Урок по теме М.В.Ломоносов — великий сын русского народа

Чернышова Ольга Александровна, учитель химии,
МОУ гимназия «УВК№1», г. Воронеж,
Тема урока: М.В.Ломоносов – великий сын русского народа.
Цели урока: расширить знания учащихся по истории русской химической науки, ознакомить с биографией М.В.Ломоносова, приобщить к чтению дополнительной литературы. Воспитывать у учащихся гордость за русскую науку и ученых на примере биографии М.В.Ломоносова; активизировать у учащихся интерес и стремление к знаниям, показывая беспредельную преданность великого ученого служению науке и Отечеству. Используя межпредметные связи, способствовать развитию творческих способностей и познавательного интереса.
Тип урока: урок-конференция.
Оформление: стенгазеты о М.В.Ломоносове, плакаты с высказываниями об ученом.
Девиз урока: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». (А.С.Пушкин)
Ход урока:
Учитель: 19 ноября 2011 года исполняется 300 лет со дня рождения великого русского ученого - химика, физика, историка, геолога, географа, языковеда, поэта, горных дел мастера, метеоролога, основателя МГУ. Наш урок посвящен М.В.Ломоносову. «Сила его ума безгранична, способности – масштабны, идеи – гениальны». (М.В.Келдыш) И сегодня мы с вами познакомимся не только с важнейшим вкладом ученого в области науки, литературы, истории, но и узнаем основные вехи его биографии.
Ученик: Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Денисовке близ города Холмогоры, недалеко от Архангельска, в семье рыбака – помора Василия Дорофеевича Ломоносова. В детстве Михаил Васильевич вместе с отцом принимал участие в рыбной ловле, они на гукоре «Чайка» побывали на Двине, в Северном море и Северном Ледовитом океане. Будучи от природы весьма наблюдательным, он подмечал особенности жизни, природы края и быта его обитателей. Из рассказов поморов Миша узнал об удивительных костях вымерших животных, которые находили по берегам рек. Такие природные явления, как северное сияние, разливы Северной Двины, разрушавшие берега, и ледяные горы Северного океана, сохранились на всю жизнь в его памяти. Разъезжая с отцом, он познакомился с различными производствами. Особенно большое впечатление произвели на него верфи Северной Двины, где строились военные и торговые корабли. Побывал он и на приморских солеварнях Северного моря и хорошо изучил производство соли. Поэтому понятен тот интерес к промышленности, который сохранился у М.В.Ломоносова на всю жизнь.
Ученик: Грамоте М.В.Ломоносов научился рано у своего односельчанина Ивана Шубного. Особенно увлекали его грамматика М.Г. Смотрицкого и арифметика Л.Ф.Магницкого, которые он называл «вратами своей учености». Чтение таких книг для М.В.Ломоносова было большей радостью и будило в нем непреодолимое стремление к знаниям, которое он не мог осуществить у себя на родине. Это заставило его уйти из родного дома.
«Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям».
(А.С.Пушкин)
Ученик: Зимой 1730 года М.В.Ломоносов отправляется в Москву, где поступает в Славяно-греко-латинскую академию: она считалась единственным высшим учебным заведением в России того времени. В академии он получил хорошую подготовку по древним языкам, но занятия там его не удовлетворяли, так как не изучались естественные науки. Еще до окончания академии его в числе 12 лучших учеников направили в Петербург для продления образования в академическом университете. Здесь он обучается немецкому языку, математике, риторике, географии, истории. В это время в Сибири работала академическая экспедиция, изучавшая природу и минеральные богатства края. Для нее требовались специалисты – химики, знакомые с основами металлургии и горного дела. Было решено подготовить таких специалистов, направив в Германию М.В.Ломоносова, Д.В.Виноградова, Г.Райзера – наиболее способных студентов. Для организации горного дела требовались знания по математике, механике, физике, химии. Поэтому русских студентов направляли для обучения в Марбург к крупному естествоиспытателю и философу Х.Вольфу с тем, чтобы, освоив эти науки, они затем отправились в Фрейберг к профессору И Генкелю, у которого и изучили горное и рудное дело. В Марбурге М.В.Ломоносов и его товарищи успешно занимались математикой, механикой, гидростатикой, гидравликой, аэрометрией, физикой, логикой, философией, геометрией, тригонометрией, немецким и французским языками. Трехлетнее пребывание в Марбурге расширило круг знаний М.В.Ломоносова и в области философии. Здесь он познакомился с достижениями европейской науки того времени, и это подготовило его к дальнейшей научной и практической деятельности. Во Фрейбурге Ломоносов изучал химию и горное дело.
Ученик: В 1741 году Михаил Васильевич покинул лабораторию Генкеля и возвратился в Петербург. Вернувшись из заграничной командировки, он в совершенстве владел, кроме русского и церковно-славянского языков, латинским, немецким и французским. В Марбурге и Фрейберге Ломоносов усвоил необходимые знания по математике, химии, философии, логике, физическим наукам, минералогии, горному делу, ботанике и зоологии. Михаил Васильевич познакомился также и с прикладными науками, в частности с металлургией, начиная с рудного дела и кончая обработкой металлов. Знал он и стекольное производство, мореходное дело, астрономию, географию, не говоря уж о других отраслях знаний, как риторика, грамматика, история, политическая экономия. Можно сказать, что за это время М.В.Ломоносов стал ученым с большим научным кругозором, знанием промышленности, что подготовило его к дальнейшей самостоятельной деятельности. В январе 1742 года М.В.Ломоносов был назначен адъюнктом Академии наук, а в 1745 году – профессором химии.
Ученик: Звание профессора улучшило его материальное положение и дало возможность более широко развернуть исследовательскую работу. В 1748 году он переводит на русский язык курс физики своего учителя Х.Вольфа, который вышел под названием «Вольфианская экспериментальная физика». При выполнении этого перевода ученый столкнулся с бедностью научного русского языка того времени, поэтому он вынужден был подыскивать слова для обозначения некоторых физических инструментов, действий и натуральных вещей. Эта научная терминология сохранилась и сейчас, например «полюс магнита», «преломление лучей» и др.
Хорошо понимая значение эксперимента, он добивается строительства химической лаборатории при Академии наук. На постройку лаборатории ученый затратил много сил, оборудовал ее не только химическими, но и физическими приборами, ведь «химик без знаний физики подобен человеку, который во всем искать должен ощупом». Эта научная химическая лаборатория стала колыбелью химических и физических лабораторий в России, где были обоснованы основные законы физики, химии и впервые в истории русской науки М.В.Ломоносов читал созданный им «курс истинной физической химии». Здесь проводились работы по изучению минеральных богатств нашей родины, заложены основы химии силикатов, а также методы получения цветных стекол, которые затем производились на заводе в Усть-Рудице, организованном М.В.Ломоносовым.
Ученик: Творческую деятельность М.В.Ломоносова можно разделить на три периода:
С 1741 по 1748 г. (до постройки химической лаборатории) был посвящен главным образом теоретическим исследованиям в области физики.
Второй период охватывает время от постройки химической лаборатории до 1757 года. В эти годы Ломоносов в основном занимается решением различных вопросов теоретической и экспериментальной химии. К химии он обращается с любовью:
«В земное недро ты, химия,
Проникни взора остротой.
И что содержит в нем Россия,
Драги сокровища открой»

Третий период – это период с 1757 года до конца его жизни. В течение этого времени ученый, помимо общих занятий, уделяет много времени работам в области различных прикладных наук и административной деятельности. В 1761 году, производя астрономические наблюдения, Ломоносов установил наличие атмосферы на Венере. Он изобрел «ночезрительную трубу для видения в темноте» (на современном языке – это прибор ночного видения).
«И родина твердит ему, как мать:
-Иди, учись, готовься побеждать,
Крестьянский сын Михайло Ломоносов.
Иди, как в море, юноша – помор,
В учение, как в северные воды.
Характер минералов, недра гор,
Механика, металлургия, оды.
Гидравлика – обуздыванье рек.
Рождение химической науки.
Встает великий русский человек,
Могучий разум, трудовые руки.
Склоняется над образцами руд,
Расплескивает сильные кислоты
Работает.
Наука – это труд, единоборство, точные расчеты».
(М.И.Алигер. «Ломоносов»)

Ученик: Большое историческое значение имеет определение М.В.Ломоносовым предмета химии и основных путей ее дальнейшего развития. К концу 18 века в области химии был накоплен довольно обширный фактический материал. Однако он не был систематизирован, так как отсутствовали теоретические обобщения, не были установлены общие закономерности химических процессов, а главное не было исходных теоретических положений для объяснения физико-химических явлений. М.ВЛомоносов ставит новые задачи перед химией, которые далеко выходят за рамки определения ее как «искусства». Прежде всего, он впервые сформулировал ее как науку, которая основывается на корпускулярной теории (атомно – молекулярной) и создал теоретические основы для развития этой науки. Одним из важнейших научных подвигов Ломоносова является открытие и экспериментальное обоснование всеобщего закона сохранения массы вещества и движения. ( Демонстрация видеоопыта «Закон сохранения массы веществ»).
М.В.Ломоносов не только четко сформулировал задачи в области физической химии, не только читал лекции по этому курсу, но и выполнил научные исследования в области физической химии. Особенно большой интерес представляли его работы по растворам. В программу работ по растворам он включал: поднятие раствора по капиллярным трубкам, влияние электрического тока на растворы, просмотр растворов в микроскоп, что приносит электрическая сила растворам солей, замерзание растворов, растворимость в зависимости от температуры, понижение температуры при растворении некоторых солей, понижение температуры от замерзания растворов. Эти представления М.В.Ломоносова о процессе растворения соответствуют современным, и приходится удивляться гениальности этого человека, который 200 с лишним лет назад с предельной ясностью сформулировал основные положения теории растворов.
Ученик: С именем М.В.Ломоносова связано развитие фарфоровой, стекольной, металлургической, горноразрабатывающей, соледобывающей промышленности. Ему принадлежат работы в области добычи золота. Он первый в России создал мозаику, где проявил не только свое искусство как художника, но, прежде всего как химик и химик-технолог. В своей химической лаборатории М.В.Ломоносов с большим упорством производит тысячи плавок для того, чтобы разработать способы получения цветного стекла (смальты) для мозаичных картин. Одновременно он является изобретателем красок для окрашивания стекла и фарфора. С его именем связано развитие горнозаводского дела и металлургии. Он по праву может считаться учителем горщиков – рудознатцев и металлургов. В 1752 году он добился разрешения на организацию производства стекла, бисера, стекляруса и других галантерейных изделий.
М.В.Ломоносов создал основы аналитической химии и в своей лаборатории исследовал образцы соли, поташа, пороха, селитры и руд. Большой интерес представляла его деятельность в области исследования добычи золота. Он первый пришел к мысли, что рассыпное золото можно добывать из песков во многих местах России, и создал теорию образования россыпного золота, указывая, что после открытия золотоносного песка нужно искать коренное месторождение золота, поднимаясь вверх по рекам.
Ученик: Создатель теоретических основ горнорудного дела, металлургии, зачинатель стекольного, фарфорного производства, а также производства цветных стекол и красок, исследователь солеварных промыслов, новатор в области золотой промышленности, мастер пробирного дела и первый химик – аналитик – вот краткая характеристика деятельности М.В.Ломоносова в области промышленности.
М.В.Ломоносов был инициатором и поборником просвещения среди широких масс населения. Ученый не мог мириться с засильем иностранцев в академии.
М.В.Ломоносов прилагал много усилий для того, чтобы создать в России университет, и добился открытия первого русского университета в 1755 году. Этот университет (носящий сейчас имя М.В.Ломоносова) прославил русскую науку результатами своих исследований и осуществил заветную мечту М.В.Ломоносова об истинной пользе и славе отечества.
Ученик: Непрерывная работа в тяжелых условиях, постоянное напряжение сил подорвали здоровье ученого. 4 апреля 1765 года Ломоносов умер. Его смерть была невосполнимой утратой для русской науки. Гений его смело вторгался во все области человеческого знания: он был литератором, поэтом, языковедом, историком, географом, геологом, металлургом, физиком, химиком, художником. Живший в эпоху, когда химия только зарождалась как наука, Ломоносов смог наперекор неверным представлениям флогистонной теории дойти до таких обобщений, которые и сегодня лежат в основе физической и химической науки. Он первый сформулировал закон сохранения вещества и энергии, первый указал путь, по которому пошли многие ученые.
Учитель: А закончить наш урок мне хотелось бы словами Н.Г.Чернышевского: «Ломоносов страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага его родины. Он хотел служить не чистой науке, а только отечеству».
Литература:
Балезин С.А. Бесков С.Д. Выдающиеся русские ученые – химики. М., «Просвещение», 1972.
Манолов К. Великие химики. М., «Мир»,1977.
Соловьев Ю.И. История химии. М., «Просвещение», 1983.
Макаров В.С. Шамшин Д.Л. Классическая химия и ее творцы. Воронеж. Издательство Воронежского университета, 1989.
Аршанский. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля. М., «Вентана – Граф», 2002.
Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. М., «Просвещение»,1983.













15