Доклад на тему: Опыт работы психологической службы в колледже.
Опыт работы психологической службы в колледже.
Психолог КГУ «КИТиС» Крылова Т.Н.
Работа педагога психолога в нашем колледже имеет свои специфические особенности, потому что все те профессии, которым мы обучаем, связаны с обслуживанием населения, а это не просто. Необходимо научить студента не только стать отличным профессионалом своего дела, но и уметь налаживать контакты с клиентами. Проведенные социологические исследования, как в нашей стране, так и за рубежом, говорят о том, что лишь 15% успеха зависит от профессиональных качеств работника в сфере обслуживания, все остальное - от умения работать с людьми. И когда студенты поступают в наш колледж, они еще до конца не осознают всей серьезности своего будущего. Ведь это первый шаг во взрослую жизнь, где большую часть времени они находятся в кругу еще мало знакомых людей. Перед ними стоит сложная задача – самоутверждение. А каждый из них имеет свой характер и темперамент, свои особенности и комплексы, привычки, которые не всегда хороши. Каждый год также состав наших студентов пополняется воспитанниками из детских домов. А это те дети, чьи родители в основном ведут неправильный образ жизни. И у них остается весь тот негатив в душе, который зародился с детства. И лишь со временем и при правильном подходе, ребята осознают себя полноправными членами общества. Многие пытаются самоутвердиться с помощью неординарных поступков, которые имеют разные последствия. И все те нормы и правила, которые им необходимо соблюдать, вызывают протест. Отсюда и вытекает цель моей работы педагога психолога: создание условий для успешной адаптации первокурсников. Для них все необычно и ново: не уроки, а пары, не учителя, а преподаватели и т.д. На этом этапе главная задача – наблюдение за прохождением периода адаптации и в случае необходимости оказание психологической помощи.
Начиная с сентября месяца ежегодно составляется база данных студентов, в которую входят все те, кто нуждается в более пристальном внимании со стороны администрации и воспитательно-психологической службы. Проводится анкетирование первокурсников на предмет адаптации и психологического комфорта в колледже. После тщательного анализа анкет на заметку берутся те студенты, чьи ответы показывают неудовлетворенность учебным процессом и обстановкой по колледжу в целом. Следующий этап работы – это составление социальных портретов групп, где подробно указаны не только биографические и личностные данные, наличие родителей, их место работы, но и краткие сведения о студентах, и их социальной уязвимости. Встречаются и такие, кто уже в школе состоял на учете в ПДН.
Затем с помощью различных психологических тестов и личных бесед, определяется причина проблемного состояния студентов, поступивших на первый курс, и за ними ведется постоянное наблюдение и ежедневный контроль. Таким образом, определяется «группа риска» и задача не только контролировать эту группу, но и вовлекать их в различные кружки, которые работают в нашем колледже. Ведь у каждого студента есть свои таланты и способности, необходимо только подобрать к ним ключик и заинтересовать их. Большое внимание уделяется конкурсам, в которых и ребята принимают активное участие, поддерживая конкурсантов и здесь очень важен психологический настрой, так как любая маленькая победа поднимает их самооценку. А это сказывается и на дальнейшей жизни. Вера в себя и собственные силы помогает им преодолевать все те препятствия, которые казались непреодолимыми. И так приятно видеть успешными особенно тех выпускников, которые приходили к нам с багажом комплексов.
Еженедельно с кураторами групп проводятся планерки, на которых обсуждаются злободневные темы. Большая работа проводится с родителями, на собраниях они также заполняют анкеты на уровень удовлетворенности образовательным процессом и психологической обстановкой в колледже. И если имеются, какие либо замечания, то они своевременно рассматриваются и делаются соответствующие выводы.
При анкетировании студентов, используются следующие методики: определение направленности личности, тест- опросник Айзенка, характерологический опросник К.Леонгарда, характерологические акцентуации личности и нервно-психологическая неустойчивость, тест «несуществующее животное», тест на темперамент, тест по З.Королевой «Ваши суицидальные наклонности», тест на уровень тревожности и т.д. С целью изучения качества преподавания учебных дисциплин и профессионального мастерства преподавателей мы проводим анкетирование: «Преподаватель глазами студентов». Здесь имеется восемь показателей, по которым студенты оценивают по десятибалльной системе профессиональное мастерство преподавателей. Это: ясное и доступное изложение материала, умение вызвать и поднять интерес к предмету, объективность в оценке знаний студентов, доброжелательность и тактичность в отношении со студентами, умение снять напряжение в группе, расположенность к себе манерой поведения и внешним видом, проявление терпимости к тем, кому нужно повторить многократно, умение создать на уроке условия для психологического комфорта. Анкета проводится анонимно и ребята во время анкетирования чувствуют свою значимость, потому что их мнение кому то интересно. Преподаватели, желающие ознакомиться с результатами анкетирования, получая информацию, могут сделать определенные выводы и, возможен пересмотр своего отношение к преподавательской деятельности. А это, как правило, отразиться на деятельности всего колледжа
А также с ребятами проводятся различные адаптационные тренинги. Нам необходимо учитывать индивидуальность каждой личности, помочь ребятам обрести уверенность в себе, сломать привычные стереотипы, мешающие достижению успеха. Правильное понимание реальности служит важным условием эффективной адаптации и поведения человека. После наших тренингов подростки совсем по другому относятся к такому явлению, как конфликт, понимая, что он может быть конструктивным и полезным, что конфликтов не надо бояться, а надо уметь управлять ими. И именно здесь, опираясь на известного всему миру Дейла Карнеги, необходимо помочь ребятам найти себя и свое место в этом мире. И чтобы преобразовать окружающий мир, необходимо начинать это преобразование с себя. Поэтому единственный способ на земле повлиять на другого человека – это говорить о том, чего он хочет, и научить его, как ему получить желаемое. Например, если вы хотите, чтобы ваш сын не курил, то не надо ему читать проповеди и говорить о том, чего вы хотите, а необходимо объяснить ему, что курение может помешать в занятиях любимым спортом или выиграть состязание в беге и т.д. Об этом необходимо помнить независимо от того, с кем мы имеем дело, - с детьми, взрослыми, животными. Каждый поступок, который мы совершили со дня рождения, мы совершили его, потому что чего-то хотели. Завтра, если мы кого- то захотим убедить что-либо сделать, необходимо подумать над тем, как заставить его захотеть это сделать. Потому что у каждого человека есть потребности и одна из самых основных – это признание своей значительности.
Система «правил Карнеги» бывает и содержит в себе противоречия. Попытка следовать всем правилам сразу может оказаться неудачной. Попробуйте одновременно реализовать принцип «будь искренен в выражении своих чувств» и принцип «веди разговор в русле интересов собеседника» в случае, когда интересы вашего собеседника вам лично неинтересны. Но это свойство всех жизненных систем. Знание правил не избавляет от необходимости искать и находить, думать и придумывать. И иной раз выход может быть найден путем поиска тем разговоров, интересующих всех участников беседы. А в другом случае страстная заинтересованность в самом собеседнике сделает увлекательной любую тему. Да мало ли можно найти путей решения проблем, если есть желание и мастерство. И поэтому работа педагога- психолога заключается прежде всего в том, чтобы любить людей и воспринимать их такими, какие они есть. Существует методика диагностики эмоционального выгорания. Это личностный опросник, предназначенный для диагностики такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающий у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительными воздействиями ряда неблагоприятных стресс-факторов, разработанный В.В.Бойко. По мнению автора, эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты . Могут возникнуть такие следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности. Стимульный материал состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение» (переживание психотравмирующих обстоятельств), «резистенция» ( неадекватное эмоциональное избирательное реагирование), «истощение» (эмоциональный дефицит, отстраненность). А преподаватели такие же люди со своими горестями и радостями. И с помощью этого теста можно дать достаточно объемную характеристику личности и наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Необходимо всем педагогом проходить данную диагностику, чтобы вовремя принять меры, иначе наше выгорание отразиться не только на нашей деятельности, но и на личностной жизни. И узнав о том, какие симптомы доминируют, можно подумать над тем, в каких направлениях надо влиять на обстановку в профессиональном коллективе, чтобы снизить нервное напряжение, какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и студентам.
Анкетируя студентов, часто приходится сталкиваться с такой проблемой, как непонимание в семье, отсюда идет негатив и недоверие к окружающим. Существует тест родительского отношения, проведя который можно сделать следующие выводы, например: высокие баллы по шкале «принятие – отвержение» говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, каков он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним немало времени и не жалеет об этом. Низкие баллы говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом. Поэтому, опираясь на В.В.Синельникова, известного практикующего психолога и психотерапевта, автора уникальных по простоте и эффективности психологических методик, пытаемся помочь и родителям разобраться в себе. Ведь каждый человек живет в своем мире и сам создает свой уникальный мир. Каждый из нас с самого рождения под воздействием родителей, взрослых, учителей, окружающей среды конструирует свою реальность. У каждого есть дети и всем им с детства объясняется, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а чего нельзя. То же самое с нами делали наши родители, бабушки, дедушки, учителя и другие взрослые. И мы настолько увлекаемся этим, что забываем одну очевидную истину: между самой реальностью и нашим миром существует огромная разница. И у детей свои мир и не надо им навязывать свое, а только предлагать, направлять их, а выбор должен остаться за ними. И тогда они будут жить в ладу и с собой и с окружающим их миром.
15