Сценарий воспитательного мероприятия Я презираю сигарету
Утверждаю:
Зам. директора по УВР
АУ ЧР СПО «КанТЭТ»
Минобразования Чувашии
____________Т.М.Ильина « » _________2013 года
Разработка сценария воспитательного мероприятия
по теме: «Я презираю сигарету»
Разработал: воспитатель
Федотова Н.К.
Канаш 2013
Цели:
Воспитание у учащихся бережного отношения к своему здоровью, привитие норм здорового образа жизни, профилактика курения.
Задачи:
1. Определение учащимися причин курения.
2. Мотивация учащихся на предупреждение курения.
3. Разработка списка мероприятий по профилактике курения.
Дата проведения: 5 ноября 2013 года.
Место проведения: читальный зал.
Начало: 19 часов.
Оборудование: плакаты, цветная бумага, листы ватмана, маркеры, музыкальный центр, ноутбук.
Плакаты:
Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье.
Г.Гейне
Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.
Гораций.
Если человек беспорядочен в своем отдыхе, нерегулярен в приеме пищи и неумерен в работе – болезнь убивает его.
Конфуций.
Наш организм создан для 120 лет жизни. Если мы живем меньше, то это вызвано не недостатками организма, а тем как мы с ним обращаемся.
К.Купер
Мероприятие начинается с выступления членов кружка «Золотое перо» (литературно-музыкальная композиция «Я презираю сигарету»).
Я презираю сигарету
Литературно-музыкальная композиция.
Действующие лица: Автор, Мозг, Табак, Дымок, Гортань, Легкие, Сердце, Желудок, Ноги, Беда.
Костюмы:
Мозг – одежда серого цвета, на голове огромный берет в форме полушарий головного мозга человека.
Табак – костюм зеленого цвета, украшен со всех сторон нарисованными и вырезанными из бумаги листьями, в руках огромные сигареты из бумаги.
Дымок – в одежде из легкого летящего материала темно – серого цвета, шифоновый серебристо- белый шарф, можно использовать для спецэффектов (дыма) селитру, хлорид аммония или йодид алюминия.
Гортань – бело- розовые одежды, к которым прикалывают анатомическое строение гортани, на шее можно повязать розовый или красный шарф.
Легкие – сиренево- розовые цвета одежды, к которым анатомическое строение легких.
Сердце – красного цвета костюм, перчатки, на лице нарисованы красные капельки слез.
Желудок – костюм, на майке которого нарисованы различные продукты питания, в руках различные овощи, которыми можно жонглировать или перебрасывать из руки в руку.
Ноги – девушка в мини-юбке, на высоких каблуках.
Беда – в черном балахоне с капюшоном. С косой в руках ( если есть искусственные челюсти, то они в другой руке, также для спецэффекта можно использовать различные пахнущие аэрозоли).
За кулисами остается автор. На сцену выходят: Мозг, Гортань, Легкие, Сердце, Желудок, Ноги. Выстраиваются в виде монтажа, читают пролог.
Пролог.
Многогранен мир природы, человек- творенье,
То, что делает с собой лишь одно мученье.
Курит, пьет, болезни лечит, спорит он с природой.
Сделал курево, как культ и почти что модой.
Вы послушайте рассказ про куренье.
Мы покажем напоказ недостатки эти.
Основная часть.
Действующие лица на сцене занимают соответствующие места. В центре, на троне Мозг, слева от него Ноги, Гортань, Сердце, справа Легкие, Желудок. Звучит легкое музыкальное сопровождение на протяжении всего мини-спектакля, в котором слышится дыхание, перистальтика и стук сердца. На фоне музыки начинает читать автор, и появляются действующие лица, играющие свои роли.
Автор: Как-то раз Табак пришел и сказал он гордо:
( Вальяжно, со скрученными огромными сигаретами, проходит мимо всех на сцене, подходит к Мозгу, протягивает сигарету. Актеры совершают действия по тексту. )Табак: Покури меня, дружок - сдружимся мы твердо!
Автор: Мозг подумал, посмотрел, покрутил сигарку:
Мозг: Может правда покурить? Это же ведь травка.
Автор: К губкам только он поднес, чиркнула вдруг спичка, с едким запахом Дымок потянулся лично. Стал Дымок – продукт сигар в путь свой отправляться: в Носоглотку и Гортань стал он продвигаться. К Легким ринулся и тут – тошнота и рвота, и круженье головы чувствуется что-то.
Сердце стало вдруг стучать часто и тревожно, а Гортань кашлять. Кашлять. Думать стало сложно.
(В музыкальном сопровождении изменяется частота сердцебиения, появляется кашель, хрипы).
Мозг прикинул и гласит:
Мозг: Разве это дружба. Раз кашляет и болит в горле так натужно?
Автор: Но Табак ему в ответ:
Табак: Ты не понял. Друг мой. Повтори еще разок и поймешь, что свой я.
Ну, попробуй, что, слабак? Или друг не нужен? Ты подумай, вроде нам не будет вместе хуже.
Автор: Мозг пред ним не устоял, затянулся снова и почувствовал вдруг «кайф», теплоту, истому.
(От органов в разных направлениях на подписанных маркером разноцветных воздушных шарах перебрасываются клубы дыма, окись, смолы, никотин, полоний, угарный газ, табачный деготь, мышьяк, синильная кислота, свинец, ароматические полициклические вещества).
Автор: а Гортань, дыша угаром, посылает Легким клубы дыма, окись, смолы, никотин. Полоний.
Никотин в табачном дыме сильно ядовитый, тормозит он все процессы, словно ты убитый.
А Табак мозгу твердит:
Табак: При Петре то первом фаворитом я бывал, шел дорогой верной. В трубках куривали, так нюхали, жевали, в самокрутках я бывал, меня не забывали.
Автор: Но коль скоро время шло, дружба не погасла. Но пришла Беда сюда, как она ужасна.
(на сцену выходит Беда, проходит мимо каждого действующего лица, присматривается к нам, прощупывает, показываем имеющиеся косу и челюсти, завершая свой обход, устраивается около Мозга).
Автор: На зубах уже налет, желтого он цвета, запах изо рта идет, слушай Мозг совета:
Ноги: Если будешь продолжать слушать сигареты, то здоровья не поднять никаким запретам.
Автор: И гортань ему твердит:
Гортань: Я болею очень, все першит, дерет вокруг, просто нету мочи!
Автор: Тяжко Легкие, вздохнув, молвили в ответе:
Легкие: Мы ведь тоже не пример по здоровью, дети. Мы природою даны, чтобы всем дышалось.
И не мучайте вы нас даже саму малость!
Автор: Сердце вторило им вслед:
Сердце: Тоже я страдаю, вед сужается просвет, кровью я рыдаю!
Автор: И Желудок возмущен:
Желудок: Язвы мне не надо! Прекращай скорее Мозг баловаться ядом!
Ноги: Ну а как же нам молчать?
Автор: Возмутились Ноги.
Ноги: Мы хотим еще ходить! Слышишь, Мозг, не охай!
Мозг: Как же бросить мне курить? Нету силы воли! Это все Табак – Злодей, я жертва поневоле.
Сердце: Если ты уж духом пал,
Легкие: Значит, все пропало!
Гортань: Если хочешь дальше жить,
Желудок: Бросить это надо!
Эпилог
Все органы организма встают и в виде монтажа заканчивают сцену. Мозг демонстративно, вместе с Табаком бросают свои сигареты, растаптывая их. Звучит финальная музыка, на фоне которой звучат слова.
Быть может, кажется смешным все то, что говорим,
Но все, же знаем, не один вдыхает этот дым.
Здоровье чахнет день за днем, а легкие чернеют.
Желтеет кожа, а потом и чувства все немеют.
Желаем вам здоровья, сил, прекрасных всем улыбок.
И образ ваш, чтоб был всем мил, и не свершать ошибок!
1 этап. Организационный момент. Деление студентов на группы.
На данном этапе создается настрой учащихся на предстоящую работу. Педагог обозначает свою роль и результаты, которые нужно получить; объявляет задачи; делит студентов на две малые группы.
На группы можно делить любым удобным способом. Например, по цвету раздаточного материала с заданием. Задания должны быть занимательными, не очень сложными. К примеру, можно предложить закончить фразы:
Мы за здоровый образ …
Курить – здоровью…
В здоровом теле – здоровый…
Здоровье дороже …
Карточки с заданием раздаются каждому, по просьбе педагога учащиеся разбиваются на подгруппы в зависимости от цвета полученной карточки. После этого педагог предлагает записать полученную фразу маркером на ватмане и дает дополнительное задание придумать название группы (что помогает сплочению группы, настраивает на общее принятие решений). Название группы также записывается маркером, можно попросить оформить красочно. Готовые плакаты вывешиваются на стенах в зале.
2 этап. Основной этап. Работа в командах с предложенными педагогом заданиями, упражнениями, ситуациями, играми.
Каждой группе предлагается составить список причин курения. Выбрать самые актуальные и записать их на предложенных педагогом цветных листочках (из каждой группы по 5 причин). После представления результатов данного этапа на стенде педагог проводит анализ и группировку предложенных причин: педагог называет одну карточку и с помощью учащихся находит сходные по смыслу и группирует их. Когда все карточки будут проанализированы, можно провести рейтинг наиболее актуальных (например, с помощью голосования). Выбранные актуальные причины распределяются между группами для дальнейшей работы: каждой группе необходимо предложить конкретные мероприятия по избеганию данной причины. Оформить список мероприятий в виде плаката. Презентацию результатов работы группы проводит один из ее членов, прерывать выступление вопросами или дополнениями не принято.
Плакат для презентации может выглядеть примерно так:
Причина Мероприятия
1.
2.
3
4.
5.
Ведущий. Всемирная организация здравоохранения в 1988 году объявила 31 мая всемирным днем без табака. Перед мировым сообществом была поставлена задача - добиться, чтобы в 21 веке проблема табакокурения исчезла. Как известно, отказаться от курения сложно, но возможно. И тем раньше вы это сделаете, тем лучше. Я предлагаю книгу «Как легко бросить курить» тем, кто хочет расстаться с этой вредной привычкой раз и навсегда.
Ведущий. Я знаю людей, которые говорят: «А ты закури и все пройдет». И вы знаете, как они ошибаются. По вашему мнению, как можно снять стресс? (Можно выйти в лес и громко закричать; залезть под душ; сосчитать до 10; включить музыку, закрыть глаза, представить себя животным и попробовать потанцевать.) Сегодня я хочу научить вас приемам быстрого снятия стресса, и если в течение жизни вы ими воспользуетесь, я думаю, вы будете быстро выходить из стрессового состояния.
Ведущий показывает ребятам упражнение – растирание ладошек.
Ведущий. Есть еще одно замечательное средство от стресса – это песня. Когда вам плохо – попробуйте петь.
Упражнение «Отравляешь ли ты себя».
Доказано, что сигареты содержат более 4000 химических веществ и соединений. Давайте рассмотрим только малую их часть.
Каждая группа получает листок бумаги, на котором записаны содержащиеся в сигаретах вредные вещества (мышьяк, винил-хлорид, ацетон, формальдегид, никель, фенол, никотин, полоний, кадмий, цианид), и их иное применение.Задание. Назовите сферы применения вредных веществ (10-15 минут).
Возможные правильные ответы
Вещества Применение
Мышьяк Яд для крыс
Ацетон важный элемент красок
и жидкости для снятия лака
Аммиак чистящее средство в хозяйстве
Кадмий содержащееся в масляных красках
вещество
Формальдегид применяется для бальзамирования
трупов
Никель применяется в гальванизации
(оцинковке)
Никотин отрава для насекомых
Фенол для изготовления пластмассы
Полоний радиоактивные отходы
Цианид яд для крыс
Винил-хлорид входит в состав мешков для
мусора
Сделайте вывод.
Упражнение «Прокуришь ли ты деньги?»
Предлагается небольшой математический расчет и способность вуализировать, на что еще можно потратить деньги. Пачка сигарет стоит примерно 40 рублей. Если выкуриваете полпачки сигарет в день, подсчитайте, сколько уходит денег:
--- в неделю
--- в месяц
--- за полгода
--- в год
Потом посчитайте, сколько тратится денег, если выкуривать целую пачку сигарет. Вместе подумайте, что можно купить на эти деньги?
Ролевая игра
«Создание антирекламы сигарет».
Каждая группа представляет рекламное агентство.
Задача агентств – создать рекламу продукта (предмета), направленного на сохранение и укрепление здоровья.
Ситуация.
Четверо друзей из одного двора решили встретиться в новогоднюю ночь, чтобы покататься с горки. Саша зашел за Андреем, затем они вместе пошли за Сергеем и Мишей. Михаил что-то очень долго копался в своей комнате, наконец, вышли на улицу. «А я для вас что-то припас»,- гордо сказал Миша и достал спрятанную в куртке пачку сигарет. «Вот это да!»- восхитился Андрюха, Сережа смутился, а Саша решительно заявил: «Я не буду курить!».
Вопросы.
Какие аргументы может привести Саша, чтобы убедить друзей отказаться от курения?
Что бы вы ответили, если бы вам предложили попробовать выкурить сигарету?
3 этап. Заключительный этап. Группы работают с таблицей.
Мой выбор – не курить
№ п/пАргументы «за» Аргументы «против»
1. 2. 3. 4. 5. 4 этап. Финальный этап. Обобщение и подведение итогов.
Можно начать с демонстрации плакатов, на которых видны все результаты работы. Можно предоставить участникам возможность свободного обмена впечатлениями. Группами выполнена аналитическая работа и составлен список мероприятий по предупреждению курения. Педагогу необходимо подвести студентов к мысли о том, что в данном случае знать причины курения недостаточно, нужно воплотить каталог выявленных мероприятий в жизнь. В конце педагог предлагает обменять пачку сигарет на пачку сока тем, кто окончательно решил бросить курить.
Список литературы:
1. Борисова Н.В. Технология обучения здоровью. – Чебоксары, 2005.
2. Горин А.Г. Курение и молодежь. – Киев, 1999.
3. Васильченко Е.А. Табакокурение. – М, 2000.
4. Еременко Е.С. Вред курения. – М, 2001.
5. Журнал «Последний звонок». №8, 2008.
6. Журнал «Формула здоровья». М, 2008.
Воспитатель: Федотова Н.К.