Технологическая карта урока физики. 7 класс. Тема: «Давление твёрдых, жидких и газообразных тел»


Автор: Петренко Надежда Федоровна,
учитель физики высшей квалификационной категории.
Образовательная организация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа № 7 с углубленным изучением отдельных предметов»
Адрес: 143980, Московская обл., Г. о. Балашиха,
мкр. Железнодорожный, ул. Октябрьская, д. 7.

Дата 2015-2016 уч. год
МБОУ СОШ №7 с УИОП Г.о. Балашиха Московской обл.

Технологическая карта урока физики. 7 класс.
Тема: «Давление твёрдых, жидких и газообразных тел»
Учебный предмет: физика
Учитель физики: Петренко Надежда Федоровна
Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №7 с УИОП Г.о. Балашиха (мкр. Железнодорожный)
Класс: 7 класс
УМК: «Вертикаль», «Физика» Автор: А.В. Перышкин
Тема урока: «Давление твёрдых, жидких и газообразных тел»
Место и роль урока в изучаемой теме: обобщающий урок по теме «Давление твёрдых, жидких и газообразных тел»
Дата проведения урока:
Тип урока: обобщающий урок
Цель урока Содержательная: Повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, полученные при изучении темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
Деятельностная: Формирование у учащихся новых способов деятельности (умение задавать и отвечать на вопросы; обсуждение проблемных ситуаций в группах; умение оценивать свою деятельность и свои знания); формирование исследовательских умений посредством выяснения зависимости давления от различных параметров.
Задачи Обучающие: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.
Развивающие: Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.
Воспитательные: Создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.
Планируемый
результат Личностные УУД:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
• формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
Регулятивные УУД:
• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока;
• формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.
Коммуникативные УУД:
• организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
• использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
• построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
Учащиеся получат возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; брать на себя инициативу в организации совместного действия;
участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Познавательные УУД:
• построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи.
Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Биология
История
Математика Фронтальная
Групповая
Индивидуальная УМК «Вертикаль». «Физика» А.В. Перышкин 7 класс, М., «Дрофа», 2014.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока Действия педагога Деятельность учащихся Универсальные действия
Познавательные
УУД Коммуникативные УУД Регулятивные
УУД
Приветствие учащихся
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Организует начало урока, проверяет наличие учебников, тетрадей. Приветствие учителя;
Ученики записывают дату, вид работы, проверяют готовность к уроку Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Целеполагание
2. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы Сегодня мы повторим, обобщим и систематизируем знания по теме «Давление твёрдых, жидких и газообразных тел» Учащиеся отвечают на вопросы. Формулируют тему урока. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
Понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной позиции, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
-8547101133475ека00ека3. Обобщение знаний, полученных при изучении темы «Давление твёрдых, жидких и газообразных тел»
1.Повторение основных формул и единиц измерения физических величин, изученных в данном разделе
2. Исследовательская работа в группах
Цель: Сравнить, как будут оказывать давление на стенки твердые тела, жидкости и газ.
3. «Гимнастик ума»:  
1). Азот, заключенный в сосуд, производит на внутренние стенки сосуда давление 9 кПа. Такое же давление можно произвести, например, нажав рукой на крышку стола. Объясните, в чем состоит различие причин, создающих эти равные по величине давления.
2). Заслушать «Детективную историю Шерлока Холмса»
З). Защита проектов моделей «Фонтана» и «Водомерного стекла»
4). Заслушать презентацию ученика «Исследование морских глубин»
Выполняют:
А) тест наоборот
Б) самостоятельную работу № 1 с взаимопроверкой.
Проводят исследовательскую работу в группах. Выявляют возможности передачи давления твёрдых, жидких и газообразных тел.
Дают объяснение
Объяснение по рисунку
Защищают свои проекты
Ученик выступает со своей презентацией об использовании разнообразных аппаратов для исследования морских глубин. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Использовать знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
4. Физкультминутка.
5.Первичное закрепление нового знания (Предложить ученикам встать, расслабиться.)
Задание: Кто быстрее всех увеличит в 2 раза давление на пол? (нужно встать на одну ногу). Встать на носочки и поднять руки вверх. Как изменится давление на пол в этом случае?
Теперь мы проверим, что вы узнали о способах изменения давления.
1). Вопросы от мальчиков:
1.На вспаханной пограничной полосе обнаружен след сапог нарушителя границы. Можно ли по следу определить, что прошел только один человек или что он нес еще на себе другого или какой-то тяжелый груз?
2. Широкими или узкими должны быть лямки рюкзака туриста? Ответ обоснуйте
Вопросы от девочек:
1. Куда бы вы перелили сок из литровой банки, чтобы его давление на дно сосуда стало больше: в пятилитровую кастрюлю, или в литровую бутылку. Ответ обоснуйте.
2. Объясните назначение наперстка, надеваемого на палец при шитье иголкой.
Предлагает выполнить тестовое задание
2). Задачи из дидактического материала А.Е. Марон, Е.А. Марон «Физика – 7» ТС – 6
I и II варианты №№ 1-5 Ученики проделывают упражнения и комментируют свои действия.
Индивидуальная и коллективная работа с учащимися. Отвечают на вопросы, высказывают предположения
Отвечают на вопросы тестового задания уметь контролировать действия партнера;
уметь использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
6. Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока Обсуждает с учащимися критерии самооценивания их работы на четвёртом этапе урока. Организует самооценивание учащимися их работы на четвёртом этапе урока.
Обсуждает с учащимися итоги урока в целом. Участвуют в обсуждении критериев самооценивания своей работы на четвёртом и пятом этапе урока.
Производят самооценку их работы на четвёртом и пятом этапе урока.
Участвуют в подведении итогов урока в целом уметь формулировать собственное мнение и позицию;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.