Презентация «М. В. Ломоносов — великий сын России»
М. В. ЛОМОНОСОВ — ВЕЛИКИЙ СЫН РОССИИ. Работу выполнила: Глущенко Татьяна МихайловнаГБОУ СПО НМКг.Новороссийск, 2013 г. Он создал первый университет Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.А. С. Пушкин История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия — вот те области, в которых Ломоносов оставил свои след. БиографияМ. В. Ломоносова Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора. Сын государственного крестьянина, Ломоносов вырос в условиях северорусской культуры, тесно связанной с традициями допетровской Руси. Около 300 лет назад в рыбацкой деревушке Денисовка, на севере России, близ г.Холмогоры рос здоровый и крепкий мальчик. Звали его Михайлой Ломоносовым. Первые учебники В 11-12 лет Михайло начал учиться грамоте. Его первым учителем был дьячок местной церкви. Он прочитал все, что было под рукой. У соседа нашлись славянская «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть. «принужден был читать и учиться…в уединенных и пустых местах» Путешествие в Москву. В декабре 1730 из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел на себя две рубахи, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» и «Арифметику» и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Через три недели Ломоносов был в Москве, где он не знал ни одного человека. М.В.Ломоносовпоступает в Славяно –греко – латинскую Академию, где он не только приобретает вкус к научным занятиям, но и изучает латинский язык, знакомится с тогдашними науками и учебными дисциплинами и становится одним из лучших учеников. Славяно–греко–латинская академия в Москве На уроке в академии… « Малые ребята кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать пришел латыни учиться». В ноябре 1735года в числе 12-ти лучших учеников отправлен в Петербургскую академию наук Студент немецкогоуниверситета Осенью 1736 г. трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии, философии и металлургии По возвращении в Москву, в 1745 году, Ломоносов стал первым русским профессором, членом Академии наук Круг интересов Ломоносова был очень широк: физика, химия, астрономия, математика, техника, горное дело, геология, металлургия,производство стекла, мозаичное производство, география физическая и экономическая, история, филология, грамматика, русский язык и литература - и в каждой из этих научных или практических областей Ломоносов оставил значительный след. Любимая наука -химия «Слово о пользе Химии» Ломоносова. Ломоносов по-новому осознал роль и значение химии, её место среди наук, изучающих природу. Он называл химию наукой. 22 года работал он в Академии наук, выступал с крупными работами по химии и физике,геологии и географии, изучал астрономию, разработал изготовление мозаики, составлял географические карты. Он занимался исследованиями по языкознанию, теории литературы, произвел реформу языка. Ломоносов - художник Открыл секрет изготовления смальтыИзготовил 40 мозаичных картинИзбран почетным членом Петербургской Академии художествОткрыл мозаичную мастерскую Ломоносов показывает Екатерине II мозаичную мастерскую. Мозаичная картина Ломоносова Мозаика «Полтавская битва» Мозаика «Пётр 1» Открытия в области поэзии и литературы Разработал правила русского языка, составил книгу «Русская грамматика»;В 1751году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова». Занимаясь лингвистикой, он разработалпервую научную грамматику русского языка-«Российскую грамматику». Несмотря на усиленные занятия точными науками, Ломоносов серьезно занимался русской поэзией. Опираясь на опыт античной и европейской литературы, Ломоносов создал стройную теорию русского стихосложения, изложенную в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739 г.) и в основных чертах существующую в наши дни. Теория трех стилей Михаил Васильевич Ломоносов для упорядочения письменной речи (деловой, научной, художественной) разделил язык на "три рода речений". Теория "трех штилей" имела демократический характер:она ограничила употребление старославянских слов,приблизила литературный язык к разговорному.Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей. Высокий стиль изображение грандиозных исторических событий и героических судеб (трагедии, оды) Средний стиль изображение жизни с использованием менее возвышенной лексики (светские повести, сонеты, стихотворения) Низкий стиль - допускал изображение обыденной жизни с использованиемживой разговорной речи(комедии, басни,сатирические стихотворения) Краткое руководство к красноречию (1748 г.) - первая риторика в русском языке, курс общей теории литературы. Трактат «О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.) - первый опыт русской стилистики - является применением учения античных филологов о трех стилях (высоком, посредственном, низком) к русскому языку и жанрам русской литературы. Поэтическое творчество занималобольшое место в духовном миреЛомоносова. « Стихотворство - моя утеха...»,- писал он в «Российской грамматике». Я знак бессмертия себе воздвигнулПревыше пирамид и крепче меди,Что бурный Аквилон сотреть не может,Ни множество веков, ни едка древность.Не вовсе я умру; но смерть оставитВелику часть мою, как жизнь скончаю.Я буду возрастать повсюду славой,Пока великий Рим владеет светом.Где быстрыми шумит струями Авфид,Где Давнус царствовал в простом народе,Отечество мое молчать не будет,Что мне беззнатный род препятством не был,Чтоб внесть в Италию стихи эольскиИ первому звенеть Алцейской лирой.Взгордися праведной заслугой, муза,И увенчай главу дельфийским лавром.1747 До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическоестихосложение (силлаби по-гречески – слог): в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось. М.В.Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги. Двусложные размеры стиха Лице своё скрывает день… _ _ _ _ _ _ ямб (ударение на 2ой слог ).Буря мглою небо кроет…_ _ _ _ _ _ хорей (ударение на 1ый слог ). Трёхсложные размеры стиха Ночною темнотою покрылись небеса_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ -) дактиль _ _ _-) анапест _ _ _-) амфибрахий _ _ _ Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе. В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян. Заслуги Ломоносова Любимая наука Ломоносова – химия. Он создал химическую лабораторию в Петербурге и открыл новый закон;Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния;Он любил наблюдать за звездами, усовершенствовал телескоп;Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера;Он первый в мире географ-полярник; Занимался историей древних славян, историй изготовления фарфора;А сколько он сделал для совершенствования русского языка!Сочинял стихи;Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины ("Портрет Петра I", "Полтавская битва");Открыл первый российский университет в Москве. Дом-музей Ломоносова Личность Ломоносова, его научная и литературнаядеятельность сыгралипервостепенную роль вразвитии сознания русскогообщества и оставилиглубокий след в историирусской культуры. Могила М.В.Ломоносова Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства. НАГРАДЫ – Орден Ломоносова Благодарю за внимание!