Внеклассное мероприятие Михаил Ломоносов — великий сын России


Михаил Васильевич Ломоносов – великий сын России.
Цели: -образовательная: показать многообразие личности М.В.Ломоносова, познакомить с фактами биографии великого ученого, вызвать интерес к его литературному, художественному и научному творчеству.
-воспитательная: воспитать чувство патриотизма на примере личности М.В.Ломоносова, воспитывать у учащихся чувство ответственности, самостоятельность, общительность, коммуникабельность.
-развивающая: развивать память, внимание, мышление, творческие способности.
Словарная работа
Мозаика
Ода
Искусствовед
Филолог
риторика
Учитель - Кто уже слышал это имя и фамилию?
С детства всем знакомо имя – Ломоносов…
Сей великий человек опередил века!
Он – поэт, художник и философ,
Это гений - и ему сравненья нет пока!
C именем этого великого человека мы уже с вами знакомы. (на уроках истории) .- Что вы можете вспомнить об этом человеке?
Давайте просмотрим фильм о его биографии (просмотр видеофильма)
Ведущий.- Имя Михаила Васильевича Ломоносова известно каждому в России. Кто-то, может быть, не знает, какие открытия он сделал и что написал, но то, что он выдающийся русский ученый, знают все. В Средние века учёных, которые были осведомлены в самых разных областях знаний, именовали полигисторами. М.В.Ломоносов замечал, что они «знали разные науки так довольно, что могли в них производить новые приращения». Позднее на смену этому понятию пришло другое – энциклопедист. Ломоносов стал первым русским энциклопедистом. Его просветительскую роль в истории нашего Отечества трудно переоценить. «Если в Древней Греции семь городов спорили между собою, кому принадлежит слава слыть родным городом Гомера, то ныне в России более семи наук спорят между собою о праве и чести считать Ломоносова своим основателем или представителем», писал в начале XX века видный химик и историк науки Павел Иванович Вальден. Какие же семь наук спорят между собой о праве и чести считать Ломоносова своим основателем и первым представителем?
(на сцену выходит филолог)
Филолог. Русский язык и литературу раньше называли «русская словесность». Работы М.В.Ломоносова в области русской словесности весьма значительны. Он реформировал систему русского стиха, заложив основы развития современного стихосложения. Его наблюдения послужили началом становления русского литературного языка светского характера. Особое место в его поэзии занимает образ Петра I. Ломоносов – автор филологических трудов: книги по риторике «Краткое руководство к красноречию» (1747), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (1758), и «Российской грамматики»(1755) – первой научной книги о правилах русского языка. Ломоносов, как истинный гуманист, посвятил свою литературную деятельность гражданскому воспитанию общества. Он считал, что поэзия должна нести людям возвышенные идеалы, поэтому основным его жанром стала торжественная ода.
Ведущий. Благодарим Вас за интересное выступление.
Задание.
Прочитать по строфам стихотворение Ломоносова М.ВОДА НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА Всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года Царей и царств земных отрада,Возлюбленная тишина,Блаженство сел, градов ограда,Коль ты полезна и красна!Вокруг тебя цветы пестреютИ класы на полях желтеют;Сокровищ полны кораблиДерзают в море за тобою;Ты сыплешь щедрою рукоюСвое богатство по земли.Великое светило миру,Блистая с вечной высотыНа бисер, злато и порфиру,На все земные красоты,Во все страны свой взор возводит,Но краше в свете не находитЕлисаветы и тебя.Ты кроме той всего превыше;Душа ее зефира тише,И зрак прекраснее рая.Когда на трон она вступила,Как вышний подал ей венец,Тебя в Россию возвратила,Войне поставила конец;Тебя прияв облобызала:Мне полно тех побед, сказала,Для коих крови льется ток.Я россов счастьем услаждаюсь,Я их спокойством не меняюсьНа целый запад и восток.
Учитель.- Давайте послушаем данную оду в записи.
Запись «Ода на день восшествия…..»
Учитель.- Если вспомнить биографию Ломоносова, то у него была дочь. И вот одно из стихотворений, которое он посвятил своей любимой дочери.
Фрагмент из фильма «Кузнечик дорогой»
Учитель.-_ А вот еще одно стихотворение, написанное в зрелом возрасте (видео)
Учитель -Преобразования Ломоносова в литературном языке способствовали очищению родного языка от таких иностранных слов, употребление которых не вызывалось необходимостью. Он предложил вместо “бергверк”- говорить рудник, вместо “дак” - кровля, “перпендикулы” - маятник, переделал “оризонт” на горизонт, “квадратуум” на квадрат и т.д.Задание. Расшифруйте предложения, заменив иностранные слова русскими.
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал он её тащить, да не вытащил. Объявили тогда бабка с внучкой деду импичмент. “Мы, говорят, твой электорат, и раз сил у тебя уже мало стало, будет у нас суверенитет. Проведем референдум, потом маркетинг, достигнем консенсуса по всем вопросам, и будет у нас новый спонсор. Так что, дед, если хочешь с нами жить, готовься к приватизации. Мы люди не злые, можешь сделать инвестиции в наше дальнейшее производство”.
Вот такая демократия!
Для справки.
Импичмент - недоверие
Электорат - народ
Суверенитет - самостоятельность
Референдум - выборы
Маркетинг - изучение спроса населения
Консенсус - согласие
Спонсор - меценат
Приватизация - перераспределение, раздел имущества
Инвестиции - вложения
Демократия - народная власть
Старославянская физминутка.
Разведите в стороны десницу и шульцу – соедините их.
Поднимите рамена – опустите.
Потрясите дланями.
Погрозите перстами.
Вытяните выю.
Наклоните главу – опустите.
Погладьте себя по ланитам.
(десница – правая рука, шульца – левая рука, рамена – плечи, длани – ладони, персты – пальцы, выя - шея, глава – голова, ланиты – щеки(на сцену выходит физик)
Физик. Всё же главные открытия М.В. Ломоносова касаются физики. Он на десятилетия опередил западно–европейских учёных, но часто его разработки оставались незамеченными европейской наукой, которая не придавала особого значения развитию точных знаний в стране, которой они считали Россию.
Леонард Эйлер был едва ли не единственным современником М.В.Ломоносова, который понял масштабы его ума и оценил глубину его обобщений. Физические опыты, которые проводил Ломоносов в своей лаборатории, отличались высокой точностью. Однажды он взвесил запаянный стеклянный сосуд со свинцовыми пластинками, прокалил его, а потом снова взвесил. Пластинки покрылись окислом, но общий вес сосуда не изменился. Так был открыт закон сохранения материи- один из основных законов природы. Печатная публикация этого открытия последовала через 12 лет, в 1760 году, в диссертации «Рассуждение о твердости и жидкости тел». В 1742-1743 годах он изучал северное сияние и высказал правильную догадку о его электрической природе, оценил его высоту. Ученый пытался разработать эфирную теорию электрических явлений и думал о связи электричества и света, которую хотел обнаружить экспериментально.
Ведущий.Физика - наука очень интересная.
Учитель.- Это, безусловно, очень интересно. Приглашаем на сцену астронома.
(на сцену выходит астроном)
Астроном. Всю жизнь М.В. Ломоносову не была чужда астрономия. Далеко опережая современную науку, он первым из учёных разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят». Загадкой во времена М.В.Ломоносова была и природа комет. Он высказал смелую мысль, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солнца. Настоящий звездный час для Ломоносова – астронома наступил в 50 лет. 26 мая 1761 года европейские астрономы, разъехавшись по всей Евразии, прильнули к окулярам своих телескопов. Шла одна из первых международных акций- наблюдение за прохождением Венеры по диску Солнца.
Михаил Васильевич Ломоносов по своей схеме изготовил телескоп и, испытав его, пришёл к выводу, что «изобретение произошло в действие с желаемым успехом». Эта схема телескопа носит название Ломоносова – Гершеля. Ровно 200 лет спустя после звездного года М.В.Ломоносова, в 1961 году, к Венере была запущена отечественная космическая станция – самая первая в мире.
Учитель-. Благодарим Вас за ценные и интересные сведения о Ломоносове –астрономе. По данному поводу Ломоносов сочинил стих. Давайте послушаем.
Запись «Случилось два астронома
Химик. До Михаила Васильевича Ломоносова каких-либо целенаправленных исследований по химии в России не проводилось. Именно он создал первую в стране химическую лабораторию. Выстроенная в Петербурге по его плану, она открылась 12 октября 1748 года. «Испытать всё, что только можно измерять, взвешивать и определять вычисление» - вот девиз М.В.Ломоносова. М.В.Ломоносов проработал в лаборатории с 1749 по 1757 год. Это был самый плодотворный период в его творческой деятельности как химика. Учёный регулярно посылал в академию наук отчеты о результатах проведённых работ и планах работ на будущее. Он способствовал созданию многих химических производств в России, разработал рецепты и технологию приготовления цветных стёкол, которые использовал для своих мозаичных картин; одним из первых высказал гипотезу об органическом происхождении нефти и каменного угля.
Учитель.- Спасибо! Интересно, а как связано имя Ломоносова с изящными искусствами? (на сцену выходит искусствовед)
Искусствовед. Раз уж упомянули о цветных стёклах, хочу вам рассказать о том, что научные интересы М.В.Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели его в область изящных искусств! В начале 1750 – х годов он проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам. Начинает новое дело – строит фабрику цветных стёкол и создаёт художественную мастерскую по изготовлению мозаичных картин. В сентябре 1752 года он закончил и преподнёс императрице Елизавете Петровне первую русскую мозаику – «Мадонна». Именно Михаилу Васильевичу мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра – знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой, - «Полтавская баталия». В 1753 году учёный получил привилегию на основание фабрики мозаики и бисера. А в 1763 году он стал членом Академии художеств.
Задание. Соберите из полученных пазлов репродукцию одной из мозаик Ломоносова.  Учитель. Да, поистине талантливый человек талантлив во всём. Продолжит свой рассказ Географ. (на сцену выходит географ)
Географ. За что бы ни брался Михаил Васильевич, он всегда опережал своё время. Он не совершил ни одного путешествия в неизведанные страны. И всё же па праву считается одним из основоположников российской географии.
В XVIII (18) веке в России было совершено много географических открытий. Чтобы нанести на карту исследованные области, в 1739 году при академии наук был учреждён Географический департамент, трудами которого был издан «Атлас Российский». Это стало важным событием не только российской, но и мировой географии. Однако в издании имелось немало недостатков. М.В.Ломоносов, как никто другой, понимал, что «Атлас» должен быть составлен на основе более строгих исследований. В 1757 году он написал специальную «Инструкцию Географическому департаменту». Учёный разработал подробный план создания нового «Атласа». Прежде всего, он сочинил «Географические запросы» - специальную анкету, которую разослал по губерниям. Много ценных сведений ожидал получить Ломоносов от этой первой «географической инвентаризации» громадной страны. Население активно откликнулось, благодаря чему были собраны данные, которые впоследствии послужили источником для многих экономико-географических трудов. Да и сам термин «экономическая география» предложил М.В.Ломоносов.
Он одним из первых понял, насколько важно отыскать и освоить северный морской путь. Именно он стал изучать верхние слои атмосферы, предвидя, что наступит время ,когда с помощью различных приборов можно будет предсказывать погоду.
В работе «О слоях земных» М.В.Ломоносов высказал мысль об изменении климата нашей планеты в процессе её развития. Эта работа положила начало геологической науки в России.
Учитель-. Благодарим Вас за такой подробный и интересный рассказ о вкладе М.В.Ломоносова в развитие географии и геологии. И наконец, послушаем Историка.
(на сцену выходит историк)
Историк. Всю жизнь М.В.Ломоносов работал на пределе, учился, просиживал за книгами не часы- сутки.
Заботясь о просвещении в России, М.В. Ломоносов настаивал на создании университета европейского типа, доступного всем слоям населения. В 1755 году по его проекту был образован Московский университет. В 1757 году Ломоносов становится канцлером, т.е. по современным понятиям, вице-президентом Академии наук. М.В.Ломоносову пришлось взяться за изучение русской истории, так как немецкие историки, служившие в Академии наук, по его убеждению, превратно её толковали. Он сделал несколько исторических открытий и опубликовал «Краткий Российский летописец с родословием» (1760), где содержится перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно. В 1761 году он написал работу «О сохранении и размножении российского народа», по подлинным документам собрал «Древнюю Российскую историю от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года».
Учитель- Спасибо за интересные исторические факты жизни и творчества ученого. О каких же семи науках шла речь?
Какую же длинную жизнь должен прожить человек, чтобы успеть столько сделать? 80 или 100 лет? Ломоносов прожил всего 54 года и оставил после себя огромное количество трудов и оригинальных идей для потомков. .В.Ломоносов  жил в бедности, несмотря на то, что был известным ученым и президентом Академии наук. Свои деньги  часто тратил на опыты, нужды академии. У него было много друзей но и много врагов. И только в последние годы своей короткой жизни он был признан.
Он любил повторять своим студентам и ассистентам: «Чтобы покорить, надо знать, а мы пока знаем очень мало».
Просмотр видеофильма (Ломоносов)-конец
Учитель -Имя Ломоносова осталось не только в памяти учёных, которые до сих пор удивляются его научной прозорливости, пользуются его открытиями, но и в географических названиях. Имя Михаила Ломоносова присвоено многим географическим объектам на суше, на океанах и в космосе.
(Просмотр слайдов с именами Ломоносова).
Учитель -Его имя – в названиях улиц, проспектов, библиотек, школ, лицеев, университетов, театров и так далее. Ему посвящают свои произведения поэты и писатели, драматурги и кинорежиссёры, художники пишут картины. О нём помнят и говорят с гордостью и восхищением как о великом русском учёном, гении и как о сильной личности, незаурядном человеке.
«Памятники М.В. Ломоносову».
И мы, признательные внуки,
Его всем подвигам благим
Во имя правды и науки
Здесь память вечную гласим.
Да, велико его значенье –
Он, верный русскому уму,
завоевал нам Просвещенье.
Учитель -В нашей стране был учреждён орден имени Ломоносова. Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социальной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.
Учитель -Простой русский человек, сын крестьянина – помора за 23 года службы поднялся до таких высот науки и культуры, столько совершил научных открытий, осуществил столько изобретений, что трудно найти во всей предшествующей мировой истории другого человека таких огромных и плодотворных дерзаний, творческих подвигов. М.В. Ломоносов вошел в историю как один из самых выдающихся людей России. Мы чтим его как достойного сына, всю жизнь посвятившего матери – России.  Имя Ломоносова является символом  патриотизма, образцом служения народу, примером самоотверженной борьбы за науку.
Тяжело заболев в марте 1764 года, он говорил: « жалею только о том, что не смог я совершить всего того, что предпринял я для пользы Отечества, и все надежды возлагаю на молодое поколение». О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать…
Учитель -О жизни и творчестве великого человека был снят фильм «Михайло Ломоносов»
Просмотр видео
Учитель. Как всякий большой ученый, Михаил Васильевич Ломоносов заботился о развитии науки и распространении научных знаний. Без изобретений и научных открытий прошлого современные поколения ученых не сумели бы создать того, что мы имеем сейчас в науке. Жизнь и деятельность Ломоносова – ярчайший пример беззаветного служения своему народу, неутомимого, разностороннего труда на благо Родины.
И вот прошли века, пройдут еще столетья,И знак бессмертия превыше пирамид.Что Ломоносов, сам себе воздвигнул,Россия, в памяти навечно сохранит!
(обращение учителя к детям)
«Везде исследуйте всечастно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет» (М.В. Ломоносов)