На выставке музыкальных шедевров. Непосредственная музыкальная образовательная деятельность. Старшая группа.
Конспект образовательной деятельности с детьми
старшей группы общеразвивающей направленности
Тема: "На выставке музыкальных шедевров"
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
МАДОУ, детский сад «Калинка» города Черногорска
Музыкальный руководитель – Агафонова Наталья Леонидовна
Цель: Создание условий для развития музыкальных способностей детей через поиски похищенных музыкальных шедевров.
Задачи:
1. Обеспечить условия, способствующие созданию атмосферы сотрудничества, желанию детей участвовать в музыкально-игровой деятельности.
2. Способствовать развитию музыкальной памяти детей через узнавание музыкальных отрывков.
3. Создать условия для формирования у детей умений высказывать свои впечатления о музыке.
Способствовать развитию самостоятельности в поисках способа передачи в движениях музыкальных образов.
Предварительная работа: слушание пьесы «Три подружки» - Д.Б. Кабалевского, разучивание песни «Дождик» - А. Филлипенко.
Оборудование и материалы: музыкальный центр, мультимедийная установка, шляпы и карандаши в посылке, «невидимое письмо», «волшебный ключ», мобильный телефон, таз с водой для экспериментальной деятельности.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности Организация рабочего пространства Деятельность взрослого Деятельность детей Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития
Вводная часть (планирование)
Приветственный ритуал (по Льву Виноградову)
Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»
Звучит отрывок пьесы «Прогулка» из цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского
Прослушивание голосового сообщения
Основная часть
(Дело)
Музыкально-дидактическая игра «Угадай, что звучит?»
(Цикл пьес Д.Б. Кабалевского «Три подружки»)
Артикуляционная гимнастика по методу В. Емельянова.
Песня «Дождик» -
А. Филлипенко
Коммуникативная игра «Шляпы»
Заключительная часть
(Результат)
Рефлексия
«Волшебный ключ» Зал разделён на несколько зон: для двигательной активности и исполнительской деятельности, для слушания и зрительского восприятия.
Предварительно записать голосовое сообщение.
Предварительно подготовить необходимые слайды для мультимедийной презентации.
Предварительно подложить подготовленный лист бумаги - «невидимое письмо» с зашифрованным посланием.
Предварительно подготовить таз и воду для эксперимента с «невидимым письмом».
Предварительно подготовить посылку с вложенными в неё шляпами и фломастерами для игры.
Предварительно изготовить скрипичный ключ в виде статуэтки. Педагог встречает детей приветственным ритуалом: с улыбкой, соприкасаясь ладонями к ладошке каждого ребёнка у входа в музыкальный зал под звучание музыки.
Здравствуйте, друзья!
Когда вы входили в музыкальный зал, вас приветствовала музыка. Давайте сейчас мы поприветствуем друг друга!
(аккомпанирует игру)
У меня для вас отличная новость! Сегодня мы отправимся на выставку «Музыкальных шедевров». Я стану вашим гидом-экскурсоводом по выставке. Повторяйте за мной. Музыка нам помоги – дверь к шедеврам отвори! А сейчас закройте глаза и слушайте!
Под звуки сирены появляется изображение пустых рамок на мультимедийном экране. Звучит голос в записи: «Внимание! Внимание! В помещении выставки «Музыкальных шедевров» произошло ограбление. Неизвестными похищены наиболее ценные экспонаты».
Педагог обращает внимание детей на пустые рамки картин на мультимедийном экране.
Действительно, посмотрите, все картины исчезли. Ребята, что мы можем сделать? Попытаться найти похищенные шедевры? Обычно преступники оставляют улики. Попробуем их отыскать. Что это? Чистый лист или…, а вы знаете, что на выставке музыкальных шедевров действуют законы волшебства, ведь музыка способна творить чудеса. Если представить, что это заколдованное зашифрованное послание, тогда можно попробовать применить, например, подскажите, как обычно волшебники или феи поступают в таких случаях? Произносят заклинание? Давайте попробуем! Раз, два, три – волшебство произойди! Нет, не получается. Может его потрясти? (Пробует) Или подуть на него? (Пробуют) Я вспомнила! Есть ещё один способ – этот лист нужно намочить. (Просит 2 воспитанников сходить в кабинет за тазиком и бутылкой воды; опускает лист в таз с водой, на нём появляются изображения 3 человечков) Что это? Посмотрите, какие эмоции чувства изображены на лицах этих человечков? Печаль, злость и веселье. Кого-то мне это напоминает. А вам? Трёх подружек – Плаксу, Злюку и Резвушку. Чтобы проверить, правильно ли мы расшифровали эту улику, вам нужно удобно устроиться и принять позу слушателя. Внимание, музыка!
(Включает музыку в записи. На экране в рамках появляются изображения трёх подружек). Посмотрите, кажется у нас получилось! (Звонит телефон). Извините, мне нужно ответить. Да, вас слушает музыкальный руководитель детского сада «Калинка». Подождите, я включу громкую связь. (Включает громкую связь). «Слушайте внимательно! Чтобы вернуть остальные экспонаты выставки вам нужно сделать гимнастику, которая помогает петь песни». Какую гимнастику нужно сделать, чтобы наш голосок проснулся и красиво запел? Зарядка нам поможет в этом? А гимнастика для губ? Давайте попробуем. А как нам узнать, проснулся ли наш голосок?
(Включает фонограмму песни. В рамке ещё одного экспоната появляется изображение поющих детей). Как здорово у вас получилось! Нам удалось отыскать ещё один музыкальный шедевр. Посмотрите, какой музыкальный жанр изображён? А какие ещё жанры вы знаете? Возможно, исполнение марша и танца поможет нам в их поиске. На месте шагом марш! (В рамке появляются марширующие человечки). Нужно поторопиться и вернуть танцевальный музыкальный жанр. (Слышится стук в дверь). Да, да, войдите! Это нам? (Стук в дверь. Посыльный вносит посылку, в которой находятся 4 шляпы и цветные карандаши по числу детей). Посмотрите, наверное, это новое задание, но как эти шляпы и палочки помогут нам отыскать танцевальный жанр? Тогда вставайте в круг и передавайте друг другу на палочках вот эти шляпы под неторопливую музыку. А когда характер музыки изменится, она станет подвижной, весёлой. Те, у кого на палочке окажется шляпа – станцует для нас. (В последней пустой раме появляется изображение танцующих пар). Звучит голос в записи: «Внимание! Внимание! Все экспонаты выставки «Музыкальных шедевров» возвращены. Сотрудники выставки выражают вам искреннюю признательность и вручают музыкальный ключ в знак особого почёта». (Звучит туш – посыльный вносит скрипичный ключ и вручает педагогу). Дети, как называется этот музыкальный ключ? Этот скрипичный ключ – особая награда по праву заслуженная вами. Прошу вас устроиться удобно можно на ковре и закрыть глаза. Глаза закройте и представьте, как вы сегодня в зал вошли. Чему удивились? Чему научились? Что вам понравилось? Что вам запомнилось? А сейчас глаза открываем и без стеснения обо всём вспоминаем. А музыкальный ключ пусть вам поможет. Ключ бери и говори! Мне тоже очень понравилось сегодня, то, как вы спасали экспонаты выставки «Музыкальных шедевров». Я очень рада, что вы запомнили, то чему я вас учу в этом музыкальном зале. Спасибо вам! До новых встреч! (Звучит музыка. Педагог прощается с детьми с помощью касаний ладонями.) Дети прикасаются ладошками к ладоням педагога, смотрят в глаза, улыбаются.
Проходят в зону для двигательной активности.
Исполняют движения коммуникативной игры.
Предлагают свои варианты и способы помощи в поиске музыкальных шедевров.
Дети находят чистый лист бумаги на полу.
Дети проходят в зону для слушания музыки.
Дети угадывают музыкальные фрагменты, рассуждают о характере трёх подружек и выразительных средствах музыки.
Дети угадывают жанр музыки (песню) и
выполняют артикуляционную гимнастику.
Исполняют песню с солистами.
Рассуждают о музыкальных жанрах (песня, танец, марш).
Дети маршируют под звучание маршевой музыки.
Дети предлагают сыграть в игру со шляпами.
Проходят в зону музыкально-ритмических движений и выполняют движения в соответствии с изменяющимся характером музыки.
Дети садятся на ковёр, передают друг другу «волшебный скрипичный ключ» - фигурку и делятся своими впечатлениями.
Выходят из музыкального зала, касаясь ладошками ладоней педагога. Условия для проявления доброжелательности.
Условия для развития коммуникативных качеств.
Условия для проявления поисковой активности.
Условия для развития самостоятельности и инициативы.
Условия для развития исследовательских действий.
Условия для выражения детьми своих мыслей.
Условия для развития певческой активности.
Условия для выражения детьми своих мыслей.
Условия для взаимодействия детей друг с другом.
Условия для закрепления пройденного материала.
Условия для выражения детьми своих мыслей и развития речевой активности.