Нетрадиционные техники изобразительного искусства


ПроектРазвитие творческих способностей школьниковМладшего школьного возраста при помощи нетрадицонных техник рисованияКГУ «Егиндыкольская средняя школа № 2»Акимата Егиндыкольского районаСедельникова Г.А.Учитель ИЗО и черченияКружок «Юный художник» Нетрадиционные техники рисования в младшем школьном возрасте Ребята с удовольствием выражают свои чувства в той деятельности, где есть разнообразие "живых" впечатлений и возможность все необходимое делать своими руками. Дети любят конструировать, лепить, рисовать. Работая с детьми, я заметила, что в изобразительной деятельности склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов. Меня всегда интересовало, почему у ребенка, имеющего хорошую технику рисования такие бедные по замыслу рисунки. Или о рисунке, не представляющем для некоторых ничего интересного, ребенок может много интересного рассказать? Мне самой нравится рисовать, я очень хорошо понимаю детей, которым трудно "оторваться" от любимого рисования, особенно "мямликам", которые медлительны, но терпеливы. Для того, чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей, я решила найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свои творческие задумки. Основной принцип стимулирования детского творчества - принцип интегральности. Он заключается в том, что темы заданий предлагаются детям такие, которые могут совместить разные области науки, искусства. цель:Изучить процесс развития творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисованияФормировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.Совершенствовать технические умения и навыки рисования.
style.rotation

Учитывая все составные компоненты творчества (оригинальность, беглость, гибкость, восприимчивость), я определила задачи: 1. Создание в группе условий для творческой изодеятельности.2. Раскрытие творческого потенциала через нетрадиционные приемы рисования.3. Налаживание межличностностного общения в процессе изобразительной деятельности.4. Помочь усвоить основные нравственно-этические понятия (добро и зло) через сказочные образы. Нетрадиционные техники рисования – это способы рисования различными материалами: поролоном, комканой бумагой , трубочками , ниточками , пенопластом , парафиновой свечой , восковыми мелками , сухими листьями и т.д. рисование ладошками , пальчиками , тупыми концами карандашей , ватными палочками и т.д.

Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя» ,можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:Способствует снятию детских страхов; Развивает уверенность в своих силах; Развивает пространственное мышление; Учит детей свободно выражать свой замысел; Побуждает детей к творческим поискам и решениям; Учит детей работать с разнообразным материалом; Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности; Развивает мелкую моторику рук; Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Проанализировав рисунки детей младшего школьного возраста пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. План работы:№ п/пТема занятияТехникаПрограммное содержаниеОборудование1.Мой любимый дождикРисование пальчикамиПознакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности.Два листа светло-серого цвета с наклеенными тучками разной величины. Синяя гуашь в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы.2.Весёлые мухоморы Рисование пальчикамиПродолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпки гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо её промывать.Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; алая, малиновая и оранжевая гуашь, кисти, мисочки с белой гуашью, салфетки, иллюстрации мухоморов.Сентябрь Октябрь№ п/пТема занятияТехникаПрограммное содержаниеОборудование1.Ягоды и яблочкиОттиск поролоном, пальчиками(круги разной величины)Познакомить с техникой печатания поролоновым тампоном, печаткой из картофеля. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.Круг из тонированной бумаги, гуашь в мисочках жёлтого, красного, фиолетового, зелёного цветов, поролоновые печатки, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи.2.Теремок Оттиск поролоновым тампономЗакреплять умение печатания поролоновым тампоном. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.Шаблоны вырезанных педагогом домиков – теремков, гуашь жёлтого цвета, настольный театр «Теремок»3.Жёлтые листья летят.Рисование, используя приём примакиванияУчить правильно держать кисточку, снимать лишнюю краску о край баночки; изображать листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге. Учить узнавать и правильно называть жёлтый цвет. Развивать эстетическое восприятие.Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь жёлтая.4.Осенние листьяПечатание листьямиПознакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умения работать с техникой печати. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях. Лист черного цвета, гуашь красного, жёлтого, зелёного цветов Ноябрь№ п/пТема занятияТехникаПрограммное содержаниеОборудование1.РябинкаРисование ватными палочкамиУчить рисовать веточки, украшать в техниках рисования ватными палочками. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции.Пол-листа различных цветов, красная гуашь, ватные палочки, вырезанные из старых книг рисунки птиц.2.Нарисуем воду в аквариуме с рыбками.Рисование гуашью по восковым мелкамУпражнять детей в сплошном закрашивании плоскости листа бумаги путём нанесения размашистых мазков. Учить своевременно насыщать ворс кисти краской. Не допускать того, чтобы дети тёрли кистью по бумаге. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.Листы бумаги с изображением рыбок, нарисованных педагогом цветными восковыми мелками3Рыбки в аквариумеРисование ладошками, пальчикамиПознакомить детей с техникой рисования ладошками, учить дорисовывать композицию: сочетать в одном рисунке несколько приёмов рисованияТонированные листы бумаги, гуашь красного, коричневого, зелёного цветов4.Солнышко лучистое, почему ты стало часто прятаться?Рисование пальчикамиУпражнять в технике рисования пальчиком. Закрепить понятие «лучик». Учить рисовать лучик- прямые линии и круглое солнышко. Развивать цветовосприятие.Белые листы бумаги, красная, жёлтая, синяя гуашь в мисочках, рисунки с изображением солнышка. Декабрь№ п/пТема занятияТехникаПрограммное содержаниеОборудование1.Маленькой ёлочке холодно зимой.Рисование пальчиками, оттиск пробкойЗакрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать ёлочку.Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый), зелёная гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки, образцы ёлочек.2Шарики Рисование мятой бумагойПознакомить детей с техникой рисования мятой бумагой. Развивать мелкую моторику рук, предварительно комкая её. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкойВатман, листы бумаги для комкания, гуашь различных цветов, мисочки для краски3.Шарики или другие ёлочные игрушки для украшения ёлки.Рисование гуашью кисточкой.Учить детей изображать округлые формы и знакомые ёлочные игрушки доступными им средствами выразительности. Вызвать у детей радостные воспоминания, связанные с новогодним праздником.Листы бумаги, линиями сгиба поделённые на квадраты, краска гуашь разных цветов4Снег идётРисование ватными палочкамиЗакреплять навыки рисовании красками, используя ватные палочки; уточнять и закреплять знания цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать.Картон синего или голубого цвета формата А4 ( по количеству детей), баночки – непроливайки, салфетки. Январь№ п/пТема занятияТехникаПрограммное содержаниеОборудование1.Ёлочка пушистая, наряднаяТычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчикамиУпражнять в технике рисования тычком полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками.Маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жёсткая кисть, гуашь красного и оранжевого цвета в мисочках, салфетка2.Весёлый снеговикТычок жёсткой полусухой кистьюУпражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактураВырезанный из бумаги снеговик серого или голубого цвета, белая гуашь, жёсткая кисть, красный и чёрный маркеры, ватман, тонированный тёмным цветом.3.Прочный забор.Рисование гуашью кисточкой.Упражнять детей в рисовании прямых вертикальный линий. Побуждать их создавать изображения на основе игровой мотивации: нарисовать прочный красивый забор для зайчат или других игрушек, которые нуждаются в их помощи и защитеПоловина листа плотной бумаги, разрезанного вдоль, краска гуашь, игрушки, ножницы для воспитателя.4Зимний узорРисование восковыми карандашамиПродолжать учить детей правильно держать карандаш; закреплять приобретённые ранее навыки рисования; закреплять знания цветов (синий, белый); продолжать формировать интерес к рисованию; развивать эстетическое восприятие.Цветной картон синего цвета ( по количеству детей); восковые карандаши белого цвета; образцы готового рисунка и несколько элементов узора. Февраль№ п/пТема занятияТехникаПрограммное содержаниеОборудование1.Цветочек для папыРисование ладошкамиУпражнять в рисовании с помощью ладошек. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки кисточкой. Развивать чувство композиции.Открытка для папы: на лицевой стороне аппликация, на развороте – место для рисунка, гуашь разного цвета, кисти.2.Моё любимое животное из сказокТычок жёсткой полусухой кистьюУпражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.Ватман, гуашевые краски различных цветов3.Весёлая зебраРисование ладошками, дорисовывание кисточкойЗакреплять умение рисования ладошками, учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать цветовосприятиеЦветная или тонированная в зелёный цвет бумага. Гуашевая краска белого и черного цветов, кисточки4Румяный колобокОттиск пенопластом, рисование пальчикамиПознакомить с техникой печатания пенопластовой подушечкой. Учить наносить и закрашивать всю поверхность рисунка. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Использовать и сочетать в рисунке несколько способов рисованияЗаготовки круглых колобков из белой бумаги, гуашевые краски жёлтого, красного и синего цветов Март№ п/пТема занятияТехникаПрограммное содержаниеОборудование1.Мимоза для мамыРисование ватными палочкамиУпражнять и закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать чувство композиции.Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь жёлтая и зелёная в мисочках, кисти.2.СолнышкоРисование ладошкамиЗакреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие.Лист ватмана с нарисованным посередине жёлтым кругом, гуашь алого, оранжевого, жёлтого, малинового цветов, кисти, пластмассовые блюдца для краски.3.Божьи коровки на лужайке.Рисование пальчикамиУпражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность)Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки, бумага светло- и тёмно-зелёного цветов, чёрная гуашь в мисочках.4.Животные, которых я сам себе придумал.Кляксография.Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов.Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. Апрель№ п/пТема занятияТехникаПрограммное содержаниеОборудование1.Жили у бабуси два весёлых гусяРисование ладошкойПродолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями.Нарисованное заранее озеро, белая, серая, зелёная гуашь, кисти, красный и чёрный маркеры для рисования деталей.2.Волшебные картинки (волшебный дождик)Рисование свечойПознакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесённым свечой рисунком и аккуратно закрашивает её.Свеча, тушь синего цвета, листы плотной бумаги. Пол-листа бумаги с уже нанесёнными свечой рисунками.3.Компоты и варенье в баночкахРисование гуашью.Побуждать детей доступными каждому ребёнку средствами выразительности изображать фрукты и ягоды, которые они выдели, пробовали и хотели бы нарисовать.Краски гуашь, вырезанные из бумаги силуэты банок разного размера.4БабочкиКляксография дорисовывание деталейПродолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов.Цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. Май№ п/пТема занятияТехникаПрограммное содержаниеОборудование1.ТравкаРисование ладошкойУпражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие.Лист ватмана, тёмно- и светло-зелёная гуашь, кисти, салфетки.2Цветочная полянаРисование ватными палочкамиПродолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки.3-4.Картина с красивыми голубыми цветами для украшения группы.Рисование гуашью, смешивание краски.Вызывать у детей интерес к смешиванию краски для получения светлых оттенков цветов. Увлечь детей этим процессом и предоставить возможность поупражняться в получении голубого цвета.Лист ватмана, украшенный красивой рамкой, ½ альбомного листа на каждого ребёнка, палитра, белая и синяя краски гуашь, кисти. Результатами моей работы в данном направлении сталиактивность и самостоятельность детей в изодеятельности;умение находить новые способы для художественного изображения;умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Диаграмма прогресса Кружок«Юный художник!» Монотипия Тебе потребуется Лист бумаги формат А4 Стакан воды Кисти беличьи №6,7 Акварельные краски или гуашьКак рисовать? Лист белой бумаги согните и разогните пополам. Поставьте на линии сгиба 2-3 разноцветных пятна гуаши. Сложите лист пополам и с волшебными словами "крекс, фекс, пекс" проведите пальцем от центра к краям. Откройте лист и получите бабочку или цветочек! После высыхания фломастером дорисуйте мелкие детали. ГраттажТебе потребуется Лист бумаги формат А4Стакан водыКисти беличьи №6,7Свеча, мыло, краски акварельные.Как рисовать?Лист белой бумаги раскрасьте акварельными красками. Потом покройте свечой. Закрасьте черной гуашью( если краска плохо ложиться, добавьте в нее мыльной пены). Затем после того как лист бумаги высохнет с помощью ручки вы можете выцарапать рисунок. Волшебные ниточкиТебе потребуется Лист бумаги формат А4 Стакан воды Нитки ГуашьКак рисовать?Согните и разогните лист белого картона. Окуните толстую шерстяную нитку в краску и положите ее между двумя половинками листа. Слегка надавив на лист, водите ниткой. Скажите волшебные слова и посмотрите, что получилось. Дорисуйте детали. Рисуем картошкой, пальцем, луковицейТебе потребуется Лист бумаги формат А4 Стакан воды Картошка, соломинка, луковица Акварельные краски или гуашьКак рисовать? КАМЕШКИ. Разрежьте картофелину пополам. Проведите зубцами вилки несколько раз, создав на разрезе рельеф. Окуните картофель в краску и сделайте отпечаток.РЫБКИ. Подушечкой большого пальца напечатайте тело, а кончиком указательного пальца -- хвост. Фломастером дорисуйте глаза и рот.ПУЗЫРЬКИ. Отпечатайте концом пластмассовой соломинки.РАСТЕНИЯ. Разрежьте луковицу и сделайте отпечаток. Мыльными пузырямиТебе потребуется Лист бумаги формат А4Стакан водыНебольшое стекло Кисти беличьи №6,7мыло, краски акварельныеКак рисовать?На стекло нанести рисунок акварельными красками с добавлением мыльных пузырей. На стекло с еще невысохшим рисунком накладывается лист с волшебными словами "крекс, фекс, пекс" проведите пальцем от центра к краям. Уберите стекло. После высыхания фломастером дорисуйте мелкие детали. коллажТебе потребуется Лист бумаги формат А4Клей ПВАОткрытки, фотографии, цветные вырезки из журналовКак рисовать? В доме всегда найдутся ненужные открытки, фотографии, цветные вырезки из журналов, которые можно соединить в большой коллаж. Когда с помощью клея и ножниц вы создадите свое полотно, можете подкрасить фон или части картины краской. Должно получиться что-то очень интересное. Выдуваем рисункиТебе потребуется Лист бумаги формат А4Стакан водыТрубочка, краски акварельные или тушьКак рисовать? Разводим водой до очень жидкого состояния краски двух цветов. Оба цвета вплотную друг к другу наливаем на лист плотной бумаги. В центр опускаем соломинку для коктейлей и, направляя ее в разные стороны, начинаем сильно дуть. Получаются разноцветные ветвистые отростки. Если в средине рисунка круговыми движениями мокрой тряпочки создать "лицо", а после высыхания нанести на него глаза, рот, нос и уши, то получится веселый человечек. «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».                                               В.А.Сухомлинский

Спасибо за внимание