Метод проектов в обучении иностранному языку.
Личностно- ориентированное воспитание средствами иностранного языка предполагает, с одной стороны, использование учебного общения, сотрудничества и активной деятельности ученика на уроке, а с другой стороны, учителю необходимо найти способ «ввести реальный иностранный язык в школьный класс, включить ученика в реальную языковую коммуникацию, не выходя из класса, смоделировать в школе реальный процесс вхождения в культуру.
Одной из технологий, обеспечивающей личностно- ориентированное обучение является метод проектов, включающий в себя целевую направленность, научные идеи, на которые опирается система действий учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.
Зачем нужен метод проектов в преподавании английского языка .
Проектный метод возник в начале XX в. (американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик и др.). Сначала он назывался проблемным методом. Начал использоваться в России в 30-е годы (М.И. Махмудов, И.Я. Лернер) и был незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов. Причин было несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для образования учащихся. В результате идея проектной методики не получила своего развития и прекратились исследования в этом направлении. Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения иностранным языкам. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.
В сотрудничестве с учителем и другими учениками улучшается мотивация обучения, снимается напряженность, увеличивается вера в свой успех, таким образом, результаты которые могут быть получены после применения этой технологии следующие:
Прочное и глубокое усвоение знаний;
Высокий уровень самостоятельной работы учащихся;
Высокий уровень научности в знаниях у учащихся;
Умение работать в группе, вести групповое обсуждение;
Сплочение детского коллектива;
Мотивация коллективных достижений.
Проблемы, которые можно решить, используя метод проектов:
Низкий уровень активной, самостоятельной работы учащихся;
Перегрузка учителей и учащихся.
Выводы: 1. В центре учебного процесса находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность.
2. Роль учителя в таком учебном процессе чрезвычайно ответственна, но она иная, чем при традиционном обучении.
З. Ответственность за успех учебной деятельности школьники в большой степени берут на себя.
4. Главная цель такого обучения – развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.
1.Общее содержание метода проектов
В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Итак, что же представляет собой проектная методика обучения английскому языку в средней школе? Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий: Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другие учебники, предусмотренные школьной программой. Однако, зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям), анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное. Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения. Практическая работа над проектом начинается на стадии “Закрепления материала” и “Повторение” и становится гармоничной частью единого процесса обучения. Одной из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, аппликация или сочинение. В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.
Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой- либо проблемы. Это требует от него владение большим объемом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными, интеллектуальными умениями, например, генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях, умение находить не один, а несколько вариантов решения проблемы, вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, находить компромисс с собеседником, лаконично излагать свою мысль. Поэтому можно с уверенностью утверждать что у учащегося, развивается креативная компетентность, как показатель коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне. Проект создает максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей учащегося.
В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами и может быть включены в различные формы общей системы работы над изучаемым языком на этапе речевой практики и интегрированного развития коммуникативных умений иноязычного речевого общения как вид работы по поддержке достигнутого уровня, совершенствованию и углублению подготовки учащегося. При этом проектное задание может рассматриваться как определенная форма адаптации материалов учебника к непосредственным особенностям образовательной ситуации и индивидуальным особенностям учащихся.
В основе каждого проекта лежит какая нибудь проблема. Чтобы решить ее, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями.
Главная идея состоит в следующим:
с большим увлечением выполняется ребенком та деятельность, которая выбрана им самим свободно;
деятельность строится иногда не в русле учебного предмета;
лозунг этой деятельности: «Все из жизни, все для жизни»
2.Этапы проектирования
Работа с проектами имеет следующие этапы:
Первый этап- подготовительный.
Предложение темы исследования. Темы могут быть предложены в рамках учебника, выбранного учителем в качестве основного, ее может сформулировать сам учитель с учетом учебных и воспитательных задач, а так же сами учащиеся. Чаще темы проектов относятся к какому- то практическому вопросу, актуальному для жизни учащегося в социуме, требующему привлечения его собственного опыта. Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Нельзя предлагать задание, которое ученик не сможет выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с темой, посоветовать. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом.
На начальном этапе очень важно не только сформулировать тему и конечную цель проекта, но и :
разумно определить временные рамки (здесь необходимо учесть, что школьники очень загружены в школе и очень быстро утомляются);
продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся;
выбрать оптимальную форму презентации результатов;
составить и обсудить примерный план работы.
Второй этап- организация работы.
Согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом. Обсуждение путей сбора информации и осуществление поисковой работы. Обсуждение первых результатов в группе.
Самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы- это сбор информации- обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.
Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом.
Именно здесь происходит основная работа учителей иностранного языка со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащихся.
Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.
Третий этап- завершающий ( этап презентации) .
Промежуточный контроль. Обсуждение способа оформления проекта. Документирование проекта. Презентация результатов проекта. Подведение итогов проекта. Выставление оценок.
Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах , учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо- русских и русско- английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.
Четвертый этап- практическое использование результатов проекта
( в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках и т.д.)
3. Методы работы с учащимися.
По количеству участников проектов выделяются индивидуальные, парные и групповые. Групповые наиболее часто используются в нашей практике.
В этом случае необходимо правильно с методической точки зрения организовать деятельность участников проекта в группе учеников, и роль педагога координатора в этом случае особенно важна.
Групповой метод имеет следующие правила и принципы:
1.В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
2.Команды не соревнуются.
3.Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом, потому что они вместе выполняют задание.
4.Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
5.Ответственность за конечный результат несут все члены команды.
Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть сильный ученик, средний, слабый. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте.
В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, в “добывание” знаний. Работая над проектом, школьники учатся работать в “команде”, ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. А это огромный стимул к активному усвоению знаний.
Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы.
4.Роль учителя при использовании метода проектов.
При использовании метода проектов меняется и роль учителя. Она различна на различных этапах проектирования. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора.
Главная задача учителя заключается не в передаче конкретных знаний, а в обучении способам работы для получения знаний.
Для передачи способов работы разрабатываются алгоритмы для решения таких типичных задач, как выделение проблемы, поиск подхода к решению поставленных задач, работа с источниками информации, критический анализ текста, описание результатов деятельности.
Отдельно следует сказать о координации проектов и организации внешней оценки, поскольку хорошо известно, что лучшая импровизация та, которая хорошо подготовлена. Поэтому, если учитель решил использовать при изучении какого–то раздела, вопроса программы метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать.
Если предполагается, что учащиеся по предложенной им ситуации должны сформулировать проблему, учитель сам должен спрогнозировать несколько возможных вариантов. Учащиеся могут назвать некоторые из них, к другим учитель подводит ребят наводящими вопросами, ситуациями.
5. Основные требования к использованию метода проектов.
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/ задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения ( например, исследование истории возникновения Олимпийских игр, изучение истории своей страны и стран изучаемого языка, проблемы свободного времени у молодежи, проблемы взаимоотношений со сверстниками, проблема отношений между поколениями, проблемы экологии и т.д.)
Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов ( например, программа туристического маршрута, совместный выпуск газеты, и т. д.)
Самостоятельная ( индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформления конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы ( использование в ходе совместного исследования метода « мозговой штурма», « круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта)
Заключение: метод проектов- актуальность и результативность.
Цель обучения иностранному языку- это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.
Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:
Достигают хороших результатов в изучении иностранного языка.
Имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики.
Понимают необходимость междисциплинарных связей.
Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения.
Основными преимуществами являются:
повышение мотивации учащихся при изучении английского языка.
Наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы.
Простор для творческой и созидательной деятельности.
В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для ученика. Главное- это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в ходе работы над темой.
Я всегда стараюсь использовать данный метод в своей работе для обобщения знаний и умений по изученной теме, но , следует отметить, что при такой форме работы наряду с преимуществами имеются определенные трудности. Они обусловлены следующими факторами: недостаточным уровнем языковой подготовки отдельных учащихся; нехваткой времени; непривычностью этой формы работы: трудностью вовлечения слабых учащихся в активную дискуссию.
Список литературы.
Душеина Т. В. «Проектная методика на уроках иностранного языка» ИЯШ. 2003 № 5.
Зимняя И.А, СахароваТ.Е. Проектная методика обучения английскому языку . ИЯШ 1991. - №3.
Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. - М., 2003.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка . ИЯШ 2000. №2, 3.