Особенности обучения грамоте в разных учебно-методических комплексах.


Особенности обучения грамоте в разных учебно-методических комплексах.
УМК «Гармония»
Рассматриваемая программа рассчитана на 200 часов (22–23 учебные недели) и реализована в букваре «Мой первый учебник» (авторы М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова, Н.С. Кузьменко, О.Е. Курлыгина) и прописях «Хочу хорошо писать» (авторы Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, под ред. М.С. Соловейчик) .
Букварь состоит из 2 частей, прописи – из 4 тетрадей.
Добуквенный период обучения грамоте (традиционно называемый подготовительным) рассчитан на 42 часа – 23 урока чтения и 19 уроков письма. Добуквенный период обучения грамоте (традиционно называемый подготовительным) рассчитан на 42 часа – 23 урока чтения и 19 уроков письма.
На основе букваря (на уроках чтения) в употребление вводится понятие речь, выявляются её главные качества (быть понятной и вежливой), разновидности (деловая и «картинная», устная и письменная), начинают осваиваться правила общения, в том числе на уроке. Происходит знакомство с понятиями предложение, слово, слог, звук; каждое из них ложится в основу формирования целого комплекса речевых, фонетико-графических и орфографических умений. Последние (орфографические) предполагают введение понятия «опасное при письме место» – пока применительно к границам предложений и слов, к использованию больших букв в именах людей, кличках животных и т.д.
Значительная часть уроков этого периода (14) отводится на фонетическую работу – знакомство со звуковой системой языка, с характеристикой звуков, освоение частичного, а затем и полного звукового анализа слов.
На уроках письма в центре внимания находятся гигиенические правила, структура строки (наличие основных линий и дополнительных – линий-помощниц), элементы букв и способы их соединения. Дети учатся правильно сидеть, располагать тетрадь, держать ручку, ориентироваться в пространстве страницы, находить все необходимые элементы строки, выполнять различные движения рукой, а для этого они обводят бордюры, штрихуют рисунки и т.д., учатся писать элементы букв, узнают и осваивают различные виды соединений. Идёт развитие аналитических возможностей учащихся, их глазомера, руки, пространственных представлений. Широко используется квази-письмо («ненастоящее письмо» – запись слов и предложений чёрточками), что позволяет с первых дней начинать обучение письму под диктовку и в целом работу над письменной речью, над её правильным оформлением.
Центральная задача основного периода обучения грамоте понятна из его названия: «Узнаём буквы и учимся читать». Этот период занимает 151 час.
Охарактеризуем и прокомментируем последовательность знакомства с буквами.
Сразу обращаем внимание на сочетание традиционного линейного предъявления букв (последовательно, чаще по одной) с появившимся в современной методике парным их изучением, помогающим открывать детям особенности русской фонетики и графики. Сочетание этих двух способов позволяет сделать так, что большая часть букв проходит перед первоклассниками дважды. Считаем, что такое двукратное представление букв полезно как для их запоминания, становления умения читать, так и для лучшего осознания фонетико-графической системы нашего языка. При определении последовательности предъявления букв учитывался и принцип их частотности, введённый в современную букваристику В. Г. Горецким, В. А. Кирюшкиным и А. Ф. Шанько.
Первыми, как основные ориентиры при чтении, осваиваются буквы гласных – Аа, Оо,ы, Ии,Уу, Ээ. Поскольку в большинстве случаев эти буквы в той или иной мере знакомы первоклассникам, на уроке чтения они вводятся сразу по две пары (например, Аа и Оо), после чего проводится их закрепление. Изучение буквы и открывает возможность на следующих этапах работать над обозначением твёрдости-мягкости согласных с помощью букв гласных и, соответственно, начать формиро вать основной механизм чтения прямого слога – произнесение твёрдого или мягкого согласного звука «по подсказке» последующей буквы гласного.
Параллельно на уроках письма осваиваются те же буквы гласных, но чаще всего они предъявляются по одной паре – строчная и прописная. При этом сначала изучается буква Оо– на ней отрабатывается письмо овалов, уже введённых на этапе освоения элементов, и способы соединения буквы: верхнее и нижнее. В дальнейшем приобретённые умения распространяются на написание других букв, включающих овал, в том числе а.
Далее изучаются буквы непарных звонких согласных звуков (сонорных): Лл, Мм, Нн,Рр (знакомство с буквой йотложено из-за невозможности её употребления в начале прямого слога). Изучение букв сочетается с формированием механизма позиционного чтения (ориентации на последующую букву гласного) и обучением чтению прямого слога. На уроках письма, наряду с работой над каллиграфией, начинается последовательное формирование у детей умений списывать (всегда с печатного текста) и писать под диктовку.
Третий блок – те буквы парных по глухости-звонкости согласных, которые обозначают глухие звуки. Исключение составляет пара ф–в: для освоения выбирается более частотная буква в. Таким образом, третий блок составляют буквы: Сс, Кк,Тт, Вв, Пп, Шш. На диапазоне всех букв продолжается формирование механизма чтения и письма прямого слога и в целом обучение чтению и записи двубуквенных, трёхбуквенных, четырёхбуквенных слогов и слов разной слоговой структуры.
Следующий шаг (четвёртый) связан с изучением на уроках чтения и письма всего блока букв, обозначающих мягкость согласных. Этот блок составляют буквы гласных и мягкий знак и, я, е, ё, ю; ь. После повторения пары ы–ибуквы гласных предъявляются по две, одна из которых знакома, а другая новая: а–я, э–е, о–ё, у–ю. Особенность этого этапа – перенесение уже освоенного механизма чтения прямого слога на слоги и слова с новыми буквами. Кроме того, первоклассники учатся чтению различных по структуре слов с изученными буквами, в том числе с мягким знаком, а также осваивают правило выбора буквы для обозначения мягкости согласных при письме.
Важно, что самостоятельный выбор букв гласных ученики осуществляют только в положении под ударением – тогда, когда гласным звукам «можно доверять», так как они обозначаются буквами однозначно. Параллельно ведутся наблюдения за тем, что на месте одного и того же безударного гласного звука могут быть разные буквы: то о, то а, тои, то е или даже я.
Логическое продолжение работы – проведение особого урока, орфографического. На нём в ходе наблюдений за соотношением безударных гласных звуков и обозначающих их букв делается вывод о том, что безударным гласным звукам при письме «доверять нельзя», и применительно к ним вводится понятие «опасное при письме место». Дальнейшие регулярные упражнения в обнаруживании таких мест – начало целенаправленной работы над орфографической зоркостью учащихся.
Последующее повторение букв непарных по глухости-звонкости согласных дополняется изучением ещё одной буквы –й.
Новый этап работы – продолжение освоения букв парных по глухости-звонкости согласных. Буквы снова предъявляются парами, в которых одна уже знакома, а вторая – нет. Это: Зз–Сс, Бб–Пп, Дд–Тт, Вв–Фф, Жж–Шш.Буквы звонких согласных звуков, а также буква глухого Фф являются новыми. Работа с парами букв помогает первоклассникам, во-первых, лучше их запомнить, что важно для орфографии, а во-вторых, осмыслить само понятиепарности, чему дополнительно способствует проведённое перед изучением парных повторение всех непарных по глухости-звонкости звонких согласных.
На этом этапе орфографические умения детей пополняются за счёт расширения круга «опасных при письме мест» – в их число включаются парные по глухости-звонкости согласные на конце слов и в середине перед другими парными, а также буквы ударных гласных в сочетаниях жи–ши. Далее происходит освоение тех букв, которыми обозначаются непарные по глухости-звонкости глухие согласные: Хх, Цц, Чч, Щщ.
В связи с изучением этих букв ученики узнают о новых «опасных местах» (буквах ударных гласных в сочетаниях ча–ща, чу–щу) и учатся применять соответствующее орфографическое правило.
Следующий важный этап обучения – знакомство с новой «работой» букв Ее, Ёё, Юю, Яя. Учащиеся, вспомнив известную функцию этих букв (обозначать мягкость согласных), открывают, что они могут ещё и обозначать звук [й’]. Значимый момент обучения (особенно для письма) – сопоставление тех позиций в слове, когда для данного звука нужна буква й, а  когда – буквы е, ё, ю, я. На тех же уроках школьники учатся писать большие буквы Е, Ё, Ю, Я.
Последними изучаются разделительные знаки – ь и ъ. Они осваиваются лишь применительно к чтению, на уроках письма слова с ними только списываются.
Основной период заканчивается уроком обобщения и систематизации изученного.
Короткий завершающий период обучения грамоте (7 часов) отводится на общее знакомство с алфавитом и введение первоклассников в мир детских книг под общей рубрикой «Как хорошо уметь читать!». На уроках письма эта известная строка из стихотворения В. Берестова видоизменяется: «Как хорошо уметь писать!»
УМК «Школа России»
Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом "Обучение грамоте и развитие речи". Его продолжительность (приблизительно 21–25 учебных недель) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В рабочей программе содержание обучения грамоте представлено как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной; послебукварный – завершающий. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах. Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой. После курса "Обучение грамоте и развитие речи" начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. В программу русского языка отобраны знания из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики (морфологии, синтаксиса), а также орфографии и пунктуации, которые наиболее часто используются (или которые уместно было бы использовать) детьми 7–10 лет в процессе речевого общения. Такой принцип отбора программного материала по русскому языку можно определить как частотно-речевой. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены и элементарные сведения из области речеведения: текст, тема и основная мысль текста, заголовок, структура, типы речи (повествование, описание, рассуждение), стили и изобразительно-выразительные средства речи. Общая характеристика курса Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»: — формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; — развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; — развитие коммуникативных умений; — развитие нравственных и эстетических чувств; — развитие способностей к творческой деятельности. Программа определяет ряд практических задач,решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. 
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 1 класса
Обучающие должны знать: Все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем). Обучающие должны уметь: Вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность; Различать гласные и согласные звуки и буквы; Правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова; Обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком; Определять место ударения в слове; Вычленять слова из предложений; Четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова; Правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом; Грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением; Употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения; Устно составлять 3-5 предложений на определенную тему; Знать гигиенические правила письма; Правильно писать формы букв и соединения между ними.  Навыки чтения
1полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными буквами. 2 полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста-25-30 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. УМК «Начальная школа XXI века»
Интегрированный курс «Обучение грамоте» является начальным этапом в единой системе изучения русского языка и литературного чтения в начальной школе. Его продолжительность (приблизительно) 16 учебных недель, по 8 часов в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению), что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму едёт параллельно с обучением чтению с учётом требований координации устной и письменной речи.Интегрированный курс «Обучение грамоте и письму» рассчитан на 144 часа, из них: 80 часов – предмет «Письмо», 64 часа – предмет «Литературное чтение».
одержание курса обучения грамоте включает следующие содержательные линии: предложение и слово, звуковой анализ; чтение, письмо, развитие речи.Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изучаемыми буквами, упражняются в письме буквосочетаний, в слогах, словах, предложениях.Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного написания букв, рационального соединения, достижение ритмичности, плавности письма – всё это задачи становления графического навыка при обязательном соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.Ещё одна содержательная линия – развитие речи. Первоклассники в процессе практической деятельности осваивают умения участвовать в учебном диалоге, учатся составлять рассказы разного вида (описание, повествование), работать с текстом.Одним из важнейших методов обучения на уроках обучения грамоте является специально разработанные для этого курса дидактические игры, в которых учебная задача по нахождению, выделению, характеристике языковых единиц (предложений, слов, звуков, слогов, букв) точно совпадает с игровой задачей. Такая организация курса способствует плавному переходу от игровой деятельности дошкольника к ведущей для младшего школьника учебной деятельности.
УМК «Планета знаний»
   Цели:
  - помочь учащимся овладеть механизмом чтения и письма;
  - обеспечить речевое развитие детей;
  - дать первичные сведения о языке и литературе, которые предоставят ребёнку возможность постепеного осознания языка как средства общения и познания окружающего мира, заложат необходимый фундамент для последующего успешного изучения как русского, так и иностранных языков.
Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот переод осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-7 лет.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.
  «Обучение грамоте и развитие речи».
Его продолжительность (23 учебных недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств.В обучение грамоте различают два периода:подготовительный (добукварный) и основной (букварный).Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями аналитико-синтетического звуко-буквенного метода. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению, приэтом учитывается принцип кординации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме слогов, слов, предложений, небольших текстов.после курса «Обучение грамоте и развитие речи» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
       Программа Обучение грамоте рассчитана на 207 учебных часов.
по «Букварю» - 92 часа , 4 часа в неделю и
по «Прописям» - 115ч – 5ч в неделю
       Формы организации образовательного процесса:
- индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные, внеклассные.
Вариативная часть программы предполагает работу в парах. В команде по 4-5 человек, участие в заданиях творческого характера, а также самостоятельную домашнюю творческую работу учащихся (подбор и обработка информации на определённую тему, умение поделиться этой информацией с людьми).
        Типы уроков:
(и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании):
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-практикум, урок- игра- импровизация.
урок изучения и первичного закрепления знаний – уипзз ;
урок закрепления новых знаний и выработка умений – узнзву ;
урок обобщения и систематизации знаний – уосз ;
Урок комплексного использования знаний – укиз;
Урок проверки, оценки и контроля знаний – упокз .
       Технологии  обучения:
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- здоровьесберегающие технологии;
- проектная технология;
- технология разноуровнего обучения;
- информационные технологии.
        Механизмы ключевых компетенций
           Введение вновь изучаемой буквы по схеме:
1. Чтение учителем отрывка из конкретной сказки.
2. Знакомство с её героем. Рассматривание картинки в букваре.
3. Выделение конкретного звука.
4. характеристика звука: гласный – согласный, твёрдый – мягкий, звонкий – глухой.
5. Тренировочные упражнения.
6. обозначение звука буквой. Рассматривание графики буквы, её печатного и письменного изображения.
7. Правильное называние буквы. Сравнение понятий звук и буква.
Чтение читающими детьми текстов сказок;
Работа с алфавитной лентой;
Работа с маршрутным листом;
Работа с условными графическими обозначениями, значками, цветной маркировкой заданий;
Работа со стихотворным и  прозаическим текстом;
Работа с загадками, ребусами, анаграммами;
Работа в рабочей тетради;
Работа с пословицами и поговорками;
Различные виды разбора (звука, слова, предложения);
Составление предложения, текста;
Письмо под диктовку;
Комментирование орфограмм;
Пересказ текста, работа с текстом;
Участие в диалоге.