Внутришкольный профессиональный конкурс педагогического мастерства «Всё начинается с любви: и вдохновенье, и работа» Методические материалы
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Енисейская средняя общеобразовательная школа»
Бийского района Алтайского края
Внутришкольный профессиональный конкурс
педагогического мастерства
«Всё начинается с любви: и вдохновенье, и работа»
Методические материалы
Авторы: Ряполова Л.В. –
заместитель директора школы
по учебно-воспитательной работе
Балахнина О.В. –
старший вожатый
село Енисейское
2014 год
Сборник методических материалов содержит материалы из опыта работы МБОУ «Енисейская СОШ» Бийского района по организации и проведению школьных конкурсов педагогического мастерства, объединенных в годовой цикл с общим названием «Всё начинается с любви: и вдохновенье, и работа». В него вошли положения о конкурсах, которые были проведены в течение 2013-2014 учебного года, сценарии некоторых конкурсов, методические материалы в помощь педагогам, протоколы членов жюри. Особенностью конкурсного движения является то, что этапы проводились в течение всего года и педагоги сами определяли степень своего участия.
Предлагаемые конкурсы педагогического мастерства позволят не только продемонстрировать лучший опыт работы, но и ретранслировать его в другие образовательные учреждения.
Содержание конкурсных испытаний способствует активному и эффективному внедрению в практику работы инновационных технологий с целью повышения качества образования.
Сборник адресован педагогическим работникам всех типов и видов образовательных учреждений, участникам конкурсов, руководителям образовательных учреждений.
Пояснительная записка
Возрастающие требования общества к качеству образования и педагогическому профессионализму обусловили приоритетную направленность процесса повышения квалификации на поддержку личностно-профессионального развития педагогов, обеспечение условий для конструктивного преодоления ими профессиональных затруднений и решения проблем педагогической практики.
Педагог, с точки зрения науки, - это специалист, на высоком уровне владеющий приемами и способами педагогической деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе ее осуществления, вносящий свой индивидуальный творческий взгляд в развитие педагогической науки и практики, стимулирующий в обществе интерес к результатам своего труда. Он стремится заявить о себе широкой общественности, публично создать свой профессиональный имидж, который позволит ему быть успешным.
В этом положительную роль играют конкурсы педагогического мастерства, так как они обеспечивают педагогу возможность стать значимым в профессиональном обществе через оценку, данную сообществом его педагогической деятельности, материальное и моральное поощрение, реализацию своего профессионального «Я» в условиях состязания. Конкурсы позволяют педагогу «выходить» за пределы образовательного учреждения, прогнозировать профессиональное развитие и проектировать свою дальнейшую педагогическую деятельность, направленную на профессиональные достижения. В конкурсах педагогического мастерства педагог приобретает опыт, который влияет на его становление как специалиста, построение собственной успешной траектории профессионального развития, достижение более высокого уровня социальной и гражданской значимости в обществе.
Радует, что недостижение призовых мест в конкурсе не становиться для большинства участников преградой к дальнейшему саморазвитию и профессиональному совершенствованию.
Обычно статус учителя определяется текущей оценкой его деятельности администрацией ОУ. Иногда оценка складывается стихийно или под влиянием отношения педагога к работе, лояльности его к администрации и далеко не всегда является объективной. Конкурсы педагогического мастерства помогают устранить это противоречие.
Сегодня в отечественном образовании немало как защитников, так и противников проведения профессиональных конкурсов. Одни ругают их за сходство с шоу, другие – за формализм процедуры конкурсных мероприятий. Однако при определенных условиях и соответствующей методике проведения конкурсы могут стать действенным средством развития творческого потенциала профессионального сообщества в целом.
Конкурс создает благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению молодых специалистов.
Главные цели конкурса – пропаганда приоритетов образования, формирование общественного представления о творчески работающих педагогах, повышение престижа педагогической профессии.
Конкурс решает следующие задачи:
выявляет лучших педагогов;
оценивает профессионализм участников;
стимулирует развитие системы образования;
создает условия для обмена опытом и распространения в профессиональной среде наиболее востребованных и популярных идей.
Конкурс – это соревнование, для которого характерны напряжение, приподнятое эмоциональное состояние участников, азарт, т. е. все то, что присуще состязанию.
Методически грамотно подготовленный и проведенный профессиональный конкурс может дополнить и даже заменить руководителям школы многие другие административные методы оценки членов коллектива: контроль, собеседование. Конкурс имеет перед ними преимущества как значительно более демократичный механизм оценки и вознаграждения труда учителя.
Как известно, участниками соревнований не обязательно становятся самые достойные. Учитель, обладающий всеми качествами потенциального победителя, может никогда не участвовать ни в одном из конкурсов. И напротив, педагог, который не показывает даже средних результатов в своей работе, может выдвигаться и побеждать. Почему учителя участвуют или, наоборот, отказываются от участия в конкурсах? Участниками становятся те, кто, во-первых, видит в конкурсе ценность для себя и, во-вторых, уверен, что может получить желаемое. Кроме того, среди конкурсантов чаще всего встречаются люди, больше других ориентированные на достижения.
Желание участвовать в профессиональном состязании изъявляют, прежде всего, педагоги, которых ситуация достижений не пугает, а, наоборот, стимулирует. Они, как правило, имеют высокий уровень притязаний, а также мотивацию и способность к достижениям. Это, безусловно, люди, стремящиеся к успеху. Однако успехом они могут считать как реальные профессиональные достижения, подтвержденные победой в конкурсе, так и вознаграждения, которые рассчитывают получить, став победителем: признание, известность, статус в коллективе, премию, разряд и др. Основная мотивация участия в конкурсе является как внутренней, так и внешней.
В то же время намерение избежать неудачи в текущей работе тоже служит мотивацией для участия в конкурсе. Это своеобразная протестная реакция на несправедливую оценку администрации, желание реабилитироваться. Не находя признания, учитель стремится доказать свою состоятельность, участвуя в школьных конкурсах. Таким образом, в поведении участника конкурса могут преобладать как мотивы достижения успеха, так и избегания неудачи.
Вместе с тем общеизвестно, что среди хороших специалистов очень мало тех, кто стремится участвовать в конкурсах. В чем тут дело, почему многие учителя так не любят конкурсы? Конкурс – это публичное выступление учителя перед коллегами, стрессовая, напряженная ситуация, которая может принести как успех и признание, так и неудачу. Наверное, немалую группу составляют педагоги, которым, как говорится, "и хочется и колется". Они не очень уверены в себе, сдерживают честолюбивые порывы, сожалея о своей пассивности. Их притязания и самооценка высоки, а пассивность – стремление избежать возможной неудачи. Как правило, такие учителя тревожны, и участие в конкурсе требует от них больших нервных затрат. Одно только упоминание о состязании вызывает у них неприятные эмоции. Однако таким учителям следует помнить – если они не решатся на участие в конкурсе профессионального мастерства, их внутренний конфликт так и останется неразрешенным, у них сохранится чувство неудовлетворенности собой и окружающими.
Ничто не стимулирует человека так, как конкурсы, которые позволяют не только сравнивать свои достижения с результатами других, но и дают самому участнику возможность правильно оценить себя, осознать свою готовность к тому, чтобы вступить в состязание с коллегами. Конкурс – это повышение профессионального мастерства и творческой активности педагогов.
Конкурсное движение в школе
Реализация программы развития нашего образовательного учреждения предусматривала обновление системы методической работы, так как ранее она была нацелена на педагогическое просвещение познавательного характера, хотя в школе возникла атмосфера творческой заинтересованности в росте методического творчества. Сегодня итогом произошедших изменений стало системное развитие профессионализма учителей в контексте актуальных вопросов программы развития школы.
Целенаправленная работа руководителей школы по формированию у учителей внутренней мотивации участия в методической работе, в выборе той или иной формы повышения своей квалификации, стимулирование творческого настроя учителей дали большие положительные результаты.
До 2013 года в школе проходили два конкурса методического мастерства: «Учитель года» и «Самый классный классный». Но в прошедшем учебном году было принято решение изменить модель организации школьных конкурсов, расширив их спектр и предоставив педагогам самим определять своё участие. Одни из них предполагают очное участие, другие заочное, все они связаны с поиском решения актуального методического вопроса по творческой теме работы школы на текущий учебный год. Им предшествует заранее спланированная методическая неделя с выставками литературы. В них принимают участие все желающие педагоги без предварительного отбора. Итогом конкурса становится поощрение победителя и призёров, выпуск методического бюллетеня, включающий в себя лучшие материалы из опыта работы учителей школы по методической проблеме.
Внутришкольные конкурсы становятся стартовой площадкой для участия наших педагогов в подобных мероприятиях более высокого уровня. Они становятся местом демонстрации успешности, придают уверенность в собственных силах, повышают самооценку. Подготовленные в ходе конкурса методические разработки используются впоследствии для написания творческой работы или самоанализа педагогической деятельности в процессе аттестации. Участие и победа в школьном конкурсе включается педагогами в оценочные листы и стимулируется баллами при оценке профессиональной деятельности.
Исходя из опыта работы, можно выделить несколько этапов подготовки и проведения конкурсов.
Первый этап «Организационно-подготовительный».
Он включает в себя:
1. Разработку «Положения о конкурсе». В Положении прописываются:
– тема конкурса;
– цель и задачи;
– условия;
– содержание и порядок проведения;
– требования к содержанию и оформлению конкурсных материалов;
– критерии оценки;
– сроки проведения;
– состав жюри;
– процедура подведения итогов конкурса.
К положению о конкурсе могут быть приложения, где указываются форма заявки на участие в конкурсе, либо формы других документов.
2. Знакомство педагогов с Положение о конкурсе с дополнительными комментариями и рекомендациями.
3. Написание сценария или порядка проведения конкурса, выбор ведущего.
4. Подбор реквизита для проведения конкурса, оформление помещения, приобретение грамот, подарков и т.п.
5. Оказание консультативной и практической помощи педагогам при подготовке к конкурсу.
Второй этап «Основной» или «Практический».
Он включает в себя:
Проведение самого конкурса по заранее написанному сценарию или плану.
Подведение итогов конкурса и награждение участников и победителей.
Третий этап «Заключительный» или «Аналитический».
Он включает в себя:
1. Написание аналитической справки по итогам конкурса.
2. Знакомство с аналитической справкой на педсовете.
3. Презентацию методических материалов конкурса.
4. Оформление по итогам конкурса выставки методических материалов, фотоматериалов и т.п.
В школе, после того как конкурс прошёл, и жюри подвело итоги, мы пишем справку, где анализируем подробно, что получилось и что не получилось, и обязательно знакомим с ней членов педагогического коллектива.
Школьное образование сегодня нуждается в педагоге, умеющем самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы, находить пути их решения, уметь критически анализировать полученные результаты и творчески применять их в практической деятельности. Участие педагогов в школьных конкурсах позволяет им развивать и совершенствовать свое педагогическое мастерство.
«Утверждено»
Директор школы
__________ Е.Н.Мякишев
приказ № ____
от «____» _________20__года
Положение
о школьном конкурсе профессионального мастерства педагогов
«Всё начинается с любви: и вдохновенье, и работа»
I. Общие положения
1.1. Школьный конкурс профессионального мастерства «Всё начинается с любви: и вдохновенье, и работа» (далее - конкурс) проводится администрацией школы c целью развития профессионального мастерства учителей и распространения педагогического опыта.
1.2. Задачи конкурса:
- повышение профессионально-педагогической квалификации и самооценки учителя;
- определение уровня профессионализма, эрудиции и компетентности педагога;
- стимулирование учителей к реализации творческого подхода в образовательном процессе;
- подготовка педагогов к участию в районном конкурсе профессионального мастерства «Учитель года» и других аналогичных мероприятиях разных уровней.
1.3. Участником этапов конкурса может быть любой член педагогического коллектива, добровольно изъявивший желание участвовать в нем или рекомендованный для участия методическим объединением, независимо от специализации в педагогической деятельности, от вида труда (постоянный работник, совместитель), от общего педагогического стажа и стажа работы в данной школе.
1.4. Конкурс проводится в период с 01 ноября 2013 года по 26 апреля 2014 года.
1.5. Для участия в любом этапе Конкурса желающие должны подать заявку в устной форме за одну неделю до даты проведения конкурсного этапа.
1.6. Информационная служба школы размещает на сайте школы положение конкурса «Всё начинается с любви: и вдохновенье, и работа» и освещает хронику событий конкурса (новости).
1.7. Конкурсные материалы не возвращаются и не рецензируются.
II. Организация и проведение конкурса
2.1. Ответственным за подготовку и проведение конкурса является заместитель директора школы по учебной работе. Для непосредственной работы по организации конкурса он формирует временную творческую группу (ВТГ). Состав ВТГ утверждается приказом директора школы.
2.2. К функциям временной творческой группы относятся:
- согласование формы и порядка проведения конкурса на всех его этапах;
- определение критериев и показателей оценки заданий, предлагаемых всем участникам конкурса;
- оказание методической помощи конкурсантам;
- непосредственное проведение соревнований конкурса;
- выполнение функций жюри;
- анализ и обобщение итогов конкурса.
III. Программа конкурса
Конкурс проводится в семь туров, в которых может принимать участие любой педагог. Для каждого этапа конкурса разрабатывается отдельное положение и за две недели до даты проведения этапа конкурса доводится до сведения всех педагогов. Каждый учитель выбирает те конкурсные испытания, которые могут продемонстрировать его педагогическую успешность, предъявить методические и творческие наработки.
№
Дата проведения
Название этапа
Форма представляемого опыта
Характер этапа
1
11-16 ноября
2013 года
«Будущее начинается сейчас, завтра начинается сегодня»
Классный час по здоровьесбережению, проводимый на чужом классе.
Очный
2
2-7 декабря
2013 года
«Всякая форма есть выражение внутреннего содержания»
(Р.Роллан)
Открытый урок деятельностного типа согласно рабочей программе по предмету, проводимый в рамках конкретной технологии.
Очный
3
13-18 января
2014 года
«Учиться всегда пригодится»
Мастер-класс педагогических методов и приёмов по организации продуктивной деятельности учащихся на уроке и вне урока.
Очный
4
6-7 февраля
2014 года
«Родителям с заботой и любовью»
Разработка нетрадиционного мероприятия для родителей
заочный
5
21 марта
2014 года
«Человек есть свой собственный проект»
(Ж.Сартр)
Педагогический проект, реализуемый во время проведения школьного Дня науки
Очно-заочный
6
31 марта-5 апреля
2014 года
«Ключ ко всему в воспитании. Там развязка всего»
(Л.Н.Толстой)
Внеклассное мероприятие, проведённое на основе современных воспитательных технологий
очный
7
21апреля
2014 года
«Глядя на мир, нельзя не удивляться»
(К.Прутков)
Фото-видеоматериалы «Один день из школьной жизни»
заочный
IV. Итоги конкурса, награждение участников
4.1. Промежуточные итоги конкурса подводятся жюри по результатам каждого из этапов конкурса и отражаются на «Экране конкурса». Количество победителей и призёров по итогам отдельных этапов конкурса не должно превышать 50% от числа участников. Победитель в отдельном этапе получает 10 баллов, призёр – 7 баллов, участник – 5 баллов.
4.2. Звание «Учитель года-2014» присуждается участнику конкурса, набравшему наибольше количество баллов по сумме всех промежуточных результатов.
4.3. Победитель выдвигается для участия в районном конкурсе «Учитель года».
4.4. Участники конкурса награждаются грамотами администрации МБОУ «Енисейская СОШ».
4.5. Участие в конкурсе учитывается при аттестации педагога.
4.6 . Участие в конкурсе учитывается при заполнении оценочного листа для определения суммы выплат из стимулирующей части фонда заработной платы.
Экран конкурса «Всё начинается с любви: и вдохновенье, и работа»
№
Ф.И.О. педагога
«Будущее начинается сейчас, завтра начинается сегодня»
«Всякая форма есть выражение внутреннего содержания»
«Учиться всегда пригодится»
«Родителям с заботой и любовью»
«Человек есть свой собственный проект»
«Ключ ко всему в воспитании. Там развязка всего»
«Глядя на мир, нельзя не удивляться»
1
Алексеенко М.В.
2
Казанцев В.Н.
3
Каратаева Н.А.
4
Комаров Р.А.
5
Манаева В.И.
6
Мурзина Л.Г.
7
Мякишева О.Ф.
8
Ожогина В.Д.
9
Цекало А.Г.
10
Цекало И.В.
11
Черникова И.П.
12
Шпомер Е.Е.
13
Шпомер А.А.
14
Щербакова Л.В.
15
Коваленко О.Е.
«Утверждаю»
Директор школы
__________ Е.Н.Мякишев
от «____» _________20__года
Положение
о школьном конкурсе классных часов по проблемам здоровьесбережения
«Будущее начинается сейчас, завтра начинается сегодня»
1. Цель конкурса
Конкурс проводится с целью пропаганды здорового образа жизни среди школьников
2. Задачи конкурса
активизация работы по овладению навыками здорового образа жизни;
выявление талантливых педагогических инициатив;
распространение лучшего педагогического опыта по здоровьесбережению;
3. Условия конкурса
3.1. Участие в конкурсе
К участию в конкурсе допускаются классные руководители 1-11 классов и другие педагоги школы, подготовившие план-конспект проведения классного часа и организовавшие его проведение. Участники конкурса проводят классный час в любом классе, не считая своего используя современные технологии, формы и приемы . Продолжительность классного часа – 40 мин, но у младших школьников может быть сокращена до 30мин, у старших школьников она может быть около одного астрономического часа (если проблема заинтересовала всех учеников, и обсуждение не было завершено). Однако в любом случае надо учитывать требования к режиму дня школьника.
4.Рекомендации по готовности учителя к классному часу:
4.1. Примерные современные технологии, формы, приемы которые могут составить основу проведения классного часа: технология «Дебаты», технология «Педагогическое общение», технология «Кейс-стади», универсальная технология «Интеллект-карт»; формы - «Спрашивайте-отвечаем», анализ ситуации, деловая игра; приемы - инициирование, представление поведенческого образа, «возвышение партнера общения», «вопрос в связи с обстоятельствами», «тезис – аргумент – иллюстрация» и др.
5. Требования к конкурсным работам
5.1.Участие в конкурсе предполагает проведение классного часа, включение плана-конспекта (см. приложение №1) и самоанализа. План- конспект и самоанализ предоставляется жюри после проведения классного часа.
6. Порядок участия в конкурсе
Для участия в конкурсе участники должны подать заявку в устной форме:
1. ФИО кл. руководителя, класс.2. Название работы, форма, технология, прием.
7. Сроки проведения конкурса
Приём заявок – до 1 ноября 2013 года.Проведение конкурса и работа жюри – с 11-16 ноября 2013 года.
8. Подведение итогов конкурса
8.1. В жюри входят представители администрации, общественности, руководитель МО.
8.2. Критерии оценки:
- актуальность содержания для обучающихся выбранного возраста,
- соответствие формы проведения содержанию материала,
нестандартность (уникальность) формы проведения;
- включенность обучающихся в содержание и деятельность,
уровень взаимодействия с обучающимися;
- паритет индивидуальных, коллективных и групповых моментов,
эмоциональность, педагогическая культура;
- соответствие проведения классного часа заявленной технологии, форме, методу, уместность использования ИКТ.
-Качество составления плана конспекта, самоанализа.
Итоги подводятся по сумме баллов и отражаются в экране конкурса.
Приложение №1
Схема конспекта воспитательного занятия
педагог (ФИО) _______________________________________________________
Возраст воспитанников_______________________________________________________________
Тема занятия ____________________________________________________________________ (При написании конспекта занятия на каждом из его этапов необходимо отразить цели и задачи деятельности педагога и воспитанников, методы и способы достижения поставленных целей, основное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей группы, в котором проводилось данное занятие в предшествующий период. Схема занятия является примерной, т.к. его структура зависит от специфики педагогической деятельности по воспитанию)
1. Организационный момент, включающий:
постановку цели, которая должна быть достигнута воспитанниками на данном этапе занятия (что должно быть сделано воспитанниками, чтобы их дальнейшая работа на занятии была эффективной);
определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе занятия;
описание методов организации деятельности воспитанников на начальном этапе занятия, настроя воспитанников на познавательную деятельность, тему занятия (с учетом реальных особенностей группы, с которым работает педагог)
Деятельность
воспитанников
Деятельность педагога
Примечание
2.Погружение воспитанников в тему воспитательного занятия, включающий:
определение целей, которые воспитатель ставит перед воспитанниками на данном этапе занятия (какой результат должен быть достигнут воспитанниками);
определение целей и задач, которых воспитатель хочет достичь на данном этапе занятия;
описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
описание критериев достижения целей и задач данного этапа занятия;
определение возможных действий педагога в случае, если ему или воспитанникам не удается достичь поставленных целей;
описание методов организации совместной деятельности воспитанников с учетом особенностей группы, с которым работает педагог;
описание методов мотивирования (стимулирования) познавательной активности воспитанников на этапе занятия;
описание методов и критериев оценивания ответов воспитанников в ходе беседы.
Деятельность воспитанников
Деятельность педагога
Примечание
3.Раскрытие основного содержания воспитательного занятия. Данный этап предполагает:
постановку конкретной воспитательной цели перед воспитанниками (какой результат должен быть, достигнут воспитанниками на данном этапе занятия);
определение целей и задач, которые ставит перед собой воспитатель на данном этапе занятия;
изложение основных положений нового материала, который должен быть освоен воспитанниками (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом изучаемого материала);
описание форм и методов представления нового материала;
описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности воспитанников с учетом особенностей группы, в которой работает педагог;
описание критериев определения уровня внимания и интереса воспитанников к излагаемому педагогом материалу;
описание методов мотивирования (стимулирования) познавательной активности воспитанников в ходе освоения нового материала;
Деятельность воспитанников
Деятельность педагога
Примечание
4. Закрепление основного содержания воспитательного мероприятия, предполагающее:
постановку конкретной цели перед воспитанниками (какой результат должен быть достигнут воспитанниками на данном этапе занятия);
определение целей , которые ставит перед собой воспитатель на данном этапе занятия;
описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового материала с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, с которыми работает педагог.
описание критериев, позволяющих определить степень освоения воспитанниками нового материала;
Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда воспитатель определяет, что часть воспитанников не освоила новый материал.
Деятельность воспитанников
Деятельность педагога
Примечание
5. Итоги занятия, рефлексия, включающие:
постановку целей самостоятельной работы для воспитанников (что должны сделать воспитанники к следующему занятию по данной теме);
определение целей, которые хочет достичь воспитатель в ходе следующих занятий по данной теме;
определение и разъяснение воспитанникам критериев оценки воспитательного мероприятия
Деятельность воспитанников
Деятельность педагога
Примечание
Протокол члена жюри конкурса «Всё начинается с любви: и вдохновенье,
и работа» 2013-2014 уч.г.
Первый этап – «Будущее начинается сейчас, завтра начинается сегодня»
Классный час по здоровьесбережению, проводимый педагогами на чужом классе.
Критерии оценивания (максимум – 5б.)
Алексеенко М.В.
Каратаева Н.А.
Комаров Р.А.
Мякишева О.Ф.
Манаева В.И.
Цекало И.В.
Черникова И.П.
Шпомер А.А.
актуальность содержания для обучающихся выбранного возраста
соответствие формы проведения содержанию материала,
нестандартность (уникальность) формы проведения
включенность обучающихся в содержание и деятельность,
уровень взаимодействия с обучающимися
паритет индивидуальных, коллективных и групповых моментов, эмоциональность, педагогическая культура учителя
Соответствие проведения классного часа заявленной технологии, форме, методу, уместность использования ИКТ.
Качество составления плана конспекта, самоанализа
Итоговая оценка
Член жюри конкурса _________________________________
Подпись _____________________________
Справка-анализ
о результатах Первого этапа конкурса классных часов по здоровьесбережению «Будущее начинается сейчас, завтра начинается сегодня»
С 11 ноября дан старт общешкольного конкурсапедагогического мастерства «Всё начинается с любви: и вдохновенье, и работа» 2013-2014 уч.г.
Первым этапом которого былопроведение классных часов по зоровьесбережению «Будущее начинается сейчас, завтра начинается сегодня».
Цель и Задачи которого пропаганда здорового образа жизни среди школьников.
активизация работы по овладению навыками здорового образа жизни;
выявление талантливых педагогических инициатив;
распространение лучшего педагогического опыта по здоровьесбережению;
Согласно положению в конкурсе заявились и приняли участие 8 классных руководителей. Это Алексеенко М.В., Комаров Р.А., Каратаева Н.А., Манаева В.И., Мякишева О.Ф., Цекало И.В., Черникова И,П., Шпомер А.А. Классные часы проведены во 2,3 кл., с 5-8 и 11 классах. Одним из условий конкурса было проведение классного часа на чужом классе с использованием новых воспитательных технологий, что классные руководители в большинстве своем в итоге и продемонстрировали. Были представлены следующие восп. технологии: здоровьесберегающая, групповой деятельности, технология интеллект-карт, проектная технология, технология сотрудничества, элементы шоу-технологии, а так же различные формы и методы такие как -круглый стол, дискуссия, беседа ,групповая работа, обучающий семинар, проведение опыта с использованием современного учебного оборудования интерактивные или частично –поисковые, наглядные и практические методы, принципы самостоятельности и творчества с учетом возрастных особенностей учащихся. Темы классных часов выбранные педагогами актуальны и представляют интерес для учащихся т.к, вопросы здоровьесбережения являются немаловажным фактором развития личности. Учащиеся узнали много нового и полезного о здоровом образе жизни и правильном питании, пользе и вреде компьютера, толерантного отношения к людям, биологических ритмах организма, о влиянии вредных привычек, все это способствовало формированию положительного отношения к здоровью как к величайшей ценности. Все классные часы проводились с использованием ИКТ, сопровождались презентацией, видео и аудио фрагментами, тренинговыми упражнениями, разыгрыванием сценок, ритмическими танцами, с помощью которых педагогами создавался эмоциональный настрой и положительный микроклимат. Классные часы прошли продуктивно и поставленные цели в основном были достигнуты, что подтверждает проведенная рефлексия -в созданных учащимися коллажах Мы против курения у Анны Александровны, в тренинге «Мое настроение» у Натальи Алексеевны, в практических рекомендациях у Веры Ивановны и Ольги Федоровны, в создании ситуации успеха у Ирины Викторовны, в памятке о здоровом образе жизни , пользе или вреде компьютера у Марины Валерьевны и Ирины Павловны, в тестировании у Романа Александровича.
Одним из основных критериев оценки проведения классного часа было качество составления плана конспекта и самоанализа, с чем большинство педагогов справились на хорошо и отлично, что послужило средством повышения квалификации и диссеминацией своего опыта.
Выводы и рекомендации по итогам проверки.
Наряду с положительным опытом первого этапа конкурса, хотелось бы отметить следующие недостатки в проведении классных часов.
Не соответствие проведения заявленной технологии или форме классного часа.
Недостаточная включенность обучающихся в деятельность.
Не соответствие некоторых пунктов планов – конспектов положению конкурса.
Педагогам начального и среднего звена при проведении классных часов использовать игровые формы и технологии (путешествия, соревнования, сюжетные игры )
Считаю что Цель и задачи конкурса достигнуты, т.к. активизировалась работа по овладению навыками здорового образа жизни, как у учащихся, так и у педагогов, выявлены талантливые педагогические инициативы с распространением лучшего педагогического опыта.
25.11.2013г.
Ст. вожатый /О.В.Балахнина/
«Утверждено»
Директор школы
__________ Е.Н.Мякишев
«____» _________20__года
Положение
о школьном конкурсе открытых уроков
«Всякая форма есть выражение внутреннего содержания» (Р. Роллан)
Общие положения
В соответствии с Положением школьного конкурса педагогического мастерства «Всё начинается с любви: и вдохновенье, и работа», требованиями, предъявляемыми к повышению профессионального уровня педагогов проводится второй этап школьный конкурса в форме проведения открытого урок деятельностного типа, проводимого в рамках конкретной педагогической технологии согласно рабочей программе по предмету.
Цели и задачи конкурса.
Конкурс проводится в целях повышения профессионального мастерства педагогов, выявления творчески работающих педагогов и развития творческого потенциала коллектива, создания условий для самореализации педагогических работников.
Задачи конкурса:
мотивация педагогов к применению современных образовательных технологий в образовательном процессе;
популяризация опыта педагогов, внедряющих современные образовательные технологии;
Создание условий для подготовки к переходу на ФГОС ООО.
3. Условия конкурса.
К участию в конкурсе допускаются учителя и другие педагоги школы, подготовившие план-конспект проведения открытого урока и организовавшие его проведение. Участники конкурса проводят урок в любом классе, используя конкретные современные образовательные технологии, формы и приемы.
Разработки плана-конспекта урока должны быть оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к методике той или иной технологии.
4. Требования к конкурсным работам
Участие в конкурсе предполагает проведение урока согласно заранее поданной заявке с указанием выбранного класса, предмета, темы урока, используемой технологии.
5. Порядок участия в конкурсе
Для участия в конкурсе участники должны подать заявку в устной форме:
1. ФИО учителя, класс, предмет.2.Тема урока, форма, технология, прием.
7. Сроки проведения конкурса
Приём заявок – до 27 ноября 2013 года.Проведение конкурса и работа жюри – 4-5 декабря 2013 года.
8. Подведение итогов конкурса
8.1. В жюри входят представители администрации, общественности.
8.2. Критерии оценки:
эффективность и оригинальность предложенной методики урока или образовательной технологии; оригинальность содержания и структуры урока
инновационный характер урока; адекватность выбора форм и методов образовательной деятельности на уроке;
педагогическое мастерство в развитии познавательной активности, творчества и самостоятельности учащихся;
развитие интереса и мотивации учащихся средствами содержания урока (актуальность, новизна, проблемность и другие качества привлекательности учебного материала);
соответствие содержания урока его целям, возрастным и индивидуально – психологическим особенностям учащихся, требованиям государственного образовательного стандарта;
коммуникативная культура педагога;
Итоги подводятся по сумме баллов и отражаются в экране конкурса
Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ. Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке
к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:
Определение темы учебного материала.
Определение дидактической цели темы.
Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
Продумывание структуры урока.
Обеспеченность урока (таблица).
Отбор содержания учебного материала.
Выбор методов обучения.
Выбор форм организации педагогической деятельности
Оценка знаний, умений и навыков.
Рефлексия урока.
Карта обеспеченности урока
Раздел (учебный элемент)
Материально-техническое оснащение (количество бумажных источников и компьютеров с необходимым программным обеспечением)
Учитель
Ученики
Время
Используемые бумажные источники
Используемые электронные ресурсы
Используемые бумажные источники
Используемые электронные ресурсы
При отборе электронно-образовательных ресурсов (далее - ЭОР) к уроку необходимо строго следовать следующим критериям: 1. соответствие ЭОР
целям и задачам урока;
основным требованиям к ЭОР (обеспечение всех компонентов образовательного процесса, интерактивность, возможность удаленного (дистанционного) обучения);
научно-педагогическим требованиям к ЭОР*;
эргономическим требованиям;
2. научность и достоверность предоставленной информации.
Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:
Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки;
личностно формирующая направленность урока.
Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
Сообщение нового материала.
Решение учебной задачи.
Усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
Закрепление изученного материала.
Обобщение и систематизация знаний.
Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации. Структура технологической карты включает:
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
цель освоения учебного содержания;
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
основные понятия темы;
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности. Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС;
определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
системно формировать у учащихся УУД;
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
соотнести результат с целью обучения после создания продукта - набора технологических карт;
обеспечить повышение качества образования.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:
учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
используются эффективные методы работы с информацией;
организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Примеры шаблонов технологических карт приведены в приложении. Основные понятияЦель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Цель обычно начинается со слов "Определение", "Формирование", "Знакомство" и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм. Задача - данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определенной процедуре. Формулировка задач должна начинаться с глаголов - "повторить", "проверить", "объяснить", "научить", "сформировать", "воспитывать" и пр.
Понятие "технологическая карта" пришло в образование из промышленности. Технологическая карта - технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определенного вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Приложение
ШАБЛОНЫ** технологических карт урока
Ф. И. О. педагога: ................................. Предмет: .............................................. Класс: .................................................. Тип урока: ............................................
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока*
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Изучение нового материала
Закрепление нового материала
Контроль
Рефлексия
Технологическая карта с методической структурой урока
Дидактическая структура урока
Методическая структура урока
Признаки решения дидактических задач
Организационный момент
Методы
обучения
Форма
деятельности
Методические
приемы и их
содержание
Средства
обучения
Способы
организации
деятельности
Актуализация знаний
Сообщение нового материала
Закрепление изученного материала
Подведение итогов
Домашнее задание
_____________________________________________________________________________
* Дидактическая структура урока формируется в соответствии с основными этапами урока, но может меняться в зависимости от типа урока. - Примеч. авт.
** Шаблон можно скачать из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Источник: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Автор: Е.В. Якушина, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. лаборатории медиаобразования ФГНУ "Институт содержания и методов обучения" Российской академии образования
План проведения методической недели
«Успешность профессиональной деятельности как один из критериев качества образования»
Срок проведения: 02-05 декабря 2013 года
Цели:
Повышение квалификации педагогических работников
Совершенствование информационной и технологической грамотности педагогов школы
Создание условий для представления передового педагогического опыта
День недели
Методические мероприятия
Время проведения
Место проведения
Ответственный
Понедельник
2 декабря
Педагогический совет в рамках интерактивной технологии РКМЧП «Эффективность урока стимул к успеху учителя и ученика»
13.40
Кабинет информатики
Ряполова Л.В.
Руководители ШМО
Вторник
3 декабря
Мастер-класс заместителя директора по НМР МБОУ «ПСШ №2» Перегудовой С.В. «Дистанционные образовательные технологии» тема на 3 декабря "Роль, место и значение ДОТ и ЭО в организации современного образовательного процесса"
13.40
Кабинет информатики
Ряполова Л.В.
Мякишев Е.Н.
Выступление учителя истории Цекало А.Г. по участию в реализации дистанционных технологий в нашей школе.
Среда
4 декабря
Уроки на конкурс.
Интегрированный урок английского языка и изо в 3 классе.
Тема урока - «В цирке». (Технология ИКТ и проектной деятельности). Учителя - Шпомер А.А., Коваленко О.Е.
11.20
(3 урок)
Кабинет физики
Жюри конкурса
Урок физики в 10 классе.
Тема урока – «Импульс. Закон сохранения импульса». (Технология ИКТ). Учитель – Шпомер Е.Е.
12.10
(4 урок)
Четверг
5 декабря
Уроки на конкурс.
Урок математики в 3 классе.
Тема урока – «Изображение чисел на числовом луче». (Технология проблемного обучения).
Учитель – Алексеенко М.В.
10.20
(2 урок)
Кабинет 3 класса
Жюри конкурса
Урок математики в 7 классе.
Тема урока – «Высота. Медиана. Биссектриса».
(Технология проблемного обучения).
Учитель – Комаров Р.А.
11.20
(3 урок)
Кабинет информатики
Урок литературы в 11 классе.
Тема урока – «Что с нами происходит, если женщины бросают своих детей?». (Технология педагогической мастерской).
Учитель – Каратаева Н.А.
12.10
(4 урок)
Кабинет информатики
Пятница
6 декабря
Методическая выставка разработок конкурсных конспектов уроков педагогов школы и методических пособий по применению образовательных технологий в образовательном процессе.
8.30-13.00
Учительская
Ряполова Л.В.
Общепедагогическая олимпиада в режиме онлайн «Если я знаю, что я знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше». (В.И.Ленин)
12.00 -14.30
Кабинет информатики
Ряполова Л.В.
Комаров Р.А.
Протокол члена жюри конкурса «Всё начинается с любви: и вдохновенье, и работа»
Второй этап (конкурс открытых уроков с использованием конкретных педагогических технологий, приёмов, методик)
– «Всякая форма есть выражение внутреннего содержания»
Критерии оценивания (максимум – 5б.)
Коваленко О.Е. (проектная технология, ИКТ)
Шпомер А.А. (проектная технология, ИКТ)
Шпомер Е.Е. (ИКТ)
Алексеенко М.В. (проблемное обучение)
Комаров Р.А. (проблемное обучение)
Каратаева Н.А. (педагогическая мастерская)
соответствие содержания урока его целям, возрастным и индивидуально – психологическим особенностям учащихся, требованиям государственного образовательного стандарта;
развитие интереса и мотивации учащихся средствами содержания урока (актуальность, новизна, проблемность и другие качества привлекательности учебного материала);
педагогическое мастерство в развитии познавательной активности, творчества и самостоятельности учащихся;
инновационный характер урока; адекватность выбора форм и методов образовательной деятельности на уроке;
эффективность и оригинальность предложенной методики урока или образовательной технологии; оригинальность содержания и структуры урока
коммуникативная культура педагога;
Итоговая оценка
Член жюри конкурса _________________________________
Дата _____________________________________
Подпись _____________________________
«Утверждаю»
Директор школы ______/Е.Н.Мякишев/
Положение о мастер-классе «Учиться всегда пригодится»,
третьем этапе конкурса «Всё начинается с любви: и вдохновенье, и работа»
1.Общие положения
1.1. Мастер-класс является одной из форм распространения собственного педагогического опыта и представляет собой открытый показ достижений педагога-мастера.
1.2. В мастер-классе объединяются педагоги, желающие получить полную информацию о позитивном опыте педагога-мастера и освоить предлагаемые им программы, методики и технологии.
2. Цель и задачи мастер-класса:
2.1. Создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.
2.2.3адачи:
· обобщение опыта работы педагога-мастера по определенной проблеме;
· передача педагогом-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
· совместная отработка поставленной в программе педагога-мастера проблемы;
· рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
3. Организация работы мастер-класса
3.1. Деятельностью мастер-класса руководит педагог-мастер.
3.2. Длительность мастер-класса 15-20 минут.
3.3. Педагог-мастер составляет программу мастер-класса и планирует его работу.
3.4. В ходе занятий мастер-класса рекомендуется использовать различные методы работы:
· представление системы уроков с наблюдением по заранее заданному плану;
· уроки со взрослыми, на которых демонстрируются методы и приемы эффективной работы с учениками;
· изучение результатов деятельности педагога-мастера и его учеников;
· самостоятельная разработка слушателями собственной модели урока по методике или технологии педагога-мастера;
· совместное моделирование урока;
4. Требования к структуре мастер-класса
4.1. Основными идеями при конструировании технологии мастер- класса являются деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский подходы.
4.2. Алгоритм технологии мастер-класса:
4.2.1. Индуктор (побудитель участников мастер-класса к активной работе) в качестве вступления.
4.2.2. Презентация педагогического опыта мастера.
· Краткое обоснование основных идей технологии, которая эффективна в работе с детьми.
· Описание достижений в опыте работы мастера.
· Определение проблем и перспектив в работе педагога.
4.2.3.Имитационная игра.
· Педагог-мастер проводит урок (занятие) со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы.
· Слушатели играют одновременно две роли: учащихся и экспертов, присутствующих на занятии.
4.2.4.Моделирование.
· Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели в режиме технологии мастера (он исполняет роль консультанта, организует и управляет самостоятельной деятельностью слушателей).
· Обсуждение авторских моделей.
4.2.5.Рефлексия.
· Дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
5. Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса.
5.1. Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса предлагается использовать следующие критерии:
Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представления, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры). Наличие оригинальных приемов актуализации, приёмов поиска и открытия, рефлексии.
Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
6. Порядок участия в конкурсе
Для участия в конкурсе участники должны подать заявку в устной форме:
1. ФИО учителя.2. Тема мастер-класса.
7. Сроки проведения конкурса
Приём заявок – до 27 декабря 2013 года.Проведение конкурса и работа жюри – с 14-16 января 2014 года.
«Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом»
Л. Боровиков
Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задач.
Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно технологически сложный процесс, поэтому остановимся на требованиях к его организации и проведению.
Требования к организации и проведению мастер-класса
Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников
Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников) при участии Мастера, инициирующего поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности участников.
Основными элементами технологии проведения мастер-класса, методическими приёмами является индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания, рефлексия.
Индукция. Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания - чаще всего неожиданное для участников, в чём-то загадочное и обязательно личностное.
Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастер-класса - групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причём участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.
Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.
Афиширование – представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними.
Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия слова «озарение», «инсайт», «понимание». Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях учёных, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.
Рефлексия последний и обязательный этап отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.
Позиция Мастера
При подготовке и проведении мастер-класса важно правильно определить собственную позицию Мастера. Позиция Мастера - это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности. Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью.
Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. Мастер работает вместе со всеми, мастер равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности.
Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.
Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса
Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы предлагаем использовать следующие критерии.
· Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
· Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
· Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
· Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
· Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
· Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
Возможная модель проведения мастер-класса
Этапы работы мастер-класса
Содержание этапа
Деятельность участников
Подготовительно-организационный:
Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образова-тельной, развивающей и вос-питательной). Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия
Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организа-ции занятия.
Основная часть.
Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы. Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями.
Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного.
Афиширование- представление выполненных работ.
Заключительное слово.
Анализ ситуации по критериям:
овладение общеинтеллектуальными способами деятельности;
развитие способности к рефлексии;
развитие коммуникативной культуры.
Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.
Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе
Характерные особенности мастер-класса:
Передача и обмен опытом;
Деятельностный подход (активная деятельность участников);
Глубокое сочетание теории и практики;
Смена деятельности;
Наглядность;
Образность;
Постижение через соучастие (тесное взаимодействие с участниками);
Получение немедленного результата (удовлетворение от полученных результатов);
Проводит яркая личность;
Нет назидательности;
Вызывает желание сделать, как мастер, сделать лучше;
Простота;
Доступность;
Творчество;
Инициативность;
Мозговой штурм;
Исполнение различных ролей;
Креативная, высокоинформативная, деятельностная обучающая форма, объединяющая неравнодушных людей;
Возможность получить «толчок» к творческой деятельности;
Рефлексивная деятельность.
Протокол члена жюри конкурса «Всё начинается с любви: и вдохновенье, и работа»
Третий этап – «Учиться всегда пригодится» (конкурс мастер-классов)
Критерии оценивания (максимум – 5б.)
Комаров Р.А.
Шпомер Е.Е.
Черникова И.П.
Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представления, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии
Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры). Наличие оригинальных приемов актуализации, приёмов поиска и открытия, рефлексии.
Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
Итоговая оценка
Член жюри конкурса _________________________________
Дата _____________________________________
Подпись _____________________________
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Енисейская СОШ»
____________________ Мякишев Е. Н.
«21»января 2014 г.
Положение
о школьном конкурсе
методических разработок нетрадиционного внеклассного мероприятия
для родителей «Родителям с заботой и любовью»
1.Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет порядок подготовки и проведения школьного конкурса методических разработок нетрадиционного внеклассного мероприятия для родителей «Родителям с заботой и любовью»
в рамках конкурса профессионального мастерства педагогов
«Всё начинается с любви: и вдохновенье, и работа».
2.Цели проведения конкурса:
развитие творческого потенциала и стимулирование профессионального мастерства педагогов;
выявление талантливых, творчески работающих специалистов;
повышение качества деятельности с родителями в образовательных учреждениях;
содействие распространению лучшего опыта работы педагогов.
3.Задачами конкурса являются:
обеспечение профессионального развития творческой компетенции классного руководителя;
создание электронного сборника методических разработок мероприятий;
расширение диапазона профессионального общения.
4.Порядок участия в конкурсе
4.1.Для участия в конкурсе участники должны подать заявку в устной форме:
ФИО кл. руководителя, тема до 3.02.14г.
4.2.Конкурс проводится на основе представленных авторских методических разработок, полностью взятые из сети Интернет разработки, не оцениваются.
4.3.Сроки рассмотрения и оценивания работ 6-7 февраля 2014 года.
5.Требования к содержанию методических разработок, представляемых на конкурс:
5.1.Методическая разработка должна представлять собой план-конспект внеклассного мероприятия для родителей