Выступление по теме Внеурочная работа и возможности дополнительного образования в духовно-нравственном воспитании детей

Филиал МБОУ «Комсомольская СОШ»
в посёлке совхоза «Селезнёвский»

Внеурочная работа и возможности дополнительного образования в духовно-нравственном воспитании детей


Черняновская Надежда Алексеевна
учитель начальных классов

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства.
Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.
Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве.
Нравственная ценность отбора содержания является также важнейшим принципом воспитательной работы образовательного учреждения.
Тематика внеурочной деятельности:
проблема культуры поведения, нравственного выбора (классный час «Дружба начинается с улыбки»), оценки положительных и отрицательных поступков героев художественных произведений (внеклассное мероприятие «Добро и зло»).
Работа с фольклорными формами зарождает чувство гордости перед историей и культурой народа, осознание вклада национальных культур народов России в создание и развитие общей культуры российского общества.
Внеурочная работа по духовно-нравственное воспитание продолжается в процессе внешкольной деятельности.
Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.
Неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания являются краеведение и поисково-исследовательская деятельность учащихся. Свою работу мои воспитанники проводят в предметном кружке «Край мой родной».
Цели работы кружка:
Изучение боевых и трудовых традиций своих земляков, летопись своего поселка и школы.
Развивать у детей поисково-исследовательское мышление, любовь к людям, родному краю.
Учить, понимать и любить прошлое, чтобы оценить по настоящему современное.
Темы:
Государственная символика России
Мой край – часть большой страны
Моё село – село родное
Моя родословная
Монастыри и соборы Тамбовщины
Историческое прошлое Тамбовского края (экскурсия
Страницы Красной книги
Окно в заповедный мир
Тамбовская крестьянская вышивка
Город на Цне (экскурсия
Тамбов православный
День русского солдата
Ордена и медали России
Героизм тамбовчан в годы Великой Отечественной войны
Экскурсия в краеведческий музей
По одежке встречают
Экскурсия по старому Тамбову
Мы изучаем боевые и трудовые традиций своих земляков, вносим коррективы в летопись своего поселка и школы, организовывали выставки «Русские ремесла», куда приглашали жителей нашего поселка А.А. Леонову, В.Ф. Третьякова, которые показывали, как работать на прялке, вышивать рушники, картины с изображением православных мест. Традицией стало и проведение фольклорных праздников: Рождественские посиделки, Зимушка-Зима, Масленица.
Большое внимание уделяю изучению истории заселения Тамбовского уезда, для чего совершаем экскурсии по старому Тамбову и православным местам Тамбовщины: монастыри города Тамбова, Трегуляевский монастырь, посетили Задонский монастырь. В ходе таких экскурсий школьники комплексно изучают родной край. Здесь, систематизируется и расширяется представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы, о людях, которые повлияли на развитие своего края.
Немаловажным при формировании духовно-нравственного сознания является и патриотическое воспитание. На примере реальных людей я знакомлю ребят с участниками войны и тыла, учимся брать у них интервью, проводим встречи, поздравительные мероприятия. Ветераны и дети ветеранов делились своими воспоминаниями о войне, показывали награды, личные вещи. В канун праздника Победы в нашем классе проводилось мероприятие «Детство, опаленное войной», в ходе которой состоялась встреча с узником концлагеря Беловым Анатолием Александровичем, жителем поселка «Селезневский». На внеклассном мероприятии «Женщины на войне» дети узнали о роли женщин на войне, проводили встречу с Баженовой Марией Григорьевной – артиллеристской во времена Великой Отечественной войны Кроме того, мы ежегодно принимаем участие в праздничном концерте ко Дню Победы.
В начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению поселка как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать.









‡ђ Заголовок 1‡ђ Заголовок 2‡ђ Заголовок 3‡ђ Заголовок 4‡ђ Заголовок 5‡ђ Заголовок 6‡ђ Заголовок 7‡ђ Заголовок 8‡ђ Заголовок 915