученного.
1 – К хорошей речи предъявляется множество требований.
1 требование – содержательность речи. В чем проявляется это требование? Надо избегать многословия, которое проявляется в употреблении лишних слов. Например: «В марте месяце, между прочим у нас будут весенние каникулы.»
2 требование – точность, ясность. Что имеется в виду: «Дина подошла к маме. Она несла сумку». «Куры клевали зерна. Их было много».
3 требование – чистота речи. Речь подвержена разнообразным влияниям, засорению, оскудению. Нашу речь засоряют слова-паразиты.
4 требование – ее богатство. Самый первый критерий богатства или бедности речи – это количество слов, которое мы используем. Вторым показателем богатства языка является использование в речи многозначных слов, омонимов, крылатых выражений.
Сегодня мы будем учиться использовать в своей речи выразительные средства языка.
2 - Почему мы так говорим?
Вспомним о происхождении фразеологизмов.
а) Бить баклуши (заниматься пустяками, бездельничать).
б) Ободрать, как липку (отобрать у человека все, оставить его «голым»).
в) Казанская сирота (притворяется обиженным, несчастным).

В русском языке есть устойчивые словосочетания или фразеологизмы, близкие по значению (синонимы). Например.
Без сучка, без зазоринки – как по маслу.
Бок о бок – плечом к плечу – рука об руку.
Будь что будет – была не была.
В двух шагах – рукой подать.

III Расширение словарного запаса.

Фразеология.

- Сегодня мы продолжим знакомство с устойчивыми выражениями и попробуем включать их в свою речь, составляя предложения и рассказы. Чтобы не попасть впросак, надо знать значение того или иного выражения, когда можно его использовать.

«Уйти несолоно хлебавши» - остаться неудовлетворенным, разочароваться, не получить того. На что рассчитывал.
«Зарубить на носу» - запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Слово нос обозначает памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками делали всевозможные заметки.
«Как с гуся вода» - часть древней заклинательной формулы: «Как с гуся вода, так с нашего Коленьки – худоба». В настоящее время: ему все нипочем.
Составьте по одному предложению с одним из фразеологизмов.

В русском языке очень часто один фразеологический оборот можно заменить другим. Например.
Вверх дном – вверх ногами.
Во чтобы-то ни стало – любой ценой.
Ни свет ни заря – чуть свет.

А бывают фразеологизмы-антонимы.
Не покладая рук – сложа руки.
Брать себя в руки – выходить из себя.
Капля в море – хоть пруд пруди.

Очень часто в фразеологические обороты включаются названия животных.
Фразеологический зверинец. Вместо точек вставьте названия животных.
Голоден как . Хитер как . Здоров как . Надут как . Грязный как . Упрям как . Болтлив как . Колючий как .

- А теперь давайте составим рассказ про мальчика Вову. Это мальчик Вова. Его зовут Вова-зоопарк. А почему? На переменах он задирается, как петух, зато на уроках молчит, как рыба. На бабушку дома он рычит, как лев, с сестрой Люсей он, как крокодил, а перед папой дрожит, как заяц. Но вокруг мамы ходит, как лис. Потому, что мама покупает ему игрушки.
- Запишите по памяти все фразеологические обороты.

- Обогащает нашу речь употребление пословиц и поговорок. Назовите пословицы и поговорки, в которых упоминается одно из данных слов: гусь, яблоко, сапоги, цыплята, кошка, топор.

Этимология

- Сегодня мы побываем в гостях у слова. Есть на земле два царства, которые не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись одно без другого. Они и живут-то на одной территории и все у них общее: земля, реки, моря. Это царство животных – фауна и царство растений – флора. Мы тоже живем вместе с ними и должны уважать их интересы, жить с ними в мире, а главное – стараться узнать о них как можно больше.
Флора. Как и животные, растения получили свои имена по какому-либо характерному признаку. Например, лопух – лопата. Лоп – плоскость, расширяющийся, широкий лист, лопость. Отсюда название лопоухий. Этимология слов астра, одуванчик, подорожник, гладиолус (шпажник), апель-син (китайское яблоко), шиповник, арбуз.
Фауна. Чтобы разгадать секреты названий животных, надо быть внимательным, наблюдательным, много знать о звериных повадках. Многие животные получили свое название по какому- либо основному признаку. Это может быть и голос, и внешний вид, и место обитания, и особенности питания. Докопаться до истоков того или иного названия зачастую непросто. Познакомимся с некоторыми из них.

Цапля – два толкования: первое связано со способностью мгновенно реагировать на лягушек: цап! И нет лягушки. Второе: «Чап-чап» - чапати, замена ч на ц.

Павлин – от французского павильон – палатка, шатер. Распущенный хвост действительно напоминает шатер.

Клест – слово произошло от старинного русского слова «клестить» - сжимать, сдавливать, стискивать. Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как бы сжат, сдавлен. Кстати, от слова клестить произошло и слово клещи.

Редактирование текста. Клесты достают семена из желтых еловых шишек. Клесты не боятся зимних холодов и вьюг. Детей клесты выводят не только летом, но и зимой. В лютый мороз кормят клесты своих детей.


IV Домашнее задание.
Найдите 10 фразеологизмов в рассказе «Кашу маслом не испортишь».
(В.Волина. Учимся играя. Стр.433)
Сочинить рассказ или сказку , введя в него 3-4 фразеологизма.


V Подведение итогов урока.




15