«Каким образом работа в группах будет влиять на активность и вовлеченность учащихся в процесс обучения»


Министерство образованияФилиал АО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области  Тема: «Каким образомработа в группах будет влиятьна активность и вовлеченность учащихся в процесс обучения». Выполнила: Булгучева В.А. Координатор: Кушнир М.П. 2015 г Иногда один человек не в силах что-то изменить, есть области, в которых другие лучше вас, есть люди, с которыми вы понимаете друг друга с полуслова, с полумысли и ваша совместная работа просто обречена на успех. Тогда-то вы и узнаете, что означает слово команда и насколько она важна в жизни. Когда энергия и талант каждого из вас, складываясь вместе, превращается в нечто потрясающее по своей мощи и силе, умножая и дополняя друг друга. Совместный труд воспламеняет в людях такую ярость свершений, какой они редко могут достичь в одиночку. Р.Эмерсон Тема: «Каким образом работа в группах будет влиять на активность и вовлеченность учащихся малокомплектного классав процесс обучения» Проблема: Снижение активности и вовлеченности учащихся в процесс обучения, что оказывает негативное влияние на качество знаний. Актуальность: Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т.к современное образование требует от школы, а значит и от учителя, поддержать инициативность, самостоятельность детей, сформировать у них навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.   Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценивать свою работу без привычной пятибалльной системы позволяет соблюсти принцип «отметочной безопасности», развивать интерес к предмету, а использование опорных сигналов (таблиц, схем, рисунков и т. п.) облегчит запоминание изучаемого материала.  Для мировой педагогики нового столетия характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Переход классно-урочной системы от фронтальной к индивидуальным и групповым формам работы – это требование времени, а не дань моде. И в этой связи представляется не совсем оправданным то скромное место, которое пока еще занимает в школе групповая работа. Цель: Исследование влияния групповой работы на активность и вовлеченность учащихся в процесс обучения. Задачи: Для учителя: повысить активность и вовлеченность учащихся в процесс обучения через внедрение групповой работы. Для учеников: повысить активность учащегося на уроке. Гипотеза:Групповая работа будет способствовать успешности обучения. Учащиеся научаться работать в группе, повысится активность и вовлеченность учащихся в процесс обучения.В результате групповой работы ученики научатся слышать и слушать друг друга, высказывать свое мнение, научатся задавать вопросы открытого типа для предоставления обратной связи.Ученик научится предоставлять обратную связь. «Мои ученики будут узнавать новое не от меня;они будут открывать это новое сами.Моя главная задача – помочь им раскрыться,развить собственные идеи».И.Г.Песталоцци Малокомплектные классы имеют свои специфические трудности, обусловленные небольшим количеством учеников и социальной средой, которая оказывает не всегда положительное влияние на процесс развития ребенка. Основное отличие урока в малокомплектном классе: класс разновозрастный; учитель перестраивается на работу то с одним, то с другим классом, не упуская из виду главную цель работы в каждом классе. Отсюда его сложности и особенности. Детям необходимо овладеть такими умениями, как:- сосредоточиваться на выполнении задания;- не слушать объяснения учителя для другого класса;- не слушать ответы учеников другого класса;- быстро перестраиваться, когда учитель обращается к ним. Структура уроков не отличается многообразием. Строятся они в основном по схеме комбинированного урока:- организация класса;-повторение изученного;-усвоение новых знаний;-закрепление;-задание на дом. Ведущих форм усвоения новых знаний, умений две:- работа под руководством учителя;- самостоятельная работа учеников.В сумме они занимают около 80-90% всего времени урока. Главный недостаток в уроке – слабое управление самостоятельной работой учеников со стороны учителя или полное его отсутствие. Учитель вынужден работать с каждым классом не более половины урока, а остальное время организовывать самостоятельную работу, внимание учителя рассредоточивается между двумя классами, при выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получить помощь учителя, учащиеся вынуждены работать самостоятельно при наличии помех со стороны других классов, учащиеся на протяжении длительного времени имеют минимальную возможность говорить, рассуждать на уроке, не учатся выражать свои мысли, слушать других. Особого внимания заслуживает планирование уроков в объединенных классах. Каким образом групповая работа будет влиять на планирование в малокомплектных классах? Одним из факторов, повышающих учебные разультаты учащихся, можно считать групповую работу. Именно эта форма работы как нельзя лучше будет способствовать формированию навыков 21 века. Традиционная школа, ориентированная на унифицированный процесс обучения, доминирующее положение учителя в классе, передачу знаний от учителя к ученику, не может обеспечивать подготовку подрастающего поколения к жизни в информационном обществе. Наиболее эффективные стратегии развития школьного образования связаны с формированием системы обучения, ориентированной на ученика. Как побудить учащихся в ходе урока к активной, интенсивной деятельности? Я думаю, осуществить это возможно через обучение в группах через сотрудничество. В коллаборативной среде обучения учащиеся развиваются социально и эмоционально, поскольку выслушивают разные точки зрения и вынуждены выражать и защищать свои идеи. Организация урока в форме групповой работы поможет решить существующую проблему, и поэтому темой моего исследования была выбрана следующая: «Каким образом работа в группах будет влиять на активность и вовлеченность учащихся в процесс обучения?». Я предполагаю, что групповая работа на уроке будет способствовать активному вовлечению каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Обучение станет более успешным. Через групповую работу у учащихся будут формироваться такие навыки, как умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание, принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата, умение работать с командой. Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся влияет на эффективность всего процесса обучения. Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Это способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам. Работа в группе воспитывает ученика, умеющего учиться, отстаивать свое мнение, задавать вопросы. Здесь нет пассивных и равнодушных. При групповой работе у детей формируется умение учиться самостоятельно приобретать знания, возрастает глубина понимания учебного материала. Растет самокритичность учеников, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют, у них вырабатываются навыки саморегуляции. Групповая работа на урокеКоманда – это сила! Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся влияет на эффективность всего процесса обучения. Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Это способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам. Работа в группе воспитывает ученика, умеющего учиться, отстаивать свое мнение, задавать вопросы. Здесь нет пассивных и равнодушных. При групповой работе у детей формируется умение учиться самостоятельно приобретать знания, возрастает глубина понимания учебного материала. Растет самокритичность учеников, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют, у них вырабатываются навыки саморегуляции. Использование методов взаимного обучения позволяет детям не только овладевать знаниями и умениями, но и учиться передавать их. Ученики, находящиеся на одном, близком уровне, могут осуществлять взаимообучение, взаимоконтроль, совместное обсуждение. Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Задачи: активизация познавательной деятельности, развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, развитие умений успешного общения. Многие темы программ начального обучения повторяются в каждом классе, но на разном уровне. Есть, следовательно, возможность использовать групповую организацию работы учащихся на однородном учебном материале, так спланировать учебный процесс, чтобы уроки по этим темам проводить одновременно в двух классах, создавая разновозрастные группы и организуя совместную деятельность детей разного возраста. Тогда старшие по возрасту становятся наставниками для младших, обучая других, сами обучаются. Младшие, повторяя вслед за старшими те или иные суждения, продвигаются вперед успешнее. Можно организовать работу слабоуспевающего ученика старшего класса в группе младших школьников. Обучая младших, слабоуспевающий сам обучается, повышается его учебная и познавательная мотивация, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач, повышается его самооценка. подготовки Группа по желанию Случайная группа Группа сформированная лидеромПо знакам ЗодиакаПо решению учителяПо темпераментуПо уровню подготовки Способы формирования группТехнологический процесс групповой работы. Составляющие групповой деятельностиПредварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания (постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя, раздача дидактического материала).Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.Работа по выполнению учебного задания.Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе;Рефлексия.Рефлексия. Группа по желанию Случайная группа Группа сформированная лидеромПо знакам ЗодиакаПо решению учителяПо темпераментуПо уровню подготовки Группа по желанию Случайная группа Группа сформированная лидеромПо знакам ЗодиакаПо решению учителяПо темпераментуПо уровню подготовки Организатор (лидер) – организует обсуждение и взаимопонимание, вовлекает всех в работу группы;Секретарь – оформляет решение группы.Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.Спикер – представляет результаты работы группы.Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.Каждый участник группы одновременно выступает в роли “ генератора идей”, “понимающего”, “критика”Ролевое распределение 1. Малые группы получают одно и то же задание2. Группы получают разные задания3. Группы получают разные, но работающие на общий результат задания4. Группы сменного состава 5. Работа групп по принципу «вертушки»6. Работа групп по принципу «эстафеты»Способы организации группового взаимодействия Мозговой штурм Это метод продуцирования идей и решений при работе в группе. Цель – поиск путей решения какой-либо проблемы. Задачи: Включение в работу всех членов группы; определение уровня знаний и основных интересов участников; активизация творческого потенциала участников; Правила проведения:- Называя идеи, нельзя повторяться- Чем больше список идей, тем лучше.- Разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы.- Идеи не оцениваются и не критикуются. - Участвуют все.- Все высказываются и все слушают.- Ограничение времени.Роль ведущего: - Определяет направление и тему мозгового штурма- Фиксирует идеи, высказанные участниками.- Держится в стороне от дискуссии.Формы групповой работы Групповая дискуссия Специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме. Цель: расширение групповых задач или воздействие не мнения и установкиучастников в процессе общения. Задачи: Обучение участников анализу реальных ситуаций.Формирование навыков формулирования проблемы.Развитие умения взаимодействовать с другими участникамиДемонстрация многозначности решения различных проблем.Роль ведущего: Обозначение проблемы.Побуждение к дискуссии всех участников.Сбор различных мнений и аргументов.Выделение общих точек зрения и важных пунктов.Подведение итога групповой дискуссии.Сообщение объективной информации по теме дискуссии и своего комментария. Ролевая играЦель: выработать оптимальное, основанное на уверенности в себе поведениев той или иной жизненной ситуации. Задачи: Предоставить участникам возможность применять новые формы поведения в ситуациях, приближенных к реальным.Показать, как поведение участников влияет на окружающих.Дать возможность испытать новые чувства, мысли, идеи.Побудить к работе, обеспечив обратную связь со стороны членов группы.Этапы ролевой игры: Постановка задачи – определение поведения, которое нуждается в коррекции или тренаже.Инструктаж и обучение участников исполнения роли запланированной ситуации.Разыгрывание ситуации.Моделирование желательного поведения.Отработка оптимального поведения.Получение обратной связи. Трудности комплектования групп Неодинаковыми по силе группы В практических и лабораторных работах сложно оценить овладение практическими навыкамиУчащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в учебном материале. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных заданиях, задачахТрудность объективного оценивания.Недостатки группового обучения Работая в группе мне:было легко и все понятновозникали трудности, которые мы преодолевалиработать трудно, много непонятногоработа в группе была эффективнойкаждый участник группы понимал свои задачи и выполнял свое заданиеРефлексия Основная роль школы сегодня – не только дать знания, но и подготовить учащихся к новым условиям жизни. Ученик должен анализировать знания, уметь применять их на практике. Он должен научиться быть активным.        Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его. Поэтому считаю использование группового метода в образовании и воспитании детей малокомплектных классов обоснованным и своевременным.